Пути совершенствования коррекционно-развивающей работы
Миненкова И.Н., канд.пед.наук,
доцент кафедры тифлопедагогики БГПУ
Аннотация. В данной статье автор рассматривает компетентностный подход в качестве методологической основы совершенствования коррекционно-развивающей работы. Статья отражает современный взгляд на предмет, содержание и методику коррекционно-развивающей работы с учащимися с нарушениями зрения.
Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа; учащиеся с нарушениями зрения; компетентностный подход в коррекционно-развивающей работе с учащимися с нарушениями зрения; ограничения жизнедеятельности лиц с нарушениями зрения; компенсаторные знания и умения; ключевые компетенции учащихся с нарушениями зрения; диагностика освоения ключевых компетенций учащихся с нарушениями зрения; базовый и индивидуальный профили компетенций учащихся с нарушениями зрения; индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы; планирование коррекционно-развивающей работы с учащимися с нарушениями зрения.
Введение. Реализация цели специального образования лиц с нарушениями зрения, которая заключается в их подготовке к самостоятельной и независимой жизни, требует организации и осуществления коррекционно-развивающей работы на основе компетентностного подхода (В.Болотов, Е.Я.Коган, В.А.Кальней, А.М.Новиков, В.В.Сериков, С.Е.Шишов, Б.Д.Эльконин и др.). Компетентностный подход заключается в освоении каждым учащимся с нарушениями зрения ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате коррекционно-развивающей работы, в качестве которого рассматривается личность, способная активно действовать в различных проблемных ситуациях. Набор этих ситуаций зависит от спектра ограничений жизнедеятельности.
Основная часть. Коррекционно-развивающая работа с учащимися с нарушениями зрения направлена на формирование у них способностей к решению следующих проблем:
– получения информации об объектах окружающей действительности;
– объяснения явлений окружающей действительности;
– беспрепятственного и безопасного перемещения в пространстве;
– удовлетворения основных физиологических и повседневных бытовых потребностей;
– взаимодействия с другими людьми;
– выбора путей и способов использования свободного времени;
– пользования бытовыми приспособлениями и приборами, техникой;
– выбора профессии и оценки своей готовности к профессиональному обучению;
– жизненного самоопределения.
Следовательно, коррекционно-развивающая работа с учащимися с нарушениями зрения стремится обеспечить формирование компетенций в таких областях как:
1) использование сохранных органов чувств (охрана органов чувств; способы обследования объектов; оценка глубины пространства; адаптация объектов с учётом сенсорных возможностей);
2) познание (активное слушание; рассказывание; работа с печатными источниками информации; наблюдение; рассматривание; экспериментирование; моделирование);
3) ориентация и мобильность (изменение и поддержание положения тела; перенос, перемещение, манипулирование объектами; определение местоположения; планирование и осуществление маршрута; пользование транспортом; передвижение с сопровождающим; передвижение с использованием технических средств);
4) жизнеобеспечение (приём пищи; физиологические отправления; уход за телом; одевание; забота о своём здоровье; ведение домашнего хозяйства; забота о домашнем имуществе и помощь другим; приобретение товаров и услуг);
5) социальное взаимодействие (положительное восприятие отношений; завязывание, поддержание и завершение отношений; критика и намёки в отношениях; соблюдение дистанции в отношениях; физический контакт в отношениях; формальные и неформальные отношения; семейные и интимные отношения);
6) отдых и досуг (игры; спортивные состязания; искусство и культура; рукоделие; хобби; общение; поездки);
7) использование тифлотехнических средств (средства коррекции зрения; средства передвижения и ориентировки; средства культурно-бытового назначения; средства информационного обеспечения; специальные компьютерные устройства);
8) работа и занятость (организация и выполнение повседневного распорядка; выполнение простых и сложных трудовых задач самостоятельно и в группе; области и формы занятости; профессии и профессиональные возможности лиц с нарушениями зрения; вознаграждение за труд);
9) самоопределение (возможности и ограничения лиц с нарушениями зрения; социальные роли; социально значимые качества; принятие решений; преодоление кризисных и конфликтных ситуаций; жизненные планы).
Данные компетенции для лиц с нарушениями зрения являются ключевыми или жизненно важными: их освоение позволит участвовать в различных видах и формах социокультурной жизни, включая образование и профессиональную деятельность, наравне и вместе с остальными членами общества.
Компетентностный подход, будучи ориентированным на формирование осознанных способов действий в жизненных ситуациях вместо тренинга отдельных психических функций, диктует необходимость совершенствования коррекционно-развивающей работы на всех её уровнях: диагностическом, прогностическом, развивающем и оценочном. Рассмотрим вопросы диагностики и планирования достижений учащихся с нарушениями зрения в ключевых областях жизнедеятельности, поскольку выявленные на диагностической основе цели коррекционно-развивающей работы представляют собой её системообразующий фактор.
Центральной является проблема диагностики освоения ключевых компетенций учащимися с нарушениями зрения. Диагностика даёт реалистичную оценку состояния и перспектив развития ребёнка с нарушениями зрения, служит необходимым основанием для планирования коррекционно-развивающей работы. Основным вопросом для размышления является: «Что есть мера освоения компетенций учащимися с нарушениями зрения или, другими словами, мера их достижений в основных областях жизнедеятельности?».
Каждая компетенция имеет свои поведенческие индикаторы – совокупность умений, позволяющих продемонстрировать её в действии. Например, компетенция в области «Ориентация и мобильность» проявляется в следующих умениях: 1) ориентироваться в схеме собственного тела; 2) сохранять равновесие тела; 3) определять местоположение по пространственным ориентирам; 4) определять время по общепринятым признакам; 5) выполнять собственные передвижения; 6) выполнять перемещения объектов; 7) читать и составлять схему пространства; 8) планировать маршрут и придерживаться его; 9) передвигаться в салоне пассажирского транспорта; 10) выполнять передвижения с сопровождающим. Набор перечисленных выше умений составляет базовый профиль этой компетенции – идеальный результат коррекционно-развивающей работы. Умения, входящие в состав базового профиля компетенции являются практико-ориентированными и диагностируемыми.
Базовый профиль компетенции конкретизируется с учётом возраста ребёнка. Например, профиль компетенции учащихся с нарушениями зрения начальной школы в области «Работа и занятость» может выглядеть так: 1) выполнять ежедневные обязанности; 2) следовать устной инструкции; 3) выполнять последовательность практических действий без заданного темпа; 4) планировать и оценивать результат действий; 5) продолжать работу при ослаблении интереса или появлении трудностей; 6) реагировать на похвалу и критику по отношению к совершаемым действиям и результату; 7) работать в паре; 8) поддерживать порядок и безопасность на рабочем месте; 9) давать характеристику различным профессиям; 10) понимать взаимосвязь между трудом и оплатой. Указанный профиль для учащихся с нарушениями зрения средней школы может включать в себя следующие умения: 1) следовать письменной инструкции; 2) выполнять последовательность практических действий в заданном темпе; 3) самостоятельно и ответственно выполнять однообразную деятельность; 4) планировать технологический процесс и действовать в соответствии с планом; 5) целесообразно использовать сырьё и оборудование; 6) работать в группе; 7) оценивать свой вклад в коллективную деятельность; 8) владеть информацией о различных областях трудовой деятельности, в которых могут быть заняты лица с нарушениями зрения; 9) выражать собственные желания и ожидания по отношению к различным видам занятости; 10) выбирать область деятельности в соответствии со склонностями и возможностями. Профиль для учащихся с нарушениями зрения старшей школы в области «Работа и занятость» может состоять из следующих умений: 1) реализовывать на практике рабочие планы и изменять их в случае необходимости; 2) доводить поставленные задачи до конца; 3) принимать участие в совместной реализации рабочего плана; 4) координировать действия других; 5) оценивать влияние условий работы на собственную личность и организм; 6) ориентироваться в задачах службы занятости; 7) находить информацию о рабочих местах; 8) анализировать ситуацию на рынке труда; 9) оценивать свои профессиональные возможности; 10) составлять резюме и портфолио.
Рекомендуется составить общий профиль компетенций по всем ключевым областям жизнедеятельности для младшего, среднего и старшего школьного возрастов (в каждой из областей желательно выделять одинаковое число поведенческих индикаторов). Определение состава компетенций выполняется с опорой на содержание программ коррекционно-развивающих занятий специальной школы для детей с нарушениями зрения. Следует обратить внимание, что состав компетенций не дифференцируется с учётом остроты зрения, поскольку включает действия, обязательные к освоению и незрячими, и слабовидящими учащимися. Однако на фоне общности содержания компетенций просматриваются выраженные различия в средствах и приёмах овладения ими. Например, компетенция, связанная с использованием тифлотехнических средств, включает в себя умения читать текст и готовить печатные документы, которые незрячими осваиваются на основе невизуального доступа (программа синтеза речи и брайлевский дисплей), а слабовидящими с применением оптических приборов (лупа, ручной видео увеличитель и др.). Компетенция, связанная с использованием сохранных органов чувств, включает умение оценивать глубину пространства, осваивая которое незрячие используют в качестве меры длину шага, а слабовидящие – перспективные изменения величины и формы предметов.
Для оценки уровня освоения компетенций необходимо использовать метод наблюдения в условиях, приближенных к естественным: при проведении режимных моментов, прогулки, в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе свободной игры и общения, а также диагностические задания-пробы, которые требуют решения определённой жизненной задачи в реальных или моделируемых условиях (например, обратиться с приветствием, просьбой; обосновать отказ; побудить партнёра к продолжению разговора; проинструктировать одноклассника и др.). Сотрудниками кафедры тифлопедагогики БГПУ разработана компьютерная программа«Делаю сам» для учащихся с нарушениями зрения (О.В. Даливеля, И.Л. Башкирова, В.Э. Гаманович). Она содержит набор заданий-проб, которые могут быть использованы для изучения уровня овладения компетенциями, связанными с жизнеобеспечением, социальным взаимодействием, самоопределением, и пакет методических рекомендаций по ее эксплуатации.
По результатам диагностики на каждого ребёнка составляется индивидуальный профиль компетенций или «портрет умелости» (таблица 1), который отражает актуальный и потенциальный уровни развития его жизненных умений.
Таблица 1 – Индивидуальный профиль компетенций
ПИ | ИОЧ | П | ОМ | Ж | СВ | ДО | ИТС | РЗ | С |
Примечания: ПИ – поведенческие индикаторы; ИОЧ – использование органов чувств; П – познание; ОМ – ориентация и мобильность; Ж – жизнеобеспечение; СВ – социальное взаимодействие; ДО – досуг и отдых; ИТС – использование тифлотехнических средств; РЗ – работа и занятость; С – самоопределение.
Данный профиль содержит 9 компетенций в ключевых для ребёнка с нарушениями зрения областях жизнедеятельности, каждая из них иллюстрируется с помощью 10 поведенческих индикаторов. Каждый поведенческий индикатор оценивается, исходя из трех позиций: 1) ребёнок выполняет действие самостоятельно; 2) ребёнок выполняет действие с помощью (физической, жестовой, вербальной); 3) ребёнок действие не выполняет. В индивидуальном профиле компетенций отмечаются, прежде всего, те действия, которые ребёнок выполняет самостоятельно (в таблице отмечены чёрным цветом), а также те действия, которые он выполняет с помощью (в таблице отмечены серым цветом), поскольку именно они составляют зону его ближайшего развития. По каждой из областей фиксируется балл достижений ребёнка, который определяется количеством действий, выполненных самостоятельно (например, в области «Познание» балл достижений ребёнка равен 5, в области «Ориентация и мобильность – 2). В итоге подсчитывается средний балл достижений (в данном индивидуальном профиле он составляет 2,1), который позволяет определить уровень владения компетенциями: от 0 до 2 баллов – низкий; от 2 до 4 – удовлетворительный; от 4 до 6 – средний; от 6 до 8 – достаточный; от 8 до 10 – высокий. При обработке и интерпретации результатов необходимо выполнить не только их количественный, но и качественный анализ, указав на конкретные трудности в освоении компетенций; вид помощи, в которой нуждается ребёнок; средства и приёмы, используемые им для осуществления действий.
Диагностическая деятельность является необходимой основой для составления индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы. С позиций компетентностного подхода индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы является индивидуальной программой развития компетенций ребёнка с нарушениями зрения. Она содержит комплекс целей его развития по каждой из 9 областей жизнедеятельности. Основным вопросом для размышления является следующий: «Что есть цель коррекционно-развивающей работы в контексте компетентностного подхода?».
В качестве целей коррекционно-развивающей работы можно рассматривать формирование умений компенсаторного характера в проблемных областях жизнедеятельности. Компетентностный подход не отрицает значимости знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Фрагмент индивидуальной программы коррекционной работы по развитию компетенций учащегося с нарушениями зрения представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Фрагмент индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы
Область жизнедеятельности | Цели коррекционно-развивающей работы |
Жизнеобеспечение | Формировать умения: · определять признаки предметов по особенностям издаваемых звуков; · определять свойства материалов с помощью осязательных ощущений; · узнавать продукты, их вкусовые особенности и пригодность по запаху; · дозировать объём жидкости. |
Использование тифлотехнических средств | Формировать умения:
|
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы составляется с учётом данных индивидуального профиля развития ребёнка, поэтому в разделе «Цели коррекционно-развивающей работы» фиксируются те умения, которые на настоящий момент находятся в зоне его ближайшего развития.
На основе индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы выполняется её планирование: перспективное, календарное и ежедневное. Перспективный план коррекционно-развивающей работы отражает расстановку приоритетов в овладении компетенциями и цели коррекционно-развивающей работы в приоритетных областях в определённой последовательности их решения. В календарном плане указывается тематика занятий, которая вытекает из целей коррекционно-развивающей работы, а также сроки их проведения. Формулировка темы содержит указание на компенсаторное умение, над формированием которого планируется работать на данном занятии. Перечислим некоторые варианты формулировок тем, связанные с использованием сохранных органов чувств: узнавание объекта в усложнённых условиях восприятия; фигурно-фоновое различение объектов; обследование предмета зрительно-осязательным способом; определение изобразительных признаков глубины пространства). В ежедневном плане к коррекционно-развивающим занятиям ставятся задачи, отражающие реализацию цели в конкретных условиях деятельности с указанием на способ или приёмы её достижения (например, путём совместных действий, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, по представлению, по собственному замыслу; используя зрительный ориентир, с помощью наложения, соотнося «на глаз», по заданному шаблону и др.).
Предметом дальнейшего изучения являются вопросы использования активных методов педагогического взаимодействия, интеграции и координации усилий специалистов в формировании жизненных умений учащихся с нарушениями зрения, постоянного отслеживания и измерения динамики в освоении ключевых компетенций незрячими и слабовидящими.
Заключение. Таким образом, образование "от результата" – основная стратегия совершенствования коррекционно-развивающей работы с учащимися с нарушениями зрения в контексте компетентностного подхода. Она реализуется за счёт:
– определения перечня ключевых (жизненно важных) для лиц с нарушениями зрения компетенций, развитие которых обеспечивает их социальную мобильность;
– операционализации ключевых компетенций на совокупность компенсаторных умений, обеспечивающих успешность присвоения социального опыта в условиях зрительной депривации;
– разработки диагностического инструментария для оценки ключевых компетенций, охватывающего различные виды активности детей;
– создания индивидуальных программ развития ключевых компетенций, предоставляющих каждому ребёнку возможность осваивать их в собственном темпе;
– отбора релевантных методов развития ключевых компетенций, направленных на приобретение учащимися с нарушениями зрения разностороннего опыта деятельности;
– оценки приращения компетенций как критерия эффективности коррекционно-развивающей работы.
Литература
1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.
2. Петренко, А.А. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу / А.А. Петренко, В.В. Маскин, Т.К Меркулова. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.