ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ




Взаимосвязь музыки И рисования КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. В решении задачи всестороннего развития личности важная роль принадлежит искусству. В постанов­лении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенство­вании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" и в "Основных направлениях реформы обще­образовательной и профессиональной школы" в качестве одной из важнейших задач выдвигается повышение уровня эстетического воспи­тания учащихся, улучшение художественного образования с целью формирования чувства прекрасного, развитие умения ценить красоту и понимать произведения искусства во всем их многообразии.

"Приобщение человека к художественной культуре, - говорил то­варищ К.У.Черненко, - эстетическое воспитание дает прочные резуль­таты, когда оно начинается с. малых лет". Одним из существенных факторов повышения эффективности эстетического воспитания детей дошкольного возраста является поиск оптимальных условий организа­ции процессов приобщения ребенка к различным видам искусства и творческой деятельности на этой основе.

В исследовании мы исходили из положения марксистско-ленинской эстетики о том, что комплексное воздействие видов искусства яв­ляется важным средством формирования художественных способностей, эстетических чувств, творческого отношения к окружающей действи­тельности.

Имеющиеся в литературе данные свидетельствует о положитель­ном влиянии воздействия взаимосвязи резных видов искусства на личность (Ю.Б. Борев, А.Н. Буров, В.В. Ванолов, Н.А. Дмитриева, С.М. Каган, Ю.А. Кремлев, Б.С. Мейлах). В возрастном аспекте оно рас­сматривается применительно к школьникам и детям дошкольного возраста как в нашей стране (Н.А. Бетлугнна, И.Л. Дзержинская, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, т.г. казакова, Н.П. Сакулина, С.М. Чемортан), так и за рубежом (М. Пшиходзинська-Качичек, К. Левандовська, М. Кли­манова, А. Подгорна, А. Атанасовэ, Э. Башич).

Сочетание музыкальной и изобразительной деятельности - одно из наиболее продуктивных с точки зрения формирования у детей пол­ноценного, комплексного художественного восприятия. Однако единая система комплексных занятий по музыке и изобразительной деятельно­сти до сих пор не создана, так как остаются не раскрытыми условия влияния музыки на изобразительное творчество, не определены методы осуществления взаимосвязи данных видов искусства в учебном про­цессе, отсутствует характеристика механизмов перевода образов музыкальных произведений в изобразительные.

Существующая практика проведения комплексных занятий в до­школьных учреждениях не может достаточно эффективно служить раз­витию детского изобразительного творчества и эстетическому воспи­танию в целом ввиду отсутствия методики выявления взаимосвязи му­зыкальных и графических образов. Вместе с тем передовой опыт ра­ботников дошкольного воспитания подтверждает необходимость прове­дения комплексных занятий по изобразительной и музыкальной дея­тельности. Однако занятия такого рода, как правило, носят эпизоди­ческий характер. Детские рисунки, выполненные по музыкальным впе-чатлениям, передают отдельные элементы произведения и являются невыразительными, фрагментарными.

Все это определило актуальность темы исследования.

Предмет исследования - влияние образа музыкального произве­дения на образ в детском рисунке.

Цель исследования - выявить возможности и условия осуществле­ния взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду.

В своем исследовании мы исходили из следующей гипотезы.

I. Использование музыки в изобразительной деятельности детей стар­шего дошкольного возраста оказывает существенное влияние на каче­ство их рисунков. 2. Это влияние возможно при условии ориенти­ровки детей в характере и выразительных средствах, способствующих созданию музыкального образа, и определенном уровне владения ими средствами графической выразительности. Может иметь место соотно­шение между отдельными средствами музыкальной и графической выра­зительности в детском рисунке.

В исследовании решались следующие задачи:

1. Выявить влияние музыкального образа на детский рисунок.

2. Определить те педагогические условия, при которых восприя­тие музыки и последующее графическое воспроизведение музыкального обреза способствуют развитию детского изобразительного творчест­ва.

3. Выяснить соотношение отдельных средств музыкальной и гра­фической выразительности в процессе взаимосвязи этих двух видов художественной деятельности.

Для осуществления поставленных задач использовались следую­щие методы исследования: анализ и обобщение опыта практической работы по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности городских и сельских детских садов Молдавской ССР (всего 70 дет­ских садов); поисковый и формирующий эксперименты в дошкольных учреждениях республики с целью разработки методики формирования у детей старшего дошкольного возраста умения слушать музыкальное произведение и создавать изображение на его основе. Разработка и апробация этой методики проводились на протяжении шести лет.

Научная новизна. Впервые специальному изучению подверглось влияние воспринятых детьми музыкальных образов на их изобрази­тельную деятельность.

Определены требования к отбору музыкальных произведений, образы которых могут быть переданы средствами ри­сунка; разработана методика, при которой осуществлялась трансфор­мация музыкального обреза графическим путем.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что оно вносит вклад в разработку комплексного подхода в процессе эс­тетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Полу­чены новые данные, свидетельствующие о влиянии музыки на вырази­тельность изобразительного творчества детей.

Выявлены условия ознакомления детей с музыкальными произве­дениями, которые способствуют переводу музыкального образа в ри­сунок.

Практическое значение. Разработаны содержание и методика комплексных занятий. Даны конкретные рекомендации воспитателям и музыкальным руководителям детских садов по произведению этих заня­тий.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на конференции молодых ученых и аспирантов НИИ дошкольного воспита­ния АПН СССР (1976 г.), на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Бельцкого педагогического института им. А. Руссо (1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983 гг.), на методических совещаниях для воспитателей и музыкальных работников (г. Бельцы, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983 гг.).

Результаты исследования включены в курсы лекций для студентов дошкольного факультета Бельцкого педагогического института им. А. Руссо и слушателей курсов повышения квалификации дошколь­ных работников МССР при ИУУ (г. Кишинев, 1979, I960, 1981, 1982, 1983 гг.).

Разработан спецкурс по проблемам взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Созданная система занятий внедрена в детские сады районов и городов республики по решению Минпроса МССР. Предложенный мате­риал вошел в проект новой программы подготовительных классов. По материалам формирующего эксперимента создан документальный фильм "Под счастливой звездой рождены" (Молдова фильм, 1978 г.).

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, спи­ска литературы (257 наименований) и приложения.

Опытная работа проводилась на протяжении шести лет.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении определены актуальность избранной темы, цель и новизна исследования, гипотеза, задачи и методы работы, а также ее теоретическое и практическое значение.

 

Первая глава - "О взаимосвязи музыки и живописи в теории и практике эстетического воспитания" - посвящена анализу литературы по теме исследования.

Одной из важнейших проблем эстетики является взаимосвязь разных видов искусства. Тенденция их к слиянию и взаимовлиянию обусловлена связью с явлениями общественной жизни, различными фор­мами общественного сознания. В создании художественного образа резные виды искусства идут своими путями. Этой проблемой занимались многие представители искусства и искусствознания в разные эпохи и времена (Филострат, Леонардо да Винчи, Р. Вагнер, М.А.Вру­бель, И.И. Бродскийй, М.К. Чурлёнис, Ю.Б. Борев, А.Н. Буров, В.В.Ванслов, М.С. Каган, Ю.А.Кремлев, Б.С. Мейлах, А.Н. Сохор).

Проблема взаимосвязи искусств не потеряла своей остроты и на современном этапе: изучаются вопросы комплексного воздействия искусства на воспитание и развитие человека; пути установления взаимосвязи, содружества живописи и литературы (Н.А. Дмитриева), музыки и литературы (Е.А. Ручьевская), музыки и изобразительного искусства (В.В. Ванслов).

Комплексное воздействие обеспечивает изменение процесса чувственного восприятия ребенка под влиянием целесообразного (после­довательного или одновременного) слитного влияния разных видов и жанров искусства.

В поисках наиболее эффективных путей и методов коммунисти­ческого воспитания учащихся, формирования всесторонне и гармони­чески развитой личности ученые-педагоги создают комплексные про­граммы по изобразительному искусству (З.С. Кузин, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов), по музыкальному воспитанию (Д.Б. Кабалевский), исполь­зуют комплексное преподавание видов искусств (Л.Г. Арчажникова, Э.И. Бальчитис, Л.А. Гарбер, Л.В. Квятковский, Н.Н.Ширяков, Г.П. Шев­ченко, В.Е. Щербатко).

Идея синтеза видов искусства находит отражение в теории и практике дошкольного воспитания, что стало возможным благодаря исследованиям особенностей изобразительной (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева, Н.А. Курочкина) и музыкальной (Н.А. Ветлугина, И.Л.Дэертинская, К.В.Тарасова, Х.С.Шоломович, М.А.Румер) деятельности детей и пу­тей ьэаимоовязи видов искусств в процессе их самостоятельной дея­тельности (Н.А.Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Т.Г. Казакова).

Особенность слушания музыки дошкольником определяется целост­ным восприятием произведения, осознанием его характера, основан­ным на музыкальных и внемузыкальных ассоциациях и дифференцировке средств музыкальной выразительности. Рисунок ребенка, являясь в целом адекватным отражением действительности, имеет свои особен­ности: конкретно-чувственная форма отражения связана с эмоцио­нальным отношением к действительности.

В современной зарубежной литературе взаимосвязь музыки и изобразительной деятельности квалифицируется прежде всего как средство самовыражения личности ребенка (А. Зидель, А.М. Гилле, А. Анно, С. Френэ, Р. Райх). Единственным источником творчества ре­бенка считается его интуиция. Исходя из положений советской педа­гогики и психологии о значении обучения в психическом развитии, следует критически оценить эти взгляды буржуазных педагогов. Спо­ры вокруг ряда теоретических и методических положений, неразрешенность многих вопросов комплексного использования разных видов искусства, его влияния на повышение аффективности процесса вос­приятия ставят вопрос о необходимости изучения путей сочетания музыкальной и изобразительной деятельности в детском саду. Все сказанное и определяло выбор темы исследования.

 

Вo второй главе - "Особенности передачи детьми песенного об­раза, инструментальной программной и непрограммной музыки в рисунке (к началу эксперимента)" - рассматриваются ход и результа­ты констатирующего эксперимента, в процессе которого определялся уровень восприятия дошкольниками различных музыкальных образов к их влияние на детский рисунок.

Методика констатирующего эксперимента, который включал слу­шание детьми вокальной и инструментальной музыки и рисование по замыслу, была общепринятой (Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.С. Ко­марова, Т.Г. Казакова, В.А Езикеева). Для проведения эксперимен­тальной работы был отобран репертуар, который отвечал общим ди­дактическим принципам. Последовательность работы во всех трех ча­стях, связанных с изучением восприятия детьми вокальной, инстру­ментальной программной и непрограммной музыки, была одной и той же: восприятие музыки с последующим отражением полученных впе­чатлений в рисунке.

На основе анализе процесса восприятия и понимания детьми му­зыки были выделены показатели, свидетельствующие об осознании ими содержания, характера пьесы, ее выразительных средств. Это позво­лило определить уровни восприятия детьми музыкальных произведений.

Следующий этап работы заключался в выяснении влияния музы­кальных образов на рисунок дошкольника. Детям предлагалось про­слушать знакомое произведение, ответить на вопросы эксперимента­тора о характере и выразительных средствах музыки, а затем нари­совать то, о чем в ней рассказывается. Для анализа детских рисун­ков были разработаны следующие показатели:

1) передача графичес­кими средствами образа песни, программной и непрограммной инстру­ментальной музыки;

2) использование выразительных средств рисун­ка для изображения характера и настроения музыкального произведе­ния.

Эти показатели позволили определить уровни влияния музыкаль­ных образов на детские рисунки. Они получены на 260 детях и при­ведены в таблице I.

Таблица I

Распределение детей в зависимости от уровня влияния

музыкальных образов на их рисунки (в %)

Музыкальное произведение Уровень влияния
Высокий Средний Низкий
Песня      
Инструментальная программная музыка      
Инструментальная непрограммная музыка      

Сопоставление уровней восприятия музыкальных произведений и соответствующих им уровней детских рисунков показало, что музы­кальные произведения лишь тогда обогащают детское изобразительное творчество, когда дети выделяют выразительные средства восприни­маемой пьесы. Благодаря этому у них возникает соответствующий образ - представление и замысел будущего рисунка. Кроме того, необ­ходимо, чтобы они владели графическими навыками и умениями, поз­воляющими передавать образ в рисунке.

 

В третьей главе - "Формирование у дошкольников восприятия музыкальных образов и организация условий их влияния на детский рисунок" - излагаются методика, ход формирующего эксперимента и его результаты.

Мы исходили из положения Б.М. Теплова о том, что "раньше чем стать для ребенка эстетическим предметом, объектом эстетического восприятия и эстетических эмоций, музыка должна стать для него осмысленным объектом, имеющим смысловое содержание, которое можно воспринять и понять". Во всех трех сериях обучающего эксперимен­та, в которой шла работа соответственно над песней, программной и непрограммной музыкой, сначала проводился анализ музыкального ма­териале о точки зрения его содержания, характере, средств вырази­тельности. Песня анализировалась также с точки зрения соответст­вия музыки поэтическому тексту.

Исходя из того, что песня является синтетическим видом искус­ства, основанным на сочетании словесного и музыкального образов, необходимо было выяснить, что определяет содержание рисунка. С этой целью детям предлагался ряд последовательных заданий по одной песне: рисование на тему, соответствующую названию песни, рисова­ние по стихотворению, слушание песни и последующее отражение полу­ченных впечатлений в рисунке.

Ответы детей после первого прослушивания вокального произве­дения свидетельствовали о том, что им трудно представить себе, в какой цветовой гамме может быть построен рисунок.

Для облегчения детям решения этой задачи повторное прослуши­вание песни сопровождалось показом набора цветных моделей (в виде геометрических фигур), соответствующих тому или иному настроению песни.

Мы уточняли с детьми замысел рисунков, помогали им выбрать выразительные средства, обсуждали с ними готовые изображения. Анализ детских работ, выполненный на основе восприятия вокальных произведений, показал следующее: песня воздействует на ребенка и поэтической и музыкальной своей стороной. Выразительные средства песни находили свое интересное графическое воплощение; рисунок, выполненный после прослушивания и анализа песни, был музыкальным. Настроение песни передавалось в рисунке цветом, колоритом. При этом к высокому уровню выполнения рисунков было отнесено 42% дет­ских работ, к среднему - 47%, к низкому - 11%.

Работа, связанная с инструментальной программной музыкой, проходила в три этапа.

На первом этапе работы важно было определить, как дети вос­примут, музыкальный образ, какие у них возникнут ассоциации и каки­ми будут рисунки без знания программы. Выяснилось, что такой тип связи восприятия музыкального произведения с последующим изображением мало эффективен.

На втором этапе методика организации восприятия программного инструментального произведения заключалась в следующем: детям сооб­щали название произведения, предлагали его прослушать, определить его характер, общую структуру, выразительные средства, обосновать свои ответы. Знание программы являлось тем источником, из которого ребенок черпал представления, получал образные характеристики пер­сонажей пьесы, опирался на выразительные средства. Возникший музыкальный обрез влиял на последующий графический образ при условии осмысления будущего рисунка. Предложенные детям вопросы нацеливали их на составление предварительного замысла, обдумывание, "ви­дение" будущего изображения.

Анализ детских работ позволил на основе вышеназванных пока­зателей выделить уровни влияния музыкальных образов на рисунок: высокий - 48% детей, средний – 40%, низкий – 12%. Нестроение, об­раз, вызванный восприятием инструментальной музыки, передавались графически, с помощью разнообразных выразительных средств: характер пьесы - цветом (в 54, 38 и 8% случаев); сила звучания - вели­чиной изображения (в 47, 34 и 19% случаев); темп - динамичностью движений (в 49, 35 и 16% случаев). Инструментальная программная музыка служила основой для создания в рисунке развернутого образного сюжета (в 62, 31 и 7% случаев).

На третьем этапе работы после прослушивания знакомого произ­ведения детям предлагали рисовать на фоне его повторного звучания. Анализ детских работ показал, что сюжетная линия, развитие обра­зов, композиционное построение рисунков остались без изменений. Только цветовая фактура рисунков стала более интересной и насыщен­ной (в 60, 32 и 3% случаев).

Работа, связанная с инструментальной непрограммной музыкой, строилась так же, как работа с программными музыкальными произведенияии. Рисунки, выполненные после предварительного прослушива­ния произведения, характеризовались передачей либо одного вырази­тельного средства (темпа, динамики, метро-ритма), либо всей гаммы этих средств. Вариативность выразительного средства в одном музы­кальном произведении являлась основой изображения нескольких персонажей, связанных между собой одной сюжетной линией, или сущест­вующих независимо друг от друга.

Восприятие музыкального произведения с его одновременным от­ражением в графической форме порождало три варианта рисунков: в одних воспроизводились привычные сюжетные композиции (35%),в дру­гих были элементы новизны (43%),третьи характеризовались бессюжет­ными композициями (беспорядочный набор линий, точек, штрихов) (22%).

После того, как создание рисунков по данному музыкальному произведению было завершено, им предлагались следующие задания: первое из них предусматривало повторное восприятие музыкального произведения, после анализа рисунка, созданного на основе построе­ния и выразительных средств пьесы. Во втором задании детям предла­гали послушать два-три новых произведения одноплановых или кон­трастных по настроению и выразительным средствам, по мотивам кото­рого создан рисунок, и определить, какое из них соответствует работе.

Восприятие детьми музыкального произведения после его графи­ческого изображения, влияние образов рисунка на музыкальный образ выражались в щедрых характеристиках настроения произведения, в бо­лее тонком видении музыкальных средств, во взаимном проникновении образов рисунка и музыки. Выполняя второе задание, дети отмечали те произведения и их выразительные средства, которые соответство­вали (не соответствовали) рисунку. По полученным данным можно су­дить о возросшем понимании дошкольником музыкального произведения, его образов и выразительных средств.

Результаты, свидетельствующие о влиянии рисунка на углублен­ное понимание музыкальной пьесы, видны из гистограммы I.

Проведенная работа формирующего эксперимента отражена в таблице 2.

Гистограмма I

Влияние рисунка на восприятие музыкального образа

Условные обозначения:

восприятие музыкальных образов до создания рисунков; восприятие музыкальных образов после создания рисун­ков.

 

По вертикальной оси - количество детей, показавших соответ­ствующий уровень восприятия музыкальных образов (в %); по гори­зонтальной оси - уровни восприятия музыкальных образов: высокий, средний, низкий.

1 - показатели влияния рисунка на восприятие песни;

2 - показатели влияния рисунка на восприятие инструментальной программной музыки;

3 - показатели влияния рисунка на восприятие инструментальной непрограммной музыки.

Как видно из таблицы, дети в большинстве случаев передавали в рисунке общее настроение музыкального произведения, главный об­разом, с помощью цвета, его темп и динамику, соответственно, в изображении характера движений персонажей и их величины.

В рисунках детей по песням и программным произведениям передавался музыкальный образ в целом (в 92 и 74% случаев). Он был, как правило, собирательным, синтетическим, прямо отражающим инди­видуальный жизненный, литературный и музыкальный опыт детей. Многие работы были очень эмоциональными, свидетельствующими о сопереживании героям. Так, в рисунках по пьесе "Баба Яга" (П.И. Чайковский, "Детский альбом") дети изображали ее летящей не только на метле, как в сказочных сюжетах, но и на современных вертолетах, самолетах и даже пылесосе, с биноклем и подзорной трубой. От Бабы Яги прята­лись дети в густом темном лесу, в высокой траве. Маленькие худож­ники защищали своих героев с помощью всех доступных им графических средств, а если их не хватало, просто рассказывали о том, как нуж­но спрятать детей, спасти от летящего чудовища.

Во многих рисунках по непрограммным произведениям дети отра­жали процесс развития музыкального образа (62% случаев) и создава­ли бессюжетные, абстрактные композиции (66% случаев). В последних чаще всего отражалось в цветовой гамме настроение музыки и ее рит­мический рисунок (в четких ритмических штрихах).

В наших экспериментах, в условиях специально организованной взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности детей, музыка влияла, главным образом, на их рисунок. Однако влияние музыки проявлялось и вне экспериментальных занятий, в самостоятельной творческой деятельности детей: игре, лепке, при изготовлении ко­стюмов, игрушек и так далее.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Результаты проведенного исследования подтвердили наше предположение о то, что взаимодействие музыкальной и изобрази­тельной деятельности оказывает положительное влияние на решение задач эстетического воспитания, способствует развитию детского творчества, совершенствованию процесса восприятия и изобразитель­ной деятельности дошкольников.

В ней происходит обогащение рисунков новым содержанием, вариативное использование способов изображения, самостоятельное и творческое решение изобразительных задач. Образы инструментальной программной и непрограммной музыки способствуют развитию сюжетного рисования, созданию многопредметных композиций.

Восприятие музыкального произведения на основе созданного рисунка помогает дошкольникам глубже осознать музыкальный образ, выразительные средства музыки, проникнуться ее настроением.

 

2. При организации комплексных занятий с использованием взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности важным ус­ловием является такая последовательность, при которой предлагает­ся детям сначала песенный репертуар, потом программная инструмен­тальная музыка и только после нее - непрограммная инструменталь­ная пьеса; ребенок должен осознать музыкальный образ в целом и средства музыкальной выразительности. Оптимальное влияние музыки на качество детских рисунков происходит при обеспечении следующей последовательности в работе: прослушивание музыкального произве­дения, анализ средств музыкальной выразительности, поиск средств графического воплощения образов.

Использование в процессе обучения цветовых моделей помогало детям понять характер музыкальной пьесы и определить средства его передачи в рисунке.

Ребенок должен уметь предвосхищать графический образ и обла­дать определенными навыками изобразительной деятельности.

Методика организации деятельности перевода музыкального об­раза в графический должна предусматривать как последовательное, так и синхронное восприятие и изображение произведения. При этом настроение музыкального произведения оказывало влияние на колорит и композиционное построение рисунка; динамика музыкальной пьесы влияла на величину изображаемых объектов; темп музыки отра­жался в динамике передаваемых в рисунке фигур.

 

3. Для обеспечения эффективности влияния музыкальных обра­зов на детские рисунки необходим правильный отбор музыкальных произведений. Они должны отвечать общедидактическим и эстетичес­ким требованиям и содержать образы, доступные графическому выра­жению.

 

4. Наиболее выпуклым и легко воспроизводимым в рисунке яв­ляется музыкальный образ песни. Средства ее выразительности, вы­деленные и осмысленные детьми, углубляют графический образ, спо­собствуют обогащению рисунка яркими деталями, способствуют появ­лению новых цветовых и композиционных решений. Однако текст пес­ни ограничивает творчество детей. В этом отношении инструменталь­ная программная музыка обеспечивает большие возможности для раз­нообразного творческого решения графических задач. Вместе с тем следует отметить, что возможность выполнения детьми подобных за­даний подготавливается восприятием и изображением музыкального образа песни.

В отличие от реалистических изобретений, создаваемых деть­ми в связи с восприятием песни и программной пьесы, при переводе впечатлений от непрограммной музыки дети рисуют как реалистические, так и абстрактные композиции, пытаясь передать ритм, динамику, темп музыкального произведения ритмом пятен, сочетанием цвета, определенной композицией форм, линий и т.д. Это свидетельствует о возможности понимания детьми средств музыкальной выразительности и умении передавать возникшие впечатления в рисунке различными графическими средствами.

 

5. Результаты исследования могут быть использованы в разра­ботке предусмотренной в "Основных направлениях общеобразователь­ной и профессиональной школы" единой программы обучения шестилет­них детей в детском саду и школе.

 

Основное содержание диссертации отражено в следующих публи­кациях:

1. Отражение музыкальных образов в детских рисунках. - В кн.: Эстетическое воспитание студентов дошкольных факультетов и педучи­лищ. К Всероссийской научной конференции по вопросам эстетическо­го воспитания в высших и средних педагогических учебных заведени­ях: Тезисы Всесоюзной научной конференции (февраль, 1970 г.), вып.2. М., стр.80-82.

2. Песня в дитячему малюнку.- Дошкiльне виховання, 1978, № 2, о. 12-18.

3. Отражение музыкальных образов в детских рисунках. - До­школьное воспитание, 1978, № 2, с. 30-32.

4. Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки как средство эстетического воспитания дошкольников.- Башкортостан укытыусыпы (Учитель Башкирии), 1983, № 10, с. 64-67 (в соавторст­ве с Т.С.Комаровой).

 

Отзывы на автореферат в двух экземплярах с заверенными под­писями направлять по адресу: 113184, Москва, Климентовский пер., д.1. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Специализированный совет.

Вернуться к списку


 

https://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2008/ruban/ruban_24_08_2008.htm

ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
"ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА"

 

 

N3 2008 год

 

Рубан Татьяна Геннадиевна, кандидат педагогических.наук, ст.науч.сотрудник Центра «Дошкольное детство» им.А.В.Запорожца, г. Москва
е-mail tatianaruban@mail.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: