ВЗГЛЯДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.




Современные специальная психология и педагогика в поиске эф­фективных средств коррекции все больше ориентируются на ис­пользование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с от­клонениями в развитии указывали представители зарубежной спе­циальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др.

Ученые все больше указывают на возможности искусства в кор­рекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитание посредством искусства», получившую распро­странение в начале XX в. Э. Сурно, известный работами в облас­ти эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребен­ка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чув­ства.

Отечественные специалисты в области художественной педаго­гики Н. И. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комаро­ва и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетаю­щую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способ­ность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечи­вает понимание языка различных видов искусства.

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с про­блемами указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художест­венной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).

Современные исследования в специальной психологии и педагоги­ке объективно подтверждают положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии.

В процессе занятий музыкой, пением у учащихся с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправ­ленная деятельность, устойчивость внимания (С. М. Мидовская, И. В. Евтушенко).

Изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с умственной отсталостью (О. В. Гаврилушкина, И. А. Грошен-ков, О. В. Боровик), дошкольников с задержкой психического раз­вития (Е. А. Екжанова), детей, страдающих ДЦП (Г. В. Кузнецова), аутичных детей (О. С. Никольская) показало, что занятия рисова­нием способствуют сенсорному развитию детей, формируют моти-вационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений ру­ки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, вооб­ражения, речи, коммуникации.

Большие возможности изобразительной деятельности для разви­тия познавательной сферы глухого и слабослышащего ребенка, фор­мирования и совершенствования его речи, слухо-зрительного вос­приятия подтверждают работы М. Ю. Pay, E. А. Сошиной.

Влияние слушания музыки, музыкально-ритмических занятий школьников с нарушением слуха на развитие речевой функции, слу­хового восприятия, моторики раскрывается в работах Е. 3. Яхниной.

Занятия театрализованной деятельностью детей с задержкой пси­хического развития дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоциональ­ного состояния, а также способствуют развитию многих компонен­тов личности детей данной категории (Е. А. Медведева).

Исследования в области художественной педагогики показыва­ют, что искусство развивает личность, расширяет общий и художе­ственный кругозор ребенка с проблемами, реализует познаватель­ные интересы детей. Искусство, являясь своеобразной формой эс­тетического познания действительности и отражения ее в художе­ственных образах, позволяет ребенку с проблемами в развитии ощу­тить мир во всем его богатстве и через художественные виды дея­тельности научиться его преобразовывать.

Коррекционные возможности искусства по отношению к ребен­ку с проблемами связаны прежде всего с тем, что оно является ис­точником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей де­тей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельно­сти и творчестве — это и есть реализация социально-педагогической функций искусства.

Социально-педагогическое направление коррекционной работы с детьми с проблемами посредством искусства осуществляется дву­мя путями:

—путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведе­ния искусства;

—путем деятельности, связанной с искусством (художественно- речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованно-игровой).

Искусство, являясь важным фактором художественного разви­тия, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуника­тивную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребен­ка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечи­вает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способст­вует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, ут­верждению в нем чувства социальной значимости.

Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами соприка­сается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами вы­ражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очи­ститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицатель­ных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружаю­щим миром.

О катарсистическом (очищающем) воздействии искусства изве­стно очень давно. Понятием «катарсис» пользовались древнегрече­ские философы, подразумевая под этим психологическое очище­ние, которое испытывает человек после общения с искусством.

Польский эстетик Б. Дземидок видит функцию катарсиса в раз­рядке чувств, поэтому, по его мнению, он свойствен всем жанрам искусства.

По мнению Ю. А. Огородникова, «эффект катарсиса происходит также из-за того, что в человеке, погруженном в дробность быта и теряющем в нем свою целостность и гармонию, в момент прожива­ния произведения искусства происходит выход из суетных состоя­ний ("вся выше мира и страстей" — А. С. Пушкин), погружение в гармонию, и от этого нарастают внутреннее единство и гармония, че­ловек переживает собой целесообразность мира и свою значимость, встроенность в мир, "очищаясь" от случайности и дробности быта»1. При этом очищение («катарсис») возникает как на уровне физио­логических функций, так и на психодуховном уровне человеческо­го организма.

Психологический механизм катарсиса был раскрыт Л. С. Выгот­ским в работе «Психология искусства»: «Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волне­ние, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в ис­кусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т. е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство»2.

Отмечая эффект катарсиса в театральном искусстве, К.С.Стани­славский указывал на то, что люди, идущие в театр для развлечений, незаметно для себя выходят из него с чувствами и мыслями, обога­щенными познанием жизни духа. Театр — могущественная сила ду­шевного воздействия на людей.

Отечественные психологи в эффекте катарсиса усматривают главный итог воздействия искусства на личность, а в потребности катарсиса — одну из основных психологических установок в отно­шении искусства. Благодаря катарсису зритель, слушатель, чита­тель от познания чисто внешних связей в художественном произве­дении поднимается до постижения их смысла, сущности. Собствен­ные переживания воспринимающего как бы перерождаются. Худо­жественная система овладевает его мыслями и чувствами, заставля­ет сострадать и содействовать, возникает ощущение душевного подъема и просветления.

Психологическая природа катарсиса, по мнению Т. А. Флорен­ской (1982), определяется состоянием душевной гармонии, появ­ляющейся благодаря нацеленности личности на высшие, общече­ловеческие идеалы, расширению границ индивидуального сознания до всеобщего.

Катарсис связан с художественным восприятием, которое пред­ставляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения воспринимающего произведение искусства. Далеко не все дети с проблемами подготовлены к осуществлению этой работы. Поэто­му получить эффект катарсиса можно при условии обучения ребен­ка с проблемами восприятию художественного произведения. Про­цесс же восприятия детей с разными отклонениями в развитии име

ет свои особенности, обусловленные природой и характером нару­шения.

Так, у детей с нарушением зрения катарсистического эффекта лег­че добиться через восприятие музыкальных инструментальных и вокальных произведений, а у ребенка с нарушением слуха через об­щение с изобразительным, танцевальным искусством.

Ребенок с проблемами, действуя в этом удивительном мире ис­кусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. Ребе­нок после общения с искусством становится по своему психологи­ческому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно об­новленным, с положительными изменениями в эмоциональной, по­знавательной сферах.

Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возмож­ности искусства связаны с предоставлением ребенку с проблемами практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, ут­верждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстника­ми на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продук­тов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполнен­ных песен, плясок и т. д.) повышает самооценку, самоприятие ре­бенка с проблемами в развитии. И именно это обеспечивает реше­ние важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством искусст­ва и художественной деятельности в макросоциальной среде.

 

 

Особое значение в формировании субкультуры личности ребен­ка с проблемами Л. С. Выготский придавал средствам искусства. Он отмечал необходимость участия детей в разных видах художествен­но-творческой деятельности.

В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воз­действия искусства на ребенка с проблемами в процессе воспитания и обучения. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекци-онной работе различных видов искусства как важного средства вос­питания гармонической личности ребенка с проблемами, его куль­турного развития.

В настоящее время в практике специального образования широ­ко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагогика». В государственных образовательных стандартах по специаль­ному образованию представлен курс «Основы артпедагогики и арт-терапии в специальном образовании».

В чем сходство и различие понятий «артпедагогика» и «арттера­пия»? Сходство этих терминов прослеживается только в первой ча­сти понятий — арт — «художественное», синоним искусство. Вторая часть определяет различие: терапия — направление медицины, ле­чебное воздействие; педагогика — область научного знания, наука об обучении, воспитании и развитии, а в специальном образовании — и коррекции. Следовательно, во второй части понятий отражены раз­ные направленность, цели, задачи, технология и содержание.

Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку тео­рии и практики педагогического коррекционно-направленного про­цесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через ис­кусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игро­вую).

Понятие «артпедагогика» не подменяет более узкий термин «ху­дожественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью науч­ного знания, позволяет рассматривать в рамках специального обра­зования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирова­ние основ художественной культуры ребенка с проблемами.

Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, раз­витии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятель­ности.

Основными функциями артпедагогики являются: культурологи­ческая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом); образователь­ная (направленная на развитие личности и освоение ею действи­тельности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художест­венно-творческой деятельности); воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с по­мощью искусства); коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).

Основной целью артпедагогики является художественное раз­витие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контек­сте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевти­ческой практике как один из методов терапевтического воздейст­вия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освобо­диться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).

В настоящее время понятие «арттерапия» имеет несколько зна­чений: рассматривается как совокупность видов искусства, исполь­зуемых в лечении и коррекции; как комплекс арттерапевтических методик; как направление психотерапевтической и психокоррекци-онной практики; как метод. Она применяется в медицине (психи­атрии, терапии, хирургии и т. д.) и в психологии (общей, медицин­ской, специальной). Арттерапия как направление, связанное с воз­действием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагоги­ческими и другими средствами.

В последние годы арттерапия все больше включается в коррек-ционно-развивающий процесс в специальных образовательных уч­реждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты.

Многочисленные научные работы, связанные с изучением тера­пии искусством и показывающие ее эффективность, перспектив­ность в области интегративной медицины, общей, специальной пси­хологии, придают ей статус целого научного направления.

Мы рассматриваем арттерапию применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (ис­кусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и поз­воляющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить кор­рекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процес­сов и отклонений в личностном развитии.

Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекцион-ном воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструи­ровании психотравмирующей ситуации с помощью художествен­но-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельно­сти, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобрази­тельного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтени­ем); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализа­цию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие му­зыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (танцете-рапию, хореотерапию, коррекционную ритмику — лечебное воздей­ствие движениями) т. д.

Основными функциями арттерапии являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); ре­гулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного пси­хоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразитель­ном, театрализованно-игровом, художественно-речевом), как в арт-педагогике.

Артпедагогика и арттерапия решают как общие теоретические и организационные задачи, так и частные, относящиеся к каждому из этих направлений.

Общие научно-теоретические и организационные задачи артпе-дагогики и арттерапии:

—разработка научно-теоретических основ использования
средств искусства в системе коррекционной помощи детям с откло­нениями в развитии;

—научное обоснование возможностей и путей компенсации раз­
личных отклонений в развитии детей средствами искусства и худо­жественной деятельности;

—обобщение всего накопленного опыта использования артпедагогических и арттерапевтических подходов в специальном образо­вательном учреждении и обогащение его новым научным и практи­ческим содержанием, нацеленным на решение задач гуманизации специального образования;

—совершенствование системы организации коррекционной помощи средствами искусства в специальных образовательных учреждениях и подготовка специалистов для реализации этой за­дачи.

Частные задачи артпедагогики:

—изучение общих и специфических особенностей формирова­ния художественной культуры у детей с различными вариантами отклонений в развитии;

—разработка коррекционно-направленной системы художест­венного развития детей с проблемами, формирование основ худо­жественной культуры;

—разработка содержания и коррекционно-развивающих педаго­гических технологий использования искусства, обеспечивающих гармоническое развитие детей с проблемами;

—активизация посредством искусства потенциальных возмож­ностей ребенка с проблемами в развитии, его творческих проявле­ний в разных видах художественной деятельности (музыкальной,
изобразительной, художественно-речевой, театрализованно-игро­вой);

—обеспечение с помощью искусства познавательно-информационных потребностей ребенка с проблемами;

—обеспечение развития эмоционально-эстетических, нравствен­ных, коммуникативно-рефлексивных основ личности ребенка с про­блемами с помощью искусства;

—осуществление средствами искусства коррекции и профилак­тики имеющихся отклонений в развитии познавательной деятель­ности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер;

—создание условий для социокультурной адаптации ребенка с проблемами посредством искусства и художественной деятельности.

Частные задачи арттерапии:

— адаптация имеющихся арттерапевтических методик и исполь­зование их в системе психокоррекционной помощи детям с наруше­ниями развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппа­рата, имеющими задержку психического развития, умственную от­сталость);

выявление особенностей и определение эффективности ис­пользования арттерапии в психокоррекционной работе с детьми в специальном образовательном учреждении;

—разработка арттерапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии детей с проблемами;

—коррекция вторичных отклонений в развитии личности ребен­ка, гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образо­вательном пространстве посредством арттерапевтических методик.

Артпедагогика и арттерапия имеют разные теоретические осно­вы, различаются по сущности, задачам, содержанию и технологии. Однако оба направления имеют место в специальном образовании, дополняют друг друга в одном коррекционно-развивающем процес­се, обеспечивая профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптаци­онное воздействие на ребенка с проблемами в развитии.

Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, артпедагогика и арттерапия преследуют еди­ную цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами; расши­рение возможностей его социальной адаптации посредством искус­ства, участия в общественной и культурной деятельности в микро-и макросреде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: