РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ




 

1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть За год
9ч. 7ч. 9ч. 8ч. 33ч

 

 

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Проблема нравственности остается актуальной в наших школах. Может быть она более актуальна сегодня, когда в силу многих причин воспитать высоконравственную личность особенно непросто.

Много было и есть споров о почерке. Одни считают, что это немаловажная деталь, другие отрицают его значимость, а некоторые утверждают, что почерк - это характер, поэтому сформировать его (почерк) невозможно. Но, если почерк отражает характер (что не вызывает сомнения), разве можно в таком случае отрицать тот факт, что, работая над постановкой почерка, мы можем содействовать формированию характера? Ведь обратная связь обязательно есть. Работая над каллиграфией, мы воздействуем на ребенка в воспитательном плане. Обучение письму должно стать частью нравственного, эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период становления прекрасного. Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставлять радость близкому тебе человеку своим трудом - все это можно с успехов формировать в процессе обучения письму.

 

Красивое письмо - это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о невнимании, безразличии к другому человеку. Однако умение видеть красивое недостаточно. Важно научить ребенка созидать, снять в первые школьные дни психологическую перегрузку, через обучение письму научить думать, развивать логику мышления, сделать этот предмет не изнурительным, а увлекательным, интересным и результативным.

 

Дети с первого дня проговаривают вслух все, что пишут, постоянно проводят анализ, сравнения, большую часть новых букв разбирают самостоятельно. Сложнее всего написать те буквы, которые включают в себе овал. По возможности можно заменить прямой наклонной линией с поворотом на месте, оставив овалы в основном только в верхней части буквы. Полностью овалы сохраняются в буквах о, б, ю, в, ы, ь, ъ, в остальных написание построила на основе крючка. Обязательное условие при написании: поворот на месте (качалочку) выполнять после того, как прямая наклонная линия коснется нижней линейки рабочей строки. Дети выучиваются красиво писать за первые 3-4 недели. В присутствующей методике алгоритм письма не только помогает обучать, но и дает возможность корректировать почерк у учащихся разного возраста.

 

Помочь детям выправить почерк можно. Однако следует помнить, что детская графология - деликатная и тонкая наука, требующая большого опыта. Поэтому всякий раз надо быть крайне осторожным, переучивая ребенка, меняя его почерк. Необходимое условие: желание детей и умение учителя побудить это желание, зажечь эту искорку в душе ребенка. И успех может прийти в любой из дней, начиная с третьего урока, посвященного отработке каллиграфии.

 

По прописям, поняв принцип письма, можно работать в разноуровневых классах. Причем работу в коррекционных классах можно проводить на более доступном для них уровне, получая при этом хорошее качество написания, а в классах, где дети с более высоким интеллектом развития, эту же работу можно проводить на возрастающем уровне трудности. Надо видеть, что переживает ребенок и его родители, когда из трудно читаемого его письмо превращается в письмо, способное доставить радость всем, в письмо с более высокой грамотностью.

Красивое письмо - это очень важный и нужный процесс, который, к сожалению, в последнее время получил ослабление в учительской среде. Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказываются на формировании мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком.

Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребенку дано от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму.

 

М.Р.Львов в своей работе Правописание в начальных классах (1990, 2001) пишет: Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма.

 

Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15-45 % учеников лишь в отдельных классах. Там же, где учитель работает специально - 70-90 %. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Этот вопрос меня интересовал давно. Проанализировав работы известных методистов (П.С. Жедек Методика обучения орфографии, М.Р.Львова Правописание в начальных классах и ряд статей из журнала Начальная школа, пришли к некоторым выводам:

Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.

Ввести понятие опасное место, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.

 

Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.

Развивать фонематический слух.

Обучать правильному списыванию текста.

Прививать интерес к чтению.

Интегрировать уроки русского языка и чтения.

Расширять словарный запас детей.

 

Ребенку, пришедшему в 1 класс, очень трудно разобраться в написании слов и многом другом, так как он только научился писать. Но здесь очень важно сразу обратить внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением.

 

При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов:

1. обучение постановке ударения;

2. ввод слов, где написание расходится с произношением.

3. отработка навыка правописания безударной гласной.

4. отработка умения проверять безударную гласную.

 

Дети знакомятся с орфограммой, когда явно неоднозначное произношение и написание.

Эти упражнения даются на доске. Ученики доказывают необходимость нужной гласной.

 

5. восприятие орфограммы на слух.

Выполнению этого этапа способствуют объяснительные и выборочные диктанты.

В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных, парных согласных и других орфограмм.

Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области, не предполагает и проверки безударной гласной путем подбора однокоренных слов.

Во 2,3 классах проводится отработка навыка проверки слов.

 

Цель же работы в 1 классе: привлечь внимание детей к неоднозначному написанию и произношению.

Дальнейшее введение орфограмм в начальной школе может проходить следующим образом: знакомим детей с правилом и тут же указываем место и номер орфограммы из памятки для работы над ошибками.

 

Очень помогают в работе мини-справочники, которые учащиеся делают сами. Это то же привычный детям словарик (разрезанная вдоль тетрадочка), в котором есть схемы - опоры практически на каждое правило. Здесь же ученики пишут все образцы разборов и при необходимости могут ими пользоваться.

 

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений.

1) Очень активизируют работу перфокарты. Так, например, начиная со 2 класса выписывают все слова с безударной гласной, разделяют их на три группы:

· существительные;

· прилагательные;

· глаголы.

2) Использование принципа какографии - это упражнение в редактировании слов, текстов, предложений, в которых допущены ошибки. Этот прием можно использовать и при обучении каллиграфии: написать текст с нарушениями форм букв, соединения их друг с другом и предложить детям подчеркнуть ошибки.

3) Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке.

4) Объяснительные и предупредительные диктанты.

5) Выборочные списывания и диктанты.

6) Показ нужной орфограммы на карточках-сигналах.

7) Письмо по памяти.

8) Использование зрительных диктантов по методике И.Федоренко.

9) Использование зрительных диктантов для развития бокового зрения.

10) Использование этимологического анализа слов.

11) Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха.

Очень полезно после разбора упражнения читать тексты так, как написаны.

12) Прием списывания как одно из лучших средств развития орфографической зоркости.

Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо, каллиграфический навык.

 

Анализируя процесс письменной речи, Л.С.Высоцкий писал: Мы очень часто скажем про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик.

 

Существует множество методик по обучению списывания, но все они сходятся в одном - орфографическое прочтение просто необходимо. Как необходимо каждый урок начинать с орфографической зарядки. Формы могут быть любые: по памятке, в парах, по упражнению.

 

Алгоритм списывания может выглядеть так:

· прочитай предложение так, как оно слышится;

· прочитай предложение, как оно пишется;

· повтори по памяти;

· подчеркни орфограммы и опасные места;

· еще раз прочитай предложение так, как оно пишется;

· пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу;

· проверь по книге.

 

При подборе языкового материала для списывания важно не только учитывать нарастающую сложность, но и оценивать его привлекательность с точки зрения содержания, выразительности.

Но в то же время важно выстраивать эту работу так, чтобы каждое записываемом предложение представляло собой новую ступеньку сложности.

 

Требования систематичности при применении приема списывания заставляет задуматься об организации домашнего списывания.

Поэтому пока не отработан алгоритм списывания, на дом нежелательно давать этот вид работы в начале обучения.

Обязательно нужно проинструктировать родителей.

 

Во 2-3 классах желательно завести специальные тетради по списыванию и постоянно поощрять рост ребенка, следить за соблюдением форм всех букв, за правильностью их соединений.

 

Развитию орфографической зоркости способствуют и многие другие упражнения.

Разумеется, все предложенное не является чем-то новым, но систематическая работа на каждом уроке дает неплохие результаты в обучении грамотному письму.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Личностными результатами изучения курса «Золотое перо» в 1-м классе является формирование следующих умений:

· Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

· Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

· Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

· Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

· Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

· Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Золотое перо» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

· Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

· Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

· Использование знаково-символических средств представления информации.

· Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

· Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

· Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое

· высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

· Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

· аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

· Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

· свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

· Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной

· деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

· Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

· Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с

· содержанием учебного предмета «Русский язык».

· Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и

· процессами.

· Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в

· соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты изучения курса «Золотое перо» в 1-м классе является формирование следующих умений:

· Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

· Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

· осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

· Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции

· человека.

· Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,

· пунктуационных) и правилах речевого этикета.

· Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного

· решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

· Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и

· правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

· Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных,

· практических и коммуникативных задач.

· Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании

· (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

· Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы

· адекватно ситуации речевого общения.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема урока Количество часов
1. Введение.  
2. Упражнения для работы над высотой букв  
3. Упражнения для работы над формой отдельных букв  
4. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв  
5. Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв  
6. Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв  
7. Практические и творческие работы  
  ВСЕГО: 33ч

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Введение (3 часа)

Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности. Гигиенические требования и нормы письма. Упражнения для осанки.

Развитие мелкой моторики рук

Упражнения для развития свободных движений руки. Штриховка геометрических фигур.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: