Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «Игровые приёмы и методы развития познавательных способностей и музыкальных интересов младших школьников»

 

по дисциплине: «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в общеобразовательных учреждениях»

 

Выполнила

студентка 3 курса 533 группы

Батанина Кассандра

Работу проверила

(оценка)

Федосова И. В.

 

 

г. Ханты-Мансийск

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………… 3

 

Глава 1. Теоретические основы развития познавательных способностей и музыкальных интересов младших школьников через использование игровых приемов и методов

 

1.1. Понятие интереса…………………………………………………………….5

1.2 Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста……………………………………...18

1.3. Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников………24

 

Вывод ……………………………………………………………………………33

 

Список литературы …………………………………………………………….35

 

Введение


Современная общеобразовательная школа предъявляет особые требования к психическому развитию поступающих в нее детей. Это связано с усложнением образовательной программы, а значит с большими нагрузками, с которыми придется столкнуться детям при обучении. Одним из таких требований является высокий уровень развития познавательных способностей – как основа интеллектуального развития ребенка. Эти способности позволяют ребенку выполнять любую деятельность: читать, писать или считать. Поэтому развитие познавательных способностей является одной из важнейших задач воспитания и образования школьников. В последние годы вопросы развития познавательных способностей привлекают все больше внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев народного образования. Реализации данной задачи посвящены разработки Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, А.В.Запарожца, И.А.Бурлаковой, Л.Ф.Тихомировой, К.В.Тарасовой, Н.А.Ветлугиной, Т.В.Скопцевой, В.И.Петрушина, А.Л.Готсдинера и др. Развитие познавательных способностей происходит в процессе выполнения деятельности. Эффективность этой деятельности зависит от наличия у ребенка интереса к ней. Таким образом, существует взаимосвязь между познавательными способностями и интересом. Развитие интереса к деятельности позволяет добиться высоких результатов в формировании познавательных способностей. Исследованиями в области данной проблемы занимались Б.М.Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский, О.П.Радынова, Е.В.Боякова, Т.С.Тарасов, Г.И.Панкевич и другие.

Наиболее эффективным методом, позволяющим решить как задачу развития познавательных способностей, так и задачу развития интересов, является игра. Это утверждают такие известные психологи и педагоги, как Л.С.Выготский, Ф.Фребель, А.С.М.акаренко, Е.А.Флерина, З.М.Истомина, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и многие другие.

Объект исследования – процесс развития познавательных способностей и музыкальных интересов младших школьников.

Предмет исследования – развития познавательных способностей и музыкальных интересов младших школьников через использование игровых приемов и методов.

Цель курсовой работы – изучение развития познавательных способностей и музыкальных интересов младших школьников через использование на уроке игровых приемов методов.

Задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме курсовой работы.

2. Дать характеристику познавательным способностям младших школьников;

3. Проанализировать методы музыкального воспитания младших школьников;

4. Раскрыть роль игровых приемов и методов на уроке музыки в начальной школе.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы, приложения. Общий объем работы …… страниц.

Практическая значимость работы: данная работа может использоваться начинающими учителями музыки или студентами в практической работе по музыкальному воспитанию школьниками.

 

Глава 1. Теоретические основы развития познавательных способностей и музыкальных интересов младших школьников через использование игровых приемов и методов

Понятие интереса

Одной из форм общественной направленности личности является интерес. По определению, данному в Советском энциклопедическом словаре, интерес становится «реальной причиной социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т.п. – участвующих в них индивидов, социальных групп, классов».

Сущность интереса как общего феномена и социального явления в его объективно – субъективном основании. В нем отражается объективная действительность, из которой человек выбирает то, что является для него ценным и значительным.

Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности, но далеко не все становится его интересом, а лишь то, что для него имеет необходимость и значимость. «Интерес, - писал С.Л.Рубинштейн, - всегда принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой – нибудь предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен».

Интерес – это единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта (А.Г.Здравомыслов).

Рассматривая интерес как педагогическую проблему, через призму ценностей, мы можем утверждать, что всякий интерес, если он социально полезен по своему предметному содержанию и направленности, представляет большую ценность для личности подрастающего человека. Благодаря интересу объективный мир какой – то стороной приближается к человеку, становится ему не безразличным, а необходимым, ценным для его существования и развития.

Как сложное и очень значимое для человека образование, интерес имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

избирательная направленность внимания человека (Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо);

проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рубинштейн);

активатор разнообразных чувств (Д.Фрейер);

особый сплав эмоционально – волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон);

активное познавательное (В.Н.Мясищев, В.Р.Иванов), эмоционально – познавательное (Н.Г.Морозова) отношение человека к миру;

структура, состоящая из потребностей (Ш.Бюлер);

специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Р.Ковалев).

Одной из самых значительных областей общего феномена «интерес» - познавательный интерес, имеющий особое значение в школьном возрасте. В школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира: происхождение, развитие, закономерности и особенности изучения.

Познавательный интерес – важнейшая область феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно – следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности, заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания.

Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребенка привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.

Познавательный интерес – явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волновать и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.

Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новому в развитии учеников, открывающему перспективы учения.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление.

Познавательный интерес становится ценнейшем мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, свое учение. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним (коллективные, профессиональные, широкие социальные мотивы и другие).

1. Познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником. «Интересно» и «неинтересно» - основные критерии оценки урока.

2. Познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается. Например, мотив обучения, коллективной жизни у школьника может быть не только положительным, но и негативным. Высказывание «Люблю школу за то, что в ней с ребятами можно быть» может означать, что с товарищами интересно проказничать.

3. познавательный интерес (как мотив) более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А следовательно, легче управлять его формированием.

4. познавательный интерес как мотив личности побуждает школьника заниматься увлеченно не только на уроке или в процессе подготовки домашних заданий. Под влиянием этого сильного мотива школьник читает дополнительную литературу по интересующему его предмету, постоянно ставит перед собой вопросы, решение которых позволяет более глубоко подойти к изучению предмета, находит источники удовлетворения свого интереса.

5. Познавательный интерес является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости самоутверждения, с широкими социальными и коллективными мотивами и так далее. Это необходимо учитывать, формируя познавательный интерес, потому что взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой, благотворно влияет на другие мотивы.

Характер мотивационной сферы, конечно, содействует развитию и формированию интереса школьника к учению.

Так, проникая в сущность познавательного интереса, устанавливая его наиболее значительные стороны, мы все более отчетливо видим его роль в обучении и воспитании:

будучи средством обучения, он обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков;

являясь мотивом учения и деятельности, познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. Становясь устойчивой чертой характера школьника, познавательный интерес способствует формированию личности, необходимой нашему обществу,- пытливой, активной, ищущей, творческой.

Широкий круг педагогических исследований познавательных интересов школьников позволили сделать вывод, что это важнейшее личностное образование в школьные годы может служить индикатором общего развития учащихся. Оснований для такого утверждения немало:

познавательный интерес связан с основной фундаментальной деятельностью – с учением, познавательной деятельностью, влияние которой на развитие человека нельзя переоценить;

познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств;

познавательный интерес выражает достаточно ясно отношение школьника к содержанию избираемой предметной области и деятельности, связанной с ее изучением. По этим проявлениям можно судить не только об уровне актуального развития ученика, но и о его перспективах о «зоне ближайшего развития» (Л.С.Выготский), обнаруживающей себя в предпочитаемой предметной области знаний особенно ярко.

Перспективы развития позволяют ученику целенаправленно использовать свободное время, свой досуг и различные виды деятельности для удовлетворения своих интересов. Активный характер учебной и свободной деятельности в избранной области (увлеченность выполнением заданий, инициатива в обогащении, стремление к более глубокому изучению предмета, желание передать свои познания товарищам, использовать их во фронтальной работе учителя с классом) позволяет установить уровень познавательных возможностей и их связь с развитием интереса.

Не случайны утверждения психологов (Б.Г.Ананьев, Н.Ф.Добрынин, Н.А.Менчинская) и педагогов (М.А.Данилов, М.Н.Скатнин) о том, что познавательный интерес и его становление – показатель общего развития школьника.

 

Как показывают психолого – педагогически исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний.

В учебно – познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объем систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки учителя сформировать приемы обобщения, а также поиск учащимися обобщенных способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса младших школьников, который чаще обращен не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Вот почему приближение цели деятельности к ее результату составляет для младшего школьника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но на процесс формирования личности ученика. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой учителем, происходит постепенное овладение обобщенными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес учащихся.

Познавательный интерес в его более совершенном виде способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

характером (многосторонними, широкими интересами, локальными – стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;

своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характере);

связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Главное же состоит в том, что наличие познавательного интереса в его совершенных формах и относительно высоких уровнях придает любой деятельности эмоциональную окрашенность, интеллектуальную активность и действенное начало. Поэтому в любой деятельности под влиянием познавательного интереса школьник может испытывать и радость от познания нового. Познавательный интерес не изолирован и не обособлен в ее структуре. Его формирование происходит вместе с формированием других мотивов, во взаимодействии с ними. Познавательный интерес, будучи изолированным и обособленным от общественных мотивов, может содействовать развитию «академизма», эгоцентризма, претензий на исключительность. Развиваясь во взаимодействии с общественными мотивами, познавательный интерес способствует духовному обогащению личности.

Познавательный интерес учащегося формируется в школьные годы под влиянием активной, самостоятельной деятельности по освоению окружающей действительности посредством обобщенного опыта человечества в научных истинах, препарированных в знаниях, и в свою очередь влияет на структуру личности, содействует личностно значимым процессам, жизненным установкам, планам, позиции школьника.

Познавательный интерес все более глубоко исследуется как аккумулятор и активатор деятельности, оставляющие значительное последействие в сознании, переживаниях, отношении учащихся к учению, учебному процессу, учителю, соучастникам познавательной деятельности, социальным, духовным, моральным ценностям, к которым они приобщаютс.

Мы считаем, что в учебно-познавательной деятельности, где происходит преподавание и учение, проявляются как объективно-субъективные характеристики общего феномена деятельности, так и субъективно-объектные отношения, на основе которых формируется познавательный интерес.

Смысл и значение включения в учебный процесс многообразия видов деятельности состоят в том, чтобы

обогатить учебно-познавательную деятельность и весь учебный процесс выявлением разносторонних связей и зависимостей между трудом, познанием и общением, составляющими деятельную основу обучения и учения;

доказать, что включение различных видов деятельности в учебный процесс содействует его эффективности, поскольку каждый из них по-своему активизирует учащихся, побуждает их к самостоятельности, содействует развитию склонностей в определенной предметной области, углубляет интерес к знаниям, учению в целом.

Взаимосвязь всех видов деятельности, включенных в учебный процесс, должна содействовать не только приобретению знаний, но и воспитанию, развитию многих необходимых качеств учащихся. В этой взаимосвязи проявляется влияние предметных особенностей каждого вида деятельности, происходит взаимодополнение их за счет особенностей друг друга.

В ансамбле видов деятельности каждый ученик может найти выход своим индивидуальным потребностям, проявить свои возможности, развить творческие силы, удовлетворить интересы.

Взаимосвязь различных видов деятельности, включенных в учебный процесс, может осуществляться в различных сочетаниях, как требует этого логика изучения определенного содержания. При этом важно иметь в виду их единство, присуще деятельности как общему феномену, сущностные свойства (целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность) и общность в построении (взаимосвязь компонентов целепологания и мотивов, предметного содержания и способов, процесса деятельности и ее конечных результатов).

Взаимосвязь различных видов деятельности в учебном процессе имеет следующие основания:

1. В учебном процессе осуществляется единство деятельности учителя и учащихся, которое обеспечивает, с одной стороны, социально и педагогически ценное освещение опыта, накопленного человечеством, с другой – деятельно-активное присвоение этого опыта при помощи овладения способами познавательной и других видов деятельности.

2. Основой взаимосвязи является единство труда, познания, общения, обогащению которых способствуют функции предметно-практической, художественной, игровой, общественной, спортивно-гимнастической и других видов деятельности.

3. Взаимосвязи видов деятельности образуют различные сочетания, также способствующие оснащению учебной деятельности: познавательно-художественной, художественно-оформительской, познавательно-игровой, театрализовано-игровой и т.д.

4. Особое место во всей системе взаимосвязей занимает общение, плодотворность которого является основанием для взаимосвязи любого сочетания.

Познавательная деятельность:

вооружает знаниями, умениями, навыками;

содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся;

развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес;

выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;

приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Предметно-практическая деятельность (в учебном процессе, на любых уроках она представляет элементы трудовой деятельности. Основные же ее функции осуществляются на уроках труда и в практических трудовых делах учащихся. В решении задач реформы школы эта деятельность должна способствовать профессиональной ориентации учащихся):

помогает уяснить практическую значимость науки;

развивает политехнический кругозор;

психологически и практически готовит к труду;

вооружает практическими знаниями, умениями, навыками;

развивает сенсорно-двигательную сферу.

Общение:

содействует обмену опытом и знаниями;

устанавливает коммуникативные связи с участниками учебной деятельности;

содействует стимуляции любой деятельности;

выявляет и оказывает влияние на становление благоприятных отношений между участниками учебной деятельности;

способствует формированию межсубъектных отношений.

Игра:

содействует развитию познавательных сил учащихся;

стимулирует творческие процессы их деятельности;

способствует разрядке напряженности, снимает утомление;

создает благоприятную атмосферу учебной деятельности, оживляет учебную деятельность;

содействует развитию интереса к учению.

Художественная деятельность:

содействует эстетическому воспитанию и освоению действительности;

развивает художественный кругозор;

формирует ценностные ориентации в области искусства;

обогащает эмоциональную сферу школьников;

выявляет и развивает творческие способности учащихся, их эстетический интерес.

Общественная деятельность:

оказывает опосредованное, но весьма значительное влияние на учебный процесс;

создает социальную направленность любой деятельности;

развивает организаторские умения и способности;

обогащает мотивы любой деятельности;

укрепляет успех;

содействует общественной оценке деятельности школьников;

способствует развитию активной жизненной позиции.

Многообразные виды деятельности, в который включен современный школьник, направлены на развитие, формирование познавательных интересов. Труд, познание и общение являются той основой, на которой формируются важнейшие личностные образования учащихся – интерес к миру, людям, полезной деятельности, активность, самостоятельность.

На этой основе все виды деятельности – общественная, художественная, игровая, предметно-практическая, способствуя выявлению потенциальных возможностей школьника, удовлетворению его интересов, запросов, всесторонне развивают и содействуют гармоничному развитию индивидуальности.

Комплекс педагогических исследований по проблемам активизации учебно-познавательной деятельности вскрыл значительные резервы формирования познавательных интересов и совершенствования учебного процесса в современной школе с использованием взаимосвязи деятельностей, включенных в обучение и учение. Практика показывает, что учителя с целью разнообразия и оживления учебно-познавательного процесса и ранее использовали элементы искусства (репродукции, музыкальные, поэтические фрагменты, учебные фильмы и др.). Это, действительно, оживляло уроки, мобилизовало внимание учащихся, было своеобразным дополнением к познавательной деятельности. Однако, привлекая элементы искусства, технические средства, учителя в своем подавляющем большинстве не ставили своей целью включать школьников в активную разностороннюю деятельность. Ученики продолжали оставаться в роли пассивных слушателей, зрителей. Задача исследования состояла в том, чтобы на основе взаимодействия и взаимосвязей различных видов деятельности включать учащихся в активный процесс учения, выдвижения и решения познавательных задач, активного оперирования способами, присущими конкретным видам деятельности, максимально использовать потенциал взаимосвязи деятельностей в учебном процессе, приближая школьников к позиции субъекта деятельности, а не просто исполнителя.

Проведенные исследования показали:

1. Процесс взаимосвязи деятельностей в учебном процессе может иметь зрительное разнообразие, способствующее активизации познавательной деятельности и формированию познавательных интересов учащихся;

взаимосвязь познавательной и практической деятельности удовлетворяла запросы и тех, кто углублялся в процесс познания, и тех, кто стремился непосредственно видеть результат своих практических материализованных действий;

познание во взаимосвязи с различными видами художественной деятельности (изобразительной, театральной, музыкальной и др.) обеспечивало удовлетворение особых склонностей учащихся;

взаимосвязь познания и игры (творческой, дидактической) давала пищу развитию ума, творчества во всех возрастных периодах школьника;

целенаправленное вовлечение речевой деятельности в познавательные процессы содействовало общей культуре школьника, обогащало их общее развитие;

взаимосвязь труда, познания, изобразительной деятельности вооружало школьников целым комплексом познавательных, художественных, практических способов и средств использования их в жизненной практике.

2. Особое место занимал процесс взаимосвязи познавательной деятельности и общения, способствующий обмену опытом, приобретенной информацией за пределами учебного процесса; коллективное выполнение деятельности индивидуальным распределением аспектов работы повышало ответственность за выполнение общего дела; постоянное общение учащихся с учителем содействовало формированию их познавательных интересов на основе межсубъектных отношений.

3. Особенно выразительной была выявленная тенденция положительного влияния общественной деятельности на познавательный интерес и активизацию учащихся любого возраста. Процесс общения, коллективные формы взаимосвязанных видов деятельности с выходом на общественную всегда обеспечивали значительный интерес, эмоциональный подъем, повышение настроения учащихся, стремление их к перспективам деятельности коллектива. Социальная значимость их труда, познания, общения, всех видов деятельности, укрепляемая общественно ценным результатом, становилась в процессе жизнедеятельности коллектива учащихся не только важнейшим стимулом, но и потребностью каждого осуществлять полезную, необходимую для других деятельность.

Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли и школы. Средневековая педагогика вслед за философией своего времени провозглашала идеи аскетизма, отказа от земных радостей, считала проявления интереса греховным началом в человеке.

В эпоху гуманизма педагогика выдвинула идею о привлекательном обучении, об учете интересов детей.

Другое освещение получил интерес в теории естественного, свободного воспитания. Жизнь возбуждает интерес ребенка, она наталкивает его на раскрытие явлений природы, на основе непосредственного интереса есть тысячи способов заинтересованности детей в измерении, определении, вычислении расстояний. Любопытство характерная черта человека, оно возникает из естественных желаний, врожденных стремлений. Только опираясь на естественную природу ребенка, можно обеспечить его учение.

В русской педагогике домарксистского периода интерес в обучении рассматривался как важное средство воспитания и учебной деятельности. С наиболее верных позиций интерес в обучении раскрыт революционными демократами и разделяющими их позицию А.Д.Писаревым и К.Д.Ушинским. считая учение серьезной деятельностью, которую нельзя превращать в забаву, революционные демократы признавали интерес важным побудителем учебной деятельности вместе с мотивами долга, ответственности.

Интерес, по К.Д.Ушинскому, не только средство успешного обучения, это и важный стимул нравственного воспитания. Пустые интересы, отвлекающие ребенка от нравственного и прекрасного в действительности, препятствует целям воспитания. Лишь направленность к полезному и нравственному утверждает в человеке чувство собственного достоинства.

Д.И.Писарев советует учителям не пробуждать интерес к учению занимательными рассказами, а способствовать самопознанию учеников, так осуществлять «преподавание, чтобы ученики сами замечали процесс своего развития. Как только этот отрадный факт сделается для них осязательным и несомненным, как только они увидят значительный шаг вперед – они, несомненно, пристрастятся к умственным занятиям, которые дали им возможность сделать над своими особами такие приятные и лестные наблюдения».

Для Д.И.Писарева интерес является важным мотивом учения, воспитание которого представляет несомненные трудности, так как приохочивать гораздо труднее, чем приневолить. Но эти трудности окупаются высоким результатом учения, все то, что изучается по принуждению, забывается при первом удобном случае. Средствами воспитания интереса как мотива учения Д.И.Писарев считал раскрытие закономерностей наук, связь знаний с жизнью, общение со взрослыми, подлинное уважение воспитателей и учителей к ученикам.

Педагогические взгляды Н.А.Добролюбова и Н.Г.Чернышевского основаны на том, что интерес в обучении развивается на основе природосообразного подхода к ребенку, ценность же интереса состоит в том, что он развивает внимание, воображение, чувства, мыслительные способности, волю, содействует самостоятельности личности на основе ее убеждений. От интереса в учении к интересу социальному – вот путь, который намечали революционные демократы в развивающем и воспитывающем обучении. Их главная идея состояла в том, что недостаточно находить удовольствие в размышлениях над книгами, даже отражающими жизнь, важно активно вмешиваться в жизнь.

Итак, интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Современной педагогике чрезвычайно важно утверждение силы и влияния интереса в обучении как необходимого фактора формирования личности обучающихся. Формируя способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ученика и является, таким образом, не только средством успешного обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности.

 

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялось тем, что игра чем-то созвучна природе ребёнка.

Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребёнка. Ребёнок в младшем школьном возрасте весь поглощён предметом и способами действий с ним, его функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребёнка от взрослого и ребёнок замечает, что действует как взрослый. Ребёнок ещё не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направление своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смысл их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенными переживаниям.

Обобщённость и сокращённость игровых действий являются симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны, деятельность.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребёнка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образдного к словеснологическому, понятийному мышлению, что придаёт мыслительной деятельности ребёнка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим прицепам. Однако отвлечённые, формально-логические рассуждения детям ещё не доступны.

В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников. оно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов.

По мере усвоения учебной деятельностью и усвоению основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой. Дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствует формированию характера и развитию воли. Усилия (физические и психологические), которые ребёнок делает в игре, плодотворны, так как в игре не заметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые впоследствии пригодятся ему в жизни. Игры разнообразят вид деятельности на уроке, воспитывают интерес к предмету, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий. Без игры и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любезности.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: