Инфляция и антиинфляционная политика в России




Инфляционные явления сложились в отечественной экономике еше в период административно-командной системы — в 80-е годы XX столетия. Особенность этих процессов заключалась в преобладании неденежных факторов инфляции, включающих:

  • диспропорциональность структуры экономики — устойчивые темпы роста тяжелой промышленности, производящей средства производства при стагнации отраслей, производящих потребительские товары, и отрасли сферы услуг. Так, в 1989 г. на 1 руб. денежной массы, находящейся в обращении, приходилось 18 коп. потребительских товаров в сфере розничной торговли;
  • фондовое распределение средств производства между предприятиями-товаропроизводителями через систему органов государственного снабжения, искусственно создававших их дефицит;
  • плановая централизованная система ценообразования, основанная на занижении цен на природные ресурсы (политика «дешевых ресурсов»), что обусловило высокую степень материалоемкости продукции, производимой предприятиями;
  • низкий уровень внутренних цен на ресурсы, предопределивший ресурсную ориентированность экспорта, поскольку доходы от экспорта дешевых по себестоимости ресурсов значительно превышали доходы от экспорта готовой продукции;
  • чрезмерность производственных капитальных вложений в оборонную отрасль — до 50% ВВП;
  • формирование монополий крупного производства: высокая степень управляемости крупных производственных комплексов, а также требования рационального использования ограниченных ресурсов. Результатом стал высокий уровень монополизма в форме предметной специализации предприятий — около 94% продукции производилось на предприятиях, владеющих более 50% рынка;
  • усиление инфляционных процессов после экономической реформы 1987 г., обусловленное превышением темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

Инфляция первой половины 90-х годов формировалась, с одной стороны, в результате «инфляционного напряжения», сложившегося в период административно-командной системы экономики, а с другой — под воздействием факторов рыночной трансформации экономики.

Первичными (прямыми) факторами стали:

  • либерализация цен и хозяйственных связей;
  • включение российской экономики в мировое хозяйство;
  • переход к рыночному механизму формирования курса рубля и его внутренней конвертируемости;
  • введение новых косвенных налогов;
  • опережающий рост цен на топливно-энергетические ресурсы и тарифов на транспортные перевозки;
  • ориентация отраслей на экспорт, приводящая к высокой степени взаимодействия внутренних и мировых цен;
  • значительное число посредников реализации продукции конечному потребителю;
  • заниженный характер цен в период командно-административной экономики;
  • высокое влияние импортируемой инфляции.

Сложность и многофакторность инфляции в России обусловили формирование воспроизводственного подхода к теоретическому обоснованию ее причин и совокупности механизмов управления инфляционными процессами.

Воспроизводственный подход к понятию инфляции как многофакторного социально-экономического процесса включает следующие взаимосвязанные элементы:

  • главные причины - диспропорции в процессе воспроизводства (включая производство, распределение, обмен, потребление), а также ошибочная экономическая политика;
  • следствие - избыток денег в обращении по сравнению с реальными потребностями хозяйственного оборота в деньгах;
  • сущность (основная форма проявления инфляции) — устойчивый общий рост цен и обесценение денег по отношению к товарам и иностранным валютам;
  • социально-экономические последствия - перераспределение национального дохода и национального богатства в пользу предприятий-монополистов, государства, теневой экономики за счет снижения реальной заработной штаты, пенсий и других фиксированных доходов населения; усиление имущественной дифференциации общества; подрыв движущих сил экономического развития.

Воспроизводственный подход к оценке инфляции как многофакторного процесса направлен на выработку комплексной программы снижения ее темпов, включающей регулирование как монетарных, так и немонетарных факторов.

Регулирование денежных факторов инфляции в современной России связано с рядом проблем:

1. преобладанием валютного компонента в формировании денежного предложения Банка России из-за однобокого развития российской экономики и повышения мировых цен на экспортную продукцию топливно-энергетического комплекса. Главный недостаток эмиссии денег в России — слабая связь с формированием денежного предложения путем кредитования экономики, следовательно, актуально увеличение кредитного компонента денежного предложения с учетом условий процесса воспроизводства, трсбо- ваний внутреннего хозяйственного оборота. В России связь сохраняется, хотя и однобоко, с денежным спросом доминирующей в экономике экспортно-ориентированной тоиливно-сырьевой отрасли, которая стимулирует развитие смежных отраслей и выступает одним из крупнейших инвесторов. Таким образом, деньги, эмитируемые Банком России путем покупки валютной выручки экспортеров, обмениваются на часть национального дохода страны;

2. слабым воздействием классических инструментов денежно- кредитного регулирования (ставки рефинансирования, норм обязательных резервов, операций на открытом рынке) на формирование и перераспределение финансовых ресурсов в экономике;

3. направленностью денежно-кредитной политики ЦБ РФ на регулирование эмиссии только центральных денег. Эмиссия частных денег, выпускаемых кредитно-финансовыми учреждениями, по существу осуществляется бесконтрольно. В связи с этим важно совершенствовать структуру денежной массы за счет сокращения использования в хозяйственном обороте денежных суррогатов и иностранных валют. Исследование соотношения между официальными, частными деньгами и иностранными валютами, используемыми в хозяйственном обороте России, важно для регулирования коэффициента монетизации экономики (отношение среднегодовой денежной массы к номинальному ВВП). Этот коэффициент в России постепенно растет, но пока в 2-3 раза ниже, чем в ряде других стран (в США — 53%, Японии — 125%, Китае — 204%). Увеличение монетизации экономики за счет эмиссии частных денег может напрямую спровоцировать инфляцию. Предложения повысить монетизацию экономики за счет использования государственных золотовалютных резервов и стабилизационного фонда не учитывают инфляционные последствия таких мер. Для избежания этих последствий необходима программа использования стабилизационного фонда для осуществления быстроокупаемых инвестиционных проектов.

Комплексные антиинфляционные меры среднесрочной перспективы предусматривают проведение консервативной денежно- кредитной политики, регулирующей денежные предложения в соответствии с реальным денежным спросом хозяйственного оборота в зависимости от величины ВВП. Сделан акцент на замедление скорости обращения денег до 2,8-3 оборотов в 2009 г. Обоснована необходимость регулирования денежного предложения в качественном аспекте — сокращение валютного компонента эмиссии и расширение денежного предложения за счет рефинансирования банковской системы. Планируется расширение применения таких инструментов рефинансирования, как переучет векселей, операции своп, операции на открытом рынке.

Регулирование немонетарных факторов инфляции - это прежде всего рост цен, возникающий независимо от денежных факторов. К немонетарным факторам роста цен в России можно отнести:

  • изменение курса рубля к доллару и евро;
  • рост издержек производства и тарифов на услуги естественных монополий;
  • повышение бюджетной заработной платы, пенсий;
  • бегство от обесценивающихся денег к товарам;
  • рост мировых цен на топливо;
  • наценки многочисленных торговых посредников;
  • «отложенную инфляцию» и инфляционные ожидания;
  • отсутствие в России рыночной конкуренции, влияющей на снижение цены.

В этой связи России необходима разработка ценовой политики, основанной наряде принципов, обеспечивающих снижение немонетарного ценового компонента инфляции. Эти принципы должны включать:

  • демонополизацию экономики;
  • контроль за установленными лимитами роста тарифов на услуги естественных монополий;
  • стимулирование рыночной конкуренции;
  • уменьшение количества торговых посредников;
  • правовое регулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги;
  • эффективное регулирование таможенных пошлин на вывозимые и ввозимые товары.

В утвержденном Правительством РФ комплексе антиинфляционных мер ведущую роль занимают именно механизмы воздействия на ценообразование. К ним относятся:

  • ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов;
  • снижение темпа роста цен на горюче-смазочные материалы посредством стимулирования конкуренции, развития биржевой торговли, снижения налоговой нагрузки и технологического обновления нефтяной отрасли;
  • замедление роста цен на продовольственные товары на фоне стимулирования предложения этих товаров и совершенствования регулирования их импорта.

Важной составляющей управления немонетарными факторами инфляции выступает регулирование заработной платы и доходов, превышающих рост производительности труда. Тенденция повышения заработной платы в России стала глобальной за счет таких явлений, как повышение оплаты труда госслужащих и депутатского корпуса, теневая заработная плата, повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Во избежание инфляционных последствий важно координировать повышение заработной платы с учетом динамики производительности труда и регулировать чрезмерный рост денежных доходов налоговыми методами.

Весомую роль в снижении темпа инфляции в России играет оздоровление федерального бюджета на основе улучшения макроэкономических показателей, увеличения налоговых поступлений, превращения бюджета в бюджет развития, реформирования бюджетного процесса, внедрения в государственном секторе экономики бюджетирования, ориентированного на результат.

Для обеспечения экономического роста без усиления инфляции необходима модернизация банковской системы и снижение инфляционной составляющей в ее деятельности. Решающими шагами в этом направлении должны стать:

  • увеличение капитализации банков, привлечение среднесрочных и долгосрочных ресурсов в их оборот;
  • совершенствование системы рефинансирования банков для поддержания их ликвидности и текущей деятельности;
  • снижение стоимости кредитных услуг;
  • обеспечение устойчивости банковской деятельности за счет развития макроинструментов снижения рисков;
  • повышение конкурентоспособности российской банковской системы;
  • совершенствование банковского контроля и надзора.

Дополнительную остроту проблемам высокой инфляции в России может придать вступление нашей страны в ВТО, поскольку это приведет к сближению внутренних и мировых цен на энергоресурсы, может привести к снижению эффективности сырьевого экспорта. В условиях открытости российской экономики и отмены валютных ограничений (с 1 июля 2006 г.) возрастает влияние внешних факторов на экономический рост и инфляцию. Состояние федерального бюджета значительно зависит от поступлений налогов и пошлин от экспорта энергоносителей.

Возрастает риск импортируемой инфляции. Для ограничения ее действия целесообразно уделять больше внимания импортозамешению, поскольку около половины потребительского рынка составляют иностранные товары, в том числе дорогостоящие. Необходимо повысить конкурентоспособность отечественных товаров по ценам, а главное, по качеству. Отсюда вытекает потребность в инвестициях и банковских кредитах для возрождения российского производства товаров народного потребления на основе инноваций с учетом спроса потребителей. Прогнозируемое увеличение производства продовольствия и других потребительских товаров повысит товарное обеспечение рубля.

При нейтрализации внешних факторов важна роль валютной политики. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» она обычно ограничена курсовой политикой. Банк России традиционно стремится противодействовать чрезмерному как снижению, так и повышению курса рубля, учитывая соотношение позитивного и негативного влияния курсовой политики на экономический рост и инфляцию. Валютная политика должна включать и такие ориентиры, как регулирование структуры платежного баланса, валютного рынка, оптимального уровня золотовалютных резервов, обеспечение перехода от формальной к реальной свободной конвертируемости рубля. Приоритетной задачей является постепенное расширение использования рубля в международных экономических, в том числе валютно-кредитных отношениях.

В настоящее время проблема инфляции в России актуализируется в связи с внедрением модели экономического развития, направленной на активизацию инновационных факторов экономического роста. В этой связи макроэкономическими условиями сдерживания инфляции выступают:

  • пропорциональный, сбалансированный экономический рост;
  • возрождение национального производства, структурная перестройка экономики и ее инновационная модернизация;
  • увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, развитие инфраструктуры;
  • концентрация инвестиций на приоритетных и быстроокупаемых проектах в несырьевых отраслях;
  • активное противостояние теневой экономике;
  • эффективная государственная программа сдерживания «бегства» капитала за рубеж;
  • повышение эффективности интеграции России в мировое хозяйство с учетом приоритетов формирования национальной инновационной системы.

 

 

Тема 6. Налогово-бюджетная система.

 

1. Структура бюджетной системы страны. Государственный бюджет и его структура. Источники формирования доходной части государственного бюджета и направления финансирования

2. Понятия и виды бюджетного дефицита. Способы финансирования бюджетного дефицита. (?).

3. Налоговая система страны. Виды и функции налогов. Кривая Лаффера.

4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Понятие автоматических (встроенных) стабилизаторов. Мультипликаторы государственных расходов и налоговой (?)

 

Вопрос.

 

Эффективность экономической политики во многом зависит от состояния налогово-бюджетного сектора государства.

Экономическими элементами налогово-бюджетной системы является совокупность бюджетов (государственный, региональный, местный), внебюджетных фондов (фонд обязательного медицинского страхования, фонд пенсионного страхования, фонд социального страхования), валютных резервов государства и финансовых фондов фирм.

К организационным элементам налогово-бюджетной системы относятся: совокупность регулирующих органов (министерство финансов, таможенные, налоговые и другие органы) и совокупность нормативных положений (налоговый кодекс, Конституция).

Главным звеном налогово-бюджетной системы является государственный бюджет.

 

Государственный бюджет – экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направленных на выполнение общегосударственных задач и функций.

Структура бюджетной системы страны зависит от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет 2 уровня: государственный и местный бюджеты.

В странах с федеративным устройством выделяют и третье звено – это бюджеты субъектов федерации.

 

*

 

Структура государственного бюджета состоит из доходной и расходной частей.

Доходы государственного бюджета делятся:

1) по источникам образования: на налоги с фирм и домохозяйств, займы и поступления от реализации собственности;

2) по методам взимания: на налоговые и неналоговые (доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями (наследство); часть прибыли государственных предприятий; доходы от внешнеэкономической деятельности государства)

3) по видам налогов: НДС, НДФЛ, акцизы, таможенные налоги, налог на прибыль организации и другие.

 

 

Государственные расходы по функциональному назначению делятся на 4 группы:

1) общегосударственные (расходы на законодательные и исполнительные органы власти, выплаты, внешнеполитические расходы, национальную оборону, поддержание общественного порядка и безопасности);

2) расходы на общественные и социальные услуги (образование, здравоохранение, культура, искусство, социальное страхование, жилищно-коммунальные хозяйства и т.д.);

3) расходы, связанные с экономической деятельностью (финансирование отраслей народного хозяйства, создание рабочих мест, ликвидация стихийных бедствий);

4) прочие: выплаты процентов по государственному долгу, кредитование нижестоящих бюджетов и т.д.

 

Вопрос.

Дефицит государственного бюджета характеризуется превышением расходов над суммой доходов. Обратная ситуация называется бюджетным профицитом.

 

 

Виды:

- первичный дефицит гос.бюджета – разность между величиной общего (фактического) дефицита и суммой процентных выплат по государственному долгу

- структурный представляет собой превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости

- циклический – разность между фактическим дефицитом и структурным. Он возникает в результате циклического падения производства.

 

Финансирование дефицита государственного бюджета осуществляется двумя способами:

· за счет государственных займов

· за счет эмиссии новых денег, то есть происходит монетизация дефицита гос.бюджета

 

С помощью займов государство привлекает свободные денежные средства из других секторов экономики и внешнего мира, используя различные финансовые инструменты: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты международных организаций, правительств других стран (МВФ) и т.д.

Если дефицит бюджета финансируется при помощи выпуска государственных займов, то увеличивается рыночная ставка процента, соответственно объем инвестиций сокращается и происходит эффект «вытеснения инвестиций».

 

Денежная эмиссия для финансирования дефицита бюджета в отличие от выпуска долговых обязательств, позволяет избежать негативного влияния эмиссии государственных ценных бумаг на инвестиции, способствуя одновременно увеличению совокупных расходов и совокупного спроса в экономике.

При монетизации дефицита гос.бюджета государство получает сеньораж. Сеньораж – это доход извлекаемый в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег, он равен разности между суммой дополнительно выпущенных денег и затратами на их выпуск.

В настоящее время сеньораж – это не просто способ печатания денег, явно усиливающий инфляцию, а реализуется путем создания резервов коммерческих банков. Дополнительным методом финансирования гос.бюджета является секвестирование. Секвестирование – пропорциональное сокращение расходов бюджета (2-3%) кроме защищенных статей.

 

 

Вопрос.

Налог – выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством и фирмами и домохозяйствами с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения части его стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.

 

Функции налогов:

· Фискальная. Состоит в обеспечении доходов гос.бюджета

· Регулирующая. Роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов

· Распределительная. Выступает инструментом распределения национального дохода.

· Социальная. Проявляется через механизм налоговых льгот.

· Стимулирующая. Обращена к экономическим интересам фирм и домашних хозяйств.

· Контрольная. Обеспечение воспроизводства налоговых отношений государства, фирм и домохозяйств.

 

Виды налогов:

1.По способу взимания налога

· Прямые. Взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения(НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество, на землю, транспортный налог и т.д.)

· Косвенные уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины)

 

2.По характеру начисления на объект обложения:

· При прогрессивном налогообложении ставка налога увеличивается по мере роста объекта налогообложения

· Регрессивный налог составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода.

· Пропорциональный – налог, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от стоимости объекта налогообложения.

 

 

В Экономической Теории сделана попытка установить связь между ставкой налога и деловой активностью. Это показывается с помощью кривой Лаффера.

 

Рис. 6.1.

 

Точка А – максимальные поступления в государственный бюджет.

 

Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в бюджет. По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета будут сначала расти до какого-то максимального уровня (Tmax), а затем снижаться опять до нуля.

100%ная ставка налога – конфискационная мера, прекращающая производство.

Стремление государства пополнить бюджет, увеличивая налоговый пресс (точка С) приводит к противоположным результатам, так как фирмы либо банкротятся, не выдерживая высокие налоги, либо уходят в теневую экономику.

Слишком низкие налоговые ставки снижают возможные доходы бюджета (т.В). поэтому необходимо найти такую оптимальную налоговую базу, которая устраивает всех участников рынка (т.А)

 

Вопрос.

 

Под фискальной (налогово-бюджетной) политикой государства понимается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, то есть она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.

Выделяют следующие цели фискальной политики:

- сглаживание колебаний экономического цикла

- обеспечение устойчивого экономического роста

- достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

 

Фискальная политика подразделяется на 2 типа:

- дискреционная (ДФП)

- недискреционная (автоматическая).

 

Дискреционная вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на объем НД, занятость и инфляцию.

Основные инструменты ДФП: изменения ставок налогообложения, проекты общественных работ и трудоустройство населения. Это активная фискальная политика государства.

Она бывает 2 видов:

- экспансионистская (стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижением налога. Такая политика сокращает спад производства;

- рестрикционная (сдерживающая) связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.

 

Автоматическая фискальная политика (АФП) не требует специальных решений правительства, так как она основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в бюджет и государственных расходов.

Это пассивная ФП. Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры.

Встроенные стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции.

В качестве встроенных стабилизаторов выступают прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице и бедности, субсидии отдельным фирмам.

 

ФП в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

В результате этой политики возможен прирост дохода. Поэтому мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий в финансовой политике.

 

Бюджетный мультипликатор (мультипликатор гос.расходов) – отношение изменения НД к вызвавшему его изменению гос. Расходов.

 

Налоговый мультипликатор – отношение изменения НД к вызвавшему его изменению налогов.

 

Мультипликатор сбалансированного бюджета – равное увеличение гос. Расходов и налогов вызывает увеличение доходов на величину, равную приросту гос.расходов и налогов.

Этот мультипликатор – численный коэффициент, равный единице.

Т.е. ∆Y=∆G=∆T, где G – гос.расходы.

 

Возьмем закрытую экономику, которая находится в равновесии. Мы можем записать:

Y=C+I+G.

 

Рис 6.2

 

На рисунке показано, что при росте гос.расходов кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную ∆G, и равновесие перемещается из E в E2, а объем производства увеличивается с Y1 до Y2 на величину, равную ∆Y, причем ∆Y>∆G.

 

∆Y =∆G*mG

 

mG =1/MPS=1/(1-MPC)

 

выделить уменьшение налогов на ∆G увеличивают планируемые расходы экономических агентов (C+I+G) на величину ∆T*MPC.

 

Рис 6.3.

Уменьшение налогов перемещает равновесие из E1 в E2, а доход увеличивается с Y1 до Y2 на величину, равную ∆Y.

 

∆Y= - ∆T*MPC/(1-MPC)

 

mT= - MPC/(1-MPC)

 

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения гос.расходов. Следовательно, при выборе направления ФП учитывается, что увеличение гос.расходов окажет большее влияние на рост дохода, чем снижение налогов.

 

 

Тема 7. Введение в теорию денежного обращения.

 

1. Теоретические аспекты измерения спроса на деньги.

2. Предложение денег и влияние денежной массы на национальную экономику

3. Равновесие на рынке денег. Модель “LM”

4. Эволюция денежных систем: система металлического обращения и система бумажного обращения.

 

Вопрос 1.

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые экономические агенты хотят использовать как платежные средства.

Денежный рынок по-разному рассматривается с позиций неоклассической и кейнсианской школы.

Общее – идея равновесия денежного предложения и денежного спроса.

Государство должно обеспечивать такой объем денежной массы, который соответствовал бы потребностям экономики.

Однако, эти школы дают разную трактовку спроса на деньги.

Рассмотрим неоклассический подход, который базируется на монетаристской школе.

 

Монетаристская теория спроса на деньги взяла основные постулаты количественной теории денег, возникшей в 18 в.

Современные монетаристы зародились в середине 20 века.

Спрос на деньги они определяют на основе уравнения обмена или уравнения Фишера.

M*V=P*Y

где:

M – количество денег в обращении (предложение денег)

V – скорость обращения денег (быстрота, с которой одна единица номинального запаса циркулирует в обороте)

P – уровень цен

Y – реальный НД.

При этом предполагается, что V – постоянная величина при неизменности структуры хозяйственных сделок.

Если данный показатель изменяется, то это означает качественные преобразования в организации денежного обращения, что происходит нечасто и предсказуемо.

Поэтому V заменяется на коэффициент монетизации, тогда уровень спроса на деньги:

Если V постоянно, k

Mk=PY.

Произведение PY означает номинальный объем ВНП. В такой записи уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения.

Т.е. изменение количества денег вызывает пропорциональные изменения объема номинального ВНП и национального производства.

 

Рис. 7.1.

MD - спрос на деньги.

График показывает зависимость спроса на деньги от уровня цен. Чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги.

Рост номинального ВНП приводит к большей эластичности кривой спроса на деньги, и она становится более пологой.

Значит, в монетаристской теории спрос на деньги предсказуем и стабилен. При этом он определяется динамикой ВНП.

Задача государства в этой ситуации – поддержание такого темпа роста денежной массы, который соответствует темпу роста ВНП (номинальному).

Это утверждение получило название монетаристского правила.

 

Кеинсианская теория придерживается иного взгляда на объяснение спроса на деньги.

Кейнс выделял 2 компонента спроса на деньги: спрос на деньги для сделок (транзакционный спрос) и спрос на деньги со стороны активов (спекулятивный)

 

Транзакционный спрос определяется тем, что деньги нужны, чтобы осуществлять сделки. Величина спроса на деньги здесь будет зависеть от размера дохода.

Спекулятивный спрос возникает в условиях неопределенности риска на финансовых рынках и зависит от уровня процента по альтернативным активам (у Кейнса альтернативными активами выступали облигации)

 

Если норма процента низка, нет смысла обменивать наличность на такие активы.

 

Если норма процента высока, экономические агенты начинают избавляться от наличных денег, обменивая их на эти альтернативные активы.

 

MD (L) = MD1 (L1,(Y)) + MD2 (L2(r)) – ликвидность в качестве спроса.

 

Рис 7.2

 

1 – транзакционный спрос, не зависящий от уровня процентной ставки → вертикаль

2 – спекулятивный спрос, при этом, чем выше процентная ставка, тем меньше предпочтение ликвидности, так как домашние хозяйства пожелают держать деньги и откажутся от ценных бумаг

3 – общий спрос на деньги.

 

Вопрос 2.

Вся совокупность разнообразных финансовых средств, обращающаяся на рынке в качестве денег, образует предложение денег.

Предложение денег регулирует центральный банк.

 

Вид кривой предложения денег зависит от целей, которые ставятся перед денежной системой страны.

Если целью денежной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то график будет в виде вертикальной линии.

 

Рис 7.3 кривая Ms1

Такая ситуация характерна для жесткой денежной политики, направленной на сдерживание инфляции.

 

Если цель денежной политики – поддержание фиксированной нормы процента, то функция предложения денег будет в виде горизонтальной линии.

 

Рис 7.3. Ms2

Такая политика считается мягкой, гибкой. Спрос на деньги обусловлен расходами на стимулирование инвестиций в экономику, чтобы обеспечить ее подъем.

Если будет увеличиваться предложение денег, но в степени, недостаточной для сохранения процентной ставки на прежнем уровне, то кривая будет в виде наклонной линии. В этом случае спрос на деньги вызван ростом НД.

Рис 7.3 Ms3

 

Вопрос 3.

Равновесие на денежном рынке означает равенство количества денег, которые экономические агенты хотят иметь к количеству денег, предлагаемому центральным банком в условиях проведения денежной политики.

Допустим, ЦБ проводит жесткую денежную политику. Тогда линия предложения будет выглядеть как вертикаль.

 

Рис 7.4.

Пересечение линий Ms1 и L показывают, что равновесие на денежном рынке устанавливается на уровне процентной ставке и равно r1.

Если она увеличивается до r2, то потребность в деньгах уменьшается, так как увеличивается альтернативная стоимость хранения денег. Спрос на деньги упадет, и возникнет излишек денег, ЦБ уменьшит предложение денег, и линия предложения сместится влево в новое положение Ms2.

 

Рассмотрим влияние НД на денежный рынок. Уровень доходов непосредственно будет оказывать влияние на спрос денег.

 

Рис 7.5.

Если доходы увеличатся, то люди увеличат потребление, что требует большего количества денег. Следовательно, рост доходов обеспечит рост спроса на деньги..

Например, при увеличении дохода с Y1 до Y2 спрос на деньги со стороны сделок тоже увеличится с L1 до L2, и при неизменном предложении денег, их количество на рынке сокращается, а процентная ставка увеличивается с r1 до r2.

Таким образом, чем выше уровень доходов, тем выше процентная ставка, а графически эту зависимость показывает кривая LM.

График LM показывает все сочетания процентной ставки и уровня доходов, при которых спрос равен предложению денег.

В точках кривой LM денежный рынок находится в состоянии равновесия. Точки, лежащие вне этой кривой, показывают, что денежный рынок либо избыточный, либо дефицитный.

 

Вопрос 4.

Денежная система представляет собой установленную государством форму организации денежного обращения в стране.

Различают денежные системы двух типов: систему металлического обращения и систему бумажно-кредитного обращения.

 

Система металлического обращения основана на действительных деньгах.

Действительные деньги – это деньги, у которых номинальная стоимость соответствует стоимости металла, из которого они изготовлены.

В системе металлического обращения в зависимости от того, какой металл (золото или серебро) выполняет роль денег в виде монет, выделяют 2 вида денежной системы:

- биметаллизм (денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за 2 металлами);

- монометаллизм (денежная систем, при которой роль всеобщего эквивалента выполняет 1 металл).

Выделяют 3 вида золотого монометаллизма:

- золотомонетный стандарт

- золотослитковый стандарт

- золотодевизный стандарт.

 

В результате мирового экономического кризиса (1929) были отменены все виды золотого монометаллизма, и утвердилась система бумажно-кредитных денег, т.е. в обращении стали использовать заменители действительных денег (или знаки стоимости).

Заменители действительных денег – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной.

Бумажные деньги удостоверяют, что данный документ дает право его обладателю получить товар.

Правом выпуска бумажных денег обладает только государство, оно же наделяет их принудительным курсом.

 

С расширением производства и товарооборота наличная бумажная масса перестала справляться с функцией денег как средства обращения, вследствие чего появились кредитные деньги, выпускаемые кредитными организациями (банками).

К кредитным деньгам относят: вексель, банкноты, чеки, электронные деньги, пластиковые карточки.

 

На современном этапе развития денежного обращения функционирует система бумажно-кредитных денег, которая окончательно отменила золотое содержание денежных единиц, что послужило переходом к другому принципу ценообразования: современные банкноты перестали обмениваться на золото, а их эмиссия стала о<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: