Этапы развития психологии




Понятие и история развития психологии.

Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — «душа»; λόγος — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.

Этапы развития психологии

 

Название и время Предмет психологии, его содержание Методы исследования психики Основные достижения
I этап. Донаучный, до VII—VI вв. до н.э. Душа — без раскрытия ее конкретного содержания и функций Нет Общее представление об охранительной и активной роли души
II этап. Философский VII—VI вв. до н.э.— конец XVIII - начало XIX в. Античная психология Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения Специальных методов нет, используются методы других наук — философии, медицины, математики при исследовании содержания и функций души Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души, способов регуляции поведения и пределов свободы человека
Психология Средневековья Душа, исследование ее видов, активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира Появление собственно психологического метода — интроспекции (Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п.) Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс
Психология Возрождения и Нового времени Сознание — его содержание и пути его формирования Интроспекция и частично логика — методы индукции, дедукции, анализа и т.д. Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное
III этап. Ассоцианистическая психология, конец XVIII - начало XIX в. — середина XIX в. Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии прежде всего — познавательные процессы, а также (в конце этого периода) и поведение Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения) Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного
IV этап. Экспериментальная психология, середина XIX — начало XX в. Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов Появление экспериментальной психологии, первых теорий ‘психологии народов‘ новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса
V этап. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы 10-30-е гг. XX в. Появление нескольких предметов психологии. Вначале — элементы психики (структурализм), функции психики, поток сознания (функционализм). Затем — глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики(гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) Появление новых методов, важнейшие из которых —психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса изучения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология) Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий изучения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение культуры и социального окружения как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии
VI этап. Дальнейшее развитие пси- хологических школ (40-60-е гг.) Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология) Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий
VII этап. Современная психология (60-е гг. — конец XX в.) Развитие предмета психологии в рамках от- дельных психологических школ Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ
           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: