ПРОГРАММА
для специальности:
1– 43 01 07 «Техническая эксплуатация энергооборудования организаций»
2017 г.
Составители:
В.Г. Якимченко, старший преподаватель
А.А. Нижников, ассистент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой «Промышленная теплоэнергетика и экология»
(протокол № 1 от 25.01.2017);
Научно-методическим советом заочного факультета
(протокол № 3 от 02.02.2017)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Технологическая практика студентов является составной частью учебного процесса, организуется и проводится высшим учебным заведением в тесном взаимодействии с предприятиями и организациями, отраслевыми министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, для которых ведётся подготовка специалистов.
Технологической практике предшествует изучение студентами общенаучных, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специальности, знания которых необходимо закрепить в организациях, эксплуатирующих различные виды энергооборудования.
Технологическая практика проводится в соответствии с образовательным стандартом специальности 1– 43 01 07 «Техническая эксплуатация энергооборудования организаций» ОСВО 1– 43 01 07-2013 и учебным планом для студентов специальности 1– 43 01 07 «Техническая эксплуатация энергооборудования организаций» заочной формы обучения.
Целями технологической практики являются:
− изучение в практических условиях технологии промышленного производства, системы энергообеспечения промышленного предприятия;
− изучение принципов устройства энергетического и технологического оборудования, средств механизации, защиты и автоматизации промышленных объектов, вопросов метрологии и стандартизации;
− приобретение практических навыков по обслуживанию, ремонту и профилактике тепло-электротехнических установок, производству монтажных работ и наладке оборудования;
− практическое изучение правил технической эксплуатации и техники безопасности при обслуживании и ремонте тепло-электросилового и теплоиспользующего оборудования применительно к конкретному промышленному предприятию.
Задачи практики – обеспечить:
− выполнение государственных требований к содержанию и уровню подготовки специалистов в соответствии с образовательным стандартом специальности;
− последовательное расширение формируемых у студента профессионального кругозора, практических умений и навыков, а также их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому;
− подготовку специалиста к выполнению основных трудовых функций;
− связь практики с теоретическим обучением;
− профессиональную и социальную адаптацию студентов в условиях производства.
В решении этих задач основная ответственность возлагается на руководителей практики от кафедры, которые обязаны обеспечить полное выполнение программных заданий.
В результате прохождения технологической практики студент должен знать:
- механизмы передачи теплоты и массы в различных видах тепломассообмена;
- устройство и принцип действия различного энергетического оборудования, установок и устройств;
- принципы построения схем тепло- и электроснабжения;
- пути повышения эффективности работы энергетического оборудования и установок;
уметь:
- выполнять тепловой и гидравлический расчеты теплообменных аппаратов различной конструкции;
- составлять материальные и тепловые балансы тепломассообменных аппаратов;
- выполнять тепловой и поверочный расчеты теплообменных аппаратов, котлоагрегатов;
- рассчитывать расход электроэнергии, защиту электрических сетей и электроприемников;
владеть:
- практическими навыками в определении коэффициентов теплоотдачи и теплопередачи в элементах энергетического оборудования;
- методами расчета котлоагрегатов, знаниями устройства паровых и водогрейных котлов;
- методами составления материального и теплового баланса энергетических установок;
- методами расчета мощности компенсирующих устройств.
Требования к академическим компетенциям:
- АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
- АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.
- АК-4. Уметь работать самостоятельно.
- АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
- АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.
Требования к профессиональным компетенциям:
Производственно-технологическая и ремонтно-эксплуатационная деятельность:
-ПK-1. Создавать условия для соответствия действующим стандартам, правилам и нормам, используя показания технологического процесса производства, передачи, распределения и потребления тепловой и электрической энергии.
- ПК-2. На основе анализа показателей режимов, параметров схемы и технологического состояния оборудования выявлять причины не оптимальности (нерациональности) технологического процесса производства, преобразования, распределения и потребления тепловой и электрической энергии и разрабатывать пути их устранения.
- ПК-5. Составлять энергетические балансы энергетических и технологических объектов и систем, определять потери топливно-энергетических ресурсов, разрабатывать организационные и технические мероприятия по повышению их энергетической эффективности.
Проектная и научно – исследовательская деятельность:
- ПК-12. Анализировать перспективы развития энергетических систем предприятий (организаций).
- ПК-13. выбирать эффективные критерии оптимального развития энергетических систем и осуществлять их оптимизацию.
- ПК-15. Разрабатывать пути снижения потерь топливно-энергети-ческих ресурсов.
Организационно-управленческая деятельность:
- ПК-20. Анализировать и оценивать собранные данные.
- ПК-22. Готовить доклады, материалы к презентациям, составлять отчетную документацию по установленным формам.
- ПК-23. Пользоваться глобальными информационными ресурсами.
- ПК-24. Владеть современными средствами телекоммуникаций.
Инновационная деятельность:
- ПК-26. Определять цели инноваций и способы их достижения в энергетических системах предприятий (организаций).
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Технологическая практика студентов является обязательным компонентом при подготовке специалистов с высшим образованием, представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению получаемой специальности, закреплению в производственных условиях теоретических знаний и умений, полученных в процессе обучения в ВУЗе, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, производственными технологиями.
В процессе практики студенты изучают:
1. Структуру и перспективы развития предприятия, номенклатуру выпускаемой продукции, системы и организацию энергоснабжения предприятия, структуру энергослужбы.
2. Классификацию тепловых и электрических нагрузок предприятия по характеру протекания во времени, видам и параметрам энергоносителей.
3. Основные виды энергоносителей и их потребителей.
4. Конструкцию и типы теплопроводов тепловых сетей, детали и элементы теплопроводов.
5. Конструкцию и устройство электросилового оборудования.
6. Мероприятия по снижению потерь тепловой и электрической энергии.
7. Системы энергоснабжения предприятия.
8. Энергогенерирующее оборудование предприятия, правила его эксплуатации и технику безопасности.
9. Методику проведения планово-предупредительных, текущих ремонтов основного и вспомогательного оборудования.
10. Мероприятия по экономии и снижению потребления топливно-энергетических ресурсов на предприятии.
11. Принципы организации управления производством.
Для закрепления навыков во время технологической практики проводятся производственные экскурсии.
Заканчивается практика выполнением индивидуального задания, оформлением отчета, подготовкой к сдаче и защитой зачета.
3. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Содержание индивидуального задания
Тема индивидуального задания выдается студенту руководителем практики от университета перед началом практики и записывается в раздел 1 дневника практики.
При выполнении задания необходимо дать определение рассматриваемому объекту, указать его назначение и область применения, охарактеризовать используемые для изготовления материалы, привести технические параметры и примеры конструктивного исполнения, описать устройство и принцип действия объекта, сделать выводы.
При выполнении индивидуального задания студентам необходимо провести поиск источников, содержащих информацию на заданную тему по фондам технической литературы, стандартов, нормативных документов, рекламно-информационных проспектов и специализированных журналов в библиотеках университета и города.
Индивидуальным заданием (в зависимости от базы практики) могут быть, например, такие темы как:
- система топливоснабжения предприятия (мазутное, газовое хозяйство);
- система химводоочистки водоподготовки котельной (ТЭЦ);
- распределение и потребление тепловой или электрической энергии на предприятии;
- организация и проведение ремонтов (плановых, срочных) основного теплотехнического оборудования;
- система электроснабжения предприятия;
- оборудование трансформаторных подстанций;
- электроснабжающее (электропотребляющее) оборудование котельной (ТЭЦ);
- мероприятия по экономии тепловой (электрической) энергии на предприятии;
- системы АСУТП котельных (ТЭЦ).
3.2. Требования к оформлению отчета и индивидуального задания
Отчет по энергетической практике является основанием для оценки деятельности студента по выполнению программы практики. Отчет оформляется аккуратно, технически грамотно на одной стороне листа формата А4 (ГОСТ 2.301-65) черным цветом.
Каждая страница отчета, за исключением листов с приложениями, должна быть снабжена рамкой со следующими параметрами: отступ слева 20мм, отступы справа, сверху и снизу 5 мм.
Рекомендуется использовать шрифты типа Times New Roman размером 14 пунктов. Шрифт должен быть одинаковым по всему объему отчета. Количество текстовых строк на странице должно быть 35…40, количество знаков в строке должно составлять 60…70. Расстояние между текстом в начале и в конце строк и рамкой, должно составлять не менее 3 мм, а расстояние между верхней и нижней строкой текста и рамкой – не менее 10 мм, отступ для первой строки текста абзаца 15…17 мм. Графический материал следует выполнять с соблюдением требований ЕСКД.
Отчет выполняется в виде пояснительной записки объемом 25-35 страниц печатного текста с приложением схем, графиков, фотографий, эскизов и т.п.
Отчет по практике составляется индивидуально каждым студентом и является основным документом, предъявляемым студентом при защите практики.
Материалами для составления отчета должны служить сведения, полученные студентом на лекциях и экскурсиях. В качестве вспомогательных материалов могут использоваться схемы и паспорта оборудования, инструкции по обслуживанию, ремонту, наладке и испытанию оборудования, отчетность энергослужбы, техническая литература.
Отчет должен содержать:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть (должны быть освещены вопросы программы практики).
5. Индивидуальное задание (должно содержать название задания и изложение темы).
6. Список литературы.
7. Приложения.
При составлении отчета студент должен руководствоваться программой технологической практики и полностью отражать выполненную работу за весь период практики.
Титульный лист отчета (образец) приведен в приложении 1, примерное содержание отчёта дано в приложении 2.
Отчет по практике проверяется и подписывается руководителями практики от предприятия и от кафедры. На титульном листе отчета руководители практики ставят оценку и подпись. Отчет должен быть обязательно заверен печатью на предприятии.
Дневник заполняется согласно указанным в нем разделам. В дневнике должны быть сделаны отметки о прибытии студента на практику и убытии, которые заверяются печатью.
3.3. Подведение итогов практики
По окончании практики студенты сдают дифференцированный зачёт (защищают отчет). Приём зачётов по практике осуществляет комиссия из преподавателей выпускающей кафедры, назначенная заведующим этой кафедрой. В состав комиссии входит руководитель практики.
При проведении дифференцированного зачета студент, кроме отчета по практике, представляет дневник практики. В дневнике отражается календарный график прохождения практики; виды работ, которые выполняются во время прохождения практики; участие в производственной, научно-исследовательской, общественной работе, которую выполнял студент во время прохождения практики; отзывы руководителей практики от кафедры и предприятия.
При оценке результатов практики учитываются:
– полнота выполнения программы практики;
– качество и своевременность выполнения отчета по практике;
– умение изложить вопросы программы практики;
– приобретенные студентом опыт и практические навыки.
Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов и назначении стипендии в соответствующем семестре. Если дифференцированный зачет по практике проводится после издания приказа о назначении студенту стипендии, то поставленная оценка относится к результатам следующей сессии.
Студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчёта, направляются на практику повторно. В отдельных случаях деканат может рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего пребывании в университете студента, не сдавшего зачёт по практике.
Итоги проведения практики заслушиваются на заседаниях кафедры и Советах факультетов.
Письменные отчеты руководителей практики от кафедры представляются руководителю практики университета после рассмотрения итогов практики на заседании кафедры.
3.4. Календарный график прохождения технологической практики
Календарный план-график прохождения технологической практики для специальности 1– 43 01 07 «Технологическая эксплуатация энергооборудования организаций» представлен в таблице 3.4.1.
Таблица 3.4.1
Наименование мероприятий | Количество дней |
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Изучение системы охраны труда на предприятии. | |
2. Изучение структуры предприятия и энергослужбы. Производственная экскурсия. | |
3. Изучение схем электроснабжения и теплоснабжения предприятия (цеха), систем электрического освещения. | |
4. Тепловые и электрические сети предприятия. Производственная экскурсия. | |
5. Ознакомление с устройством и принципом работы электрооборудования подстанций. | |
6. Ознакомление с работой и устройством электрических машин различного типа и трансформаторов. | |
7. Изучение тепло- массообменных аппаратов и установок, режимов их работы. | |
8. Знакомство с тепловой схемой котельной (ТЭЦ), тепловым узлом. | |
9. Ознакомление с составом, компоновкой, назначением и принципом работы основного и вспомогательного оборудования котельной (ТЭЦ). Производственная экскурсия. | |
10. Изучение приборов учета, контроля тепловой и электрической энергии. | |
11. Изучение устройства и принципов действия энергопотребляющего оборудования предприятия. | |
12. Выполнение индивидуального задания и оформление отчета по практике. | |
Всего |
3.5. Обязанности студента
Во время прохождения практики для студента обязательны все правила внутреннего распорядка организации и режима рабочего дня, независимо от того работает ли студент на оплачиваемой должности или без оплаты. Студенты-практиканты подчиняются правилам внутреннего распорядка предприятия, включая табельный учет, и несут полную ответственность за свою деятельность и её результаты наравне со штатными сотрудниками предприятия.
По прибытии на место прохождения практики студент проходит инструктаж по технике безопасности, изучает и неукоснительно выполняет действующие правила техники безопасности и пожарной безопасности. При необходимости выполнения работ в соответствии с программой практики или заданием в другом месте предприятия студент обязан заблаговременно поставить об этом в известность руководителя практики. Без согласия руководителя практики перемещения по подразделениям предприятия студента-практиканта не допускаются.
Студент обязан полностью выполнить все задания, выданные руководителями практики, предусмотренные настоящей программой и индивидуальным заданием, проявляя при этом максимальную инициативу и творчество.
3.6. Литература
1. Баркан Я.Д. Эксплуатация электрических систем. – М.: Высшая школа, 1990. – 304 с.
2. Блок В.М. Электрические сети и системы. – М.: Высшая школа,
1986. – 430 с.
3. Будников Е.Ф. и др. Производственные и отопительные котельные. – М.: Энергоиздат, 1984. – 287 с.
4. Васильев А.А. Электрическая часть станций и подстанций / А.А. Васильев, И.П., Крючков, Е.Ф. Каяшкова и др.; – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 576 с.
5. Зах Р.Г. Котельные установки. – М.: Энергия, 1968. – 385 с.
6. Идельчик В.И. Электрические системы и сети. – М.: Энергоатомиздат, 1986. – 546 с.
7. Кудинов А.А. Техническая гидромеханика: учеб. пособие для вузов / А.А. Кудинов. – Москва.: Машиностроение, 2008. – 367 с.
8. Кудинов В.А. Техническая термодинамика: учеб. пособие для вузов / В.А. Кудинов, Э.М. Карташов. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2003. – 261 с.
9. Липов Ю.М. Котельные установки и парогенераторы: учебник / Ю. М. Липов, Ю.М. Третьяков. – Изд. 2-е, испр. – Москва; Ижевск: РХД, 2005. – 591 с.
10. Правила устройства электроустановок.- М.:Энергоатомиздат, 1989.-592 с.
11. Промышленные тепловые электростанции. Под общ. ред. Соколова Е.Я. – М.: Энергия, 1979. – 374 с.
12. Промышленная теплоэнергетика и теплотехника. Под общ. ред. Григорьева В.А. и Зорина В.М.Книга 4 – М.: Энергоатомиздат, 1991. – 548 с.
13. Роддатис К.Ф., Полтарецкий А.Н. Справочник по котельным установкам малой производительности. – М.: Энергоатомиздат, 1991. – 612 с.
14. Родштейн Л.А. Электрические аппараты. – Л.:Энергоатом-издат. Ленингр. отд., 1989. – 648 с.
15. Рожкова Л.Д., Козулин В.С. Энергооборудование станций и подстанций. – М.:Энергоатомиздат, 1987. – 648 с.
16. Сидельковский Л.Н. Котельные установки промышленных предприятий: учебник для вузов по спец. «Пром. теплоэнергетика» / Л.Н. Сидельковский, В.Н. Юренев. – 3-е изд., перераб. – М.: Энергоатомиздат, 1988. – 526 с.
17. Собственные нужды тепловых электростанций / Под. ред. Е.М.Голоднова. – М.:Энергоатомиздат, 1991. – 272 с.
18. Соколов Б.А. Котельные установки и их эксплуатация: учебник / Б.А. Соколов. – М.: Академия, 2005. – 428 с.
19. Соколов Е.Я. Теплофикация и тепловые сети: учебник для вузов. – 7-е изд., стереот. – М.: МЭИ, 2001. – 472 с.
20. Теплотехника: учебник для вузов / под ред. А.П. Баскакова. – М.: Энергоиздат, 1982. – 263 с.
21. Хрусталев Б.М. Техническая термодинамика: учебник для вузов: в 2 ч. Ч.1 / Б.М. Хрусталев, А.П. Несенчук, В.Н. Романюк. – Мн.: Технопринт, 2004. – 485 с.
22. Электрическая часть станций и подстанций / А.А. Васильев, И.П., Крючков, Е.Ф. Каяшкова и др.; Под. ред. А.А. Васильева. – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 576 с.
23. Эстеркин. Котельные установки. Курсовое и дипломное проектирование. Л.:Энергоатомиздат,1989. – 368 с.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ.. 5
3. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 6
3.1. Содержание индивидуального задания. 6
3.2. Требования к оформлению отчета и индивидуального задания. 7
3.3. Подведение итогов практики. 8
3.4. Календарный график прохождения специализирующей и теплотехнической практик. 9
3.5. Обязанности студента. …..11
3.6. Информационно-методическая часть. 12
Приложения. 16
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого»
Энергетический факультет
Кафедра «Промышленная теплоэнергетика и экология»
ОТЧЁТ
по технологической практике
База практики_________________________________________________
Составил:
Студент гр. ЗЭН___
_____________________________
(подпись, дата) (Ф.И.О.)
Руководитель практики
от предприятия:
должность
_____________________________
(подпись, дата) (Ф.И.О.)
Руководитель практики
от университета:
должность учёное звание,
степень
_____________________________
(подпись, дата) (Ф.И.О)
Гомель 201 г.
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть (должны быть освещены вопросы программы практики).
5. Индивидуальное задание (должно содержать название задания и изложение темы).
6. Список литературы.
7. Приложения.