Общая характеристика учебного предмета




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заседание ШМО учителей Заседание МС Приказ №________

начальных классов МКОУ «Покоснинская от

МКОУ «Покоснинская СОШ» «___» _________2015г.

СОШ» Протокол № _____ Директор МКОУ

Протокол «1 от «___» августа 2015г. «Покоснинская СОШ»

от «__» августа 2015г. Зам.директора по УВР МО «Братский район»

Руководитель МО Кузьмина Г.В. ________ Хрипач Ю.Н._________

Россало Е.Н.__________

 

 

Рабочая программа

По внеурочной деятельности

«Золотое перо»

(в соответствии с ФГОС)

Для 1 класса

На 2015-2016 учебный год

 

 

Адаптированная

Учителем начальных классов

Категории

Ковалевой Мариной Ивановной

Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по факультативному курсу «Золотое перо» для 1 класса разработана на основе:

· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.

· Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2011-2015 учебные годы ОУ.

· Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.

· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.

· Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.

· Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ»

· Уроки чистописания. Л.Я. Желтовская, Е. Н. Соколова.

 

Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы.

 

Она ориентирована на развитие навыков письма и выработку каллиграфического почерка. В процессе изучения курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о каллиграфии, познакомиться с её историей и областями применения. Курс - межпредметный: наряду со сведениями из области русского языка в его содержание входят знания по технологии, искусству, истории.

 

Теоретическую основу обучения составляет принцип одновариантного начертания букв. Суть метода заключается в следующем: через поэлементное овладение письмом к безотрывному и ускоренному воспроизведению букв и их комплексов.

Осуществляется через приемы копирования и тактирования. При написании букв определенной конфигурации, высоты, ширины и наклона даются ориентиры для зрительной координации, сопоставления правильности выполнения каждого элемента - частая косая линия и модульные сети, определяющие и высоту элементов буквы, и протяженность и наклон.

 

В программу курса включены упражнения для развития зрительно-моторных координаций, упражнения для развития свободных движений руки, упражнения для предупреждения сходства букв, упражнения для работы над формой сопоставляемых букв, упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв.

Особое внимание отведено работе над соединением букв, так как при ускоренном письме нарушается правильность начертания графических элементов букв.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Цель:

 

· формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

 

Задачи:

 

· по обучению безотрывному письму и скорому письму;

· усовершенствования письма букв, относящихся к определенной группе;

· предупреждения и исправления, общих для данной группы ошибок при их письме;

· исправления тех или иных недостатков при письме у отдельных учащихся;

· формирование почерка учащихся.

 

 

На уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформулировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.

Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму. Сначала необходимы ознакомление с правилами посадки и владение инструментами, ориентировка на страницах прописей, тетрадей, первоначальное ознакомление с начертанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений.

Затем закрепление и совершенствование этих умений на уроках чистописания. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах. Правильный расстановки слов на строке. Со сменой разлиновки становится актуальным становится актуальным соблюдение одинаковой высоты букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв. Параллельно на каждом этапе решаются задачи по обучению безотрывному письму и скорому письму.

 

Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестность.

 

Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет удобочитаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважения к тому, кто будет читать написанное. В современном обществе человеку приходится заниматься образованием и самообразованием, вести записи лекции, конспектов и другое. Во всех этих случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром письме.

 

На уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформулировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.

 

Сначала необходимы ознакомление с правилами посадки и владение инструментами, ориентировка на страницах прописей, тетрадей, первоначальное ознакомление с начертанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений. Затем закрепление и совершенствование этих умений на уроках чистописания. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах. Правильный расстановки слов на строке. Со сменой разлиновки становится актуальным становится актуальным соблюдение одинаковой высоты букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв.

 

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.

 

 

ФОРМЫКОНТРОЛЯ

· карточки;

· тесты;

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Занятия по чистописанию приучают ученика двигать свободно рукой, выполнять различные ритмически организованные узоры. Эти упражнения направлены на то, чтобы движения руки в процессе письма становились более смелыми, уверенными. Пусть не с первого раза у учащихся будут получаться такой же красивый почерк, как в образце, для этого они тренируются, и в итоге письмо будет плавным, безотрывным, а значит скорым и отчетливым.

 

В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижения ритмичности и плавности письма.

 

В 1-2 классах это упражнение для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.

 

В 3-4 классах содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв, поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно.

 

На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдение наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке, нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций заглавных и строчных букв, линейности (соблюдения одинаковой высоты букв на всей строчке письма), искажения форм букв или их отдельных элементов и т.д. Коллективные упражнения сочетаются с индивидуальными, учитываются особенности письма каждого ребенка. С этой целью рекомендуется прописание учителем букв, слов в тетрадях учащихся. Содержание упражнений по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, с двойными согласными и т.д.

 

Письмо учащихся начальных классов должно быть опрятным, четким, достаточно быстрым. Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

 

В 1 классе учащиеся пишут в тетради Пропись. Обучение учащихся правильному письму букв требует от учителя внимания к затруднениям детей, настойчивости в выполнении основных требований к письму. Необходимо неуклонно следить за правильной посадкой учащихся, исправлять отклонения в держании ручки, добиваться ослабления напряжения в позе и в мускулатуре руки. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв, потому что в этот период учащиеся преодолевают самые большие трудности письма: они учатся координировать движение пальцев руки, сообразуясь с положением тела и руки, держащей ручку, с наклоном тетради, одновременно направляя главное внимание на письмо буквы. Все это требует от ребенка немалых усилий. От того, как сложатся первые умения в письме, зависит формирование навыка: переучивать всегда труднее, чем наладить навык с самого начала. Учащиеся забывают начертания букв. Поэтому следует повторять наиболее трудные для учащихся написания, в нужных случаях сопоставлять сходные буквы.

Наиболее часто первоклассники смешивают при письме строчные буквы: м - ш, т - ш, л - м, п - т, л - и, в - з, н - х, х - к, л - г, б - д. Из заглавных букв часты замены: И - Ш, П - Т, Д - Б, В - Р, В - З, Е - З. Бывает и так, что учащийся помнит начертание отдельных букв, но забывает те же буквы, когда нужно писать слог или слово. Это значит, что в основе забывания лежит слабое обобщение звукового значения буквы: звук в слове и слоге звучит иначе, чем отдельный.

 

Обучая детей письму букв и их соединению, учитель предлагает:

1) списывать с образцов;

2) приучать учащихся к осмысливанию того, что они списывают, то они привыкают срисовывать каждую букву, забывая при этом, как она называется.

Поэтому, прежде чем давать образец письма буквы, нужно выделить из слов соответствующий звук, соотнести печатную и письменную буквы. Учить правильно списывать - значит учить произносить слова при письме по слогам, т.е. видеть при списывании не одну букву, а весь слог и каждую его букву. Слабых учащихся необходимо упражнять в этом и индивидуально, так как побуквенно проговаривание слова вызывает у них частые пропуски гласных при письме.

 

С первых дней обучения письму учитель стремится обучать учащихся приемам безотрывного письма. Для безотрывного соединения и письма букв типа: и, ш, н используется простой прием: доводим соединительные линии до верхней линии (не до середины строки) и начало другого элемента или буквы продолжаем писать, не отрывая руки. При письме элемента, выходящего за строку, в буквах р и ф сначала ведем руку вниз за строку, затем вверх по той же самой линии и не отрывая руки, переходим к письму верхней части буквы. Для безотрывного соединения овальных и полуовальных букв используются разные способы соединений. Такие буквы, как а, д, б соединяются с предыдущими буквами путем повторного проведения по написанному снизу:

Полуовалы соединяются путем повторного проведения сверху или снизу с возвратом по уже написанной линии:

Это два основных приема, которые мы используем для безотрывного соединения овалов и полуовалов. Выбор соединения зависит от положения буквы в слове. Так буква О с последующей и предыдущей буквами соединяется разными способами. Буква О в начале слова при верхнем соединении писать сверху:

Букву О в начале слова при нижнем соединении и при любом нижнем соединении в середине слова начинаем писать снизу. Также начинается буква при письме ее и в конце слова:

Буквы в словах не должны быть очень узкими или очень растянутыми, широкими. Учитель делает указание детям индивидуально. Правильной расстановке слов на строке и установлению правильной ширины букв способствуют упражнения по списыванию с прописей, а также упражнения по самостоятельному определению расстояний между словами, буквами (приблизительно расстояние между словами равно букве и).

 

 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа факультативного курса «Золотое перо» относится к предметной области «Филология» для 1 класса. Разработана в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на 2015-2016 год. Программа рассчитана на 4 года (1-4 класс), 1а класс - 1 часов в неделю, всего 33 часа (33 учебных недель).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: