ЛЕКЦИЯ ПРЯМОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Характеристика метода прямого обучения
Прямое обучение – это структурированное, последовательное, ясное изложение основных понятий, законов и принципов предмета. Новый материал предлагается небольшими «порциями», периодиче-ски проверяется его усвоение, повторно объясняются сложные мо-менты. Материал сопровождается статистическими данными, на-глядными пособиями. Метод прямого обучения широко используется в преподавании экономических дисциплин.
Прямое обучение носит в основном пассивный характер. Уча-щиеся «заглатывают» знания, чтобы воспроизвести их через опреде-ленный промежуток времени. Однако обучаемые могут быть вовле-чены в образовательный процесс с помощью вопросов, примеров, упражнений.
Формы прямого обучения: лекция, дискуссия, ролевая игра.
Преимущества метода прямого обучения:
• во-первых, последовательно и ясно излагается основное содержа-ние предмета, упорядочиваются и объясняются сложные понятия;
• во-вторых, высокая степень управления процессом обучения со стороны преподавателя позволяет эффективно использовать время;
• в-третьих, анализируются связи между разными идеями, под-вергаются сомнению существующие убеждения.
Недостатки метода:
• во-первых, студенты являются пассивными участниками обра-зовательного процесса;
• во-вторых, высокий уровень контроля слабо стимулирует творчество обучаемых.
Лекция: сущность, функции, виды
Слово «лекция» происходит от латинского «lectio» – чтение. Пер-воначально представляла собой публичное чтение текста книг или тетрадей, в которые дословно переписывались книги. В средние века лекции наряду с диспутами играли основную роль в передаче знаний слушателям, так как книги были редкостью.
Лекция – это логически стройное, системное, глубокое и ясное изложение учебного материала. Назначение лекции в учебном про-цессе не в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а что-бы помочь освоить фундаментальные проблемы курса, овладеть ме-тодами научного познания, предложить новейшие достижения науч-ной мысли. В учебном процессе лекция выполняет методологиче-скую, организационную и информационную функции:
Все другие формы учебных занятий – семинары, лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование, учебная практика, консультации, зачеты и экзамены – связаны с лекцией, опираются на фундаментальные положения и выводы.
В ряде случаев лекция является основным источником информа-ции, например, при отсутствии учебников, учебных пособий по но-вым курсам. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, ее проблемы, дает цельное представление о предме-те, показывает взаимосвязь с другими дисциплинами.
Различают: вводные (установочные), тематические, итоговые, обзорные лекции.
Особая роль принадлежит вводной лекции, поскольку именно она готовит студента к восприятию методологии и предмета конкретной дисциплины.
Методически вводная лекция должна строиться таким образом, чтобы пробуждать интерес к данной сфере знания и давать о ней цельное представление. Следует описать актуальность, практическую значимость, цель, задачи курса, предложить список информационных источников.
Тематические лекции предназначены для последовательного, систематичного изложения содержания курса. Педагог предлагает глубоко осмысленный и методически освоенный материал на протя-жении длительного периода времени. Он обязан построить логиче-скую концепцию знаний из тезисов и доказательств, сообщений и аргументов, причин и следствий.
В итоговых лекциях содержится обзор ключевых идей и учебных целей. Заключительная лекция позволяет сделать вывод о достиже-нии поставленных целей.
Обзорные лекции посвящены какой-либо проблеме, теме и дают систематизированное изложение вопросов в определенной логиче-ской связи. Чаще всего лектор останавливается на наиболее сложных проблемах, теориях, методах. Как правило, рассматривает типичные ошибки студентов. Все виды лекций логически взаимоувязаны, пред-ставляют части единого, цельного курса. Они ориентированы на раз-ную степень проникновения в материл, на последовательность в реа-лизации образовательных целей.
Структура лекции. Подготовка лекции
В структуре лекции выделяют три части: введение, основное со-держание и заключение.
Во введении устанавливается связь темы с пройденным материа-лом, определяются цели, задачи лекции, формулируется план лекции. Список информационных источников можно предложить во введе-нии, а можно представить в конце лекции. Лектор должен быть кра-ток и выразителен. На введение отводится 5–8 минут.
В основном содержании отражаются ключевые идеи, теория во-проса. По возможности излагаются различные точки зрения. Пред-ставляются оценочные суждения лектора. Формулируются выводы после каждой логической части.
В третьей части лекции – заключении – делаются обобщения и выводы в целом по теме. Идет презентация будущего лекционного материала. Преподаватель определяет направления самостоятельной работы студентов.
Чтобы хорошо выступить, надо хорошо подготовиться. Восточ-ная мудрость гласит, что из кувшина может вытечь только то, что в нем было. Рекомендуем соблюдать следующую процедуру при под-готовке к лекции.
Первый шаг заключается в определении того, что надо изложить и в какой последовательности. Для этого уясняется содержание темы, вычленяются ведущие идеи, структурируется материал. Лектор про-думывает, в каком соотношении предложить теоретический и факто-логический материал. В двухчасовой лекции по экономическим дис-циплинам желательно рассмотреть не более трех-четырех вопросов.
Второй шаг предполагает поиск средств, позволяющих без потерь донести содержание материала до слушателей, вычленить и провести через всю лекцию ключевые, ведущие идеи, положения. Речь идет об использовании таких методических приемов, с помощью которых активизируется мышление, аудитория вовлекается в диалог, дискус-сию.
Третий шаг – запись лекции в виде полного текста или тезисов. Полный текст располагается на 16–17 страницах машинописного текста для двухчасовой лекции.
Последний, четвертый шаг – это проверка результата работы. Подготовленный текст следует проговорить вслух, установить время на каждый вопрос.
Подготовка лекции включает такой важный компонент, как пол-ноценное лекционное общение. Лектор должен учитывать ряд требо-ваний, чтобы получить эффективный результат. Перечислим эти тре-бования:
• суждение должно формулироваться четко, ясно, недвусмыс-ленно, не изменяясь на протяжении доказательства;
• использование наглядности облегчает восприятие и понимание изучаемых положений (более подробно этот тезис развернут в теме «На-глядность в преподавании экономических дисциплин»); однако не сле-дует перегружать аудиторию иллюстративным материалом, он должен играть подчиненную роль (его требуется столько, сколько необходимо для освещения вопроса и обеспечения внимания слушателей);
• быстрая и верная ориентировка в обстановке выступления, умение реагировать на реплики, не поддаваться страху, излишнему волнению;
• контакт со слушателями. Контакт логический – это активность мысли студента в ответ на мыслительную деятельность преподавате-ля. Психологический контакт обеспечивает содружество преподава-теля и студента.
Высокий профессионализм мастерства лектора складывается из многих факторов.
1. В речи следует избегать монотонности, которая утомляет чело-века и усыпляет его внимание и интерес. Поэтому надо варьировать интонацией, силой голоса, темпом изложения. Речь лектора должна быть не только убедительна, доказательна, но и эмоциональна.
2. Материал следует излагать в доступной форме, причем избе-гать двух крайностей: книжного стиля изложения и разговорно-бытового. Лектору нужно быть самим собой, говорить своими сло-вами, а не составлять речь из чужих оборотов и книжных фраз. Мож-но одно и то же сказать по-разному.
3. Выразительность речи, образность языка, удачные выражения, сравнения, афоризмы, юмор способствуют вдохновению, интеллек-туальному подъему. Невнятное произношение, сухость, бесцветность лекции ведут к сбоям в лекционном общении.
4. Недопустимо, чтобы текст владел лектором, механическое чте-ние заранее подготовленного материала. Живое общение с аудитори-ей, диалог с аудиторией способствуют полноценному общению.
Чаще используется вопросно-ответная форма подачи материала. Существуют приемы скрытого и открытого диалога. Скрытый диалог существует, когда сам же лектор отвечает на поставленные вопросы. Открытый диалог существует, когда высказываются сами студенты: «А как вы думаете,… Как объяснить…? Какие доводы приведете в защиту…?» Можно использовать прием персонификации: «Пред-ставьте себе, что Вы…».
5. Лекцию следует читать, наблюдая, как усваивается материал слушателями, реагируя на их реплики, движение глаз.
6. Речь должна прерываться паузами. Роль пауз в лекционном общении состоит в следующем:
а) пауза нужна для эффективного усвоения материала, потому что максимальная продолжительность внимания слушателя – 20 минут;
б) паузы – это средство мобилизации внимания для сообщения вывода, важного факта.
Паузы заполняются следующей информацией:
а) биографией ученых-экономистов, людей науки, культуры, по-литики;
б) яркими фактами из различных областей знания;
в) средствами наглядности;
г) включением расчетов;
д) юмором.
Итак, процедура подготовки к лекции сложна и трудоемка, тре-бует большого напряжения, усилий. Однако если лекция прочитана на соответствующем теоретическом и методическом уровне, она имеет огромную познавательную ценность.
Варианты чтения лекции
Чтобы лекция была эффективной, используются различные вари-анты чтения лекции.
1. Устное эссе предполагает профессиональное в теоретическом и методическом плане изложение конкретного вопроса. Но это спек-такль одного актера, аудитория в лучшем случае вовлечена во «внут-ренний диалог» с преподавателем. Такая лекция представляет собой продукт, созданный одним только преподавателем, а студентам оста-ется роль пассивных слушателей.
2. Устное эсседиалог дает возможность взаимодействовать пре-подавателю со студентами, которые привлекаются к работе посред-ством использования приемов скрытого и открытого диалога. -
3. Лекция с участием студентов состоит в том, что основные идеи студентов записываются на доске. Они систематизируются определен-ным образом, структурируются. Каждый студент может составить план и прокомментировать последний. Окончательный план, разработанный из многочисленных идей студентов, записывается на доске.
Условия успешного лекционного общения:
• самостоятельная подготовка участников образовательного процесса;
• свободное и открытое обсуждение материала;
• доверие к преподавателю.
4. Лекция с использованием постановки и решения проблемы. Такая лекция начинается с вопроса, парадокса, загадки, возбуждаю-щим интерес студентов. Ответ, как правило, к концу занятия опреде-ляется. Студенты предлагают собственные варианты решения про-блемы. Если консенсус не достигается, преподаватель дает больший объем информации, наводящую информацию. Как правило, боль-шинство студентов догадывается о конечном результате еще до про-возглашения его преподавателем.
5. Лекция с процедурой пауз предполагает чередование мини-лекций с обсуждениями. Каждые 20 минут освещается важная про-блема, затем 5–10 минут она обсуждается. Можно сначала обсудить в малых группах, а затем пригласить кого-то высказать свое мнение от группы. Вслед за обсуждением следует еще одна микролекция. В ре-зультате такого обсуждения каждый участник педагогического взаи-модействия получает обратную связь. При такой организации учеб-ного процесса студенты более ответственно относятся к учебе.
6. Лекциядиспут, контролируемая преподавателем. Аудитория делится на группы: сторонников данной концепции, оппозицию и арбитров. Студенты делают свой выбор и учатся отстаивать свою точку зрения. Преподаватель организует дебаты и корректирует об-суждение, в конце занятия предлагает свое видение проблемы и под-водит итоги. -
Выбор варианта лекции определяется образовательными целями, индивидуальным стилем преподавателя. Чтобы получить обратную связь, понять, что думают, чувствуют студенты, преподавателю сле-дует искать способ активизации аудитории, «зажечь в их сердцах огонь», мотивировать к дальнейшему обучению.