Нарушение экспрессивной речи у детей с сенсорной алалией.




Нарушения экспрессивной речи носят грубый характер, являются комплексными, затрагивают все компоненты речевой системы.

1. Нарушение фонетической стороны речи.

· Нарушение звукопроизношения носит нестабильный, вариативный характер. В основном выражены смешения и замены.

· Звукослоговая структура слова грубо нарушена. Характерно вариативное воспроизведение одного и того же слова. Дети могут усложнять звукослоговую структуру слов (стол – патол), что нехарактерно для детей с моторной алалией, которые упрощают структуру слова. Причины усложнения звукослоговой структуры слова – диффузность, неустойчивость звукового образа слова.

· Просодическая сторона речи нарушается умеренно: нарушено использование ударений, нечеткое воспроизведение интонаций, страдает выразительность речи.

2. Нарушение фонематической системы речи полностью не сформирована.

3. Нарушение лексико-грамматической стороны речи.

· В результате нарушения слухового восприятия наблюдается нарушение развития активного словаря. Детям характерны:

ü Эхолалии (но интонацию может передать точно). Но эхолаличное произнесение не осмысляется и бесследно исчезает.

ü Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов (логорея – речевое недержание)

ü Персеверации с повторениями услышанного слова (часто повторение слова у ребенка связано с сильной эмоцией).

ü Неустойчивое произношение слов, смешение акустически близких слов (корова – корона – ворона – ворота; квазиомонимы). Только при многократных повторениях ошибки уменьшаются.

ü Вербализм (произнесение слова, значения которого ребенок не знает).

· В речи большое количество аграмматизмов., т.к. ребенок игнорирует грамматическое значение слова. У детей не формируются морфологические обобщения (не выделяют единые морфемы и не связывают их с определенным значением). Аграмматизмы выражаются в неправильности падежных окончаний, нарушениях управления глаголов, нарушениях согласования существительного и прилагательного. В речи более выражены морфологические трудности (словоизменение, словообразование), а синтаксические аграмматизмы проявляются в меньшей степени.

  1. Нарушение связной речи.

Связная речь практически не формируется из-за грубого недоразвития лексико-грамматического строя речи.

  1. Нарушение чтения и письма.

Большое положительное значение имеет формирование письменной речи для развития устной речи у ребенка с сенсорной алалией, поскольку зрительное восприятие не нарушено, с появление письменной речи устная речь ребенка улучшается.

В процессе чтения дети быстро усваивают зрительный образ буквы, но нарушение фонематической системы приводит к тому, что слияние букв в слоги затруднено.

Характерными ошибками при чтении являются:

· Перестановка букв, слогов

· Пропуски букв, слогов

· Нарушение понимания прочитанного

Чтение по сравнению с письмом более сохранно. Письмо грубо нарушено, т.к. не сформирован звуковой анализ слова.

 

 

Методика логопедической работы по преодолению

Сенсорной алалии.

4 этапа:

1. Начинается с установления щадящего слухового и речевого режима (состояние сенсорного голода) — ограничение поступления речевых и неречевых сигналов. На этом фоне беспорядочная речь ребёнка затормаживается, и повышается восприимчивость к звукам мира и звукам речи.

Основная задача — установить неречевой контакт с ребёнком, вызвать интерес к звукам окружающего мира, звукам речи, вызвать желание подражать им. Работа начинается с привлечения внимания ребёнка к неречевым звукам. Для возбуждения интереса ребёнка к звукам каждое занятие начинают с кратких упражнений со звучащими игрушками. Все игрушки должны быть в двух экземплярах. Логопед раскладывает 2-3 игрушки, предоставляет возможность брать их в руки, рассматривать, вызывать звучание. Затем логопед берёт одну игрушку, вызывает её звучание. Необходимо привлечь внимание ребёнка к этому процессу. Затем логопед воспроизводит звучание так, чтобы ребёнок не видел игрушку, предлагает найти тот предмет, который звучал. Сначала используются контрастно звучащие игрушки, затем сходные.

2. Основная задача — развитие слухового восприятия, внимания, зрительного восприятия и внимания. Продолжается работа по узнаванию звучания игрушек. Постепенно вводятся новые игрушки. Это вызывает у ребёнка желание к самостоятельному озвучиванию игрушек. Далее переходят к различению более сложных звучаний, менее интенсивных (звон монет, карандаши, шуршание бумаги). Шумовой ряд усложняется, становится разнообразней, с более сходными звуками. Но нельзя стучать по столу, топать ногами. Когда ребёнок различает звуки, постепенно в шумовой ряд вводится ильный речевой звук (Р, А), который связывается с предметом или явлением (Р — тигрёнок рычит). После дифференциации некоторого количества звуков переходят к различению слогов и простых слов со строгой предметной отнесённостью. Слова, которые ребёнок учится различать первыми, должны быть далёкими, непохожими ни по смыслу, ни по звучанию.

3. Основная задача — накопление пассивного словаря, развитие активного словаря. Отрабатываются слова, фразы в определённых ситуациях. При введении нового слова необходимо, чтобы ребёнок видел предмет, трогал его и одновременно слышал его название. Наименование повторяется многократно. Внимание ребёнка обращается на лицо говорящего, на его мимику. При собственном произношении необходим зрительный контроль. Первые слова произносятся с неизменной интонацией, фразы с определённым порядком слов. Фразы, бытовые слова, инструкции вводятся как можно раньше. Постепенно к работе привлекаются другие окружающие ребёнка взрослые. Чтобы избежать эхолалий, логопед постепенно контролирует понимание, используются повторения заданий. Проводится обучение чтению -глобальным способом (например пишут на предметах их названия), на последних этапах переходят на звуко-буквенный путь.

4. Развитие фонематической системы по В.К.Орфинской.

Работа ведётся и в устной, и в письменной речи. В работе над письмом работа проводится над дифференциацией сходных звуков.

 

В работе с детьми с сенсорной алалией необходимо учитывать пониженную работоспособность, частую отвлекаемость, соответственно нельзя перегружать количество материала, темп его подачи. Полная ликвидация сенсорной алалии ставится учёными под сомнение. Прогноз достаточно неопределённый, зависит от состояния слуховой функции, от эффективности проведённого лечения, от времени начала логопедической работы, от возраста и интеллекта ребёнка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: