МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА




РУССКИЙ ЯЗЫК

Язык и речь. Речь устная и письменная, сходство и различие. Характеристика качеств правильной речи.

Понятие о лексикологии. Лексическое значение слова. Типы лексических значений. Полисемия. Способы переноса лексического значения. Омонимия. Полные и неполные омонимы. Омофоны, омоформы, омографы. Использование явление омонимии в речи. Проблема разграничения полисемии и омонимии. Обозначение многозначных слов и омонимов в словарях. Словарный состав языка и словарный запас человека. Значение изучения лексики для проведения работы по обогащению и уточнению словарного запаса младших школьников. Лексикография.

Синонимы. Виды синонимов. Использование синонимов в речи. Антонимы. Антитеза и оксюморон. Контекстуальные синонимы и антонимы. Фразеологизмы. Их отличие от слова или словосочетания. Классификация фразеологизмов. Фразеологическая система русского языка. Использование фразеологизмов в речи. Ошибки в употреблении фразеологизмов. Значение изучения фразеологизмов для развития речи учащихся младших классов.

Фонетика как раздел науки о языке. Звуки речи. Гласные и согласные. Их характеристики. Фонетические закономерности в области гласных и согласных. Фонетические единицы речи. Ударение. Слогораздел. Значение изучения фонетики для работы по обучению грамоте, орфографии и орфоэпии в начальных классах.

Русская графика. Происхождение и состав русского алфавита. Буквы и звуки. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слоговой принцип русской графики. Обозначение мягкости согласных на письме. Отступление от слогового принципа русской графики. Значение знаний по разделу «графика» для обучения грамоте и орфографии.

Орфография как раздел науки о языке. Понятие об орфограмме. Морфологический принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Орфографические словари и справочники. Важность обучения орфографии.

Морфемный состав слова. Основные способы словообразования в современном русском языке: морфологический и неморфологический. Их разновидности. Важность изучения морфемного состава слова и словообразования для младших школьников.

Принципы выделения частей речи в современном русском языке. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматичекие разряды имен существительных: существительные нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, разряды по семантике. Категории рода, числа, падежа у существительных. Склонение имен существительных. Изучение имени существительного в начальной школе.

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Грамматические признаки, отличающие качественные прилагательные от остальных. Переход относительных и притяжательных прилагательных в качественные. Изучение прилагательного в начальной школе.

Глагол как часть речи. Категории вида, переходности-непереходности, залога. Спряжение глагола. Категория наклонения у глагола. Изменение глагола по временам. Категории лица и числа. Род глаголов прошедшего времени. Изучение глагола в начальной школе.

Категория рода. Способы выражения категории рода у существительных. Имена существительные общего рода. Род несклоняемых существительных. Категория рода у других частей речи.

Категория падежа. Система падежных значений имен существительных. Категория падежа у других частей речи.

Категория числа. Система значений лица и выражение в современном русском языке у местоимения и глагола.

Категория лица. Система значений лица и выражение в современном русском языке у местоимения и глагола.

Словосочетание как лексико-синтаксическая единица. Номинативная функция словосочетаний. Строение словосочетания. Виды связи в словосочетании. Классификация словосочетаний. Значение знаний о словосочетании для обучения детей грамматике и орфографии.

Предложение как основная синтаксическая единица. Коммуникативная функция и основные признаки предложения. Классификация предложений по цели высказывания и структуре. Актуальное членение предложения. Логическое ударение и порядок слов в предложении как средства, помогающие точно передать мысль. Изучение предложения в начальной школе. Предложение простое и сложное, осложненное простое предложение.

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Методы и приёмы обучения грамоте. Классификация методов обучения грамоте: аналитические, синтетические, аналитико-синтетические. Буквослагательный, слоговой, звуковой, метод целых слов. Звуковой метод К.Д. Ушинского. Характеристика современного аналитико-синтетического метода обучения грамоте.

Подготовка детей к обучению грамоте. Учебно-воспитательные задачи, структура и содержание уроков в подготовительный период.

Основной период обучения грамоте. Разнообразие видов аналитико-синтетической работы на уроках в этот период обучения грамоте. Индивидуальная работа с учащимися.

Обучение письму – важная составная часть обучения грамоте. Цели и задачи уроков письма на разных этапах обучения грамоте. Характеристика аналитико-синтетической работы учащихся на уроке письма.

Работа над словом, предложением, связной речью на уроках обучения грамоте. Уточнение, активизация, обогащение словаря учащихся. Методика работы над составлением связных текстов.

Цели и задачи обучения чтению в современной школе. Требования к чтению учащихся.

Основные качества полноценного чтения. Особенности и приемы их формирования в современной школе.

Урок чтения художественного произведения и подготовка учителя к нему. Цель урока чтения в начальной школе и реализация ее на каждом этапе урока. Особенности структуры и содержания урока чтения при изучении произведений разных жанров. Подготовка учителя к уроку чтения.

Словарная работа на уроке чтения. Принципы ее организации, приемы объяснения слов.

Виды пересказа. Приемы обучения пересказу.

Принципы построения программы внеклассного чтения. Система знаний, умений и навыков, которая задается учащимися в процессе изучения доступного круга чтения под руководством учителя. Метод чтения-рассматривания как ведущий при освоении младшими школьниками доступного круга чтения. Структуры типовых уроков внеклассного чтения на подготовительном, начальном и основном этапах обучения. Их обоснование. Формы руководства внеклассным чтением учащихся.

Процесс формирования основных грамматических понятий. Виды работы по формированию грамматических понятий.

Общие условия формирования осознинных и прочных орфографических навыков. Взаимосвязь работы по грамматике, правописанию и развитию речи.

Требования к современному уроку по грамматике и правописанию.

Контрольный диктант и работа над ошибками диктанта.

Уроки обучающего изложения. Специфика проведения выборочного и творческого изложения. Работа над ошибками изложения.

Система работы над сочинением в начальных классах. Типовой план урока. Сочинение на основе опосредованного наблюдения: отзыв. Сочинение по сюжетным картинкам. Сочинение по картине. Редактирование. Работа над ошибками.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

1. Язык и речь. Речь устная и письменная. Характеристика качеств правильной речи.

2. Классификация звуков русской речи. Система гласных и согласных звуков. Понятие о фонеме.

3. Понятие о лексикологии. Темы лексических значений. Полисемия, омонимия.

4. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.

5. Фонетика как раздел науки о языке.

6. Слово и его происхождение. Исконно русская лексика.

7. Служебные части речи в современном русском языке.

8. Принципы выделения частей речи в современном русском языке. Имя прилагательное как часть речи.

9. Имя существительное как часть речи.

10. Словосочетание как лексико-синтаксическая единица.

11. Предложение. Тема и рема.

12. Категория рода. Выражение её с помощью различных частей речи.

13. Имя числительное как часть речи. Разряды числительных.

14. Категория падежа. Система падежных значений. Выражение категории падежа в современном русском языке.

15. Категория числа. Система её значений и выражение в современном русском языке.

16. Глагол как часть речи.

17. Наречие и слова категории состояния.

18. Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.

19. Предложение как составная синтаксическая единица.

20. Осложнённое простое предложение.

21. Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания.

22. Предложение простое и сложное. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

23. Основные способы словообразования в русском языке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: