Контрольная работа
Требования к оформлению контрольных работ
1. Требования к структуре
Структура контрольной работы должна способствовать раскрытию темы: иметь титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы.
2. Требования к содержанию (основной части)
а) во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель работы, задачи и методы исследования.
б) при определении целей и задач исследования необходимо правильно их формулировать. Так, в качестве цели не следует указывать «сделать». Правильно будет использовать глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «показать», «выявить» и т.д.;
в) основная часть работы включает два-четыре вопроса. Каждый из которых посвящается решению задач, сформулированных во введении и заканчивается констатацией итогов;
г) необходимо давать ссылки на используемую Вами литературу;
д) заключение должно содержать сделанные автором работы выводы, итоги исследования;
е) вслед за заключением идёт список литературы, который должен быть составлен в соответствии с установленными требованиями. Если в работе имеются приложения, они оформляются на отдельных листах и должны быть соответственно пронумерованы.
3. Требования к оформлению
Объём контрольной работы – 15 страниц формата А 4, напечатанного с одной стороны текста (1,5 интервал, шрифт TimesNewRoman).
Параметры абзаца: выравнивание текста по ширине – страницы;
отступ первой строки – 1,25 мм.; межстрочный интервал – полуторный.
Поля: верхнее – 2,5 см.; нижнее – 2 см.; левое – 3 см.; правое – 1 см.
Нумерация страниц начинается с титульного листа.
На титульном листе и на странице «Содержание» номер страницы не указывается.
Нумерация указывается с третьей страницы.
На титульном листе указывается название вуза; тема контрольной работы; курс обучения, группа, ФИО автора; ФИО, учёное звание, степень преподавателя; город и год.
Список литературы оформляется в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТом.
Тема выбирается по последним цифрам номера зачетной книжки (1-2 знака)
Тема № 1: Эстетические взгляды Платона в диалоге «Государство»
Задание:
Законспектировать текст диалога Платона «Государство» по хрестоматии (сделать выписки) и подготовить ответы на вопросы.
Текст: Платон. Государство // Хрестоматия по теории литературы. - М., 1982. с. 70-80.
Вопросы:
1. Натурфилософия и метафизика в античности. Двоемирие как основа философских взглядов Платона. «Символ пещеры».
2. Мусическое и гимнастическое воспитание стражей в идеальном государстве Платона. Роль мифов в воспитании стражей. Искусство и мифология.
3. Роль поэзии в воспитании стражей.
4. Способы выражения, или стили поэтического искусства:
а) подражательный характер поэзии;
б) о способах подражания, определение родов поэзии;
5. Стиль как воплощение гармонии. Ремесло и поэзия. Эстетическое и нравственное, эстетическое и разумное.
6. Характер подражания в искусстве. Искусство и подлинное бытие. Общественная функция искусства.
7. Воздействие искусства на нравы. Общественная функция искусства.
8. \Платон - соперник Гомера\. Значение Платона в истории западной культуры.
Тема № 2: Система литературоведческих понятий в «Поэтике» Аристотеля
Задание:
1. Изучить содержание соответствующей лекции, других источников.
2. Законспектировать текст «Поэтики» Аристотеля по хрестоматии (сделать выписки) и подготовить ответы на вопросы.
Текст: Аристотель. Об искусстве поэзии. Гл. 1-6, 9 // Хрестоматия по теории литературы, с. 80-85, 86.
Вопросы:
1. Исторические судьбы \Поэтики\ Аристотеля. Характер использования её основных положений в позднейших эстетических системах. Общая композиция \Поэтики\ (реконструкция).
2. Система искусств у Аристотеля. Их классификация по средствам, предмету и способу подражания (гл. 1 - 3).
3. Происхождение и развитие поэзии (глава 4).
4. Общее определение эпоса, трагедии и комедии (гл.4-5).
5. Определение трагедии. Характеристика её частей (гл.6).
6. Противопоставление искусства и истории. Характеристика трагедии с точки зрения изображения исторических лиц и событий (гл.9).
7. Понятие катарсиса. Подготовить выписки из разных справочных изданий. (Словари и энциклопедии по философии, литературоведению, эстетике, культурологи и др.)
8. Значение «Поэтики» Аристотеля. А.Ф. Лосев и С.С. Аверинцев об Аристотеле.
Тема№ 3: Мифологическая школа в литературоведении
Задание:
1. Изучить содержание соответствующей лекции, других источников.
2. Изучить по хрестоматии и составить конспекты указанных ниже работ. Дать оценку излагаемых в работах научных представлений.
Тексты и основные вопросы:
I. Мюллер М. Сравнительная мифология // Хрестоматия по теории литературы. С. 341-345.
1) С какой целью следует изучать мифологию?
2) Периодизация развития языка, по Мюллеру.
3) В чем заключается позитивизм основных установок Мюллера?
4) Формулировка принципов сравнительно-исторического метода (компаративизма) в науке.
5) Объяснение мифа как результат естественного развития языка.
6) Значения теории Мюллера в литературоведческой науке.
II. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа, метод и средство его изучения (до раздела \Загадки\). Текст А.Н.Афанасьева опубликован в следующих изданиях: а) Афанасьев А.Н. Древо жизни - М.: Современник, 1982 с. 21-26; б) Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. - М.: Советская Россия, 1988 с. 39-93.
1) А.Н. Афанасьев об изначальной образности языка. Метафоричность, многозначность, синонимия в лексическом строе языка на ранней стадии его развития.
2) Два периода развития языка: «сочувственное созерцание природы» и период «мифических обольщений».
3) Происхождение мифов, по Афанасьеву и их преобразование в исторической жизни.
III. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности // Хрестоматия. С. 352 - 357.
1) Ф.И. Буслаев о языке как «главном культурном деятеле» доисторической эпохи.
2) Подробное рассмотрение связи языка со всеми сферами культурной деятельности.
3) Происхождение Поэзии. Миф. Сказание.
4) О взаимосвязи фольклорных жанров.
5) значение мифологической школы в русской науке.
Тема № 4: Художественно-биографическая критика Ш.-О. Сент-Бёва