Дискреционная фискальная политика. Государственные закупки. Мультипликатор госрасходов.




Недискреционная фискальная политика. Встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики. (система социальных выплат, индексация доходов, автоматические изменения в налоговых отчислениях).

Понятие госзакупок и их влияние на уровень ВВП

Согласно кейнсианской концепции госрасходы являются основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста госрасходов растет совокупный спрос и ВВП. Госрасходы финансируются из средств госбюджета.

Таким образом, в руках государства находятся значительные фискальные инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, субвенции, субсидии, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I).

Трансфертные платежи – это безвозмездные социальные выплаты.

Дотации (от лат. dotatio – дар, пожертвование) – это денежные средства, выделяемые из госбюджета для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям либо социально значимым производствам.

Субвенции (от лат. subvenire – приходить на помощь) – это целевые денежные пособия, выделяемые центральными органами на финансирование определенного мероприятия или объекта. При нарушении целевого использования субвенция подлежит возврату выдавшим ее органам.

Субсидии (от лат. subsidium – помощь, поддержка) – это пособие правительства в денежной или натуральной форме фирмам, домохозяйствам, другим государствам, в обмен на которые оно не получает товары и услуги. Это правительственные трансфертные платежи прямого (в виде непосредственно предоставляемых средств) и косвенного (в виде налоговых или других льгот) видов.

Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Они соответствуют части госрасходов (G). Другая часть, как уже указывалось, является социальными выплатами и государственными инвестициями.

В связи с тем, что по своему характеру влияния на экономику государственные инвестиции похожи на частные инвестиции (см. тему 3), рассмотрим влияние только социальных выплат и госзакупок на уровень ВВП. В литературе принято условно идентифицировать госзакупки с госраходами.

Влияние госзакупок на экономику можно рассматривать как разновидность инъекций (вливаний), величина которых не зависит от дохода. Поэтому механизм их воздействия на экономику идентичен механизму действия аккордных налогов, также не зависящих от размера доходов. Рассмотрим такое влияние на примере модели “крест Кейнса”(рис. 4.3).

 

 

 


 

Рис. 4.3. Экспансионистская (стимулирующая) фискальная политика госзакупок в кейнсианской концепции

В целях преодоления экономического спада государство увеличивает госрасходы на величину Δ G (проводит стимулирующую фискальную политику), в результате чего кривая спроса AD сдвигается вверх с AD 1до AD 2. Равновесный ВВП возрастает с Y 1 до Y 2. В результате таких фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен в краткосрочном периоде.

Мультипликатор госзакупок

Как видно из рис. 4.3, приращение ВВП значительно превышает изначальное приращение госзакупок. Степень превышения Δ Y над Δ G определяется крутизной наклона линии совокупного спроса AD к горизонту, т. е. тангенсом угла α (см. тему 3). Тангенс угла α можно рассчитатькакотношение противолежащего катета (прироста госзакупок) к прилегающему катету (приросту ВВП).Для математической интерпретации мультипликатора госзакупок (госрасходов) представим совокупные расходы как сумму располагаемого дохода (YT)и госрасходов (G):

AD = Y = MPC ×(Y – Т) + a + I + G. (4.1)

Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, в правой части:

Y – МРС × Y = – МРС × Т + a + I + G. (4.2).

После преобразования получим следующее:

Y × (1 – МРС) = –МРС × Т + a + I + G. (4.3)

отсюда выразим значение объема национального производства:

.

Выражение, стоящее перед налогами (T)вформуле(4.4), и есть мультипликатор аккордных налогов (mT), о котором речь пойдет в теме 4.3. Выражение, стоящее перед государственными расходами (G), рассматривается как мультипликатор госрасходов (mG):

.

Далее все зависит от того, какая из величин (Т или G) будет подвергнута изменению.

В данном случае (рис. 4.3) изменились госрасходы на величину Δ G, изменение других величин равно нулю (Δ Т = Δ I = 0). изменение величины объема национального производства Δ Y будет иметь следующий вид:

Δ Y = ;

Δ . (

Выражение (4.6) показывает,что прирост госрасходов порождает прирост ВВП в мультипликативном размере.

Выделяют дискреционную (правительственную) и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Дискреционная политика основана на сознательном вмешательстве государства в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Отличительными особенностями дискреционной фискальной политики являются прерывность временных интервалов ее применения и сознательность применяемых мер.

 
Дискреционная фискальная политика применяется как факторное воздействие на торможение возможных инфляционных процессов вследствие возросшего спроса. В этом случае государство сокращает государственные расходы и увеличивает налоговые поступления.

Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры (прогрессивная система налогообложения, система социальных пособий и др.).

Автоматические (встроенные) стабилизаторы – это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменение совокупного спроса. Они включают любые меры, которые способствуют увеличению госбюджета в периоды спада и его уменьшению в периоды инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков.

Рассмотрим механизм действия автоматических стабилизаторов экономики на примере ставки пропорционального налога (подоходного налога). Если по каким-либо причинам в экономике наступает падение инвестиционного спроса с I 1 до I 2, то за ним последует падение совокупного спроса до AD 2, а это через мультипликатор вызовет, в свою очередь, еще большее падение равновесного уровня ВВП до Y 2 (рис. 4.9).

 

 


 

 

 
 
I 2 < I 1


Рис. 4.9. Действие автоматических стабилизаторов (пропорционального

налога) на ВВП

как видно из приведенного выше примера, такое падение можно затормозить снижением пропорционального налога (t). Снижение налоговой ставки (t) на доходы сделает круче угол наклона кривой совокупного спроса к горизонту, тем самым увеличивается МРС и величина мультипликатора, и это увеличение будет тем больше, чем выше значение t.

Таким образом, кривая совокупного спроса, сместившаяся вниз до уровня AD 2,затем поднимется (развернется под более крутым углом) вверх до уровня AD 3, в результате чего общее сокращение ВВП будет менее значительным.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: