Нравственное поведение опирается на: а) благородные мотивы; б) нравственное сознание и свободный выбор личности.




План- конспект

Урок-практикум по теме: «Человек и нравственность »

Цели: Образовательная: применить имеющиеся знания учащихся о нравственной культуре человека; выявить роль общепринятых нравственных норм, ценностей и поведений в жизни общества.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умения анализировать о нравственности, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; способствовать раскрытию на примерах важнейших теоретических положений и понятий социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии; продолжить работу по формированию умений работать с учебником.

Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Тип урока: Урок- практикум

Оборудование: учебник «Обществоведение» 9 класс; схемы; документы; презентация.

Ход урока

Этапы урока Содержание Приемы и методы работы
Орг. момент (1 мин.) Приветствие. Учащиеся настраиваются на работу.
Проверка домашнего задания(10) Составление кластера на следующие темы: «добродетели», «милосердие».(слайд 2-4) Тест: «Нравственное поведение» 1. Отношения человека к другим людям, обществу и самому себе: а) реализуется в поведении человека; б) составляет сущность исторического процесса; в) описывается статистическими закономерностями; г) не подлежит нормативной регуляции. 2. Способность человека к сознательной постановке цели, выбору соответствующих средств и самостоятельному действию называют: а) совестью; б) духовностью; в) подвигом; г) поступком. 3. Роль импульса, побудителя к действию играет: а) истина; б) мотив; в) мысль; г) норма. 4. Осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали называется: а) нравственностью; б) нравственной оценкой; в) нравственным поведением; г) нравственными мотивами. 5. Нравственное поведение опирается на: а) благородные мотивы; б) нравственное сознание и свободный выбор личности. 1) верно а); 2) верно б); 3) верны оба суждения; 4) оба суждения не верны. 6. Мотивы и поступки с точки зрения нравственной основы: а) всегда совпадают; б) могут совпадать. 1) верно а); 2) верно б); 3) верны оба суждения; 4) оба суждения не верны. 7. Соответствие того, что человек совершил, тому, что следует делать в данной ситуации, называется: а) «золотым правилом» нравственности; б) должным поведением. 1) верно а); 2) верно б); 3) верны оба суждения; 4) оба суждения не верны. Карточка 1 1) Каким образом связаны между собой цель и цена её достижения? 2) Как связаны выбор средств и последствия поступка? Дайте оценку суждения «Для достижения цели все средства хороши». Карточка 2 1) Можно ли назвать поступком любое действие человека? Приведите доводы 2) О чём гласит золотое правило нравственности? Составляют кластер   Решают тест     Решают карточки    
Объяснение новой темы(25 мин.) Сегодня мы проведем нестандартный урок. Тема нашего урока - практикума «Человек и нравственность». Мы применим имеющиеся знания о нравственности в современном общества, выявим роль общепринятых нравственных норм, ценностей и поведений в жизни общества. Содержание: Давайте вспомним, что такое нравственные нормы, ценности и поведения?(слайд5) Нравственные нормы – сформировавшиеся на протяжении всей истории человеческого общества представления о должном отношении человека к обществу, другим людям, самому себе. Нравственные ценности - это общепринятые правила поведения, обусловленные человеческими принципами. Нравственное поведение – результат свободного выбора личности с опорой на нравственное сознание, усвоенные нравственные нормы и принципы, сформированные качества. Итак,мы с вами вспомнили что такое нравственные нормы, ценности и поведения. А сейчас давайте посмотрим на слайд и ответим на вопросы. Задание № 1. Подумайте и ответьте на вопросы, отвечая только «да» или «нет». 1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да). 2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые дела (да). 3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет) 4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да). 5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет). 6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да). 7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да). 8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да). 9. Выполнение норм морали обязательно (нет). Задание № 2 (слайд 6) Далее на слайдах представлены загадки об основных моральных категориях, учащимся необходимо отгадать их и записать в тетрадь: 1. Назовите, какие две основные категории морали изображены на картине. (Добро и зло) 2. О чем повествует притча? Волчий суд У одного крестьянина волки сожрали мула. Пришёл крестьянин в суд жаловаться. - Мы волков не судим, - ответил ему судья. - Сильных вы не судите, а с беззащитными и наш староста хорошо справляется! - сказал крестьянин. (Справедливость) Задание № 3. (слайд 7) А теперь давайте обратите внимание на слайд и зачитайте материал, а затем ответим на вопрос: о чем идет речь в отрывке? Рыцари Камелота сильны, мужествены и отважны, щит их - прибежище для слабых и угнетенных; Рыцари Камелота всегда держат свое слово, не злоупотребляют они оказанным доверием; Рыцари Камелота никого не обижают, ценят дружбу и уважают достойных противников… (Честь) Задание № 4(слайд 8) Следующим заданием будет расшифровать анаграмму, которую вы видите на слайде (необходимо поменять буквы словами так, чтобы получилось слово): О Н И Т Д О Т О С В С (Достоинство) Задание № 5.(слайд 9) Следующим заданием будет найти какое же слово было пропущено в притче? (слайд) Будучи судьёй, Мулла Насреддин никак не мог установить, кто виноват: ответчик или истец - и решил обоих наказать палочными ударами. Совершив эту процедуру, он облегчённо вздохнул: - Теперь моя …чиста, ибо виновный наверняка не избежал кары. (Совесть) Задание № 6 (слайд 10) В данном задании нужно узнать о чем идет речь? … - отношение ответственности личности во взаимоотношениях с другими людьми, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. (Долг) Задание № 7. (Карточки) 1)В старой китайской сказке «Совесть» рассказывается о том, что родившись, Совесть пошла по земле. И как только она ночью заходила к человеку, он терял сон, переживал свои неблаговидные поступки. Богачи забеспокоились и стали думать, как от Совести избавиться. Обратились они за помощью к самому мудрому в Китае человеку. Тот сказал: «Давай сочинять законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, а что нет. Тогда все освободятся от совести, потому что на её упрёки станут отвечать: «Поступили так, потому что так в свитках написано». И все будет спокойно спать». Так и сделали. А специально для Совести включили норму: «Кто явится ночью тайком в чужой дом, того считать вором и сажать в тюрьму». И в первую же ночь, когда Совесть пришла к высшему сановнику с упрёками, тот вызвал стражу и велел заточить её в тюрьму. С тех пор Совесть ни к кому из богачей не является и никого не беспокоит… Вопрос: Кому особенно мешает совесть? Почему совесть не может ужиться с законами? Исходя из содержания сказки, попробуйте сами определить, что такое совесть? 2) В письме к брату Николаю А.П.Чехов так характеризует воспитанных людей: «…Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут даже в пустяках…Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в других сочувствие…Они не говорят: «Меня не понимают!»Они не суетны…Если они имеют в себе талант, то уважают его…Они воспитывают в себе эстетику…». Вопрос: Какие из перечисленных А.П.Чеховым условий в наибольшей степени, по вашему мнению, составляют содержание совести? Задание № 8 Класс делится на 2 части, которые выбирают себе темы кластера (слайд 11,12) Кластер на тему: «Я – культурный человек», «Достоинства человека». Задание № 9.Дайте ваше определение словам: добродетель, милосердие, деликатность, благородство, порядочность, терпимость, достоинство.     Изложение, беседа.   Учитель задает вопрос. Ученики отвечают, что такое нравственные нормы, ценности и поведения.   Беседа с учениками. Ученики размышляют над заданным вопросом и отвечают на него.   Ученики работают с материалом на слайде, решают загадки.   Один из учащихся зачитывает материал, затем отвечают все на вопрос     Учащиеся расшифровывают анаграмму     Учащиеся слушают притчу и ищут пропущенное слово     Учащиеся слушают и отвечают о чём идёт речь     Пару учащихся получают карточки, зачитывают классу, затем отвечают на вопросы     Учащиеся составляют кластер     Учащиеся дают определения понятиям
Закрепление материала(10 мин) Вопросы для самопроверки   1. Что такое человечность? 2. Какие правила, нормы морали вам известны? В чем их нравственный смысл? В чем их гуманистическое значение? 3. Как связаны между собой понятия «мораль» и «человечность»? 4. Почему поступки людей нередко расходятся с моральными нормами? Фронтальный опрос.
Рефлексия (1 мин) Как для вас прошел урок? Что вы запомнили из него? Подведение итогов.

 

 

 

 

Тест на тему: «Нравственное поведение»

1. Отношения человека к другим людям, обществу и самому себе:

а) реализуется в поведении человека;

б) составляет сущность исторического процесса;

в) описывается статистическими закономерностями;

г) не подлежит нормативной регуляции.

2. Способность человека к сознательной постановке цели, выбору соответствующих средств и самостоятельному действию называют:

а) совестью;

б) духовностью;

в) подвигом;

г) поступком.

3. Роль импульса, побудителя к действию играет:

а) истина;

б) мотив;

в) мысль;

г) норма.

4. Осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали называется:

а) нравственностью;

б) нравственной оценкой;

в) нравственным поведением;

г) нравственными мотивами.

Нравственное поведение опирается на: а) благородные мотивы; б) нравственное сознание и свободный выбор личности.

1) верно а);

2) верно б);

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: