О службе и пении с еретиками




О молитве с еретиками

Апостольские правила:
45 пр. Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен.
Аристен. Молящийся вместе с еретиками отлучается; а кто клириками их признает, извергается. Пресвитер или диакон, только молившийся вместе с еретиками, отлучается; а если позволил им совершить что-либо, как лицам, посвященным и клирикам, извергается.
Славянская кормчая. Моляйся с еретики, да отлучится. Аще же яко причетники примет я, да извержется.
Толкование. Епископ, или пресвитер, или диакон, аще помолится токмо с еретики, или в дому, или в церкви, да отлучится. Аще же повелит им служить в церкви, яко пресвитером, или оно что от священных содевати, яко причетником, таковый да извержется.
65 пр. Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного.
Аристен. Молящийся с иудеями отлучается. Входящий в синагогу иудеев или еретиков и молящийся вместе с ними клирик извергается, как мыслящий согласно с иудеями; а мирянин отлучается. А если с еретиками и в доме только вместе молился епископ, или пресвитер, или диакон, отлучается по 45-му правилу.
Вальсамон. В 45-м Апостольском правиле мы истолковали, как должно понимать слова: "молиться вместе с еретиками". Здесь правило определяет, что молящийся в синагоге иудейской, или еретической, клирик извергается, а мирянин отлучается. Так должно разделить определенное наказание, потому что невозможно извергнуть мирянина. А если скажешь, что клирика так поступающего должно и извергнуть и отлучить, не погрешишь против надлежащего. Прочти и 11-е правило трулльского собора, определяющее, чтобы все носящие имя христиан, то есть посвященные и миряне удалялись от иудеев и не сообщались с ними даже для врачевания, или другой какой причины; в противном же случае - одни были подвергаемы извержению, а другие - отлучению.
Славянская кормчая. Христианам с еретики не молиться. Моляйся с жиды, да отлучится.
Толкование. Вшедыи в соборище иудейское, или в церковь еретическу, или поганску, и помолився с ними, аще убо есть мирский человек, да отлучится. Аще ли причетник, да извержется, яко иудейская мудрствуя. Аще же в дому токмо помолится с еретики, епископ, или пресвитер, или диакон, да отлучится, яко же повелевает 45-е правило сих Апостольских заповедей.

 

О службе и пении с еретиками

Кормчая [грань 3, глава 19]. Яко не подобает службе быти, еретику сущу в церкви.
Правило Тимофея Александрийскаго, 9 [лист 270]. Службе бывающи в церкви, не подобает приходити еретиком, аще не обещаются покаятися, и бежати от ереси своея.
Иосиф Волоцкий. Аще еретик внидет в церковь, Божественная служба не поется, дондеже изыдет.
И в книге Кирилове. Аще арменин приидет в церковь нашу, не пети при нем.
Из разговоров Дмитрия Франзбекова, и соборнаго ключаря Ивана Наседки, с лютеранами в Москве. … Да немчин Юрий Лот говорил нам: для чево нас не пущают в церковь вашу соборную, и чтобы де только пущали, и мы бы де видя благочестие, и чин церковный, и мольбу и службу вашу ко Господу Богу, то бы и от нас многия к вере вашей приступили. И ключарь говорил ему: написал вам Мартин, что всякая красота чина церковнаго вымыслы человеческими сталася, и велел вам церкви християнския разоряти. …, а про благочестие наше про все, у вас в катихисисе о всем написано. Да сверх того, все очима своима видити, что творим пред очима вашими, с молебны и со кресты ходим, и воду святим. И вам Мартин на все то велел плевать. И нам для чево вас в церковь пускать, на обругание себе.

Князь Владимир [книга О вере, глава 3, лист 34]. …, посла послы своя в разныя страны, чтобы веры чинов и закон дозрели. …, потом же приидоша до Константинополя, и поведано бысть царю и патриарху, яко послове от князя Владимира рускаго пришли суть, веры нашея дозирати. Сия же услышав царь, возрадовася вельми. И повеле патриарху церковь украсити, и благочестне и знамените преславно действовати. При сем же оны послове будучи, видели в то время церковь, и вся люди, якобы светом с небесе освященных, и недоумеваху о видении оном. Егда же приидоша ко Владимиру, и поведаша ему, егда приидохом во греки, введоша нас идеже служат Богу своему. И не вемы на небесех или на земли в то время были есмы, несьмы бо видели таковаго на земли видения и красоты, и не можем исповедати того, от светлости явльшейся тамо тем послом, вера предложена бе, и чины благочестия явлены.

Кормчая [1-го Всел. собора прав. 14, от толков.]. Два чина еста оглашенных. Первый убо, иже внове приходят к соборней церкви. Вторий же, иже совершеннейший быша. Совершенный убо оглашенный, аще впадет в грех, с послушающими да причтется.
Собора Кесарийскаго [правило 5]. Совершении же оглашении, по евангелии колена покланяют. [то есть припадают].
Святаго Василия Великаго [ниже, лист 251, обор.]. Четыре места суть запрещением: плачющаго, послушающаго, припадающаго и стоящаго с верными. …, плакание есть, еже вне церкви, и вне притвора церковнаго стояти. …, послушание же, стоящу при дверех церковных, внутрь же церкве внити не прощен есть. …, припадание же есть, еже внутрь церкве стояти от задния страны амвона, до святаго евангелия, и прочее.
Тимофея Александрийскаго правило, 9. Божественному совершаемому священнодейству, на молитву приходити еретиком не повелевает. …, но обращающихся, вместе еже уставлено есть оглашенным да стоят. Не хотящии же покаятися, и от сего да изгнани будут.
Никон Черныя горы, от того же правила [слово 63]. Не должни убо приходити [еретицы], аще не обещаваются покаятися и избегнут от ереси.

 

https://txt.drevle.com/mirrors/drevlepravoslavie-2012.10.23/data/t02000000776.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: