СЛОВЕСНО-КНИЖНАЯ ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА




Школа вчера и завтра Б.П. Никитин 1956-1991 гг.

Вступление А.Б. Никитиной (2013 г.)

Когда я стала перепечатывать эту работу Бориса Павловича, мне казалось, что она будет длинной-длинной, а она уместилась всего на двух страничках! Я даже проверяла несколько раз: не пропустила ли каких пунктов?!:) Просто не понимаю, как Борису Павловичу удавалось так концентрировать информацию!

Вполне вероятно, кто-нибудь скажет, что здесь совсем не сказано об эстетической стороне или еще о чём важном… Но, на мой взгляд, у БП не было задачи «сказать обо всём», а была задача сказать именно о самом главном. Об основах. О которых сейчас не задумываются или не знают.

Ведь о чём ведутся разговоры на обычных школьных собраниях? О внешнем виде школьников, о сменной обуви, об оплате за охрану, о том, где бы найти средства на новую сантехнику…, о посещаемости и успеваемости…, теперь ещё много говорят о подготовке к ГИА, ЕГЭ и правилах их проведения... И все взрослые концентрируются именно на этих «проблемах» – ни родителям, ни педагогам просто некогда задумываться о чём-нибудь «лишнем»!

О том самом «лишнем», которое может снять практически все перечисленные выше проблемы школы и ещё многие и многие проблемы современной молодёжи.

Именно для тех, кто всерьёз размышляет на тему школьного образования и воспитания, кто пытается «смотреть в корень» и предвидеть дальние результаты своих усилий, Борис Павлович и сопоставил основные принципы школьной жизни. «Вчерашние» - то есть устаревшие, отжившие, тянущие назад, - и «Завтрашние» - те, которые, по его мнению, должны быть. Результаты своих размышлений и анализа он свёл в одну таблицу.
Прежде всего, это информация к размышлению. Есть в таблице и спорные моменты (п.2, например), однако финальные выводы вряд ли кто сможет оспорить. Немаловажно и то, что эти две странички – результат размышлений человека, который на протяжении 35 (!) лет изучал историю трудовой школы, вёл научную работу в этом направлении, несколько лет сам работал в школе далеко не шаблонно (его ученики, которым уже за 60, до сих пор помнят уроки физики, труда и физкультуры, которые проводил Борис Павлович!) и «болел» идеей создания Школы Труда и Творчества, насколько я помню, всю оставшуюся жизнь…


Ш к о л а

В Ч Е Р А З А В Т Р А

СЛОВЕСНО-КНИЖНАЯ ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА

Некоторые важные особенности:

1. Позднее начало развития способностей: Примитивная программа в детсадах ведет к огромным потерям от НУВЭРСа, и мозг включается в работу только на 3-5% его возможностей. В детсадах нет спорткомплексов, развивающих игр, вместо спортзалов бесполезные спальни. Сдвиг сроков начала развития (в семье, детсаду, школе) к БОЛЕЕ РАННЕМУ и разностороннему: спорткомплекс с 1 года, чтение и счет – с 2-3-х лет, и к 8-10-летнему возрасту – уровень СРЕДНЕГО ВЗРОСЛОГО (по тестам).
2. Время поступления в школуопределяется ВОЗРАСТОМ (6-7 лет), и все дети принимаются в 1-й класс. Нивелируются достижения дошкольного развития. Чем развитее ребёнок, тем больше задержка. Время поступления в школу будет определяться УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ. Приниматься будут в любой класс, соответствующий уровню развития ребёнка. Развитие не останавливается и не задерживается.
3. Изоляция учеников в классе (видят только затылки товарищей) и классов друг от друга, особенно младших от старших. Невозможность обмена знаниями и умениями тормозит развитие ВСЕХ. Разрешаются все виды объединений для совместной деятельности как в классе, так и между классами. Как правило, младшие лучше учатся от старших, чем от учителя.
4. Господствует КУЛЬТ ЗНАНИЙ. Главное – овладение основами наук, выработанных человечеством. Главный ваятель личности – ТРУД. В школе царит культ ДЕЛА и поступков.
5. Уроки сменяются с калейдоскопической быстротой в течение дня и недели. Никто не может ни сосредоточиться, ни углубиться в предмет, ни достичь в чём-либо серьёзных успехов. Праздное учение ничуть не лучше обучения праздности (Д.Беллерс) или: учение без дела – ПУСТОЕ ЗАНЯТИЕ. Учение будет действительным тольков ДЕЛЕ строительства новой жизни. «То, что человек ДЕЛАЕТ, он запоминает на 90%. То, что человек ВИДИТ, он запоминает на 50%. То, что человек СЛЫШИТ, он запоминает на 10%» (ТРИЗ)
6. Контролируются ЗНАНИЯ (отметки создают для многих постоянный стресс из-за боязни получить низкую оценку). Учитываются полезные ДЕЛА, их результаты. Измеряется продуктивность умственной и физической работы.
7. Учёба отнимает 85% времени в школе, очень много времени дома. На труд, спорт времени почти нет. Сначала на учёбу тратится 50% школьного времени, а затем сокращается до 20% (до 1-3 ч.), высвобождается время для ТРУДА, ТВОРЧЕСТВА, СПОРТА – для дела по душе.
8. Формируется потребительская, иждивенческая психология, отвращение к физическому труду. Учёба – ПОТРЕБЛЕНИЕ знаний (на 70-80% не нужных в жизни). Формируется психология созидателя, деятеля. В труде происходит СОЗИДАНИЕ материальных и духовных ценностей. А учёба – вспомогательная деятельность.
9. Дисциплина послушания и исполнительности, не требующая собственных мыслей, желаний и РЕШЕНИЙ. Авторитарная педагогика, лишающая ученика прав и человеческого достоинства. Активная дисциплина движения вперёд и преодоления препятствий (А.С. Макаренко). Педагогика СОТРУДНИЧЕСТВА и сознательная дисциплина, устанавливаемая и самими учениками - в интересах школьного производства, учёбы и дружеского общения
10. Дидактика усвоения ГОТОВЫХ знаний, умений, навыков (зунов), и потому дети что-то узнают, а потом это же и выдают. Преобладает «метод ПОИСКА знаний», «метод ОТКРЫТИЙ» и самостоятельного усвоения нового материала. Учебный материал и методы, Ю.А. Макарова (ТИО), К.С. Скорохода.
11. Развитие только ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ способностей, умение решать «старые задачи» - те, которым обучали в школе. Развитие ТВОРЧЕСКИХ способностей – умение решать И «новые задачи» - проблемные (исполнительские становятся вспомогательными).
12. Усвоение знаний для БУДУЩЕЙ жизни и деятельности. Учить тому, ЧТО необходимо – для жизни сейчас. Учить тогда, КОГДА необходимо, т.е. в оптимальные сроки. Учить настолько, НАСКОЛЬКО необходимо, т.е. до практической применимости.
13. Всем задаётся ОДИНАКОВЫЙ ТЕМП усвоения и ОБЪЁМ знаний– ориентация на самых слабых, большинство работает ниже своих возможностей, способные дети останавливаются в развитии с 12-13 лет. Губим лучшие умы в школе, подрываем интеллектуальный потенциал нации. Учатся РАЗНЫМ темпом – по способностям, т.к. возможности детей могут отличаться и в 2, и в 5, и в 10 раз. Таланты могут расцвести.
14. Учитель должен уметь объяснять, рассказывать, говорить – т.е. быть МАСТЕРОМ СЛОВА. Учитель – МАСТЕР и ОРГАНИЗАТОР ДЕЛА – труда – школьного производства.
15. Не установлены конкретные ЦЕЛИ обучения (кроме скорости чтения, счёта, грамотности) Есть точное знание КОНЕЧНОГО результата обучения, т.е. есть перечень знаний, умений, навыков и показатели, позволяющие установить меру достижения целей в конце года.
16. Экзамены на аттестат – ПИСЬМЕННАЯ и УСТНАЯ проверка знаний канцеляриста – ЧИНОВНИКА, послушного начальству. «Только книжная учёба делает человека совершенно негодным ни к какому участию в материальном производстве и ведет к подрыву самой основы общественной жизни» (К. Каутский) В аттестате отмечаются: ТРУДОВАЯ подготовка (ПРОФЕССИЯ и разряды); ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ и дарования; ФИЗИЧЕСКАЯ подготовка – спортивные достижения, разряды по видам спорта и КРЕПОСТЬ ЗДОРОВЬЯ; ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ подготовка – по предметам учебного плана.
17. Дети лишены ПРАВА на ТРУД, на самостоятельность, на улучшение своей жизни (закон запрещает детский труд до 14-18 лет) Дети имеют право НА ТРУД и заработок, и их трудовое участие в меру роста сил и способностей к труду.
18. Дети «ГОТОВЯТСЯ» к жизни и БУДУЩЕМУ труду. Дети ЖИВУТ полнокровной жизнью, и трудятся в меру своих сил уже в школе.
19. Школа – ИЖДИВЕНКА(на госбюджете, городском, спонсорском, родительском содержании) находится в постоянной зависимости от благодетелей. Школа – ХОЗЯЙСТВОс промышленным, сельскохозяйственным и научным производством. Развивается и богатеет своим ТРУДОМ, поэтому независима и свободна.
20. Жизнь на всём ГОТОВОМ объективно формирует мораль ИЖДИВЕНЦА-ПОТРЕБИТЕЛЯ: Нежелание трудиться; Страсть к лёгкой жизни; Презрение к людям труда и общественной собственности; потребительское, варварское отношение к ПРИРОДЕ. Конечный результат – ПАРАЗИТИЗМ. Формируется мораль ТРУДЯЩЕГОСЯ, ТВОРЦА,знающего, что все блага жизни создаются ТРУДОМ: Бережное отношение к ПРИРОДЕ; Желание и умение ХОРОШО работать и возможность честно ЗАРАБОТАТЬ – основа ДОСТОИНСТВА и СВОБОДЫи учителя, и ученика, и школы.

ВЫВОДЫ: Существует объективный фундаментальный закон педагогики, открытый А.С. Макаренко:

«Педагогический эффект труда пропорционален его ЭКОНОМИЧЕСКОМУ эффекту и МЕРЕ участия детей в УПРАВЛЕНИИ производством и РАСПРЕДЕЛНИЕМ»

НАРУШЕНИЕ этого закона в словесно-книжной школе ведёт к росту НЕЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ и ТРУДИТЬСЯ, к росту ПРЕСТУПНОСТИ (молодёжная преступность растёт вдвое быстрее, чем среди взрослых; появилась и распространяется детская преступность).   ИСПОЛЬЗОВАНИЕ этого закона в народной педагогике и в трудовых школах прошлого и настоящего (Шацкий, Ионин, Макаренко, Кубраков, Карманов, Шоюбов, Сологуб, Католиков и др.) позволяет РЕШАТЬ САМЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫвоспитания, и даже преступников возвращать к нормальной человеческой жизни.
Сторонники этой школы (к сожалению, в их руках управление ВСЕМ ОБРАЗОВАНИЕМ) не понимают, что: НИ увеличение ассигнований на школу, НИ изменение учебного плана и программ, НИ новые названия (гимназия, лицей, колледж) НЕ МОГУТ ИЗМЕНИТЬ современного презрительного отношения учеников и учителей к производительному труду, т.е. не меняют сущности школы и результатов её деятельности, лишь усиливая её страшные тенденции: РОСТ нежелания учиться, РОСТ нежелания трудиться, РОСТ преступности. Необходимо возродить эту спасительную практику с расчётом на государственную поддержку и защиту.   Нужна ОРГАНИЗАЦИЯ хотя бы нескольких независимых ОПЫТНЫХ ТРУДОВЫХ школ со своим ЗАВОДОМ, со своей сельскохозяйственной ФЕРМОЙ, со своей научной ЛАБОРАТОРИЕЙ, имеющих средства, чтобы привлечь ТАЛАНТЛИВЫХ специалистов и успешно решать как тактические, так и стратегические проблемы образования.

1956 – 1991 гг. Собрал и сопоставил Б.П. Никитин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: