ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ




 

 

Экономическое мышление осуществляется в определенных понятиях, категориях, которые являются выражением определенных сторон, свойств, связей и зависимостей социальных изменений и процессов производства.

 

Каждое общество формирует свой особый социальный тип экономического мышления. Определяющее влияние на него оказывает форма собственности. Частная собственность, порождая изолированность интересов, делает экономическое мышление индивидуалистичным, прагматичным. Изменение формы собственности, социалистические производственные отношения изменили коренным образом экономическое мышление. На смену индивидуалистическому мышлению пришло шаблонное, основанное на единой экономической стратегии коллективистское мышление. Экономическое мышление несет на себе черты административно-командной системы с ее директивностью, безынициативностью, уравнительностью, экстенсивным характером производства.

 

В условиях перехода к рынку назрела необходимость выработки нового экономического мышления. Процесс это длительный и трудоемкий. Возникновение в ходе реформы многообразных форм собственности, восстановление товарно-денежных отношений, формирование дохода в зависимости от инициативы, предприимчивости постепенно меняют тип экономического мышления.

 

Постановка вопроса о новом экономическом мышлении предполагает прежде всего четкое определение критериев, которым оно должно отвечать.

 

Существуют два главных критерия, которые характеризуют современный тип экономического мышления: научность и отражение в мышлении новых, изменившихся условий развития общественного производства. Оба критерия взаимосвязаны и рассматриваются в единстве.

 

Первый — научность — заключается прежде всего в необходимости полного и последовательного учета в экономическом мышлении и хозяйственных решениях объективных экономических законов.

 

Незнание либо игнорирование их в планировании и управлении — основа субъективизма и волюнтаризма, столь печально известных по недавнему прошлому. Прежде всего это относится к закону стоимости. Развитие на его основе экономических рычагов и стимулов — важнейшая задача рынка. Научность нельзя рассматривать как простое освоение и использование каких-то раз и навсегда установленных истин. Экономическая наука находится в постоянном движении, развитии и обновлении. В науке происходит постоянное приращение знаний, уточнение полученных выводов, отбрасывание того, что не подтвердилось на практике.

 

Из такого понимания проблемы следует, что предприниматель должен обладать не просто суммой знаний, полученных когда-то, а быть в курсе новейших достижений экономической мысли. Только в этом случае его мышление будет действительно современным. А отсюда следует необходимость регулярного обновления знаний. Недаром сегодня утверждается идея непрерывного образования. Это означает, что освоение новой научной информации должно входить в распорядок рабочего дня предпринимателя. Безусловно, многое зависит от состояния самой экономической науки, но и ее развитие обусловлено спросом, заказом производства.

 

Предприниматель не вправе ожидать от изучения экономики получения готовых ответов на возникающие вопросы, но, используя знания, он лучше решает эти вопросы.

 

Второй критерий оценки современного экономического мышления — это учет современных реальностей, качественно новых условий развития производства, неформальное восприятие сущности процесса интенсификации производства, мышление качественными, а не количественными категориями, ориентация на конечный результат, социальные цели развития.

 

Современное мышление предполагает ориентацию на мировой опыт, изучение и использование достижений, в том числе капиталистического менеджмента. Более того, оно включает восприятие народного хозяйства как части всемирного. Развитие и углубление международной интеграции, выход на мировой рынок, создание совместных предприятий требуют не только широкого кругозора, специального обучения, но и психологической готовности кадров к такому значительному расширению поля деятельности.

 

 

Предстоит освоить принципиальную разницу между близкими, казалось бы, по смыслу понятиями — «затраты» и «вложения». Если первое более характерно для административной системы с безвозвратным финансированием, то второе свойственно рыночной экономике и подразумевает возврат, отдачу, без уверенности в чем ни один западный предприниматель не начинает дело.

 

Для современного экономического мышления характерна способность к риску. Руководитель, приступая к решению проблемы, обычно не располагает исчерпывающей информацией обо всем. Кроме того, вероятный характер производства создает определенную непредсказуемость развития. Необходимы мужество и ум, а также развитая интуиция, чтобы каждый раз в определенных условиях принимать наиболее приемлемое решение, беря тем самым на себя личную ответственность за исход дела.

 

В то же время практика хозяйствования в новых условиях выдвигает требования обоснования риска при принятии решений. Такая проблема раньше не стояла, так как планы задавали сверху и только требовали четкого исполнения. В условиях рыночной экономики фактор риска намного возрастает.

 

Для современного экономического мышления характерен интенсивный тип деятельности, стремление наиболее полно использовать как внутренние, так и внешние факторы, прогнозировать все последствия. Очевидно, что этот тип деятельности предполагает наличие серьезной подготовки руководителя прежде всего в области экономики и управления, психологин и права, понимания роли социальных факторов производства.

 

Предпринимателям необходимы выработка новых психологических установок, поиск нестандартных подходов, склонность взять инициативу на себя, способность предвидеть и разрешать противоречия. «Не числом, а уменьем» — вот одна из необходимых установок в использовании трудового потенциала. Смещается смысл ряда известных понятий. Например, бережливость сегодня означает расчетливость, экономичность. В условиях интенсивного развития она подчас оборачивается жадностью или расточительством. У хозяйственников часто встречается склонность жалеть рубль, который, однако, будучи пущенным в дело, принесет 10 руб. Это явление приобретает разные формы.

 

Экономия — это в первую очередь увеличение скорости обращения оборотных средств. Сверхнормативные запасы, замораживание финансовых средств влекут за собой значительные потери, недоиспользование ресурсов. Приходится преодолевать ряд стереотипов. Так, например, принцип «ты — мне, я — тебе» еще недавно ассоциировался с махинациями в сфере теневой экономики, морально осуждался. В новых условиях хозяйствования этот принцип и есть выражение рыночных отношений, обмен ресурсами.

 

Экономическое мышление может характеризоваться широтой и узостью. Широта означает способность руководителя охватить мыслью все многообразие отношений, связанных с хозяйственной задачей. Широко мыслящий руководитель будет охранять окружающую среду, комплексно использовать отходы и т. п. Узость мышления особенно часто проявляется, когда решение проблемы требует взаимодействия нескольких ведомств. Необходима диалектичность, подвижность взглядов, идей, концепций, из которых исходит руководитель, принимая решения.

 

 

Главной школой формирования передового мышления была и будет практика — трудовая деятельность работников. Сознание и мышление человека являются прежде всего продуктом его практической деятельности. Развивая производство, люди одновременно развивают и себя, обогащаются умственно, духовно, нравственно. Активная творческая работа создает ту атмосферу, в которой человек мобилизует свой интеллектуальный потенциал, оплодотворяет свои знания новым опытом, расширяет кругозор и, наконец, более глубоко познает закономерности развития общества.

 

В процессе активной деятельности человек по-настоящему утверждает себя как личность. Поэтому современное экономическое мышление присуще в основном людям деятельным, творческим, целеустремленным. И, наоборот, консерватизм — чаще всего удел инертных, самоуспокоенных работников, которых все устраивает в жизни и ничего другого им не надо.

 

 

ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

 

Первым об этике заговорил Аристотель: «…она помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться».

Этика предпринимателя – это нормы поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, достоинство, совесть, авторитет, благородство, вежливость, уважение, честолюбие, и т.д.

 

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются партнерами, конкурентами, обществом, государством.

 

Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральная ответственность за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей. Исследователи этики предпринимателей сформировали общие этические нормы цивилизованных предпринимателей, которые можно свести к следующему:

 

  • он убежден в полезности своей деятельности не только для себя, но и для других, для общества;
  • исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;
  • верит в свой бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
  • признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
  • уважает себя как личность, а любую личность – как себя;
  • доверяет не только себе, но и другим;
  • ценит образование, науку, культуру, соблюдает экологические нормы;
  • терпим к недостаткам других людей;
  • никого не унижает и пр.

 

Для предпринимателя очень важно умение управлять своими эмоциями. А такие черты поведения, как вежливость, тактичность, чувство меры, доброжелательность должны быть нормой.

Существует набор деловых качеств, который объединяет всех успешных бизнесменов и заставляет их двигаться к новым успехам. Необходимо выработать привычку:

- делать все вовремя;

- думать в первую очередь о других, а не о себе;

- не перекладывать ответственность за принятие решений на подчиненных;

- всегда помнить, что знание личных побудительных мотивов людей, их интересов – одна из важных основ эффективного взаимодействия с подчиненными и путь к успеху.

 

Существуют заповеди делового этикета:

- не болтать лишнего;

- уделять внимание внешнему облику, манерам, деловой одежде;

- говорить и писать хорошим языком.

 

Формируя свой имидж, необходимо помнить, что это не только ведение деловых бесед, но и ваш служебный офис, и культура телефонного разговора, и визитная карточка и т.д.

Эффективное руководство – это, прежде всего умение влиять на людей, убеждать их и мотивировать. Лидер – руководитель – это, прежде всего, участник команды. В командах люди играют разные роли. Если лидер хорошо ощущает состав команды и коллектив, он может правильно оценивать потенциал людей, и, соответственно, добиваться гораздо больших результатов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: