Особенности архивного дела в 90-е гг.




В основу государственного архивного строительства был положен принцип централизации. Этот принцип обеспечил создание широкой сети архивохранилищ, функционирующих на единой организационно-методической основе, собравших и сохранивших в государственных и муниципальных архивах более 214,0 млн.ед.хр. Архивного фонда Российской Федерации. В части учета принцип централизации обеспечил создание Центрального фондового каталога (ЦФК) - уникального учетного и информационного справочника, который ведет свое начало с циркуляра Центрархива РСФСР от 7 марта 1922 г. "О центральной картотеке фондов".

К началу 90-х годов с участием архивистов разработаны и начали выпускаться долговечные сорта бумаги для делопроизводства. На основе работ ВНИИДАД (Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела) был скорректирован состав отечественных средств письма. Планировалось в масштабах страны определить состав основных фондообразователей, которые будут использовать долговечные средства создания документов на бумажной основе.

Прямым следствием политических и социальных трансформаций начала 90-х годов явилось включение в состав государственной архивной службы России бывших партийных архивов. Усилиями работников архивных учреждений, как правило, при непосредственном участии работников бывших партийных архивов обеспечена в сжатые сроки концентрация архивных документов руководящих партийных структур, что позволило спасти их от возможной утраты.

На базе бывших партийных архивов, занимаемых ими зданий и сооружений, штатной численности и фонда заработной платы созданы федеральные, республиканские, краевые и областные центры документации новейшей истории. Как правило, бывшие партийные архивы располагали хорошей материально-технической базой, которые к началу 90-х годов имели достаточные площади для приема документов. Это позволило в ряде регионов решить проблему стеллажной полки на ближайшие 10 лет, в целом положительно сказалось на обеспечении сохранности Архивного фонда Российской Федерации.

Адаптация архивов к новым условиям, обеспечение потребностей изменившегося общества выразились прежде всего в расширении использования документов, интенсификации выставочной деятельности, в том числе зарубежной.

Активно велась работа по рассекречиванию архивных документов. В течение 1992-1998 гг., например, было рассекречено 6,5 млн. дел.

Был намечен и реализован комплекс мер по максимальной экономии и снижению расходования бюджетных ассигнований, привлечению дополнительных внебюджетных источников финансирования. Проведено совершенствование сети и структуры федеральных архивов.

Принимаются меры по расширению платных работ и услуг, заключению соглашений с зарубежными партнерами по совместной разработке открытых архивных фондов. Внебюджетные средства федеральных архивных учреждений направляются, в основном, на покрытие расходов по текущему содержанию архивохранилищ.

Открытость архивов, активная выставочная деятельность, увеличение числа исследователей в читальных залах, зачастую совершенно неподготовленных к работе с архивными материалами, выдача из хранилищ недоступных ранее документальных комплексов резко увеличили интенсивность движения фондов и дел, обострили проблемы их сохранности. К этому следует добавить, что многочисленные реорганизации, ликвидации, банкротства, смена формы собственности учреждений, организаций, предприятий вызвали необходимость массового приема документов. И как следствие - значительно возросла нагрузка на хранителей фондов.

Заключение

Неизвестно как бы долго продолжалась эта ситуация и чем бы это закончилось для российских архивов, если бы не помощь высших эшелонов власти.

Одними из первых практических результатов стали рассмотрение 25 ноября 1999 г. на заседании Правительства Российской Федерации вопроса «О мерах по сохранению Архивного фонда Российской Федерации и улучшению использования архивных документов», а также выход в декабре 1999 г. и августе 2000 г. инициированных Росархивом поручений Правительства Российской Федерации руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть и принять необходимые меры по обеспечению сохранности и улучшению использования архивных документов.

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Алексеева Е.В. Развитие архивного законодательства в постсоветском пространстве // Архивное право: история, современность, перспективы. Материалы «круглого стола» 20 декабря 2001 г. М., 2002.

2. Артизов А.Н., Илизаров Б.С., Козлов В.П., Пихоя Р.Г., Тюнеев В.А., Шмидт С.О., Щапов Я.Н. Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах: идеи, принципы, реализация // Отечественные архивы. 1993. №6.

3. Гриместед П. Российские архивы в переходный период // Новая и новейшая история. 1994, №14. Добрушкин Е.М. Основы археографии. М., 19925. Козлов В. Архивная реформа: вопросы научного и методического обеспечения // Отечественные архивы. 1994, №16. Козлов В., Локтева О. Архивная революция в России (1991–1996) // Свободная мысль. 1997. С. 117–121.7. Королев Г.И. Археография. Учеб. пособие. М: РГГУ, 1996.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: