Сущность и направления воспитательной работы в вузе




Компоненты педагогического взаимодействия. Качества, необходимые преподавателю вуза

Система взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности состоит из взаимодействия делового и личного харак-тера. Деловые отношения связаны с соблюдением процедур, правил, которые установлены администрацией и преподавателями в высших учебных заведениях. Немецкий исследователь, директор Бимфельд-ского университета В. Д. Веблер выделил шесть основных, тесно взаимосвязанных компонентов процесса педагогического взаимо-действия: цель, содержание, методы, рамочные условия, участники, педагог.

Охарактеризуем элементы педагогического взаимодействия.

1. Цель – приобретение:

а) знаний о закономерностях, путях и средствах дидактическо-го процесса по экономическим дисциплинам,

б) умений вырабатывать ценностные суждения о применяемых методиках,

в) навыков ведения лекционных и семинарских занятий.

2. Содержание педагогического взаимодействия подчиняется оп-ределенным целям: общедидактическим и частнодидактическим. В курсе рассматриваются парадигмы образования, анализируются со-временные методы, формы образовательного процесса, средства кон-троля и мотивации воспитательной работы в вузе.

3. Рамочные условия включают в себя:

а) состояние помещения (освещение, вентиляцию, наличие и рас-положение мебели, наличие свободного пространства),

б) расписание занятий,

в) наличие всего необходимого для организации перерывов (бу-феты, лотки, киоски),

г) обеспечение необходимыми материалами для проведения занятий (бумага, клей, ватман, маркеры, скотч, технические средства обучения).

4. Методы педагогического взаимодействия зависят от целей курса, индивидуального стиля преподавателя, опыта студентов. В спецкурсе используются академический, активный, интерактивный методы, а также прямое обучение, исследование, моделирование, совместное обучение.

5. Участники – это студенты отделения экономической теории, которых готовят для работы в педагогической сфере.

6. Педагог организует взаимодействие. Он выступает как профес-сионал, методист, партнер. Как профессионал, он имеет соответст-вующую подготовку, владеет определенными знаниями, умениями и навыками. Как методист осваивает дидактические системы и образо-вательные технологии, владеет лекторскими и артистическими спо-собностями. Хороший преподаватель ответственен, доброжелателен, требователен к себе и студентам. Он понимает мироощущение сту-дента. Доверительный характер отношений надо заслужить. А для этого нужно уважать в студенте личность, хранить доверенную тай-ну, проявлять в отношении студентов честность, терпимость, друже-любие. Успешное взаимодействие преподавателя со студентами оп-ределяется не только моральными качествами преподавателя, но и внешним видом, интеллектом, поступками.

Сущность и направления воспитательной работы в вузе

Процесс обучения в вузе предполагает наличие воспитательной компоненты. Воспитание – это процесс воздействия педагога на сту-дента с целью приобретения последним навыков поведения в обще-ственной жизни. Задачи педагога состоят, с одной стороны, в разви-тии у воспитанника дарований; с другой стороны, сдерживании дея-тельности, противоречащей принятым в обществе правовым и нрав-ственным нормам.

В педагогике выделяют два универсальных пути воздействия пе-дагога на учащегося – это путь духовного воспитания, передача ему накопленных знаний, опыта и путь включения обучаемого в разнооб-разную деятельность с целью приобретения им социального опыта.

Дидактические идеи С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко содержат дея-тельностный компонент в системе обучения. Личностно-ориентиро-ванный подход предполагает именно деятельностную направлен-ность в педагогическом процессе.

Воспитательная работа в вузе ведется по нескольким направле-ниям: идеологическому, правовому, нравственному, экономическо-му, эстетическому, физическому, экологическому.

Идеологическое направление работы в вузе предполагает помощь студентам в осознании своего бытия и тенденций его развития. В идео-логии закрепляется система отдельных социальных групп, значимая для всего общества. Идеологические ценности являются ориентирами соци-альных действий, влияют на общественную активность.

Противоречивое взаимодействие рыночных и нерыночных форм развития в переходной экономике Украине отражается в столкновении экономических интересов, которые реализуются в борьбе идеологий – либерализма, неоконсерватизма и социализма. Наличие конкурентных идеологий – это объективное явление как объективны интересы различных социальных групп и слоев в обще-стве.

В учебном процессе важно рассмотрение идеологии с точки зрения эффективных программ общественного развития гуманисти-ческих ценностей, приоритетов – добра, зла, совести, ответственно-сти, справедливости.

Этическое воспитание – это основной способ нормативной регу-ляции действий студента в ВУЗе. Важнейшим элементом воспитания выступает идеальный образ, всего морально совершенного, прекрас-ного, высшего. Мораль проникает во все сферы человеческой дея-тельности. Нравственная цель, этические ценности тесно увязаны с учебным курсом, влияют на способ мышления и деятельности сту-дента, помогают процессу самосовершенствования и саморазвития.

Правовое воспитание предполагает формирование определенного уровня правового мышления и чувственного восприятия, правовой действительности.

Эстетическое воспитание направлено на культивирование пре-красного, возвышенного, благородного. Посещение выставок, музе-ев, театров и др., где демонстрируются высшие художественные дос-тижения, составляют неотъемлемый элемент всестороннего целост-ного развития личности.

Экологическое воспитание состоит в пропаганде идей гармони-зации человека и природы, человека и космоса, формировании ответ-ственности за последующую эволюцию Земли.

Экономическое воспитание предполагает формирование эконо-мического мышления, необходимого для эффективной практической деятельности в условиях рыночной экономики. Умение проникать в сущность явления, выявление связи зависимостей, предложение цен-ностных суждений об идеях, решениях и методах и так далее явля-ются образовательными целями экономических дисциплин.

Процесс обучения правилам общественной жизни предполагает использование определенных методов воспитания. К основным ме-тодам воспитания в вузе относятся следующие: убеждение, метод примера, критика и самокритика.

Убеждение – это процесс воздействия на сознание человека с по-мощью взглядов, идей, мировоззрения для формирования твердой уверенности в истинности чего-нибудь. Убеждение, твердая позиция преподавателя воздействует на регулирование и оценку поведения студентов в вузе.

Метод примера – это воздействие преподавателя на студентов силой личного примера. Это можно реализовать в случае уважения и доверия к преподавателю.

Критика и самокритика позволяет находить оптимальные вариан-ты решения проблем. Критикуя, преподавателю следует принимать во внимание индивидуальные особенности каждого студента, его биологическое, психологическое и социальное развитие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: