Философия социального воспитания




Процесс развития человека во взаимодействии с окружаю­щим его миром получил название «социализация». Теория соци­ализации насчитывает уже более ста лет своей истории и описы­вает широкий спектр проблем, связанных с процессом вхожде­ния развивающегося человека в окружающий его мир и общест­во. Однако обращение к проблематике социализации началось задолго до широкого распространения соответствующего терми­на. О том, как влияет на человека его ближайшее и отдаленное социальное окружение, меняется ли только сам человек или вме­сте с ним меняется окружающий его мир — этими вопросами че­ловечество задавалось намного раньше, чем появились такие на­уки, как педагогика, социология и психология. Каждая из этих отраслей человекознания исследует свою специфику становле­ния (или не становления) человека в качестве компетентного чле­на общества.

В XX веке проблемы воспитания ребенка в различных соци­окультурных группах, формирования и развития личности и об­щества, межпоколенной трансмиссии культуры и многие другие стали исследоваться в рамках теории социализации. В настоящее время социализация является самостоятельной междисципли­нарной областью исследований, проблему или отдельные аспек­ты которой изучают философы, этнографы, социологи, психоло­ги, криминологи и представители других наук.

Примечательно, что до второй половины XX века ученые рас­сматривали социальные аспекты развития человека лишь в детст­ве, отрочестве и юности. Конец века привнес в социальное и гу­манитарное знание необходимость решения проблем социальной реабилитации, адаптации и обучения большого количества взрос­лых людей, а также организации достойного попечения пожилых людей так называемого «третьего возраста». Все названные обстоятельства обусловили обращение к изучению социализации чело­века на всех возрастных этапах, включая взрослость и старость.

Разнообразие теоретических концепций социализации обус­ловлено как различием подходов к рассмотрению процесса взаи­моотношения человека и общества, так и выбором критериев изучения этого процесса. В основе своей все многочисленные те­ории социализации можно отнести к одному из двух подходов, разнящихся между собой в признании роли самого человека в от­ношениях с окружающим миром. Конечно, разделение такое весьма условно и достаточно схематизированно, однако оно поз­воляет анализировать специфику исследовательской позиции и получаемые таким образом теоретические выводы.

Первый подход А.В. Мудрик (87, 6) определяет как субъект-объектный подход, рассматривающий человека в качестве пассив­ного участника собственной социализации. При таком рассмот­рении социализация понимается как процесс адаптации челове­ка к обществу, которое формирует каждого своего члена в соот­ветствии с присущей ему культурой. В названном подходе обще­ство выступает в качестве субъекта воздействия на человека, ко­торый является его объектом.

Субъект-объектный подход имеет давнюю традицию и пред­ставлен целым рядом научных школ и концепций, в том числе в отечественной науке. Практически все изданные на русском язы­ке словари и справочники определяют социализацию как «про­цесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он при­надлежит» (137, 316). Недостаточность и неполнота субъект-объ­ектного подхода проявляется в том, что в нем недооценивается и зачастую игнорируется то обстоятельство, что человек не просто конформно адаптируется в обществе, но и проявляет свою актив­ность и самостоятельность, научаясь не только исполнять, но и преобразовывать нормы среды и свои с ней взаимоотношения.

Активная позиция человека во взаимодействии с обществом и составляющими его большими и малыми социальными группа­ми, которая проявляется в изменении самим человеком социаль­ных норм, правил и ценностей, реализуется в субъект-субъект­ном подходе рассмотрения социализации. Второй подход позволяет определять процесс социализации как «развитие и самоизмене­ние человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, от­носительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» (87, 21).

Подобное рассмотрение процесса социализации дает осно­вания для исследований различного рода параметров его проте­кания, а также изучения взаимовлияния человека и общества в зависимости (контексте) от исследуемых параметров. Сущность характеризуемой таким образом социализации состоит в сочета­нии приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление предполагает согласование требований об­щества к человеку с его установками и социальным поведением, а также согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды. Обособле­ние понимается как процесс автономизации человека в общест­ве. Результатом этого процесса А.В. Мудрик называет сформиро­ванные потребности:

—потребность человека иметь собственные взгляды и нали­чие таковых (ценностная автономия);

—потребность иметь собственные привязанности, выбирае­мые независимо от окружающих (эмоциональная автономия);

—потребность самостоятельно решать лично его касающие­ся вопросы;

—способность противостоять жизненным ситуациям (поведенческая автономия) (87, 22).

Теория социализации логически определяет следующий па­радокс: человек, максимально приспособленный к обществу, ут­рачивает свою индивидуальность; вместе с тем предельно обо­собленный от социума человек перестает быть членом общества. Таким образом, процесс социализации содержит в себе внутрен­нее противоречие между мерой приспособления человека к об­ществу и степенью обособления его в обществе. Решение этого парадокса возможно, на наш взгляд, в русле рассмотрения раз­личных типов воспитания, и в первую очередь — религиозного.

Философско-педагогический анализ процесса воспитания позволяет выделить три типа воспитания, отличающиеся харак­тером взаимосвязи субъектов этого процесса. Это:

—семейное воспитание (Family Education),

—религиозное воспитание (Religious Education) и

— социальное воспитание (Social Education), осуществляе­мое как в различных учебно-воспитательных учреждениях, так и в социуме (Community Education).

Единство и взаимосвязь этих трех граней развития человека позволяют растущей личности:

—иметь физическое и психологическое пространство для становления своих личностных качеств (семейное воспитание);

—обретать смысл в постижении окружающего мира и само­го себя (религиозное воспитание);

—а также осваивать навыки взаимодействия с себе подобными в равноправном и иерархическом взаимоотношениях (соци­альное воспитание).

Три названных типа воспитания находятся в иерархической взаимосвязи, и нарушение иерархии единого воспитательного процесса приводит к искажениям в развитии личности.

Включение исследований религиозного воспитания в кон­текст теории социализации способствует разрешению противо­речий, подобных парадоксу социализации. Преодоление двойст­венности между степенью обособленности и степенью приспо­собления человека в обществе может быть достаточно эффектив­но разрешено в интегрированных исследованиях религиозных воспитательных концепций и социализации человека.

Выявленные таким образом особенности теоретического изучения процесса социализации, с одной стороны, и теории ре­лигиозного воспитания — с другой, позволяют назвать ряд про­блемных областей в современных педагогических исследовани­ях. К таковым, в первую очередь, относятся:

—определение и сущностные характеристики религиозного
воспитания;

—исследование взаимосвязи семейного, социального и ре­лигиозного воспитания;

—изучение влияния теории и практики семейного и религи­озного воспитания на развитие концепции социализации;

—роль, место и значение православного воспитания в кон­тексте социализации подрастающего поколения в истории Рос­сии и в настоящее время.

Названные направления теоретического исследования в пе­дагогике отчасти отражены в работах Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, В.А.Сластенина.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: