Задание:
1. Изучить содержание соответствующей лекции, других источников.
2. Изучить по хрестоматии и составить конспекты указанных ниже работ. Подготовить ответы на основные вопросы.
Тексты и основные вопросы:
I. Художественно-биографическая критика Ш.-О. Сент-Бева.
Текст: Ш.-О. Сент-Бёв «Пьер Корнель» (1829) // Хрестоматия по теории литературы. С. 336-338.
1. В чем состоит значение биографической литературы?
2. «Момент истины» в понимании творческой биографии писателя.
3. Три основных влияния, формирующие художника.
4. Взаимосвязь литературного творчества и критики в литературном процессе.
5. «Художественный элемент» у СентБёва.
Текст: Ш.-О. Сент-Бёв «Дидро» (1831) // Хрестоматия. С. 339-341.
1. Принципы работы биографа - критика.
2. Художественное творчество и развитие культуры.
3. Искусство и совершенство. «Художественный элемент критики Сент-Бёва».
4. Сделать обобщение о критике Ш.-О. Сент-Бёва на основании изученных фрагментов.
Тема № 6: Культурно-историческая школа
Текст: И.Тэн «Философия искусства» // Хрестоматия. С. 345-351.
1. Общая характеристика исследовательского метода И.Тэна (гл. I).
2. Искусство и вопрос о подражании в работе И.Тэна: диалектическое развитие мысли (гл. II-IV).
3. Определения основного характера изображаемого предмета и художественного произведения в целом (V).
4. Позитивистские элементы в критике И.Тэна.
5. Сделать обобщение о методе И.Тэна на основании изученного фрагмента.
Тема № 7: Литературоведение и метапсихологияЗ.Фрейда
Задание:
1. Изучить содержание соответствующей лекции, других источников.
2. Законспектировать указанные ниже тексты и подготовить ответы на вопросы.
Тексты:
Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Университета, 1990.
Фрейд З. Поэт и фантазия // Вопросы литературы. 1990. N 8. С. 160-166
Фрейда З. Достоевский и отцеубийство // Вопросы литературы\. 1990. N8. С.. 167-181 (индивидуальное задание).
Григорьев И. Психоанализ как метод исследования художественной литературы. // З. Фрейд, психоанализ и русская мысль - М.: Республика, 1994.(Изучить и законспектировать гл. 1 - 4, с. 221-229).
Основные вопросы:
1. Теория художественного творчества по З. Фрейду (общая характеристика по материалам лекции).
2. \Леонардо да Винчи. Воспоминания детства\ З.Фрейда как образец психоаналитической практики в области искусства (выступление по индивидуальному заданию).
3. Основные положения статьи З.Фрейда \Поэт и фантазия\. Последовательный и подробный разбор текста статьи с комментариями.
4. Конструктивная критика и преодоление односторонности метода Фрейда в статье И. Григорьева «Психоанализ как метод исследования художественной литературы»
5. Охарактеризовать статью З.Фрейда \Достоевский и отцеубийство\ (выступление по индивидуальному заданию, возможно участие нескольких студентов).
Дополнительная литература:
3. Подборка статей З. Фрейда и других авторов, а также статья А. Гугнина «Зигмунд Фрейд - повторение пройденного?» в журнале \Вопросы литературы\ 1990. N 8.
4. Фрейд З. Психология бессознательного - М.: Просвещение, 1989.
5. З.Фрейд, психоанализ и русская мысль - М.: Республика, 1994.
Тема № 8: Формальная школа в русском литературоведении.
Статьи В.Б. Шкловского
Задание:
1. Изучить содержание соответствующей лекции, других источников.
2. Законспектировать указанные ниже тексты и подготовить ответы на вопросы.
Тексты и основные вопросы:
Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи - воспоминания - эссе (1914 - 1933) - М.: Советский писатель, 1990. Статьи «Воскрешение слова». С. 36 - 42; «Искусство как прием». С. 58 - 72.
1. Формальная школа в русском литературоведении и её основные принципы (по материалам лекции).
2. Различение прозаического и поэтического языков.
3. Историческая жизнь произведения искусства, проблема понимания. Искусство и жизнь современного человека.
4. «Воскрешение слова» и формы нового искусства.
5. Искусство и «мышление образами»: полемика с Потебней и Овсянико-Куликовским в эссе «Искусство как приём»:
а) искусство и образы, о значении приёмов в искусстве;
б) искусство и восприятие.
6. Искусство и «закон экономии творческих сил». Полемика со Спенсером, А.Н. Веселовским и А. Белым.
7. Автоматизация восприятия и задачи искусства. Определение искусства.
8. Описательное определение приёма остранения. Примеры остранения в литературе (Толстой и др.)
9. Значение формальной школы для русского и европейского литературоведения.
Тема 9: Литературное произведение как художественное целое
Задание:
1. При подготовке к ответу на основные вопросы занятия следует использовать материал лекции, учебников и учебных пособий по истории литературы.
2. Отрывки из статей, указанные ниже, необходимо законспектировать по книге: Введение в литературоведение: Хрестоматия: Под ред. П.А. Николаева. М.: Высшая школа, 1988. Страницы указаны по этому изданию.
Тексты и основные вопросы:
1. Понятие содержания и формы литературно-художественного произведения:
а) всеобщность содержания и формы;
б) органическое единство и взаимопроникновение содержания и формы литературного произведения; гегелевское понятие содержания и формы;
в) первоначально организующая роль художественного содержания и активность художественной формы.
2. В.Г. Белинский и Л.Н. Толстой о целостности художественного произведения.
Статьи:
В.Г. Белинский \Герой нашего времени\ Сочинение М.Ю.Лермонтова (С. 168, 169).
Л.Н. Толстой \Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана\ (С. 169).
3. Л.Н.Толстой о сущности художественного произведения, об органичности его художественного мира и задачах критики.
Статья: Л.Н. Толстой \Письма к Н.Н. Страхову\ (С. 169-170).
4. Понятие внутреннего мира художественного произведения.
Статья: Д.С.Лихачёв \Внутренний мир художественного произведения (С. 194-198).
5. Составить конспект статьи А.П. Скафтымова \К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы\ (С. 173-178).
6. Методология литературоведения и проблема единства содержания и формы.
Статья: А.С. Бушмин \Об аналитическом рассмотрении художественного произведения\ (С. 185-189).
7. Теория литературного произведения и её значение в литературоведческой науке.
Тема № 10: Литературоведение XX века. М.М. Бахтин «Ответ на вопрос редакции «Нового мира». Методологические проблемы теории М.М. Бахтина. Статьи «К методологии литературоведения», «Слово в романе»
Задание:
1. Изучить соответствующую лекцию, а также лекцию о герменевтике Гадамера.
2. Изучить и законспектировать указанные ниже тексты М. Бахтина. Самостоятельно выделить основные понятия, попытаться определить их в соответствии с логикой исследования.
3. Установить качество литературоведческой позиции М. Бахтина в предложенных текстах. Показать значение методологии М.М. Бахтина в европейском культурном развитии.
Тексты:
Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции \Нового мира\ // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 347 - 354.
Отрывки из указанных ниже текстов М.М. Бахтина даны в хрестоматии \Введение в литературоведение\ - М., 1988. Страницы указаны по этому изданию.
1. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Введение в литературоведение: Хрестоматия: Под ред. П.А. Николаева. М.: Высшая школа, 1988. С. 189-192, С. 449-450.
2. Бахтин М.М. Слово в романе // Там же, с. 339-341, с. 146-148.
3. Бахтин М.М. Эпос и роман // Там же, с. 417-420.
Тема № 11. Вопросы теории литературы в эстетике Гегеля
Задание: Изучить фрагменты из трактата Гегеля. Ответить на проставленные в связи с текстом вопросы. Сделать самостоятельно необходимые записи в тетради для практических занятий.
Вопросы:
1. О духовной сущности искусства. Прекрасное в природе и прекрасное в искусстве (с. 156-157).
2. Апология науки об искусстве (с. 157-158):
а) почему искусство достойно научного анализа? (метафизическое понимание искусства);
б) значение искусства как формы общественного сознания, познавательное значение искусства (с. 158).
3. О соотношении формы и содержания в искусстве (с. 158-160):
а) необходимое условие возможности художественного изображения (с. 159);
б) о конкретности как критерии истинности содержания искусства (159).
в) об индивидуальности формы и образа;
г) о единстве содержания и формы (с. 160).
4. Понятие идеи прекрасного, или идеала (художественного образа) (с. 161-163):
а) смысл формулы: \идея как действительность, получившая соответственно своему понятию форму, есть идеал\ (с. 161);
б) идеал как таковой, характер постижения сущности в искусстве (с. 162-163).
Источники:
1. Лекция по теории литературы.
2. Гегель \Лекции по эстетики\ // Хрестоматия по теории литературы. М., 1982. Страницы даны по этому изданию.
Тема № 12. Основные вопросы литературного творчества в эстетике А. Шопенгауэра
Задание: изучить текст «Основные идеи эстетики» А. Шопенгауэра по предложенному плану. Ответить на основные вопросы к тексту.
Вопросы:
1. Общая характеристика учения А. Шопенгауэра.
2. А. Шопенгауэр о сущности искусства (§36, с. 413-424). Гений:
а) искусство как род эстетического созерцания;
б) понятие \чистого познающего субъекта\;
в) гений и фантазия;
г) гений и рассудительность, гений и безумство.
3. Сущность и назначение произведения искусства и художника (§ 37, с. 424, 425).
4. О субъективном и эстетическом роде воззрения и объекте эстетического созерцания (§38, с. 425, 430, §41, с. 439-440).
Качество и источник эстетического наслаждения (§42, с. 443).
Виды искусства (§43, с. 443; §44, с. 449-451).
6. Искусство и вопрос о подражании. Понятие идеала (§45, с. 451-454).
7. Понятие характера в эстетике А. Шопенгауэр (§45, с. 455, 456).
8. Значение эстетических взглядов А.Шопенгауэра.
Источники:
Шопенгауэр А. Основные идеи эстетики // Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992, с. 413-472.
Тема №13. Искусствоведческие труды З. Фрейда
Задание: На практическом занятии по теории искусства у З. Фрейда рассматриваются два источника, которые изучаются самостоятельно по желанию.
Тексты и основные вопросы для понимания содержания:
I. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Вопросы литературы\. 1990. N8. С. 167-181.
1. Основные методологические предпосылки теории Фрейда, данные в статье.
2. Особенности биографического подхода у Фрейда, исключительное внимание к специфическим факторам, которые влияют на развитие психики, а не изучение социальных, идеологических, культурно-исторических предпосылок воспитания индивидуума.
3. О значении инфантильных переживаний Ф.М. Достоевского для формирования его психологического типа.
4. Анализ клинических симптомов и этиология эпилепсии Достоевского в интерпретации З. Фрейда.
5. Художественные особенности романов Ф.М. Достоевского в свете теории бессознательного З. Фрейда.
II. Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Университета, 1990.
1. Постановка проблемы психоаналитического изучения художественного творчества. Обоснование выбора художественного наследия Леонардо да Винчи.
2. Анализ разнообразных материалов по биографии Леонардо в непосредственной соотнесении с его высказываниями о творчестве.
3. Интерпретация художественных произведений Леонардо в связи с психоаналитическим и мифологическим материалом.
4. Итоговые выводы о характере творчества Леонардо в свете теории Фрейда.
Тема № 14. Концепция художественного творчества К.Г.Юнга (эссе \Психология и поэтическое творчество\)
Задание: Прочитать эссе К.-Г. Юнга «Психология и поэтическое творчество», изучить материал соответствующей лекции, ответить на основные вопросы к теме..
Текст: Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 103-118.
Основные вопросы для понимания содержания:
1. Психология и искусствознание. Две основные взаимосвязанные проблемы изучения: произведение и автор - две части эссе Юнга.
2. Критика психоанализа Фрейда и проблема психологического изучение искусства.
3. Классификация произведений искусства и виды творчества: психологическое и визионерское творчество.
4. Художественное произведение как выражение коллективного опыта, коллективной психики. Понятие «коллективного бессознательного».
5. О сверхличном в художественном творчестве, о порождающей сущности художника-медиума, которым говорит коллективная психика человечества.
6. Значение психоаналитической теории художественного творчества К.-Г. Юнга.
Основная литература
23..Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 2000, 2004.
24. Поспелов Г.Н. Теория литературы. - М., 1978.
25. Гуляев Н.А. Теория литературы. - 2 изд. - М., 1985.
26. Хрестоматия по теории литературы. Сост. Л.Н. Осьмакова. - М., 1982.
27. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2-х т. / Под ред. Н.Д Тамарченко. - М., 2004.
28. Теория литературы. Т.IV. Литературный процесс. - М.,2001.
29. Теория литературы. Т. III. Роды и жанры. - М., 2003
30. Теория литературы. Т. I. Литература. - М., 2005.
31. Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н. Поспелова. - М., 1988.
32. Введение в литературоведение. Хрестоматия. - М., 1988.
33. Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. - М., 1999.
34. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. - М., 1962.
35. Теория литературы. Роды и жанры литературы. - М., 1964.
36. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. - М., 1965.
37. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. - М., 1999.
38. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М., 1987.
39. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.
40. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. - М.,1996.
41. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. - М., 1999.
42. Современная западная философия. Словарь. - М., 1991.
43. Егорова Л.П. Технология литературоведческого исследования / учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 2001.
44. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. - М., 1991.
19. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М., 1976.
20. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М., 2005.
Дополнительная литература.
35. Аверинцев С.С. Поэты. - М., 1996.
36. Афанасьев А.Н. Древо жизни. - М., 1982.
37. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. - М.. 1990.
38. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.. 1986.
39. Бахтин М.М. Собр. соч. Т. 5. - М., 1997.
40. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. - М., 1989.
41. Борев Ю. Эстетика. - М., 1988.
42. Бродский И. Форма времени. Соч. в 2-х тт. - Минск, 1992.
43. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1989.
44. Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. - М., 2003.
45. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М., 1989.
46. Гадамер Г. - Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991.
47. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. - М., 1987.
48. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
49. Кандинский О духовном в искусстве. - М., 1992.
50. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993.
51. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М.. 1988.
52. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970.
53. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.
54. Лихачёв Д.С. О филологии. - М.. 1989.
55. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1 - М., 1990.
56. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М.. 1991.
57. Сакулин П.Н. Фиолология и культурология. - М., 1990.
58. Сартр Ж. - П. Стена. - М., 1992.
59. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. - М., 2006.
60. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
61. Тэн И. Философия искусства. - М., 1996.
62. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.
63. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. - М., 1990.
64. Шкловский В.Б. Гамбургский счёт. - М., 1990.
65. Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М.,1992.
66. Эйхенбаум Б. О литературе. - М., 1987.
67. Элиот Т.С. Назначение поэзии. - М., 1997.
68. Юнг К. - Г. Феномен духа в искусстве и науке / Собр. соч., т. 15. - М., 1990.