Перспективы развития электронных расчетов




Большинство экономистов считают, что традиционные деньги уже в ближайшем будущем потеряют свою функцию универсального платежного средства и будут заменены электронными деньгами.

У электронных денег есть ряд достоинств и недостатков. Банкам и иным финансовым структурам значительно дешевле и проще оперировать электронными платежами, чем банкнотами и мелочью. Развитие интернет-торговли еще более ускоряет процесс отказа от традиционных денег. Карточки достаточно дешевы – стоимость производства одной карты составляет 35-50 центов. Лучше защищенные и долговечные смарт-карты стоят примерно $3. Эти суммы сопоставимы со стоимостью производства традиционных банкнот.

Оборот электронных денег проще контролировать, чем оборот наличных. Каждый обладатель кредитной карточки может быть уверен, что финансовая сторона его жизни находится под неусыпным контролем со стороны властей.

Несмотря на то, что электронные потоки легче контролировать налоговым органам, криминалитету также легче использовать их для отмывания денег.

Потенциальный ущерб от действий хакеров и кибервзломщиков также может оказаться намного более серьезным, чем представляется сегодня.

Кроме того, создание электронных денег неизбежно приведет к политическим конфликтам. Даже значительно менее революционное нововведение – создание единой европейской валюты, потребовало нескольких десятилетий подготовительной работы, сопровождавшийся спорами и кризисами. Чисто технический процесс ввода этих денег занял десять лет. Финансовый аналитик Джеффри Так считает, что развитие электронных денег неизбежно поставит вопрос о создании единой общемировой валюты с единым эмиссионым центром.

Некоторые аналитики считают, что электронные деньги потребуют создания «нового Интернета», поскольку в ныне имеющемся Интернете царит анархия и он, фактически, не управляется. В современном Интернете нет «полиции», поэтому там так вольготно себя чувствуют преступники. Если будут создаваться цифровые деньги, для них потребуется более управляемая и устойчивая к атакам среда.

А. Генкин, кандидат экономических наук, докторант Финансовой академии при Правительстве РФ считает, что в ближайшем будущем произойдет мирный захват частными электронными деньгами ряда отраслевых, товарных, географических и функциональных рынков. Электронные деньги будущего будут обеспеченными деньгами транснациональных корпораций.

В любой товарной корзине, лежащей в обеспечении таких новых денег, должны преобладать привычные ликвидные товары массового потребления. Поэтому в долгосрочной перспективе преуспеют частные электронные денежные системы трех категорий эмитентов:

1) владеющих ресурсным обеспечением – крупнейшие добывающие компании, в силу постоянства спроса на ресурс;

2) владеющих недвижимостью – крупнейшие владельцы офисных, торговых, складских площадей в ведущих мировых центрах, в силу постоянства роста стоимости актива;

3) владеющих сетями дистрибуции – глобальные супермаркеты и ритейлеры, в силу постоянства доверия масс потребителей.

Одна из самых актуальных тем в финансовых исследованиях последнего времени – влияние феномена электронных денег на эффективность денежной политики, осуществляемой центральными банками. Именно этой проблеме было посвящено большинство докладов на состоявшейся в июле 2000 г. в Вашингтоне конференции «Будущее денежной политики и банковского дела», проведенной под эгидой департамента вице-президента по финансовому сектору Мирового банка, департамента исследований Международного валютного фонда и журнала International Finance. Организаторы назвали свое мероприятие «конференцией предвидения», дающей возможность заглянуть на 25 лет вперед.

Начало дискуссии было положено известным американским исследователем Бенджамином Фридмэном, профессором отделения экономики Гарвардского университета. Его доклад «Будущее денежной политики: Центральный банк – армия, состоящая лишь из корпуса сигнальщиков?» был представлен в июле 1999 г. на конференции «Социальные науки и будущее» в Оксфорде.

Негативный взгляд Фридмэна на судьбу центральных банков в эпоху электронных денег был полностью поддержан Мервином Кингом, заместителем управляющего Банка Англии. Он выступил в августе 1999 г. на симпозиуме «Новые проблемы денежной политики» Федерального резервного банка Канзас-Сити с докладом «Проблемы денежной политики: новые и старые». Оба исследования были опубликованы в ноябре 1999 г. и привлекли всеобщее внимание (они подробно обсуждались в Financial Times, The Economist, The Guardian и т.д.).

Мнение Фридмэна и Кинга получило осторожную, с существенными оговорками, поддержку Бенджамина Коэна, профессора отделения международной политической экономии Калифорнийского университета (выступление «Электронные деньги: новый день или мнимый рассвет?» на ежегодной конференции Ассоциации международных исследований, март 2000 г., Лос-Анджелес) и Отмара Иссинга, члена Правления Европейского центрального банка (лекция «Новые технологии платежей – проблема для денежной политики» в Центре финансовых исследований, июнь 2000 г., Франкфурт-на-Майне).

Участники же Вашингтонской конференции, напротив, в большинстве своем выразили несогласие с позицией Б.Фридмэна и М.Кинга.

Наиболее заметные доклады были сделаны Чальзом Фридмэном, заместителем управляющего Банка Канады («Проведение денежной политики: прошлое, настоящее и будущее – появление электронных денег приведет к вымиранию центральных банков?»), Чарльзом Гудхартом, профессором Лондонской школы экономики («Смогут ли центральные банки пережить ИТ-революцию?») и Майклом Вудфордом, профессором отделения экономики Принстонского университета («Денежная политика в мире без денег»).

Экономическая необходимость требует появления нового вида наличных денежных знаков, физическим воплощением которых станет не кусок бумаги или металла, а электронные импульсы, хранящиеся в памяти компьютера. Развитие вычислительной техники, средств телекоммуникаций, а также систем шифрования и криптографии вполне позволяет провести такую трансформацию. Причем необходимо отметить, что сущность денег как экономической категории, их функции, роли и отношения субъектов не меняются, меняется только физическая форма носителя денежных знаков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования нашей проблемы последовали следующие выводы:

Электронные деньги – высшая форма эволюции денег, наиболее оптимальная форма современных расчетов. Электронные деньги – новый вид наличных кредитных денег. В электронных деньгах есть много свойств традиционных денег, при этом в них отсутствует большинство их недостатков.

Существует множество определений данного термина. Наиболее оптимальным из них является определение электронных денег, как эмитированные кредитной организацией денежные знаки, представленные в виде информации в памяти компьютера, выполняющие функцию как средства платежа, так и средства обращения, а также прочие функции денег и обладающие всеми основными свойствами традиционных наличных кредитных денег. Процесс оплаты электронными деньгами происходит путем перезаписи их из компьютера плательщика в компьютер получателя.

Существует две основные формы электронных денег — на базе карт и на базе сетей.

Первая группа (более развитая форма цифровой наличности) – это смарт-карты (smart cards), или карты с хранимой стоимостью.

Вторая группа – сетевые деньги (network money), сохраняющие денежную стоимость в памяти компьютеров на жестких дисках и представляют собой программное обеспечение, обеспечивающее перевод средств по электронным коммуникационным сетям.

Считается, что со временем электронные деньги первой группы могут начать вытеснять традиционную наличность и чеки, тогда как электронные деньги второй группы придут на замену кредитным картам, а также станут брать на себя расчетные функции в обход центральных банков.

При внедрении электронных денег в денежный оборот возникают следующие основные проблемы:

· отсутствие законодательной базы для функционирования электронных денег;

В настоящее время государственные структуры большинства стран не стремятся к формированию новой законодательной базы для электронных денег, предпочитая подстраивать под них существующее законодательство. В России в официальных документах понятие «электронные деньги» не присутствует.

· разногласия по отдельным вопросам с центральными эмиссионными банками;

Основной задачей центральных эмиссионных банков является урегулирование проблем, связанных с эмиссией, регулированием и обращением электронных денег. Центральный банк России в отсутствие специального законодательства сам пытается организовать правовое поле для электронных денег.

· проблемы обеспечения высокого уровня безопасности функционирования электронных денег.

Решение проблемы безопасности может осуществляться техническими, функциональными и правовыми методами.

К техническим методам относятся использование защищенных технических и программных устройств, кодирование информации, аутентификация пользователей.

К функциональным методам – установление ограничений при использовании электронных денег, периодическое обновление программного обеспечения и ряд других мер.

Правовой метод представляет собой законодательную базу, регламентирующую порядок использования и обработки электронных денег и устанавливающую меры ответственности за нарушения законодательства.

Электронные деньги в настоящий момент в РФ занимают лишь небольшую нишу расчетных операций по реальным сделкам на малые суммы. В тоже время доля их использования имеет тенденцию к увеличению, вместе с ростом числа пользователей Интернета. В будущем в ряде отраслевых, товарных, географических и функциональных рынков электронные деньги займут доминирующее положение.

Развитие электронных денег неизбежно поставит вопрос о создании единой общемировой валюты с единым эмиссионным центром. При этом может измениться роль центральных эмиссионных банков.

Электронные деньги играют важную роль, как в современных денежных системах, так и в денежных системах будущего. При этом с развитием электронных денег сущность денег не меняется; изменяется только их форма.

 

Центральные банки

Большинство стран Европы, за исключением Андорры, Монако и Лихтенштейна, имели собственные валюты и национальныецентральные банки, регулирующие денежно-кредитную политику.

 

 

В соответствии с Маастрихтским договором о создании Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) Европейский центральный банк (ЕЦБ) занимает ведущее положение в структуре институтов, ответственных за поддержание устойчивости евро и общей макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе [10, с. 390]. Главной целью ЕЦБ является обеспечение стабильности цен как базы для устойчивого развития стран – участниц ЕС. В настоящее время контроль за денежно-кредитной политикой в зоне евро осуществляет Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – международная банковская система, состоящая из ЕЦБ и национальных центральных банков (НЦБ) государств – участников ЕС. Национальные центральные банки государств, не членов ЕЭВС, входят в нее со специальным статусом – у них нет прав участвовать в принятии решений (Великобритания, Дания, Греция и Швеция).

Европейская система центральных банков управляется уполномоченными органами ЕЦБ: Советом управляющих, Исполнительным комитетом и Общим советом. Совет управляющих состоит из членов Исполнительного Комитета и управляющих НЦБ стран – участников ЕЭВС. Основные функции этого совета заключаются в адаптации инструкций и принятии решений, обеспечивающих достижение целей создания ЕЭВС; определении основных элементов денежной политики ЕС (процентной ставки, размеров минимальных резервов НЦБ), а также разработки инструкции по ее применению. Исполнительный комитет ЕЦБ включает в себя президента, вице-президента и четырех членов с большим профессиональным опытом работы в финансах или банковской деятельности.

Назначение комитета – проведение денежной политики в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих ЕЦБ. Общий совет ЕЦБ состоит из президента, вице-президента и управляющих НЦБ всех стран ЕС. Выполняет следующие основные задачи:

  • осуществление консультаций ЕСЦБ;
  • сбор и обработка статистической информации;
  • подготовка квартальных и годовых отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;
  • разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;
  • принятие мер по оплате уставного капитала ЕЦБ в части, не урегулированным Общим договором ЕС;
  • подготовка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;
  • организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют по отношению к евро.

Национальные банки являются единственными акционерами ЕЦБ, однако при проведении денежно-кредитной политики ЕЦБ прибегает к использованию их возможностей только при наличии целесообразности. ЕЦБ полностью управляет ЕСЦБ, что подтверждает его высокую роль в ЕЭВС. Большинство международных финансовых экспертов считает, что решение вопроса об интеграции инструментов денежно-кредитной политики центральных банков стран ЕЭВС – одно из самых болезненных при создании эффективно функционирующей ЕСЦБ. Важной особенностью инструментария ЕЦБ является то, что имеется достаточно жесткая структура, с точки зрения методологии, основанная на трех базовых блоках: обязательные резервы, постоянно действующие механизмы, операции на открытом рынке.

Отметим наиболее существенные недостатки инструментария ЕЦБ:

1. Значительное число используемых ЕЦБ взаимозаменяемых монетарных механизмов может оказать дестабилизирующее воздействие на участников денежного рынка.

2. Любой внешнеполитический кризис ЕЭВС может стать причиной существенной перестройки операционных механизмов ЕЦБ, поскольку концепция денежно-кредитной политики построена на принципах жесткого монетарного регулирования и независимости ЕЦБ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: