Взаимосвязь морали и права в жизни современного российского общества.




Фондовая лекция

 

по учебной дисциплине «Профессиональная этика»

Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности

 

 

  Обсуждена и одобрена на заседании кафедры протокол № 1 от «20» сентября 2011 г.
   

 

 

Москва 2011

 

 

ПЛАН

Введение

1. Взаимосвязь морали и права в жизни современного российского общества.

2.Единство и различие морали и права в правоохранительной деятельности.

Заключение

Список литературы

 

Введение

Вл. Соловьев утверждал, что взаимоотношения между нравственной областью и правовогой есть один из коренных вопросов практической философии. Действительно, мораль и право в настоящее время являются, пожалуй, самыми эффективными, дополняющими друг друга регуляторами поведения человека. А поэтому без анализа характера их взаимодействия очень сложно выявить их взаимосвязь, единство и различие.

Во первых, в процессе происходящих в последние десятилетия демократизации социальных отношений, формирования правового государства наблюдается расширение области действия власти, которая ныне активно вторгается в самые различные сферы человеческого существования. Так, в настоящее время суды всё чаще взыскивают не только материальный, но и моральный ущерб. Ныне право более тонко, детально регулирует отношения между супругами, защищает авторские права, интересы потребителей.

Во- вторых, современная криминальная ситуация в России стимулирует формирование более широкого взгляда на нормативно – регуляционные процессы в государстве, ибо совершенно очевидно, что одной лишь полицейской дубинкой очень сложно навести в обществе элементарный порядок, а тем более сформировать здоровый морально- психологический климат. Словом, правовое регулирование должно более интенсивно подкрепляться соответствующим моральным воздействием.

В- третьих, следует помнить о том, что характер воздействия морали и права, как и их соотношение с другими областями культуры (искусством, религией и др.) не является чем- то неизменным. Развитие духовной культуры, демократизация и усложнение общественной жизни, секуляризация многих ее сторон, возрастание роли отдельной человеческой личности вносят значительные коррективы в механизм регулирования поведения как отдельных индивидов, так и различных социальных групп. К тому же возникающие изменении имеют свою специфику в различных страна, культурах. Учет этой специфики очень важен для оптимизации как внутри, так и межгосударственных отношений.

В-четвертых, право и мораль являются важнейшими элементами человеческой культуры, всегда выступающего в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных, важнейших для общества, социальных регуляторов

Взаимосвязь морали и права в жизни современного российского общества.

Проблема взаимосвязи сфер духовной жизнедеятельности общества и, в частности, права и морали – одна из самых актуальных и широко обсуждаемых в наши дни на страницах общественно-политических и юридических изданий.

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на их развитие и совершенствование и тем самым на преобразование сознания личности.

И это не случайно: право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. В демократическом, гражданском обществе это взаимодействие права и морали объективизируются в важнейшей закономерности – возрастании морального потенциала общенародного права, этических основ законности[1].

Мораль- это специфическая форма общественного сознания, на практике утверждающая общественно необходимый тип поведения личности и служащая общественно-социальной основой его регуляции.

Право – это форма общественного сознания, в которой выражается совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе, выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий.

Таким образом, право – это явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое. Правовая жизнь гражданского общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма, справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органическая связь нравственных идеалов и принципов, воплощающихся в реальные правовые связи и отношения, – свидетельство повышения моральной ценности права. Нравственное измерение права – неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, условие его личностной гуманистической ориентации. Возрастание нравственных начал права – одно из проявлений социального духовного прогресса, который невозможен без упрочения этических аспектов общественных отношений.

Соотношение права и нравственности издавна занимало умы многих мыслителей, данная проблема была объектом многочисленных философских, правовых, социологических исследований.

Вопрос о взаимосвязи морали и закона получил определенное освещение уже во многих трудах философов древности (Сократ, Платон, Аристотель), которые, разрабатывая правовую идеологию, пытались связать этику с законодательством. Например, римскими юристами был сформулирован постулат, гласящий: «Право рекомендует то, что одобрено обычаем», т.е. продиктовано нравственностью. Применительно к уголовному закону это как раз и означает, что запрет того или иного поступка должен естественным образом вытекать из моральной его оценки.

Кроме того, непосредственное влияние этического начала на уголовное право римские юристы выразили четкой формулой: «Обычай есть лучший толкователь закона». В целом же римская уголовно-правовая мысль была богата глубокими выводами относительно нравственно-этического обоснования уголовного законодательства, афористичными высказываниями, раскрывающими моральную природу многочисленных положений уголовного права.

В средние века феодальное право провозглашалось свободным от морали, поскольку последняя рассматривалась как врожденная, независимая от условий человеческого бытия.

В Новое время мораль неразрывно связывалась с правом, при этом крайне абсолютизировали и идеологизировали законодательство, полностью растворяли мораль в праве. Гельвеций рассматривал этику и законоведение, как одну и ту же науку

Немецкая классическая философия также предприняла попытку определить связь между правом и нравственностью. Например, Кант стремился осуществить эту связь путем подчинения права нравственности.

Гегель рассматривал проблему взаимодействия нравственности и права как форму проявления воли человека. Различие между нравственностью и правом он, подобно Канту, видел в том, что нравственность не допускает какого-либо внешнего принуждения. Как диалектик, Гегель считал, что правовое и нравственное не могут существовать сами по себе.

Важнейшим моментом взаимосвязи правового и нравственного является их обратное воздействие на экономические отношения, способствующее закреплению и развитию последних. Право и господствующая мораль любого общества, порожденные соответствующим экономическим базисом, связаны с ним самым непосредственным образом.

Право, возникающее на определенном этапе исторического развития, как регулятор человеческого поведения, как бы «вырастает» из норм нравственности. Более того, на разных этапах своего развития правовые регуляторы почти сливались с моральными. И продолжалось это в течение довольно длительного периода. Только со временем право оформилось в законодательство и писаную судебную практику. Иными словами, право заключает в себе элемент нравственности, морали.

Таким образом, взаимосвязь морали и права проявляется:

- во- первых, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества (справедливости, равенства людей, гуманизма;

- во-вторых, применение норм права требуют проникновения в нравственную оценку социальных отношений, обстоятельств по конкретному, юридически значимому делу;

- в – третьих, правовая система государственно- организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, а законы должны быть справедливыми и гуманными;

- в четвертых, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных ценностей в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействия эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами;

- в – пятых, все правовое в обществе подлежит моральным оценкам, и прежде всего, их классификации в категориях добра и зла. Такое оценочное отношение одна из основных форм связи морали и права. Мораль выступает одной из сторон правовых отношений, так как эти отношения затрагивают коренные интересы людей и подлежат не только юридически, но и моральным оценкам.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: