Тема 10 Гидравлическая система самолета




Мышечной силы и мощности экипажа недостаточно, чтобы про­изводить выпуск и уборку шасси, поворот передней стойки шасси, управлять механизацией крыла и т. п. Для этих целей на самолете используют системы с привлечением внешних источников энергии. Эти системы представляют собой сочетание источников энергии, исполнительных механизмов, элементов управления, при помощи которых задается характер движения исполнительных механизмов и проводки управления. В настоящее время на JIA наибольшее распространение получили системы, использующие: электрическую энергию (электродвигательный привод, электромагнитный привод); энергию жидкости, подаваемой под давлением (гидравлический привод); энергию сжатого воздуха (пневматический привод). Кро­ме того, могут быть использованы энергия взрыва (пиротехниче­ский привод), энергия встречного потока воздуха, энергия натяже­ния пружин и пр.

Выбор источника энергии и структуры системы определяется конкретными требованиями к ней. В ряде случаев оправдано при­менение смешанных систем, в которых используются одновременно различные виды энергии (например, электрогидравлический при­вод). Гидравлический привод применяют в тех устройствах, где требуется развить большую силу или мощность, а электрический — в командных устройствах. Электрическое управление агрегатами гидравлических систем уменьшает их массу, упрощает монтаж, уменьшает количество трубопроводов, проходящих через гермети­ческую кабину.

Любая энергетическая система при достаточном запасе мощно­сти должна сохранять работоспособность независимо от условий полета (высоты, температуры, давления, перегрузки и т. п.), обла­дать достаточным быстродействием при передаче силового импуль­са, иметь малую массу, быть компактной по объему, простой в производстве и эксплуатации, иметь достаточно высокий к. п. д.

Гидравлические системы — набор механизмов и устройств, сое­диненных трубопроводами, предназначенный для передачи энергии на расстояние с помощью жидкости. Принцип действия гидравли­ческих передач основан на текучести и практической несжимаемос­ти жидкости, которая, будучи заключенной в жесткий трубопровод, способна передавать усилия как жесткий стержень. Скорость пере­дачи усилия практически равна скорости распространения звука в данной жидкости (1000—1200 м/с). Используемые в гидравличе­ских передачах жидкости должны удовлетворять следующим ос­новным требованиям:

· малое изменение вязкости в диапазоне температур —60° — + 120° С для дозвуковых самолетов, и 500° С для сверхзвуковых самолетов;

· хорошие смазывающие способности по отношению к материа­лам трущихся пар и уплотнений;

· нейтральность к применяемым материалам, покрытиям, уплот­нениям;

· высокая устойчивость к механической и химической деструкции и окислению в условиях применяемых температур;

· малая растворимость воздуха и воды;

· отсутствие нестабильных составных частей, выделяющихся в ви­де отложений на деталях;

· высокий коэффициент теплопроводности, теплоемкости и малый коэффициент термического расширения;

· малая стоимость.

В гидравлических системах JTA применяют жидкости АМГ-10 (на нефтяной основе),

7-50с-3 и НГЖ-4 (на синтетической основе).

Замечательным свойством гидравлических передач является возможность в большом диапазоне плавно и бесступенчато регули­ровать силу, скорость и мощность.

Усилие, создаваемое гидроприводом, определяется как произве­дение давления жидкости р на площадь поршня S: F= pS. Изме­няя давление и площадь, можно получать сколь угодно большие и малые усилия.

Скорость гидропривода зависит от подачи жидкости насосом в исполнительные механизмы: чем подача больше, тем больше ско­рость. Мощность гидропривода зависит от давления р и подачи Q: N = pQ.

Источником давления и расхода в гидравлической системе яв­ляются насосы, привод которых осуществляется авиадвигателем или электродвигателем. Рабочее давление в гидравлических систе­мах самолетов равно 15—21 МПа(210 кг/см2 ) и имеет тенденцию к увеличению. Сравнивая с механическими передачами гидропередачи, следует заметить, что вместо сложных кинематических цепей, образованных валами, тягами, качалками, ремнями, цепями и т. п., они используют трубопроводы, практически не оказывающие воздействия на опоры. Трубопроводы занимают мало места, а их расположение относи­тельно приводимых в действие механизмов (гидромоторов и сило­вых цилиндров) может быть произвольным.

Основными элементами гидросистемы является бак, силовой цилиндр, распределитель жидкости, предохранительный клапан, насос и трубопроводы. Гидрожидкость забирается из бака насосом и через распределитель подаётся в в ту или иную полости силового цилиндра. Воздействуя на поршень в силовом цилиндре, жидкость перемещает его влево, совершая работу, например уборку шасси самолета. Из противоположной полости цилиндра гидрожидкость через распределительный кран вытесняется, попадая в гидробак.

Гидравлическая система предназначена для обеспечения управления самолётом на всех этапах полёта, уборки-выпуска шасси, торможения самолёта. Для повышения надёжности полёта самолёта гидравлическая система выполнена в виде 3-х независимых систем со своим наддувом и дренажом гидравлических баков(например для самолета ТУ-154).

Каждая гидравлическая система имеет свои источники давления:

ГС №1 - Два гидравлических насоса НП-89, которые установлены на 1 и 2 двигателях.

ГС №2 - Один гидравлический насос НП-89 на 2 двигателе и одну НС-46 в отсеке гидравлической системы.

ГС №-3 - Один гидравлический НП-89 на 3 двигателе и одну НС-46 в отсеке гидравлических систем.

Каждая из гидравлических систем имеет свой гидравлический аккумулятор. Управление и контроль за гидравлическими системами осуществляется с пульта бортинженера. Каждая из 3-х гидравлических систем обслуживает свои потребители. Все три гидравлические системы выполнены однотипно и условно подразделяются на три части:

-Система наддува гидравлических баков.

-Гидравлическую систему до потребителей.

-Потребители гидравлической энергии

Для приведения в действие подвижных элементов систем и агрегатов на самолете используют различные виды энергии. В зависимости от вида используемой энергии системы бывают гидравлические, газовые и электрические.
Применение гидравлических приводов на самолете вызвано их сравнительно малыми габаритами и массой по сравнению с электрическими агрегатами такой же мощности, простой фиксацией промежуточных положений исполнительных механизмов (в отличие от воздушных приводов). К недостаткам гидравлической системы можно отнести возможные повреждения агрегатов и трубопроводов, связанные с потерей герметичности, которые могут привести к выбросу жидкости из гидросистемы, что повлечет за собой отказ гидросистемы и ее потребителей.
Рабочим телом гидросистемы на большинстве самолётов ГА является авиационное масло гидравлическое АМГ-10. Однако оно становится пожароопасным при температуре более 120 °С. Иногда используют негорючую жидкость НГЖ, выдерживающую температуру более 200 °С. Но эта жидкость – токсична.
Газовые энергетические системы используются в качестве аварийных силовых систем и в агрегатах дополнительного управления (где необходимо достаточно большое быстродействие), например для перекладки створок реверса. Недостатки системы вызываются в основном сжимаемостью газов. Воздушные системы редко применяются там, где нужно точное отслеживание входного сигнала, т.к. жесткую фиксацию исполнительного механизма в промежуточном положении осуществить трудно.
Электрические системы обладают незначительной массой электропроводки и удобством ее монтажа, наименьшим запаздыванием в передаче энергии, простотой формирования и передачи управляющего сигнала. Электрические системы широко используются в дистанционном управлении агрегатами и в автоматических системах при относительно малых мощностях исполнительных устройств, в рулевых машинках автопилотов, автоматах загрузки рычагов управления самолетом, управлении триммерами и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: