Требование к содержанию отчета
Приступая к написанию отчёта, учащемуся необходимо изучить программу практики, обратив особое внимание на ее структуру и порядок изложения разделов.
Первой страницей отчёта является титульный лист, второй - содержание отчета, далее следует введение, основная часть, заключение и список используемой литературы.
Во введении целесообразно сформулировать цели и задачи прохождения преддипломной практики.
При написании основной части по каждому из предлагаемых к рассмотрению программой практики вопросов учащемуся необходимо собрать максимально возможную информацию, которая мажет иметь текстовую и цифровую части.
Текстовая часть отчёта должна содержать материалы, исключительно касающиеся специфики данного хозяйствующего субъекта, и не может быть переписанной из соответствующих разделов учебников и учебных пособий.
Цифровая часть отчёта призвана носить особую смысловую нагрузку, поскольку полученная учащимися информация должна быть проанализирована на конкретных фактических данных.
В заключении, являющимся логическим завершением всей выполненной работы, целесообразно сформулировать итоговые выводы и рекомендации.
Объём отчёта должен быть 20-25 страниц печатного текста.
Требования к оформлению отчета
Отчёт о практике оформляется на писчей бумаге формата А4. Образец титульного листа к отчёту о практике приложение А.
Приводимые в работе фактические данные должны быть оформлены в виде таблиц, графиков, диаграмм (по усмотрению учащегося) и должны быть проанализированы.
Большие таблицы, заполняющие более одной страницы, целесообразно выносить в приложения. Кроме того, в приложения может быть помещена вся дополнительная информация, необходимая учащемуся для более полного освещения рассматриваемых вопросов (например, форма статистической отчётности предприятия, договоры).
Список используемой литературы оформляется в соответствии с требованиями. При написании отчёта страницы должны быть пронумерованы в правом верхнем углу. В конце последней страницы ставится дата завершения работы над отчётом и подпись учащегося.
Отчёт выполняется в жёсткую папку и имеет сплошную нумерацию листов.
По окончании технологической практики учащийся предоставляет руководителю практики от колледжа подписанный руководителем практики от предприятия и заверенный печатью предприятия отчёт и письменную характеристику.
Требования к защите отчета
Отчёт допускается к защите при условии его оформления в соответствии с требованиями стандарта и данными требованиями к его содержанию и оформлению.
Подписанный на предприятии отчёт по практике предоставляется учащимися в последний день практики.
После проверки и заключения руководителя практики учащийся допускается к защите технологической практики. При наличии замечаний - отчет возвращается на доработку, а защита переносится на более поздний срок.
Содержание программы практики
Прохождение практики учащихся рекомендуется организовать по следующему графику.
План-график работы учащегося
№ | Наименование изучаемых вопросов | Время, дни |
Оформление на практику и общая характеристика предприятия. Организационная структура управления предприятием | ||
Специализация и типизация предприятия | ||
Организация работы коммерческих служб на предприятии | ||
Информационное обеспечение коммерческой деятельности предприятия | ||
Организация защиты коммерческой тайны на предприятии | ||
Организация работы с коммерческой корреспонденцией на предприятии | ||
Коммерческая деятельность предприятия по оптовым закупкам материальных ресурсов (товаров, работ, услуг): - организация службы снабжения на предприятии; - определение потребности предприятия в материальных ресурсах (товарах, работах, услугах); - изучение рынка сырья, материалов (товаров, работ, услуг); - выбор потенциальных поставщиков; - организация договорной работы с поставщиками; - организация учета и контроля за исполнением договоров; - претензионная работа с поставщиками; - анализ закупочной работы предприятия. | ||
Коммерческая деятельность предприятия по сбыту продукции: - организация работы сбытовых служб на предприятии; - прогнозирование объема сбыта; - формы и методы реализации продукции; - организация хозяйственных связей с покупателями; - контроль исполнения договора поставки; - претензионная работа с покупателями; - анализ сбытовой работы предприятия. | ||
Организация рекламно-информационной деятельности предприятия | ||
Организация приемки товаров по количеству и качеству | ||
Организация хранения сырья и готовой продукции | ||
Изучение организации платных услуг населению | ||
Ценовая политика предприятия | ||
Изучение общих направлений экономического и социального развития предприятия | ||
ИТОГО: |
Технологическая практика начинается с общего ознакомления с предприятием, организацией, его структурой, историей, организацией производства.
В ходе практики учащемуся необходимо дать историческую справку о создании развития предприятия.
Изучить общую структуру предприятия, ознакомившись с самостоятельными хозяйствующими субъектами, входящими в его состав (филиалами и другими структурными подразделениями, находящимися на самостоятельном балансе). Привести их полное название; выявить специализацию; хозяйственные связи с головным предприятием; месторасположение; основные показатели, характеризующие размеры (численность работающих, уставный фонд, величину основных производственных фондов); форму собственности (организационно-правовую форму); наименование вышестоящего органа управления.
Привести перечень основных, вспомогательных и обслуживающих производственных структурных подразделений (производств, корпусов, складов, цехов и т.п.). Объекты социальной инфраструктуры непроизводственного назначения.
Выявить специализацию подразделений, связи между ними. Установить их место и роль в производственном процессе выпуска продукции и оказания услуг.
Изучить состав подразделения аппарата управления и связи между ними, составить схему их соподчиненности и раскрыв основные функции.
Изучить организацию работы коммерческих служб на предприятии: отдела материально-технического снабжения, отдела маркетинга и т.д. Их состав, выполняемые функции, связь между службами.
Оценить роль информации в деятельности организации. Выявить особенности структуризации информации в управлении данной организацией. Проанализировать достоинства и недостатки различных методов сбора информации.
Изучить информационную систему и ее элементы. Описать используемые программные продукты.
Исследовать систему коммуникаций. Изучить процедуру организации и тактику ведения деловых бесед, совещаний и переговоров.
В системе коммерческой информации выделить ту информацию, которая требует определенной защиты, т.е. коммерческую тайну. Выяснить организационные и технические направления защиты коммерческой тайны на предприятии.
Изучить коммерческую деятельность предприятия по оптовым закупкам материальных ресурсов (товаров, работ, услуг), включающую организацию работы службы снабжения на предприятии, изучение рынка сырья и материалов, выбор стратегии снабжения; определение потребности предприятия в материальных ресурсах (товарах, работах, услугах) на основании применяемых на предприятии методов (прямого счета, расчет потребности по аналогии, метод расчета по типовым представителям и т.д.); изучение методики выбора потенциальных поставщиков, организацию договорной работы с поставщиками, организацию учета и контроля исполнения договоров. Произвести анализ закупочной работы за 2 предшествующих года, выделив основных поставщиков, объемы и структуру поставок сырья, материалов, комплектующих, и т.д., в том числе в странах СНГ и дальнего зарубежья;
Изучить коммерческую деятельность предприятия по сбыту продукции, включающую организацию работы сбытовых служб на предприятии; каналы сбыта предприятия (внутренний и внешний рынки, организация фирменной торговли и др.), основных конкурентов на внутреннем м внешнем рынках; методику прогнозирования объема сбыта; формы и методы реализации продукции, процесс организации хозяйственных связей с покупателями; организацию контроля и исполнения договора поставки; претензионную работу с покупателями. Произвести анализ сбытовой работы предприятия за 2 предшествующих периода, выделив основных потребителей, объемы и структуру поставок продукции на внутренний и внешний рынки, в том числе страны СНГ и дальнего зарубежья.
В рамках рекламно-информационной деятельности изучить мероприятия по продвижению, стимулированию товара на рынок.
Изучить ценовую политику предприятия, включающую методы определения цен, порядок формирования отпускной цены предприятия.
Изучить организацию оказания платных услуг населению, а также общие направления экономического и социального развития предприятия.
Учащийся, не выполнивший программу практики, не получивший положительную характеристику и не защитивший отчет, отчисляется из учебного заведения.
Индивидуальное задание
В период прохождения технологической практики учащийся выполняет индивидуальное задание на одну из актуальных тем по своей специальности. Тема индивидуального задания определяется руководителем практики от учебного заведения с учетом специфики объекта практики и проблем требующих решения. Объем индивидуального задания 6-10 страниц текста.
Рекомендуемая литература
1) Основы менеджмента и маркетинга. Учебное пособие / под общ. ред. Р.С. Седегова. -Мн.: Высш. Шк., 1995.
2) Основы менеджмента: учеб. пособие. /Кабушкин Н.И. - 3-е изд. -Минск: Новое знание, 2000.
3) Коммерческая деятельность: учебник /С.Н.Виноградова, О.В. Пигунова. – 2 изд., испр. Минск: Выш. Шк., 2008.
4) Экономика предприятия / В. Я. Хрипач, Г.З.Суша, Г.К. Онопряенко; Под ред. В Я. Хрипача. - 2-е изд. Стереотипное. - Мн.: экономпресс, 2001.
Приложение А
Образец титульного листа
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Специальность 2-25 01 10 Коммерческая деятельность (по направлениям)
Направления специальности 2-25 01 10-01 Коммерческая деятельность (экономическая
деятельность и услуги)
Специализация 2-25 01 10-01 31 Коммерческая деятельность предприятия торговли
Отчет