Проблема семьи и брака всегда занимала важное место в трудах социологов классиков и продолжает привлекать внимание современных ученых по сей день.




Мотивы вступления в брак

Бакалаврская работа

 

Студентка 4-го года очной формы обучения

направления подготовки 39.03.01 Социология,

профиль «Социология культуры»

 

Научный руководитель:

к.с.н., доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии

Окатов А.В.

 

 

Тамбов – 2016

РЕФЕРАТ

 

Янина А.И. Мотивы вступления в брак / Янина Александра Игоревна – Тамбов, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, кафедра теоретической и прикладной социологии, 2016. –63с., 2 главы, 6 таблицы, 16 рисунков, 39 источников.

Ключевые слова: семья, брак, супружество, мотив, брачная мотивация, молодежь.

Объект исследования – молодая семья, проживающая в г. Тамбове.

Предмет исследования – мотивы вступления в брак современной молодежи.

Цель исследования – изучение современных мотивов вступления в брак у молодых супругов.

Задачи:

- рассмотреть основные проблемы семьи и брака в классической и современной социологии;

- определить подходы к изучению мотивации вступления в брак;

- рассмотреть динамику изменения мотивов вступления в брак, на основе проводимых ранее исследований;

- в ходе авторского социологического исследования, выявить ведущие мотивы вступления в брак среди студентов;

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования мотивации вступления в брак.. 11

§ 1. Проблема семьи и брака в классической и современной социологии...11

§ 2. Понятие и сущность мотивации (социологический аспект) 25

ГЛАВА II. Специфика эмпирического исследования мотивов вступления в брак 33

§ 1.Россияне о мотивах вступления в брак (вторичный анализ). 33

§ 2. Типичные мотивы вступления в брак студентов (по материалам авторского социологического исследования) 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 60

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время, семья испытывает сложности и переживает один из глубоких кризисов. Актуальность изучения молодой семьи и мотивов вступления в брак, обусловлена сильными экономическими, политическими, социальными изменениями. Семья является посредником между индивидом и обществом, поэтому оказалась в центре общественных проблем, которые повлекли за собой изменения во взглядах на семью и брак.

Сегодняшнее отношение молодежи к браку и семье приводит к отрицательным последствиям для общества в демографическом, психологическом, экономическом плане. Большинство студентов, вступающих в брак, оказываются не подготовленными к семейной жизни, либо вовсе отказываются своевременно заключать брак, что оказывает влияние на репродуктивное поведение.

Актуальность данного вопроса не случайна, ведь на сегодняшний день отмечено, что число браков в России продолжает снижаться, а число разводов по-прежнему растет. Свидетельством чего является легкость и частота разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков. Совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Поэтому, на наш взгляд, изучение мотивов вступления в брак является интересным и своевременным.

Повысить уровень брачности, рождаемости и интерес к семейным ценностям среди молодежи — значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.

Степень научной разработанности. Изучением проблем брака и семьи, в рамках отраслевой социологии, исследователи занимаются уже долгий период. Особенную значимость для нашего исследования имеет изучение ценностных ориентаций и мотивов, которыми руководствуется молодежь, при вступлении в брак.

Ценностные ориентации молодежи по поводу создания семьи изучали Е.В. Антонюк, В.В. Бодрова, JI.B. Борзикова, Д.Ю. Ваниянц, Т.А. Гурко, Т.А. Долбик-Воробей, М.Н. Краснова, М.С. Мацковский, Л.И. Савинов, Г.А. Сингатиллина, Е.М. Черняк и др.[1]

Стабильность и устойчивость молодых семей рассматривали С.И. Голод, Е.И. Иванова, В.И. Косачева, С.Д.Лаптенок, В.М. Розин, В.В. Солодников, В. Фридрих, К. Штарке И.Г. Юркевич.[2]

Мотивации создания семьи уделяли внимание в своих работах такие авторы, как А.И. Антонов, Н.Г.Аристова, К.К. Баздырев, Т.А. Гурко, И.В.Игнатова, O.A. Карабанова, В.И. Косачева, K.P. Копыстянская, В.Т.Лисовский, Н.В.Осетрова, В. Сатир, Г.А. Сунгатуллина, М.Ф. Черныш, В.И. Чупров.[3]

Проблемы подготовки молодежи к браку освящены в работах Б.И. Говако, JI.H. Ивановой, В.Т. Лисовского, В.И.Ханина.[4]

Цель дипломной работы заключается в изучении современных мотивов вступления в брак у молодых супругов.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

ü рассмотреть основные проблемы семьи и брака в классической и современной социологии

ü определить подходы к изучению мотивации вступления в брак

ü рассмотреть динамику изменения мотивов вступления в брак, на основе проводимых ранее исследований

ü в ходе авторского социологического исследования выявить ведущие мотивы вступления в брак среди студентов

Объектом исследования является молодая семья, проживающая в г. Тамбове.

Предмет исследования мотивы вступления в брак современной молодежи.

Гипотеза исследования. Студенты вступают в брак по различным мотивам, преобладающим среди которых, является любовь.???

Методы исследования: анализ научной, периодической литературы по данной теме, использование вторичных данных, социологический опрос (анкетирование). При обработке данных использовалась программа SPSS Statistics 20.

Теоретико-методологической основой являются подходы разных авторов (Н. Смелзер, Э. Гидденс, Дж.Л. Томпсон, Дж. Пристли, Н.Г.Юркевич, А.Г.Харчев, В.И. Добреньков и А.И.Кравченко) к определению понятия семья.

Также использованы общетеоретические подходы к определению понятий «мотив», «мотивация». (Х. Хекхаузен, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немов, А. Шопенгауэром, К.К. Платонов, Е.П. Ильин).

Особое значение для данного исследования имеют подходы (А.И. Антонова, С.И. Голода, В.М. Медкова, З.И. Файнбурга, К.Г. Юнга, Б.Ю.Шапиро, Х. Шельского, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, Отто Вейнингера, А.В. Петровского, С.В. Ковалева) к изучению мотивов, лежащих в основе принятия решения о создании семьи.

Эмпирической базой работы явились результаты социологического исследования «Мотивы вступления в брак среди студентов». Оно было проведено в январе-феврале 2016 года. Целью исследования являлось выявление ведущих мотивов вступления в брак, среди студентов города Тамбова.. В выборочную совокупность вошли 200 студентов, состоящие в браке.

Теоретическая и практическая значимость дипломной работы заключается в том, что выводы и результаты данного исследования могут быть использованы при теоретическом изучении ценностных ориентаций и мотивации создания семьи современной молодежью, характеристик молодой семьи и особенностей ее функционирования, а также при сравнительном анализе суждений несемейной молодежи и молодежи, вступившей в брак, о мотивации создания семьи и проблемах ее функционирования.

Материалы данного исследования могут быть использованы в организационно-методической работе с молодежью и молодыми семьями, служить информационной основой для практической деятельности специалистов по работе как с молодежью, так и с семьей.

Материалы исследования также могут быть использованы (в качестве дополнительного источника) в процессе подготовки учебных пособий и чтения учебных курсов «Социология», «Семьеведение», «Социология семьи», «Социология молодежи», «Технологии социальной работы», «Социальная работа с группами населения» и др.

Положения, выносимые на защиту:

1) Семья и брак являются наиболее древними человеческими общностями, наиболее давними формами социальной жизни людей. Семья - это сложное социальное образование, которое может рассматриваться в двух значениях:

1. Как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми, которые могут носить законодательный или культурный характер и регламентироваться обычаями и традициями;

2. Как малая социальная группа или общность людей, основанная на супружеском союзе и родственных связях, объединенная общей деятельностью и осуществляющая воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержание существования ее членов.

2) К настоящему времени можно выделить следующие направления в изучении семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм.

Кроме перечисленных существуют другие классификации подходов к изучению семьи. Американские соцологи Р. Хилл и Д. Хансен предложили пять подходов к изучению семейных отношений: итрераквдюнистский, структурно-функциональный, ситуационный, институциональный и эволюционный подход.

Наряду с понятием «семья» рассматриваются такие понятия как «брак», «брачное поведение», «супружество».

Брак - это общественный институт, который регулирует отношения между полами. На сегодняшний день брак выступает как добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной договоренности, оформленный в установленном законе порядке, направленный на создание и сохранение семьи.

3) На устойчивость семейных отношений, удовлетворенность браком существенное влияние оказывают мотивы его заключения.

Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием). Мотивация - процесс формирования мотива.

Брачная мотивация – система мотивов, образующих определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах-побудителях при вступлении в брак. Всё многообразие мотивов вступления в брак мы сочли возможным классифицировать по разным основаниям: степень осознанности, содержание, объект направленности, возможное влияние на удовлетворенность семейными отношениями в будущем, характер направленности.

4) В результате опроса было установлено то, что отношение к гражданским бракам в большинстве случаев оказалось отрицательным. Влияние таких мотивов как: «любовь», «стремление проявить свою заботу и любовь», а так же «потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите», более 90% респондентов оценили как «осень сильное» и «сильное». По итогам исследования не был выявлен ни один экономический фактор, который мог бы повлиять на решение о вступлении в брак. Больше половины опрошенных считают, что наиболее прочными являются браки, основанные на любви.

Апробация дипломной работы. Основные положения дипломной работы были представлены на Общероссийской научной конференции студентов «XXI Державинские чтения» 18-22 апреля 2016 г.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧСКИЕ ОСНОВЫИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК.

§ 1. Проблема семьи и брака в классической и современной

социологии.

Проблема семьи и брака всегда занимала важное место в трудах социологов классиков и продолжает привлекать внимание современных ученых по сей день.

Социология брака и семьи – это специальная социологическая, многоуровневая наука, изучающая возникновение, развитие и функционирование брака и семьи. Объектом ее изучения являются брак и семья, которые рассматриваются в исторической ретроспективе и в современном обществе. Социология брака и семьи изучает различные типы социальных отношений, которые характерны для брака и семьи; исторические типы и формы брачно-семейных отношений; численность и структуру семейной общности, роли в ней мужчины и женщины, место и значимость детей; функции семьи и брака; особенности семьи как социального института и малой социальной группы; мотивацию браков и факторы разводов; причины конфликтов между членами семьи и факторы семейной интеграции; связь семьи с другими социальными образованиями и сферами общественной жизни, отношения семьи с государством и его структурами; тенденции и перспективы развития брачно-семейных отношений и т.д. Социология семьи и брака тесно связана с такими науками как: демография, социальная философия, право, психология, этнография, гендерная социология, культурология и др.[5]

Появление такой дисциплины как социология семьи, связано с огромным накоплением фактического материала, разнообразных идей, мыслей знаний о семейной жизни. Еще в древности философы размышляли о воспроизводстве населения, о ролях мужчин и женщин, над человеческими отношениями, что и послужило базовыми предпосылками к созданию социологии брака.

Среди античных мыслителей, в трудах которых интересные и глубокие мысли и идеи о браке и семье, выступают Платон и Аристотель.

Например, в трактате "Законы" Платон написал: "Каждый брак должен быть полезен для государства". Таким образом, философ пытался вывести семейную проблему с частного на более высокий уровень, придать значимость и важность наличия как можно большего числа подданных, связанных брачными узами. Платон говорил, что женатый человек более уверен, спокоен, умен, с семейной жизнью приходит мудрость мужа, он рассудителен, чтит законы и ему есть что терять и во имя чего жить. Такой подданный больше предан своему правителю...[6] В отличие от своего учителя Платона, Аристотель считал семью первичнее государства. Таким образом, по Аристотелю, в основе общественного устройства лежит именно семья. Элементами семьи выступают муж и жена, отец и дети, хозяин и раб. Для Аристотеля семья выступает не только как биологическая ячейка, связанная с продолжением рода, но и как социальная группа, где проявляется хозяйственная, и отчасти даже политическая деятельность.

В “Разумных книгах” XIV-XVI вв, в исторической хронике, а так же литературе, можем увидеть подробное описание исторических форм семьи, описание семейного уклада, правила и каноны, которым должны следовать все люди, живущие в законном браке.

Большой вклад, в становление и развитие социологии, внесли идеи и теории о браке и семье немецких философов XVIII – начала XIX веков: Канта, Фихте, Гегеля.

Немецкими идеалистами была оправдана европейская теория общественного договора, которая говорит о возможности создания семейного союза без участия церкви.

На концепцию брака и семьи в немецкой классической философии повлияла и французская философия, идеи французского Просвещения, и английская литература.

В рамках данной концепции рассматриваются проблемы нравственного поведения, морали и права формирования моральных качеств человека.

Кант и Фихте рассматривают проблемы брака и семьи исходя из теории естественного права. Они считают, что брак – это нравственно-правовой институт, при этом указывалось, что роль мужчин в союзе – довольно существенная, ввиду их "естественного превосходства". [7] Однако при создании семьи будущие супруги должны обязательно договариваться до морально-идеологического равноправия, что в дальнейшем поможет гармонизации отношений. Среди других условий гармонизации встречается и обязательное социальное и имущественное равенство жениха и невесты.

Теория естественного права отвергала идею божественного происхождения семьи. Данная теория гласит о том, что, супруги с помощью договора и соответствующего заключения людей, которые относятся к служителям закона (судьи, губернаторы, мэры) могли создать союз, т. е. церковь перестала играть большую роль. Данная теория пыталась отстоять рациональную политику брачно-семейных отношений, но на практике оказалась довольно малодейственной.

"Взгляды Канта на брак и семью противоречивы. С одной стороны, он оперирует понятием "чистого" брака (поскольку его источником является "чистый" разум), а с другой стороны – идеализирует действующие при его жизни нормы и правила брачно-семейных отношений".[8]

Теорию естественного права Кант "уточнил", исходя из истории брака оправдывал неравноправие мужчин и женщин тем, что "в еще не цивилизованном состоянии превосходство всегда на стороне мужчины… Он опирается на право более сильного – быть в доме повелителем"; "в грубом естественном состоянии", а женщина, согласно Канту – это всего лишь "домашнее животное" или "предмет владения". Кант считал, что женщина не является гражданином и личностью, и соответственно не обладает гражданской самостоятельностью.

Мужчина имеет право владеть женщиной, так же как и собственностью, землей, хозяйством, хотя "повиновение жены проистекает из ее свободной воли". Философ не видит ни чего отрицательного в насилии, если оно не обходимо, для того чтобы брак был таким, каким представляет его глава семьи.

"Дети, рожденные в семье, имеют первоначальное <…> прирожденное право на обеспечение со стороны родителей до тех пор, пока они будут в состоянии себя содержать ". [9] Родители должны воспитывать и содержать своих детей, и в будущем они не имеют права требовать возмещения расходов, которые они потратили на детей, а могут рассчитывать только на благодарность.

Фихте, так же рассматривает брак опираясь на теорию естественного права. Исходный тезис учения Фихте: ''мужчина – пол деятельный,женщина – страдательный ". Поэтому философ поддерживает Канта, говоря о том, что "женщина не является юридическим лицом, государство гарантирует мужчине право собственности на все имущество жены.<…> Различия полов в духовной сфере проявляются не менее, чем в физической, поскольку мужчины в отличие от женщин все свои знания получают исключительно посредством разума".[10] Но в отличие от Канта, Фихте считал, что женщина обладает равными правами с мужчиной как в семье, так и в обществе.

Философ считает, что нравственная натура женщины выражается в любви, женщина носит и распространяет любовь среди людей, а мужчина в свою очередь не способен любить, и нравственность мужчины состоит в великодушии.

Гегель также считал, что мужчины это главная сильная половина человечества, а женщины - это "пассивное и субъективное начало". "Субстанциональное назначение женщины – жизнь в семье, в то время как действительная субстанциальная жизнь мужчины проявляется в государстве, науке и др."[11]

Гегель считает, что женщины не могут заниматься общественной деятельностью: государство отвергает опасности, когда женщины находятся во главе правительства, ибо они "руководствуются случайными склонностями и мнениями". [12]

В проявлении любви в браке у философов ответ однозначный: прежде всего, нужны разумные отношения, а всякие высшие проявления человеческого духа могут подождать.

Кант был против браков основанных на любви, потому что, считал что чувства не являются прочным фундаментом для семьи и для будущего ее существования. Здесь цель брака не ограничивается только рождением и воспитанием детей, так как в таком случае брак "расторгался бы сам собой, после того, как прекратилось бы деторождение".[13] Добровольное совместное проживание мужчины и женщины без регистрации Кант браком не признавал.

Фихте определил брачный союз как союз сердца и воли, то есть чувства должны присутствовать однозначно. И когда чувства исчезнут должна проявиться воля, для того, чтобы сохранить брак.

Концепцию Гегеля исследователи считают высшим эталоном развития учения о браке и семье в немецкой идеалистической философии. Эта проблема решалась Гегелем в тесной связи с вопросами морального обновления современного общества.

Гегель критиковал теории Руссо, Канта и Фихте, он отрицал естественное право как понятие в системе ценностей человека, отверг учение об изолированном человеке. По мнению философа, семья – это "естественная нравственная общественность". [14]

Семья, по Гегелю, – это нравственная субстанция, непосредственная сущность духа и выступает как его проявление в непосредственной, природной, неразвитой форме, как первая ступень нравственности.

По мнению Куно Фишера, "в учении Гегеля налицо выходит абсолютизация нравственного характера семейных отношений".

В семье, по мнению Гегеля, личность отказывается от своих особенностей и входит внутрь некоего целого – это новая мысль в учении о семье и браке того времени.

"Подобно Канту и Фихте, Гегель признает наличие юридической стороны в семейных отношениях, однако не сводит к ней сложную по своему строению систему семейных отношений; эта сторона подчинена моральной. Более того, Гегель приходит к очень смелому мнению: правовые отношения чужды семейному союзу самому по себе, объясняя это противоречием между духовно-нравственным единением в семье и внешним (юридическим) регулированием этих отношений". [15]

К настоящему времени можно выделить следующие направления в изучении семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм.

Эволюционный подход. Эволюционисты искали законы «прогрессивного» развития общества от низших стадий к высшим, от дикости и варварства к цивилизации. Они пытались найти то общее, что присуще различным формам семьи в разных типах обществ. Главный вопрос эволюционистов заключается в том, что именно образует семью как таковую, что определяет ее уникальность и универсальность во всех известных типах общества при всех установленных изменениях семейно-исторических форм.[16]

Представителями данного подхода являются: Л.Г. Морган, И. Бахофен, Д.Ф. Мак-Леннан, Г. Спенсер, Ч. Кули.

И.Я. Баховен, выпустивший в свет в 1861г. книгу «Материнское право и Дж. Ф. Мак-Леннан, опубликовавший в 1865 г. исследование «Первобытный брак», придерживались идеи изменчивости форм брака.

И.Я. Баховен разработал концепцию гетеризма, основой которой послужило материнское право и высокое положение женщин в обществе.

Данную идею поддержали Дж. Леббок, И. Колер, М. М. Ковалевский, Л. Штернберг, Л. Г. Морган, Ф. Энгельс. Исследователи пришли к мысли о том, что первая форма рода это - материнский род, который основан на коллективном хозяйстве и экзогамно- эндогамных брачных отношениях. Основной причиной изменчивости семейных отношений, связанной с переходом от материнского рода к отцовскому и возникновением моногамной семьи, вслед за Л. Г. Морганом и Ф. Энгельсом, они считают разложение коллективной собственности, обретение хозяйственной самостоятельности и появление частной собственности и наследования.

Функциональный подход. Функциональный подход рассматривает семью как систему, которая состоит из индивидов, имеющих статусы и социокультурные роли. Связь между семьей и обществом определяется через понятие функции.

В рамках этого подхода рассматривается система соотнесения семьи как с внешними системами, то есть иными социальными институтами, так и с внутренними подгруппами (такими, как брачная пара, братья или сестры, отдельные индивиды внутри семьи).

В отличие от эволюционизма этот подход более сосредоточен на самой семейно-домашней жизни, на социокультурных функциях семьи, на взаимосвязях социокультурных ролей у людей, связанных браком, родством.

Представителями данного подхода являются Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Мердок, Э. Берджесс, Г. Локк.

Родоначальник функционального направления изучения семьи Э. Дюркгейм уделял большое внимание механизмам сплоченности семьи, роли каждого члена семьи в семейной жизни, взаимосвязи разводов, и самоубийств. Он рассматривал влияние урбанизации на изменение семейных функций. Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Функционалистам принадлежит разработка проблем материнства и отцовства (Б. Малиновский).

Этологический подход. Возникновение данного подхода можно связать с появлением книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», которая была переведена в России в 1873 г. Данный подход предполагает существование четырех системам брачных отношений: групповой брак, полигиния (один мужчина и несколько женщин), полиандрия (одна женщина и несколько мужчин) и моногамия (один мужчина и одна женщина); где моногамия может быть как пожизненной, так и допускающей развод. Этологи констатируют естественный характер всех перечисленных форм брачно-семейных отношений и их изменчивость. Если рассматривать, с биологической точки зрения, многообразие брачно - семейных отношений, то — это удивительный факт, т. к. брачная система — видовой признак и является константой. Особенность этологического подхода заключается в предположении изначальной моногамности предков человека, утверждении того, что затем на каком-то этапе эволюции предки человека свернули к групповому браку с заботой пра-мужчин о пра-женщинах. Сосуществование программ моногамного и группового брака было длительным. По истечении времени, в связи с изменениями условий жизни, люди могли легко переходить к разным формам брачных отношений. Например, земледельцам в Европе более всего подходила моногамия, а скотоводам-кочевникам более подходила полигиния. Представители этологической точки зрения считают, что моногамия не является идеалом, с точки зрения естественного отбора. В самый разгар биологической эволюции человек вышел из-под действия естественного отбора потому, что главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а внегенетически передаваемые знания, необходимость в социализации.[17]

Эмпирический подход. Согласно эмпиризму, семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Родоначальником эмпирического подхода считают Ф. Ле Пле, полагавшего спонтанную устойчивость семьи при смене поколений, благодаря склонности к солидарности и сплоченности. В качестве эмпирического метода исследования Ле Пле широко использовал анализ бюджета семьи, как количественного выражения многообразия внутрисемейного функционирования и микросреды семьи, организация которой зависит от структурных изменений семейных отношений, связанных с воспитанием детей. Ле Пле подчеркивал нестабильный характер семейных отношений, оказавшихся под прессингом индустриализации и урбанизации, что проявляется в разрозненном существовании родителей и детей, в ослаблении отцовского авторитета. Ле Пле рассматривал семью как простейшую модель, клеточку всего общества. Именно в семье, по его убеждению, закладываются все особенности общества, семена его устойчивости или нестабильности. В центре каждой монографии семьи стояло описание ее бюджета, анализ которого, по мнению Ле Пле, позволял получить точные данные о структуре и функциях семьи и обеспечивал надежную основу для сравнений и типологий семей. Ле Пле пытался использовать статьи семейного бюджета (личные расходы, расходы на образование и т.д.) как показатели прежде неизмеримых качеств и действий рабочих, и даже более широко, всей общественной организации, в которой они живут. В первую очередь его интересовало, какие траты, привычки или условия труда семьи способствуют или мешают ее возвышению в социальной иерархии... Идеи Ле Пле дали толчок к разработке сложных социально-экономических индексов... Рассмотрение типов семей служило средством помнит мания исторического движения и функционирования общества в целом, а также прогнозирования реформ... В историческом движении общества Ле Пле с грустью замечал направление от патриархального типа семьи к нестабильному.[18]

Его наследие было творчески воспринято тремя великими американскими социологами ХХ столетия - Карлом Циммерманом, Питиримом Сорокиным и Робертом Нисбетом. Например, американец К.Циммерман (друг и соратник П.Сорокина, выходца из России) в 30-е годы ХХ столетия повторил в США его бюджетные исследования.

Сциентистский подход. В основном фиксирует внимание не на взаимодействии между членами семьи, а на ценностях и нормах в сфере брачно-семейных отношений. Семейные отношения рассматриваются в нем во взаимосвязи личности и общества. К создателям и сторонникам этого подхода относят У. Джемса, Ч. Кули, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Ж. Пиаже, 3. Фрейда и других. Межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семья как «единство взаимодействующих личностей» — вот ключевые моменты теорий сциентистской социально-психологической направленности.

Кроме перечисленных существуют другие классификации подходов к изучению семьи. Американские соцологи Р. Хилл и Д. Хансен предложили пять подходов к изучению семейных отношений:

1) итрераквдюнистский подход — главной задачей данного подхода является изучение взаимодействия членов семьи, которые занимают определенные позиции и играют определенные роли; «конфликт», «статус», «принятие решений» — основные понятия характеризующие данный подход; семья является полузакрытой системой без устойчивых связей с обществом.

2) структурно-функциональный подход — главной задачей данного подхода является изучение взаимодействия членов семьи с обществом;

«структура», «функция», «определение ситуации» — основные понятия характеризующие данный подход; семья — социальная система, состоящая из элементов (индивидов) и подсистем (мать-сын, брат-сестра), которые обладают своими статусами и ролями, и связь с обществом рассматривается через понятие функции;

3) ситуационный подход — главный акцент ставится на нормах и ценностях в семейных отношениях, которые понимаются как социальная ситуация, которая определяет функционирование различных типов семей; «роль», «социальная ситуация», «положение», — основные понятия характеризующие данный подход;

4) институциональный подход — семья рассматривается как один из главных институтов общества; «теория перехвата» отдельных функций в семье другими системами общества, «индивид», «индивидуальные культурные ценности» — понятие свойственные данному подходу;

5) эволюционный подход — попытка объединить различные подходы в единую систему; основные понятия: «эволюция потребностей», «стадии семейной жизни», «социальные роли».[19]

Семья и брак являются наиболее древними человеческими общностями, наиболее давними формами социальной жизни людей. Для того, чтобы понять, что такое семья обратимся к некоторым определениям, которые содержатся в социологических источниках. Сразу же мы можем заметить то, что среди авторов нет единодушия. Если все социологические исследования классифицировать по направленности, то все исследования можно разделить на теоретические и эмпирические. Исходя из этого, термин семья рассматривается с двух позиций: в теоретических исследованиях семья выступает как идеализированный, абстрактный объект, в эмпирических – как конкретизированный, уточненный, локализованный во времени и пространстве. Таким образом семья рассматривается как на макро, так и на микро уровне. При этом Семья - это сложное социальное образование, которое может рассматриваться в двух значениях:

1. Как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми, которые могут носить законодательный или культурный характер и регламентироваться обычаями и традициями;

2. Как малая социальная группа или общность людей, основанная на супружеском союзе и родственных связях, объединенная общей деятельностью и осуществляющая воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержание существования ее членов.[20]

Семья важна и необходима как обществу, так и индивидам. Она может исследоваться и как общественная подсистема и как самостоятельная система. Но даже как абстрактный объект семья характеризуется исторической изменчивостью. Говорить о семье без привязки к историческому периоду некорректно. Семья постоянно эволюционирует, видоизменяется. В разных обществах и в разные исторические времена под семьей понимались разные вещи, связанные с социальной сущностью и индивидуальными потребностями людей в этой человеческой общности.

Рассмотрим некоторые определения семьи, которые содержатся в различных научных источниках.

Американский социолог Н.Смелзер считает, что: «Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме». [21] По мнению Н.Смелзера анализ семьи основывается на двух подходах: функционализме и теории конфликтов. Функционализм связан с связан с изучением функций семьи, а конфликтологический подход связан с тем, что происходит распределение власти в семье, которое связано с экономическим превосходством одного из членов семьи. Таким образом семья рассматривается и как социальный институт, и как социальная группа.

Современный социолог Э. Гидденс рассматривает семью, родство и брак, как взаимодополняющие понятия. «Семья – это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Родство (родственные узы) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т.д.). Брак можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц».[22]

Томпсон Дж.Л. и Пристли Дж. в своей книге «Социология: вводный курс», определяют семью как «группу, состоящую из людей, которые связаны друг с другом либо кровным родством, либо основными, интимными, сексуальными отношениями. Семья часто основана на браке и, как правило, обладает большим постоянством, чем другие типы укладов и общественных отношений».[23]

Белорусский юрист и социолог Н.Г.Юркевич в 1970 году в своей книге «Советская семья», получившей признание со стороны всех социологов семьи СССР, трактует семью как множественность длительных отношений, связанных с удовлетворением биологических и социальных потребностей индивидов, в основе которых лежат супружеские отношения.[24]

Ведущий фамилист советского периода А.Г.Харчев в 1979 году определяет семью как «исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». А.Г.Харчев писал о соотношении семьи и брака, о необходимости их связи: «То, что семья включает в себя хотя бы одну брачную пару, которая служит “ядром” семейной группы, не может вызывать сомнений». [25] Определение семьи, которое дал А.Г.Харчев, использовалось большинством исследователей того периода, цитировалось в энциклопедиях и справочниках. В своем определении А.Г. Харчев рассматривает семью и как социальный институт и как социальную группу.

Российские социологи В.И. Добреньков и А.И.Кравченко в 2000 году в фундаментальном труде по социологии пишут, что «семья – это гарантированное институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями. … Семья – это основанное на браке или кровном родстве малая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: