История происхождения мистической драмы




ВВЕДЕНИЕ

Самой актуальной проблемой для широкого круга литературоведов и лингвистов всегда был перевод художественного текста, так как стилистика любого языка предполагает целенаправленное употребление языковых средств всех уровней для создания экспрессивности, и в особенности это касается художественных произведений. Яркой иллюстрацией данного утверждения является английская художественная литература, в которой присутствует множество стилистических особенностей и приемов, используемых авторами для создания образности, эмоциональности и экспрессивности их произведений. Этой теме посвящено очень много работ таких известных лингвистов и литературоведов, как А. Соболевский, Ф. Корш, И. Огиенко, и так далее.

Для того чтобы выявить основные проблемы перевода стилистических приемов в художественном тексте, мы решили рассмотреть определенный литературный жанр – мистическую драму. Самого по себе понятия мистическая драма не существует, а потому мы попробуем углубиться в изучение двух направлений – мистики и драмы.

Актуальность изучения стилистических особенностей в художественных произведениях на английском языке и их сохранения на переводящем языке обусловлена важностью проблемы их перевода, неоднозначностью подходов к описанию и рассмотрению стилистических приемов.

Цель исследования – выявить способы сохранения стилистических особенностей мистической драмы.

В соответствии с поставленной целью в данной работе следует выделить следующие задачи:

– дать определение понятию «мистическая драма»;

– объяснить происхождение драмы, как литературного жанра;

– выделить стилистические приемы, используемые Э. Райс в ее произведении;

– определить способы сохранения стилистических особенностей при переводе мистической драмы.

Материалом для исследования послужил роман Э. Райс «Интервью с вампиром» (A. Rice «Interview with The Vampire», 1973), изданный в России в 2002 году в переводе М. Литвиновой.

Предмет исследования – стилистические особенности романа Э. Райс «Интервью с вампиром».

Объект исследования – способы сохранения стилистических особенностей при переводе жанров мистики и драмы.

Методы исследования: стилистический, сравнительный и сопоставительный анализ перевода и оригинала романа.

Структура. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и библиографии.

 

ГЛАВА I. МИСТИЧЕСКАЯ ДРАМА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

 

История происхождения мистической драмы

Готическая литература напрямую связана с мифом и перенимает у него многие особенности и основные черты такие как: фантастичность мировосприятия, роль, которую она играет в коллективном сознании, а также мотивы и темы, в особенности специфическое понимание темы смерти, как проницаемой в обе стороны границы. Основываясь на свойственных ей базовых мифологических моделях, в готической литературе возникает отдельное, самостоятельное направление, так называемый готический миф. Одной из главных отличительных черт готического мифа является наличие призрачной, нечеткой границы между вымыслом и реальностью.

Понятия мистическая драма не существует, как такового, но его аналогом в некотором роде можно считать такой жанр, как готическая литература, что, тем не менее, не одно и то же. Поэтому перед тем, как описывать данное понятие в целом, попробуем разбить его на основные компоненты и в первую очередь дадим определение жанру драма.

«Драма – один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собой произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене» [Ефремова, 2000: 136].

В буквальном переводе с древнегреческого языка драма означает «действие» и именно в этом заключается ее главное отличие от других родов литературы, сюжет передается не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей, показывает всё в действии, в поступках, речах и переживаниях персонажей. Так что, по сути, к драме можно отнести любое литературное произведение, построенное в диалогической форме.

Всего в драме можно выделить четыре главных жанра это: комедия, драма (как жанр), трагедия и трагикомедия.

Комедия – жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистических персонажей.

Драма (как жанр) – один из основных жанров, видов литературы, изображающий жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с самим собой [Ефремова, 2000].

Трагедия – жанр, показывающий действительность и изображаемые характеры в их трагическом становлении. Для трагедии характерен так называемый трагический конфликт, когда события приводят героя к тому, что например его представления о долге вступают в противоречия с его понятиями о совести, с его личными чувствами и так далее. Эти противоречия не могут быть разрешены самим героем, и попытка устранить их обычно приводит его к гибели – естественному выходу из тупиковой ситуации. Именно в этом и заключен основной пафос трагедии, в том, что вступив на путь разрешения неразрешимого, главный герой совершает действия, усугубляющие его внутренний разлад, чем большие усилия он прикладывает к тому, чтобы выйти из конфликта, тем острее становится этот конфликт.

Принято считать, что драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра – трагедия и комедия. Античная драма имела свои отличительные особенности, самая главная из которых – идея фатума, предопределенности, судьбы.

В средние века христианская церковь способствовала возникновению новых жанров драмы – литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма. В XVIII веке драма окончательно сформировалась как жанр, распространились также мелодрамы, фарсы, водевили. В эпоху классицизма были сформированы особые правила драматургии, основным из которых было так называемое «единство места, времени и действия» («Классицизм»). В современной драматургии все большее значение приобретает такой жанр, как трагикомедия. Драма последнего столетия включает в себя и лирическое начало – так называемые «лирические драмы» (М. Метерлинк и А. Блок).

Теперь, обозначив основные отличительные черты и вехи истории драмы, обратимся к понятию мистики и прежде всего, попробуем дать ей определение, как жанру, что сделать слегка затруднительно, так как четкого литературного определения для нее нет.

В широком, обобщенном смысле мистика – это загадочное и непонятное, выходящее за рамки индивидуальной способности и понимания [Шеллинг, 1802].

В духовном же смысле мистика – это ощущение и понимание мира как таинства, «живое прикосновение к тайне» [Бердяев, 1907], непосредственное созерцание таинственного, вырастающее из опыта переживания человеком своего единения с бесконечным бытием (Абсолютом, Богом, Единым, Универсумом, «космической тотальностью» и т.п.).

Исходя из этих двух определений, можно сделать вывод, что под мистикой подразумеваются явления, так или иначе связанные с чем-то сверхъестественным. Например – реинкарнация, призраки, паранормальные явления, перерождение души, человеческие возможности, выходящие за рамки обычного, такие как экстрасенсорика и гипноз, и так далее. Однако, это не однозначное определение, потому что мистика – понятие весьма распространенное не только в литературе, но и в целом, как жанр кинематографического искусства.

Мистика не является чем-то однородным. Она включает в себя массу несовместимых друг с другом взглядов и мнений, которые нередко находятся в состоянии «холодной войны» друг с другом.

Для начала стоит отделить мистическую литературу от другой фантастики и для этого необходимо разделить фантастику на четыре типа:

– четкая научная фантастика (Ж. Верн, Х. Клемент, А. Кларк и др.) – базируется на научных фактах и в основном согласовывается с ними, то есть не выходит за рамки научно-доказанного;

– предполагаемая научная фантастика (Э. Гамильтон, Г. Уэллс и все те авторы, которые писали про машину времени, сверхсветовые скорости и параллельные миры) – это направление мистики основывается также на научных фактах, но тем не менее не является научно-доказанным, то есть произведения подобного плана пишутся на основе гипотез и версий по принципу «если бы», подкрепляясь различными научными фактами;

– хоррор или готический роман – это все те романы, которые основываются на мистических явлениях, упомянутых выше. Представителями авторов, пишущих на эту тематику являются следующие: Г. Лавкрафт, Б. Стокер, С. Кинг и так далее.

– фэнтези (Дж. Р. Р. Толкин, Т. Пратчетт, М. Муркок, С. Лукьяненко, Д. Роулинг и др.) – этот жанр также можно отнести к мистике, потому что и фэнтези и мистика воплощают в себе вымысел автора, то, что не может быть на самом деле, явление, существование которого можно допустить, но не доказать.

«Страшное» обнаруживается еще в фольклоре разных стран мира (включая Россию), как в сказках (современный автор С. Логинов в качестве образца литературы ужасов приводит сказку «Медведь на липовой ноге» [Логигов, 1988]), так и в народных песнях, например, в шотландских балладах, полных смерти, безумия и отчаяния. А современный американский автор Джо Р. Лэнсдейл и вовсе убежден, что «люди обожают страшные истории с доисторических времен» [Лэнсдэйл, 2011].

Но первой строго письменной формой хоррора по праву следует признать готический роман, имевший в свое время феноменальный успех.

Сам термин «готический роман» своему появлению должен быть благодарен Г. Уолполу [Приданникова, 1991], который так назвал собственное сочинение «Замок Отранто». Именно с этой «средневековой» истории и принято отсчитывать начало всей литературной готики, поэтому «Замок Отранто» претендует и на право называться самым первым романом ужасов.

Важно отметить, что уже читатели XVIII века обожали готические романы прежде всего за то, за что ценят современные читатели хоррор: произведение Уолпола, равно как и творения других авторов готики, внушали читателям страх.

Тогда же, еще во времена популярности готического романа, в жанре ужасов произошло разделение, актуальное по сей день, на две ветви, «сентиментальную» и «френетическую», знаменующие два коренным образом отличных друг от друга подхода в реализации художественной задачи «пугания». Анна Радклифф провела границу между двумя родами ужаса, terror – порожденный созерцанием «дикого, необычного, пробуждающего воображение», и horror – ужас реальной жизни [Вацуро, 2003].

Собственно готический роман как самостоятельное явление закончился в девятнадцатом веке. Многие произведения авторов того периода претерпели серьезные трансформации, либо просто были отставлены в сторону под влиянием входивших в моду литературных веяний (романтизм, реализм) и по логике развития самого жанра хоррор. Потеряла статус обязательной сама форма романа, в определенный период более востребованы оказались короткие рассказы или повести.

Мистика часто ассоциируется у читателей с ужасами, но на практике это не совсем так. Многие «ужасные произведения» затрагивают социальные, философские, моральные и психологические аспекты и проблемы.

Классическим примером такого рода литературы, в частности, является роман британской писательницы М. Шелли «Франкенштейн или Современный Прометей», в котором, как известно, показан конфликт создателя и его творения, вопрос о границах, которые может преступить ученый в своем стремлении сравняться с Господом. И это не единственное произведение такого плана, в котором поднимаются подобные важные и актуальные для человека вопросы.

Определенная провокативность жанра заключается в незримом «единстве противоположностей» с его же традиционализмом и, как ни странно, морализаторством. Описывая пугающее, превращая нередко Зло в объект эстетического любования, авторы хоррора, с одной стороны, нарушают негласные табу, но с другой – тем самым показывают читателям, что может ждать тех, кто такие табу нарушает не на страницах книг, а в реальной жизни. В силу этого, произведения жанра ужасов часто пользуются повышенным спросом у подростков и молодежи. Как подмечает современный исследователь, эта аудитория является наиболее лояльной и восприимчивой к хоррору [Тэйлор, 2012].

Хоррор обнаруживает родство с эстетикой декаданса и иже с ней. Дело в том, что, работая напрямую с эмоцией страха, авторы хоррора априорно используют источники, образы, олицетворения страха в качестве специфического художественного средства и внедряют их в художественную систему жанра, делая прямой шаг в направлении их дальнейшей эстетизации. Иногда это отражается в произведениях прямо, иногда косвенно, символически. В 1983 году «король ужасов» Стивен Кинг так рассуждал об этом в одном из интервью:

«Я думаю, что всякий раз, когда мы читаем рассказ ужасов, будь он написан о вампирах, призраках, или об автомобилях, как в «Кристине», автомобилях, которые двигаются сами по себе, история в одно ухо громко рассказывает нам все эти сказки, в которые мы совершенно не верим, но при этом в другое ухо тихонько нашептывает о тех вещах, которых мы боимся на самом деле» [Кинг, 2013].

Теперь, выяснив основные вехи истории возникновения таких жанров, как драма и мистика, а так же дав им подробные определения, вернемся к самому главному вопросу и дадим определение понятию мистическая драма.

Уже из самого словосочетания понятно, что это нечто появившееся на стыке двух жанров (в данном случае мистики и драмы), а, следовательно, содержащее в себе основные черты этих жанров.

Таким образом, наиболее точным определением жанра мистическая драма, по крайней мере, в отношении готического романа, будет являться следующее определение: «Мистическая драма – это литературный жанр, произведения которого характеризуются внутренней трагедией главного героя, обусловленной какими-либо мистическими явлениями».

Основной целью данного параграфа было дать определение такому литературному жанру, как мистическая драма, а так же объяснить историю ее происхождения. Приведя определения мистики и драмы по отдельности, а так же кратко рассказав историю появления этих жанров независимо друг от друга, в результате мы смогли вывести свое определение понятия мистическая драма, совместив при этом известные нам данные и факты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: