Специфика познавательных процессов учителя.




Лекция № 4

Психология учителя.

План:

1. Стороны профессиональной деятельности учителя: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учителя, обученность и воспитанность учащихся.

2. Характеристики педагогической деятельности: уровни продуктивности педагогической деятельности.

3. Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога: типы характера центрации учителя.

4. Педагогические умения.

5. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

6.Личность как стержневой фактор, определяющий профессиональную позицию в педагогической деятельности и общении. Структура личности учителя.

7.Специфика познавательной сферы личности учителя и воспитателя.

8.Система знаний, умений и навыков в личности учителя.

9.Личностные качества педагога: Педагогические способности и характер. Направленность личности педагога. Интегральные характеристики личности учителя: профессиональное педагогическое самосознание, индивидуальный стиль деятельности, творческий потенциал.

10.Понятие и специфика педагогического общения. Обучающая, воспитывающая и развивающая функции общения.

11.Структура педагогического общения: моделирование, организация, управление, анализ системы общения.

12.«Психологические барьеры» в общении.

13.Стиль педагогического общения и его виды.

14.Формирование индивидуального стиля общения педагога.

 

1. В профессиональной деятельности учителя можно выделить 5 сторон:

1) педагогическая деятельность – это технология труда учителя;

2) педагогическое общение;

3) личность учителя;

4) обученность учащихся;

5) воспитанность учащихся.

Первые три стороны характеризуют сам процесс труда учителя, а остальные – результат.

В каждой из сторон можно выделить 4 составляющие:

а) профессиональные знания;

б) профессиональные умения;

в) профессиональные позиции, установки учителя;

г) личностные особенности, которые помогают учителю овладевать своей профессией.

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решается задача их обучения и воспитания. Психологически целостная педагогическая деятельность имеет следующие компоненты: 1) постановка учителем педагогических целей и задач; 2) выбор и применение средств воздействия на учащихся; 3) контроль и оценка, т.е. педагогический самоанализ.

Педагогические умения: 1) «чему учить» - умение работать с учебным материалом; 2) «кого учить» - умение видеть индивидуальные особенности учащегося, его возможности, трудности; 3) «как учить» - умение подобрать методы, формы, средства.

Профессиональные позиции: 1) педагог-предметник; 2) методист; 3) диагност и самодиагност; 4) субъект педагогической деятельности.

Личностные особенности педагогической деятельности: педагогическое мышление; педагогическая эрудиция; педагогическая интуиция; педагогическая импровизация; педагогический оптимизм; педагогическая находчивость; педагогическая наблюдательность; педагогическая рефлексия.

Педагогическое общение. Стили общения:

· авторитарный (учитель стоит высоко над учащимися и не признает другую точку зрения кроме своей);

· демократический (равноправные отношения);

· либерально-попустительский (учитель идет на поводу у учащихся, потакает им во многих вопросах). Оптимальным для учителя считается демократический стиль общения с элементами авторитарного.

Выделяют 2 типа взаимоотношений:

1) учитель-оценивающий – оценивает;

2) учитель-оцениваемый – его оценивают.

Типы отношения учителя к ученикам:

1) устойчивоположительное – учитель относится к учащимся хорошо в любых ситуациях, любит их;

2) неустойчивоположительное – учитель хорошо относится к учащимся только тогда, когда они выполняют правила учителя;

3) пассивноположительное – учитель хорошо относится к учащимся, но это отношение он не показывает;

4) отрицательное отношение к ученикам.

Профессиональные умения:

1) умение занять позицию ученика;

2) умение понять ученика;

3) умение управлять своим эмоциональным состоянием;

4) умение выслушать другого;

5) умение создать доверительную обстановку.

Профессиональные позиции:

1) субъект равноправного общения;

2) учитель выполняет роль психотерапевта;

3) учитель-актер (как сказать, где сделать паузу, как стоять, ходить);

4) позиция гуманиста.

Личностные особенности в общении:

1) педагогический такт – чувство разумной меры;

2) педагогическая эмпатия – умение почувствовать, понять человека;

3) педагогическая общительность – открытость учителя по отношению к ученику;

4) выразительность;

5) наблюдательность.

Личность учителя включает:

1) педагогическую мотивацию: педагогическая направленность;

2) свойства личности: характер, психические состояния, педагогические способности (перцептивно-рефлексивные и управленческие, проективные); способность понять, почувствовать, выслушать – перцептивно-рефлексивные; способность управлять, организовывать – управленческие;

3) педагогическое самосознание – комплекс представлений учителя о себе как о профессионале: его самооценка, «я-концепция»;

4) индивидуальный стиль преподавания;

5) творческий потенциал учителя.

Профессиональные умения:

1) умение реализовывать и развивать свои педагогические способности;

2) умение удерживать устойчивую позицию педагога;

3) умение осуществлять творческий поиск.

Профессиональные позиции: гражданин; мастер, творец, новатор; индивидуальность.

Личностные особенности:

1) интерес к другому человеку;

2) целостная «я-концепция», адекватная самооценка;

3) стремление к творчеству, к индивидуальному стилю.

Результаты труда учителя – это обученность и воспитанность учащихся. Обученность – это то, чему ребенка научили, это итог предыдущего обучения. Это зона актуального развития. Воспитанность включает в себя запас нравственных знаний, нравственные убеждения и реальное нравственное поведение.

 

2. Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Характеристики педагогической деятельности: Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность.

Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность. Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

I — (минимальный) репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

II — (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

III — (средний) локально моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса; среднепродуктивный.

IV — (высокий) системно моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный.

V — (высший) системно моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный»

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются научные знания.

Способами передачи социально-культурного опыта в педагогической деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа с обучающимися по решению учебных задач, непосредственная практика обучающегося, тренинги.

Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт ученика.

Результатом педагогической деятельности является личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

3. Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации, по А.Б. Орлову. Центрация понимается как «особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения (полное соответствие того, что человек предлагает с помощью тона голоса, движения тела и головы содержанию его слов, его внутренним убеждениям). Центрация трактуется одновременно и как результат личностного роста учителя и учащихся, развития их общения, творчества, субъективного (личностного) роста в целом». Именно характер центрации учителя определяет все многообразие этой деятельности.

А.Б. Орлов описывает семь основных центраций:

1) эгоистическая (центрация на интересах своего «Я»);

2) бюрократическая (центрация на интересах администрации, руководителей);

3) конфликтная (центрация на интересах коллег);

4) авторитетная (центрация на интересах, запросах родителей учащихся);

5) познавательная (центрация на требованиях средств обучения и воспитания);

6) альтруистическая (центрация на интересах (потребностях) учащихся);

7) гуманистическая (центрация учителя на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (коллег, родителей, учащихся).

Анализ мотивации деятельности педагогов/Клюева И.В. Технология работы психолога с учителем. – М, 2000. Значимые для меня самого проранжировать от наиболее до наименее значимого, в коллективе и администрации выделяют 3 наиболее значимых.

Мотивы деятельности Значимые для меня самого Ведущие в нашем коллективе Мотивы на которые ориентирована администрация (директор)
Стремление к достижению профессиональных успехов      
Осознание социальной значимости педагогического труда      
Стремление проявить и утвердиться в профессии      
Хорошее отношение; профессиональное взаимопонимание коллег      
Желание проявить творчество в работе      
Возможность самостоятельно планировать свою деятельность      
Уважение и поддержка со стороны администрации      
Стремление к получению большого материального вознаграждения      

4. Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. Наиболее полно умения учителя представлены А.К. Марковой:

1. умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса;

2. умения, отвечающие на вопрос «чему учить», «кого учить», «как учить».

3. умения использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики.

4. приемы постановки коммуникативных задач.

5. приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся умение понять позицию другого, проявить интерес к его личности.

6. умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии.

7. умения осознавать перспективу своего профессионального развития.

8. умения определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года; стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

9. оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников.

 

6. Педагогическая деятельность учителя характеризуется определенным стилем. Индивидуальный стиль деятельности — «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности для наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» (В.С. Мерлин).

Стили педагогической деятельности: авторитарный, демократический и либерально-попустительский (по А.К. Марковой).

Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения дифференциация стилей предложена В.А. Кан-Каликом:

1) стиль увлеченности педагога совместной с учащимися творческой деятельностью;

2) стиль дружеского расположения;

3) дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля;

4) устрашение и заигрывание, что свидетельствует о профессиональном несовершенстве педагога.

Наиболее полное собственно деятельностное представление о стилях педагогической деятельности предложено А.К. Марковой, А.Я. Никоновой: четыре типа индивидуальных стилей, характеризующих современного учителя.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлен контроль знаний учащихся.

Эмоционально-методичный стиль ( ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, следит за уровнем знаний всех учащихся.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебный процесс, проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.

 

6. В начале XX века П.Ф. Каптерев выделил и объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической дея­тельности, наметил их иерархию. В общем виде эта структура качеств может быть представлена следующим образом:

Свойства учителя


Специальные Личностные

       
   


Объективные Субъективные (нравственно

(научная подготовка учителя) (личный учительский талант) волевые качества)

 

По Н.В. Кузьминой, структура субъективных факторов вклю­чает: 1) тип направленности, 2) уровень способностей в 3) ком­петентность, в которую входят: специально-педагогическая компетентность, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая ком­петентность.

По А.К. Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик:

Объективные характеристики: профессиональные, психологические и педагогические знания, умения и наывыки;

Субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, «Я»-концепция, установки, личностные особенности.

А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда педаго­га: собственно педагогическая деятельность, педагогическое об­щение и личность учителя.

Учитель как субъект педагогического труда

 
 

 


Личность учителя

       
   

 


Учитель как субъект Учитель как субъект

педагогической деятельности педагогического общения

 

К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мыш­ление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и пе­дагогическая рефлексия.

В разрабатываемой в настоящее время (Л.М. Митина) модели личности учителя в контексте той же схемы деятельность — об­щение — личность выделяются пять профессионально значимых качеств, выявляющих две группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой)

Проектировочно-гностические Рефлексивно- перцептивные

способности способности


Педагогическое Педагогическое Педагогическая Педагогический Педагогическая

целеполагание мышление рефлексия такт направленность

 

В исследовании Л.М. Митиной было выделено более пятиде­сяти личностных свойств учителя (как профессионально значи­мых качеств, так и собственно личностных характеристик).

Основные точки зрения ведущих ученых на главные элементы структуры личности педагога: познавательные процессы; знания, умения и навыки; личностные качества.

Специфика познавательных процессов учителя.

Профессионально важным свойством личности являются свойства внимания – устойчивость, интенсивность, концентрация, объем, переключаемость и распределяемость. Все перечисленные свойства внимания определяются типологическими особенностями нервной системы и потому стабильны, мало изменяемы. Лицам со слабым возбудительным процессом труднее, чем «сильным», справляться с профессиональными задачами, требующими длительной сосредоточенности, внимания, постоянного бдительного наблюдения.

Успешность профессиональной деятельности учителя в значительной мере зависит от его мнемических свойств: объема памяти, скорости запоминания, прочности сохранения усвоенного материала, скорости и точности воспроизведения материала. Органически включенной в деятельность является оперативная память, функции которой связаны с содержанием и целями деятельности и заключаются в удержании информации для использования ее в процессе принятия управляющего решения. Оперативная память тесно связана с долговременной, последняя опирается на приемы и способы запоминания, сложившиеся в оперативной памяти.

Особенности внимания и памяти зависят от свойств нервной системы, а, следовательно генетически обусловлены, и значительно изменится под воздействием учебно-воспитательного процесса не могут.

К числу важнейших профессиональных качеств относится мышление. Специфика педагогического мышления заключается в следующем:

1.Мышление актуализируется в процессе решения педагогических ситуаций, в которых всегда есть прямое или косвенное «присутствие» личности школьника или целого ученического коллектива как объектов педагогического воздействия. Поэтому педагогическое мышление всегда осуществляется на фоне оперирования образами изменяющихся личностей учащихся и отличается подвижностью и гибкостью.

2.В педагогической деятельности теоретические задачи тесно переплетены с практическими, а это значит, что педагогическое мышление носит теоретико-практический характер.

3.Педагогическая деятельность устанавливает те или иные отношения между людьми. Они имеют определенную эмоциональную окраску. Поэтому педагогическое мышление отличается эмоциональностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: