Рассмотрим организационные основы управления портами данной категории на примере портовой системы Украины.
Исторически сложилась и утвердилась единая по сути организационно-производственная структура портов, объединяющая в единую систему основные и вспомогательные производственные подразделения, с одной стороны, и совокупность управленческих подразделений, с другой стороны. При этом первая часть системы образует производственную систему, а вторая часть - организационную структуру управления портом. Система в целом призвана обеспечивать рациональное функционирование и взаимодействие производственных подразделений, и эффективное выполнение всех свойственных порту функций.
Отличительная особенность портов-операторов состоит в том, что их системы управления выступают в качестве общепортового управляющего органа, координирующего деятельность всех производственных и непроизводственных подразделений портов. Этот орган структурно может состоять из одного или двух уровней управления в случае соответственно малых и крупных портов.
Вначале рассмотрим организационную структуру управления крупным портом, показанную на рис 2.1.
Рис 2.1. Организационная структура управления крупным портом
Обозначения:
1 – начальник порта;
1.1 – зам. нач. порта по эксплуатации (первый заместитель);
1.2 – главный инженер порта;
1.3 – заместитель начальника порта по экономике;
1.4 – главный бухгалтер порта;
1.5 – капитан порта;
1.6–1.8 – зам.нач. порта соответственно по социальным вопросам, кадрам и охране труда;
1.1.1-1.1.8 – руководители управленческих подразделений портоуправления (службы, отделы, сектора, группы);
1.1.2 – руководители производственных подразделений (грузовые терминалы (ППК), служба флота (портофлот), морской вокзал, служба технологии грузопереработки);
1.2.2. – руководители вспомогательных инфраструктурных подразделений (внутрипортовая механизация, портовые мастерские, плавучие мастерские, РСУ, электросеть, водохозяйство, участок связи, автобаза, учебно-курсовой комбинат и др.учреждения).
1.1.2.1 - низовые руководители и специалисты производственных подразделений порта;
1.2.2.1 – тоже вспомогательных подразделений порта;
1.1.2.2 – структурные элементы производственных подразделений порта;
1.2.2.2 – тоже вспомогательных подразделений порта.
В настоящее время в разных портах структурные подразделения имеют различные названия. Поэтому ниже будут указаны наиболее распространенные названия.
Основное производственное подразделение порта, которое осуществляет процессы грузоперевалки и обслуживания судов, может именоваться грузовым районом, участком, производственным перегрузочным комплексом (ППК), терминалом. За таким подразделением закрепляется определенная территория, служебные помещения, причальный фронт, перегрузочное оборудование, складское хозяйство, железнодорожные и автомобильные грузовые фронты, а также вспомогательные устройства и приспособления для обеспечения нормального функционирования всех элементов подразделения. Это подразделение располагает постоянным контингентом докеров, специалистов и руководителей(менеджеров).
Деятельность производственного подразделения возлагается его начальником, который назначается начальником порта и имеет заместителей, обычно по эксплуатации, механизации и складской работе, а также помощников и старших специалистов по основным портовым функциям.
Отметим коротко основные функции менеджеров производственного подразделения:
§ Заместитель начальника подразделения по эксплуатации руководит деятельностью по организации ППГП и ПОС, а также технологической подготовкой производства. Ему подчинены диспетчерская и технологическая группы, начальники специализированных грузоперевалочных комплексов и группа старших стивидоров.
§ Диспетчерская группа планирует и организует ПГП и ПОС, ведет учет и анализ обслуживания судов, возглавляет работу смен. Группу образуют четыре диспетчерские вахты, в состав каждой из которых входят: старший диспетчер, диспетчер-оператор, стивидоры, диспетчер по железнодорожным операциям.
§ Технологическая группа обеспечивает решение вопросов технологического обеспечения ПГП, включая разработку временных технологических инструкций и рабочих технологических карт перегрузки грузов.
§ Старший стивидор осуществляет подготовку, планирует (составляет технологический план-график обработки) и руководит обработкой судна, представляет порт во взаимоотношениях с администрацией судна, оформляет документы по обслуживанию судна.
§ Сменный стивидор руководит работой бригад докеров на своей смене в соответствии с грузовым планом, технологическим планом-графиком обслуживания судна и сменно-суточным планом работы подразделения.
§ Заместитель начальника подразделения по механизации руководит технической эксплуатацией и ремонтом перегрузочного оборудования занимается внедрением новой техники и обеспечивает содержание машин в исправном состоянии.
§ Заместитель подразделения по складской работе осуществляет руководства работой складов по приему, хранению, выдаче, учете и оформлению грузов.
Вторым ключевым производственным подразделением порта является портовый флот, который состоит из самоходных и несамоходных судов, используемых для обслуживания транспортных и пассажирских судов, а также для выполнения местных перевозок грузов и пассажиров.
Все стороны деятельности производственных подразделений координируются на уровне порта управляющими структурными подразделениями, основными среди которых являются:
§ Главная диспетчерская – занимается организацией основного производства (осуществляет сменно-суточное планирование и контролирует исполнение плана, организует оперативную связь с судами и предприятиями смежных видов транспорта, анализирует результаты обслуживания судов);
§ Диспетчерская по железнодорожным операциям – непосредственно выполняет функции главной диспетчерской по управлению обработкой вагонов (может быть группой в структуре главной диспетчерской или ее филиалом);
§ Отделы экономики, главного технолога, грузовой и коммерческой работы, механизации, гидротехнических и инженерных сооружений, капитального строительства, материально-технического снабжения, организации труда и заработной платы, кадров, административно-хозяйственной работы, техники безопасности, главная бухгалтерия, бюро изобретательства, рационализации, новой техники и технической информации.
Руководство всей производственной, хозяйственной и финансовой(экономической) деятельностью осуществляет начальник порта через своих заместителей по эксплуатации, экономике, кадрам, быту, техническим средствам (главные инженер), охране труда, главного бухгалтера и капитана порта, которые в свою очередь руководят соответствующими функциональными подразделениями (отделами, службами, бюро, секторами).
Итак, порты-операторы обеспечивают своими силами и средствами все стороны портового производства, а по отношению к субъектам предпринимательской деятельности в портовой зоне осуществляют контролирующую функцию в рамках договорных прав и обязанностей.