Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников




Мир, в котором мы живем, наполнен музыкой. Она звучит на улице, дома, по радио и телевизору, в театре и в кино, в школе и в клубе. Музыка сопровождает торжественные заседания и спортивные игры, массовые гулянья и дружеские встречи. В работе она помогает найти ритм, в горе и радости – излить чувства, в поде – преодолеть усталость. От первого дня и до дня последнего, от колыбельной песни и до траурного марша – музыка сопутствует человеку. По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает художественной литературе или кино. Не обладая особым голосом или развитым музыкальным слухом, многие из нас поют или напевают «про себя» полюбившуюся песню, танцевальную мелодию и т. д.

Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.

Сила музыки – в ее сходстве с интонацией человеческой речи. Интонацией голоса человек передает состояние своего внутреннего мира, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, мы по одной только интонации речи, а также по ее громкости, темпу можем определить то, что нам сообщается: событие радостное или печальное, приказ или просьба и т.д. По интонации можно почувствовать национальную принадлежность и индивидуальные особенности его личности.

Богатство живой человеческой речи, и прежде всего ее интонационное богатство, использует музыка, чтобы выразить определенные чувства, настроения, переживания. Это – основа особой образности музыки, которая является прежде всего искусством выразительным, а не изобразительным – в отличие от живописи или скульптуры.

Музыкальная «речь» возникает в результате сложной и тонкой переработки звуков природных, человеческих. В человеческом пении или игре на музыкальных инструментах звуки находятся в таком сочетании и гармонии, какие, за редким исключением, нельзя встретить в природе. Богатство звуков и звуковых сочетаний певец или музыкант использует для того, чтобы выразить и передать другим людям свои чувства, настроения, переживания.

Музыкальное произведение – это звуки, особым способом переработанные, построенные в определенную систему и «льющиеся» в определенном порядке.

Что дает нам музыка?

Музыка – один из самых «человечных» видов искусства. Потому что от рождения она живет в каждом из нас – в чувствах радости, печали, восторга, в интонациях нашего голоса и т.д. Восприятие и понимание музыки зависит от эмоционального опыта человека, а не только от его музыкальных способностей.

К тому же музыкальный слух и музыкальная память развиваются в результате определенных усилий самого человека. От того, как часто слушает он музыку и какая это музыка, зависит, станут ли они друзьями.

Восприятие серьезной музыки требует определенной подготовленности слушания ее – некоторых усилий. Без музыкальной грамоты невозможно ощутить логику развития музыкальной мысли, а без этого любое музыкальное произведение будет только хаосом непонятных звуков. Тот, кто ограничивается только «легкой» или «развлекательной» музыкой, обкрадывает себя эмоционально и духовно. Потому что опера, балет, соната, симфония несут в себе такие сложные чувства и переживания, не испытав которые человек заведомо обеднеет духовный мир.

Музыка, как никакое другое искусство, может помочь людям найти общий язык, сплотить и объединить их.

То, что происходит в душах людей, когда они слушают музыку, можно определить древнегреческим словом «катарсис» - глубокое потрясение, ощущение через переживание. Музыка объединяет и сплачивает людей, заставляет их переживать сложнейшие чувства, придает людям силы, вливает в них мужество в самые трагические моменты жизни. Музыка способна на многое в воспитании человека. АОН может не только вселить веру в себя и жизнь, но и подсказать интересную мысль, улучшить вкус. Вот почему великие композиторы, создавая прекрасную музыку, мечтали о том, чтобы их искусство дошло до людей, очищало и обогащало их чувства.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Она сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» (Д.Д.Шостакович).

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальное ухо и эмоциональную отзывчивость – два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Развитие интереса формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Так, в пении, во время слушания музыки, на занятиях ритмикой, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей.

Изучение процесса формирования познавательных интересов учащихся на уроке позволило с большей полнотой обосновать задачи формирования познавательных интересов учащихся:

1. содержание учебного материала, которым овладевают школьники, многообразный и разносторонний процесс учебной деятельности учащихся и общение между участниками процесса;

2. содержание учебного материала каждого учебного предмета обладает богатейшими возможностями для укрепления и развития познавательных интересов учащихся;

3. педагогически организованный процесс познавательной деятельности школьника – важнейший источник формирования познавательных интересов учащихся. Для подкрепления познавательного интереса необходимы все более совершенные способы учения, удовлетворяющие творческую и самостоятельную поисковую деятельность школьника;

4. общение между учениками, между ними и учителем, не являясь обособленным источником формирования познавательных интересов, оказывает значительное влияние, усиливая воздействие стимулов, поступающих от содержания и процесса деятельности;

5. в учебном процессе на уроке каждый источник познавательного интереса выступает, не обособленно, не изолированно, а во взаимной обусловленности. Поэтому картина динамики познавательного интереса учащихся на уроке зависит, во-первых, от связи стимулов между собой; во-вторых, от места их в структуре учебного процесса; в-третьих, от решительной нейтрализации «серости», свойственной урокам тех учителей, которые не проявляют заботы об интересах учащихся на уроке.

Это в полной мере можно отнести к формированию музыкального искусства у детей младшего школьного возраста.

Воспитание музыкальной культуры школьника невозможно без развития у них музыкальных способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.

Музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся: ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально – слуховыми представлениями, музыкально – ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки представляют собой музыкальность.

Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают школьникам возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи. Это в свою очередь является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей.

Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности.

Вместе с тем восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. В методической литературе оно определяется как слушание. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах) способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных потребностей.

Осознание содержания произведения и средств музыкальной выразительности начинается с осмысления жанровых особенностей музыки. Жанр песни, танца, марша первоклассники определяют легко. Поэтому, знакомя учащихся с многими примерами жанровой музыки, учитель стремится, чтобы ребята не только почувствовали ее характер, но осознали особенности каждого жанра. Для этого им дается задание сопоставить пьесы и найти в них общее.

Жанровые особенности произведений легче осознаются младшими школьниками в активной музыкальной деятельности.

Развивая у учащихся восприятие музыки, учитель стремится формировать у них способность следить за развитием музыкального образа. Поэтому во время слушания пьес он постепенно ориентирует ребенка на то, чтобы они внимательно слушали музыку до конца, замечали изменения в ее развитии.

Итак, эмоционально-осознанное восприятие музыкального произведения способствует более глубокому проникновению в его содержание и осмыслению его идеи. Каждый ученик, имея свой музыкальный опыт и индивидуальные особенности, по-своему воспринимает музыкальное произведение. При этом восприятие музыкального образа зависит от его развития музыкальных и творческих способностей.

Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию.

«Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не только о качестве произведения, но и о качестве исполнения … работа над песней – не скучная зубрежка и не механическое подражание учителю, - это увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент: это процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней, надо много работать …» (Н.Л.Гродзенская)

Хоровое пение – наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей способствуют развитию здорового голосового аппарата.

Отношение учителя к вокально-хоровой деятельности на уроке музыки во многом сказывается на общих результатах его работы. Пение, и в особенности хоровое, - один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране. Сохранить сегодня певческие традиции без учителя музыки практически невозможно.

Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, притопы. Им свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.

Музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие учащихся: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока.

Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления.

Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.

Второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы, шага, поскоков, кружения, хлопков, построения и перестроения.

Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее назначение на уроке – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать их интерес к исполнительской деятельности.

Включение в урок игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач:

1. стимулировать исполнительскую детей на занятиях, во внеклассной работе и в свободное время (на праздниках, в семье);

2. способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов;

3. воспитать интерес к игре в оркестре; различать тембр инструментов;

4. активизировать развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический слух);

5. способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.

При выполнении учебно-воспитательных задач решающее значение принадлежит репертуару, методам работы. Музыкальный материал должен быть доступным для совместного исполнения учеников и учителя.

В результате занятий школьники должны:

знать название инструментов;

уметь различать на слух тембры инструментов;

овладеть приемами и способами игры на каждом инструменте.

В работе с учащимися начальной школы могут быть использованы лишь самые простые инструменты. Это музыкальные инструменты ударной группы (треугольники, тарелки, бубны, маракасы, барабан), так и звуковысотные (колокольчики, металлофоны, ксилофоны). Все инструменты должны издавать чистый и приятный звук, привлекать детей своим внешним видом. При игре на любом инструменте необходимо сидеть за свободным положением тела, или головы.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

· выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

· смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

· названия изученных жанров и форм музыки;

· образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

· названия изученных произведений и их авторов;

· наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь

· узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

· определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

· определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

· передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

· исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

· исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

· исполнения знакомых песен;

· участия в коллективном пении;

· музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

· передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

Итак, федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

· освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

· воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

· а самое главное на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к музыкальному искусств.

Специфические особенности на данном возрастном этапе: зарождения и первоначальное проявление отношений к музыкальному искусству; стремление ориентироваться в музыкальных произведениях; накопление основных нормативных требований и правил, осуществляющих воспитание эстетических качеств человека с музыкой. Требования к музыкальной воспитанности младших школьников представляют планируемый результат обучения и воспитания в начальной школе. Данный уровень знаний и умений о музыкальном искусстве должен достигаться на занятиях по всем дисциплинам, а не только на специальных уроках.

Вывод

Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии учебный материал усваивается с трудом, часто формально.

Интерес формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания.

Особое значение в развитии детей имеет познавательный интерес. Элементарные проявления неосознанного познавательного интереса наблюдаются у детей на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире.

С поступлением в школу интересы ребенка постепенно переключаются с игровой деятельности на учение.

Перед школой стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся интересов пробуждать, формировать и развивать новые социально ценные интересы.

Особое место в учебном процессе занимает развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству. Музыка, учебный предмет в общеобразовательной школе, способствующий развитию музыкально – эстетической культуры школьников.

Занятия музыкой со школьниками ставят своей целью пробудить интерес к этому виду искусства, потребность в общении с подлинно художественными произведениями; научить понимать язык музыки, выразительно исполнять доступные музыкальные произведения, формировать творческие способности. Главная задача предмета, как и массового музыкального воспитания, - влияние на духовный мир детей, формирование нравственно-эстетического отношения к искусству. Большую роль в разработке новых идей музыкального образования и воспитания сыграли Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.Я.Брюсова, В.Г.Каратыгин и др. Значительное влияние на разработку методики преподавания музыки в школе оказали психологи – педагогические идеи Л.С.Выгодский об изучении искусства, а также педагогические взгляды А.П.Блонского.

Музыкальное воспитание является особой областью эстетического воспитания. Оно опирается на закономерности музыкального языка и исторически сложившуюся логику музыкального мышления. Существенным компонентом музыкального воспитании является музыкальное обучение и образование, позволяющее овладеть языком музыки, приобрести знания, умения, навыки, развивать музыкальные особенности, необходимые для музыкальной деятельности, что невозможно без развития интереса к этому виду искусства.

 

Список литературы.

1. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1982.

2. Алиев Ю.Б. Программа «Музыка» // Начальная школа. 2001, №8.

3. Асафьев Б.В. О музыке XX века. – Л.: Музыка, 1983.

4. Брюсова Н.Я. Детское музыкальное творчество // Искусство в школе, 1929.

5. Венгер В.А., Мухина В.С. Психология. Учебное пособие для педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1988.

6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968.

7. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева. – М.: Просвещение, 1991.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: