Тема 4. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция




1. Безработица, ее формы и естественный уровень

2. Закон Оукена, последствия и регулирование уровня безработицы

3. Инфляция, ее причины и виды

4. Последствия и издержки инфляции

5. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса

 

Вопросы для обсуждения

1. Как определяются уровень экономической активности населения и уровень безработицы?

2. Кого можно считать безработным?

3. Назовите основные виды безработицы и их характерные черты.

4. Что представляют собой показатели: «естественный уровень безработицы», «потенциальный ВНП»?

5. В чем заключается опасность безработицы?

6. В чем суть закона Оукена и как он используется в макроэкономической политике?

7. По каким направлениям осуществляется государственное регулирование рынка труда?

8. Каковы признаки инфляционного роста цен?

9. Что представляет собой инфляционная спираль? Как определяется уровень инфляции?

10. Назовите основные виды инфляции.

11. Почему в XX в. инфляция стала постоянным экономическим явлением?

12. Каковы внутренние и внешние причины инфляции?

13. Есть ли у инфляции положительные моменты?

14. Какая инфляция опаснее: подавленная или открытая?

15. Что такое «инфляционная ловушка», в чем практический смысл рассмотрения этой модели?

16. Что представляет собой «фоновая инфляция», от чего зависит ее уровень?

17. Какие экономические показатели используются для измерения уровня инфляции?

18. Почему инфляция является налогом на бедных?

19. Что представляют собой дефляция, дезинфляция, стагфляция, инфляционный шок?

20. Зависимость между какими экономическими процессами определяет кривая Филлипса?

21. Какие подходы используются при обосновании кривой Филлипса в дол­госрочном периоде?

Решите задачи

Задача 1. Население страны стало приобретать только три товара в количестве и по ценам, приведенным в таблице:

Товары Цены 2008 г. и кол-во покупок Цены 2009г. и кол-во покупок
Теннисные мячи (ден.шт.)        
Теннисные ракетки (ден.шт.)        
Сетка для тениса (ден.шт.)        

Чему равен % изменения цены каждого товара?

Чему равно % изменение общего уровня цен?

Задача 2. Жители некоей страны исключительно вегетарианцы. Они тратят все свои доходы только на приобретение капусты, брокколи и моркови. В 2009 году они приобрели 100 кочанов капусты на сумму 200 ден.ед., 50 пучков брокколи на 75 ден.ед. и 50 морковок на 50 ден.ед. В 2010 году – 75 кочанов по 225,80 ден.ед., 80 пучков брокколи на 120 ден.ед. и 500 морковок на 100 ден.ед. Если 2009 год базисный, то каковы темпы инфляции в 2010 году?

Задача 3. В некоей экономике работают 2 человека: Боб выращивает бобы, а Рита – рис. Они потребляют одинаковое количество риса и бобов. В 2009 г. бобы стоили 1 ден.ед., а рис – 3. В 2010 г. они стали стоить: бобы 2, а рис 6. Чему равен темп инфляции?

Задача 4. В январе цены выросли на 10%, а в феврале – еще на 20%. Как подорожал товар в феврале, если на 1 января он стоил 100 рублей?

Задача 5. Годовой уровень инфляции – 20%. Каким был уровень инфляции в месяц, если оставался постоянным в течение года?

Задача 6. Месячный уровень инфляции равен 10%. Найдите уровень инфляции для данного года, если он оставался неизменным.

Задача 7. Уровень инфляции в США в 1996 году составил 1,9%, а в следующем году – 3,6%. Найдите уровень инфляции за два года.

Задача 8. Найдите число лет, необходимое для удвоения уровня цен, если годовой уровень инфляции неизменно равен 1%, 10%, 70%.

Задача 9. Номинальный ВВП вырос за год на 5%, а дефлятор ВВП на 10%. Найдите процентное изменение реального ВВП.

Задача 10. Каким был темп инфляции, если существуют такие данные по каждому году:

1-й год номинальный ВНП = 875 ден.ед., реальный ВНП = 795,5 ден.ед.

2-й год номинальный ВНП = 963 ден.ед., реальный ВНП = 672 ден.ед

3-й год номинальный ВНП = 1080 ден.ед., реальный ВНП = 469,5 ден.ед

Задача 11. Найдите уровень безработицы в стране, если население 246,1 млн.человек, в том числе 185,4 млн.человек взрослое население. В экономике занято 121,1 млн.человек, безработных – 6,7 млн.человек. Какое число людей не включено в трудовые ресурсы, в том числе из взрослого населения? Каков уровень безработицы?

Задача 12. Уровень безработицы в стране 7,8%, а численность безработных – 5,5 млн.человек. Найдите численность трудовых ресурсов. Каково число занятых?

Задача 13. Население некоторой страны составляет 178 млн.человек. В данный период времени из них – 25 млн. – дети, 20 млн. – пенсионеры и недееспособные лица, 0,75 млн. находятся в исправительных учреждениях, а 12 млн. – учится на дневных отделениях вузов и техникумов. В стране зарегистрировано 2,1 млн.безработных. Определите численность трудовых ресурсов страны, число занятых и уровень безработицы.

Тема 5. Денежный рынок. Теория денежного обращения

1. Деньги и их виды и функции

2. Денежные теории и агрегаты

3. Спрос на деньги

4. Предложение денег. Банковский и денежный мультипликатор

5. Равновесие на денежном рынке

 

Вопросы для обсуждения

1. В чем различие марксистского и функционального подходов по вопросам сущности и функций денег?

2. Какие свойства золота привели к закреплению за ним роли денег?

3. В чем суть и причины процесса демонетизации золота? Каковы экономические последствия этого процесса?

4. Из каких элементов состоит денежная система? Какие существуют типы денежных систем?

5. Что такое денежные агрегаты, для чего они применяются?

6. Что представляет собой денежная база или деньги повышенной мощности?

7. Какие существуют теории спроса на деньги, в чем их практический смысл?

8. В чем суть закона денежного обращения?

9. В чем заключаются особенности векселя как платежного инструмента?

10. Каковы формы безналичных расчетов?

11. Назовите составляющие спроса на деньги.

12. Какие основные факторы определяют величину спроса на деньги?

13. От каких мотивов, согласно Дж. Кейнсу, зависит спрос на деньги?

14. В чем суть портфельной теории спроса на деньги?

15. Какие факторы влияют на величину предложения денег?

16. Что такое денежный мультипликатор?

17. В чем отличие денежного мультипликатора от банковского?

18. Что представляет собой денежный рынок?

19. Назовите отличительные черты денежного рынка.

20. Как устанавливается равновесие на денежном рынке?

21. Что характеризует равновесие на денежном рынке?

Решите задачи

Задача 1. Предположим, что в этом году предложение денег составляет 500 млрд.ден.ед,, номи­нальный ВВП - 10 трлн.денн.ед., а реальный ВВП - 5 трлн. Чему равен уровень цен и ско­рость обращения денег? Какое предложение денег должен обеспечить ЦБ в следующем году, чтобы инфляция составила 10%?

Задача 2. Чему равен спрос на деньги, если скорость обращения денежной единицы составляет 22 оборота в год, а масса денег составляет 657 млрд.рублей?

Задача 3. Какова денежная масса в экономике, если каждая денежная единица в год участвует в 12 сделках, а номинальный ВНП составляет 546 млрд.долларов.

Задача 4. Реальный годовой объем производства составляет 640 млрд. руб., а скорость обращения денег равна 4. В этом случае масса реальных денег в экономике достигнет величины, какой?

Задача 5. Определите денежные агрегаты по таким данным...

Небольшие срочные вклады - 1630 млрд.ден.ед.

Крупные срочные вклады - 645 млрд.ден.ед.

Сберегательные вклады - 300 млрд.ден.ед.

Наличные деньги - 170 млрд.ден.ед.

Сертификаты- 448 млрд.ден.ед.

Задача 6. Предположим, что банк принял решение, что его резервы будут составлять 10% суммы вкладов, а остальная часть начнет работать. Чему в этом случае равна норма резерва?

Задача 7. Рассчитайте величину обязательного резерва и количество денег, которые банк может ссудить фирме, если норма резервирования составляет 30%, а у банка есть 100 млн. ден. единиц.

Задача 8. Предположим, что депозиты коммерческого банка возросли на 250 млн. руб. Норма обязательного резерва на тот момент составляла 20%. Каково максимальное увеличение предложения денег?

Задача 9. Представьте, что вы берете 100 ден. единиц, которые хранили под подушкой, и кладете их на банковский счет. Если эти 100 ден. единиц останутся в банковской системе в качестве резервов, а норма обязательных резервов 10%, на сколько возрастет сумма вкладов в банковской системе? На сколько увеличится предложение денег?

Задача 10. Предположим, что банковская система имеет резервы в сумме 100 млрд. ден. ед. Допустим, что норма резервов составляет 10% от величины вкладов. Чему равен денежный мультипликатор? Чему равно предложение денег?

Задача 11. При норме обязательного резерва капитала в 20% и первоначальном вкладе в 4 млн. долларов, На какую сумму коммерческие банки могут увеличить свои кредитные резервы?

Задача 12. Коммерческий банк принял вклад в размере 250 тыс. рублей под 12% годовых, выдал такой же кредит, но под 15%. Определите прибыль банка в этой операции.

Задача 13. Как изменятся размеры кредитной эмиссии банков, если ЦБ увеличит норму обязательного резерва с 10% до 15%, а сумма первоначального вклада 3 млн. рублей.

Задача 14. Вы положили в банк 40 тыс. рублей под 20% годовых. Какую сумму можно будет получить через полгода?

Задача 15. Что выгоднее и насколько: взять кредит в банке под сложный процент из расчета 20% годовых на 2 года или под 22,5% с ежегодной выплатой %?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: