Основные этапы мировой экономической мысли.




В этом вопросе мы рассмотрим этапы становления и развития экономической науки. Экономическая мысль как предшественница эк. учений зародилась в Древней Азии, Древней Греции, Древнем Риме. Эк. мысль Древнего мира нельзя считать наукой, т.к. это были сумма разрозненных, хаотических сведений по определенным вопросам, касающимся эк. деятельности людей. Наука – это системные знания на основе определенных принципов, практических приемов и логической выводимостью одних положений из других.

Истоки эк. мысли Др. Азии восходят к законам вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), отражающим стремление ослабить классовую борьбу. Эти законы охраняли частную собственность – эк. основу рабовладельческого строя, считая ее незыблемой, а покушение на нее каралось смертной казнью, либо обращением виновного в раба. Законы приравнивали рабов к имуществу рабовладельца, ограничивали ростовщичество, выражали заботу правителя о развитии товарно-денежных отношений, предусматривали регламентацию торговых сделок.

В Др.Китае крупным мыслителем был Конфуций (551-479 до н.э.). Он защищал рабовладельческий строй и подчеркивал естественный характер деления людей на господ и рабов. Учение Конфуция носит противоречивый характер. С одной стороны – он призывал правителей заботиться об улучшении благосостояния народа, снижать поборы и налоги, осуждал чрезмерную роскошь, источником богатства считал труд, осуждал междуусобные войны. С другой стороны, отдавал предпочтение частной собственности, учил правителя, каким образом заставить народ «трепетать» перед ним, беспокоился об увеличении богатства за счет народа.

Идеология конфуцианства отрицала учение Мо-дзы (Мо Ди), выражающее интересы угнетенных масс. Это учение признает природное равенство всех людей, выступает против сословности, угнетения родовой знатью и городскими богачами крестьян и ремесленников.

В Др. Индии важнейшим памятником эк. мысли являются «Артхашастра» («Наука о пользе», между IV – III вв. до н.э. ), в котором рабство считается уделом низшего сословия, содержится призыв к царю развивать производительные силы, регулировать цены на товары, соблюдать активный баланс госбюджета. В «Артхашастре» изложена программа царской эк. политики, которая рассматривается как часть науки об управлении государством.

В Др. Греции крупными представителями эк. мысли были Ксенофонт (около 430-354 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

Ксенофонт обратил внимание на значение разделения труда и на его связь с размерами рынка, указывал на наличие в продукте меновой и потребительной стоимости. В деньгах, кроме функций средства обращения, накопления и образования сокровищ, признавал функцию обращения в качестве капитала.

Платон защищал натуральное рабовладельческое хозяйство и сводил функции денег к средству обращения, объяснял связи между разделением труда, торговлей, деньгами и выделением купцов. В своей книге «Политика или государство» выдвинул утопические идеи идеального государства. Высоко оценил эффективность разделения труда, предлагая запретить земледельцам заниматься ремеслом, а ремесленникам разрешить только один вид ремесла.

Великим мыслителем античного мира был Аристотель, который дал глубокий для своего времени анализ важнейших эк. проблем. Он впервые проанализировал меновую стоимость, понимая, что она – зародышевая форма товарных цен, но ошибался, полагая что товары соизмеряются только благодаря деньгам. В работе «Никомахова этика» он впервые указал на две основы товарных отношений – труд и потребность. За деньгами признавал функции средства обращения и меры стоимости. Делил богатство на два вида: 1. Богатство как совокупность потребительных стоимостей (создается земледелием и ремеслом); 2. Богатство как накопление денег, меновых стоимостей (возникает из обращения). Эк. учение Аристотель развивал исходя из предпосылки, что рабство – естественное явление и всегда должно быть основой производства, и защищал натуральное хозяйство, основанное на труде рабов.

Эк. мысль Др.Рима связана с такими именами, как Катон-старший (234-149 гг. до н.э.), братья Гракхи Тиберий (163-132 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.), Варрон (116-27 гг. до н.э.), Колумелла (I в. до н.э.).

Катон-старший, будучи земледельцем, в работе «О земледелии» отразил опыт и методы ведения рабовл. хоз-ва в условиях расширения деятельности латифундий, рекомендовал продавать излишки и покупать, то, что не производилось в собственном хоз-ве. Прибыль – это избыток над стоимостью, а значит относится к издержкам производства. Катон был против наемного труда, считая, что труд рабов при умелой организации (держать их в строгости, изнурять трудом и насаждать ссоры между ними) может приносить достаточный доход. Катон, как и другие авторы, соединял на практике и в теории труд по управлению с целью оправдать рабство.

Колумелла в своем труде «О сельском хозяйстве» дал обзор античного с/х и высказал ряд новых положений по агрономии (неисчерпаемость плодородия земли при правильном уходе за ней, удельный вес почвы и т.д.). Выступал с жесткой критикой обращения с рабами. Для принуждения к труду рекомендовал вступать с ними в беседу, иногда шутить. Выступал за использование колоната (форма взаимоотношений между собственником земли и непосредственным производителем. Земля дробилась, сдавалась в аренду, колоны платили арендную плату и натуральные повинности).

Эк. мысль феодализма в арабских странах связана с именем Ибн-Хальдуна (1332-1406), который обращал внимание на богатство в товарной форме и выдвигал глубокую мысль о том, что в продуктах воплощен «труд, который проявляется как стоимость». На основании этого, он пришел к мысли, что продукты труда приобретаются «путем равноценного обмена….. по стоимости».

Эк. мысль феодализма в Западной Европе может быть проиллюстрирована на примере эк. взглядов Фомы Аквинского (1225-1274). Выступал с защитой сословных интересов, это отразилось в понятии «справедливой цены» (равенство пользы при обмене), процент – это плата за риск или возмещение убытка кредитора, ссудный процент – это неравенство в обмене, противоречащее справедливости.

Эк. мысль феодальной России (IX-XVI вв.) отражала борьбу прогрессивных сил за объединение Руси и образование централизованного государства.

Русская эк. мысль начинает развиваться со времени образования Древнерусского государства (XI в.). «Русская правда» стояла на защите феодального земледелия и классовой дифференциации, охраняла купцов от произвола ростовщиков, а кредиторов – от расточителей денег, взятых в долг.

Видный русский публицист XVI в. Ермолай Эразм в своем главном сочинении «Правительница» как сторонник дворянства выступал противником крупной торговли и ростовщичества. Он резко критикует бояр за праздность, предлагая жаловать землей исключительно служивых людей. Источником богатства считал труд крестьян, поэтому главное место в государстве отводил крестьянскому сословию и предлагал улучшить его материальное положение. Ошибочно считал, что причина эксплуатации крестьян кроется в денежных повинностях.

Меркантилизм (от итал. мерканте - торговец) – первая экономическая школа, возникла в эпоху первоначального накопления капитала в XVI-XVII вв., подразделяется на ранний (до великих географических открытий) и поздний (вторая половина XVI – середина XVII в.). Общее между ними: 1. богатство отождествляется с деньгами; 2. Накопление денежного богатства достигается с помощью власти гос-ва. Различия между ними: основной аспект раннего меркантилизма – система «денежного баланса», а позднего - система «торгового баланса». Основные представители: У. Стаффорд (Англия), Г. Скаруффи (Италия) – ранний; поздний – Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А Монкретьен (Франция) и др.

Физиократы (от греч. физис – природа, кратос – закон, т.е. «власть природы»), XVIII в. Источник богатства нации – с/х производство. Именно в с/х создается тот дополнительный продукт (превышение произведенного продукта над потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Вывод: промышленность – «бесплодная сфера», т.к. только перерабатывает продукты земледелия. Основные представители: Ф. Кенэ, А. Тюрго.

Утопический социализм – возник с зарождением капитализма (конец XVIII в.). Теория об уничтожении эксплуатации, эк. и соц. неравенства, угнетения. Основные представители: Т. Мор, Т.Кампанелла, Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн.

Английская классическая политэкономия («классики», «классическая школа») (XVII – XVIII вв). Источник богатства – труд в сфере производства, результаты которого (товары) и составляют богатство нации. Рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее благоприятные условия для развития производства. В условиях рынка люди руководствуются собственными интересами и личными целями, но направляемые “невидимой рукой”, содействуют реализации целей других людей и общества в целом. “Невидимая рука” по Смиту – это действие объективных экономических законов. Основные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо.

Марксистская политэкономия, Марксизм (середина XIX в.). Продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и соц. несправедливость. Избавиться от этого рабочий класс может лишь в результате социалистической революции, ликвидации частной собственности и замены ее общественной. Рынок следует заменить плановым ведением хоз-ва, всей экономической жизнью должно руководить гос-во. Основные представители: К. Маркс, Ф Энгельс.

Маржинализм (от лат. марго – край, предел), XIX в. Предмет изучения ЭТ – поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Субъекты руководствуются в своей деятельности собственными, субъективными оценками выгод и затрат. Маржиналисты ввели в практику эк. анализа концепцию предельных величин, широко используемую в современных эк. теориях. Основные представители: У. Джевонс, К.Менгер, Л.Вальрас, Е. Бем-Баверк.

Неоклассическое направление (конец XIX в.), основной представитель – А.Маршал. Развивая идеи маржиналистов Маршал разработал основную идею рынка. Он проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение и т.д.

[сл. 10] Кейнсианство (XX в.), основатель Джон Мейнард Кейнс. Чтобы минимизировать такие негативные влияния как безработица, инфляция, монополизация, необходимо гос. Вмешательство. Кейнс обосновал необходимость, формы, методы госрегулирования эк-ки, создав тем самым теорию смешанной эк-ки.

Монетаризм (XX в.), основатель М. Фридман. Между темпами развития эк-ки и динамикой количества денег в обращении существует определенная связь. Следовательно, можно регулировать ход эк-ких процессов, изменяя кол-во денег в обращении, выпуск которого является прерогативой гос-ва. Гос-во может влиять на темпы эк-кого развития, безработицу, уровень цен, регулируя кол-во денег в обращении.

Институционализм (XX в.), Веблен, Митчел, Коммонс и др. Сторонники данного направления полагают, что движущей силой общественного развития являются институты. Под этим термином они понимают или социальные явления (семья, монополии, гос-во, профсоюзы), или проявление общественной психологии, поведение, способ мышления (обычаи, привычки, традиции). Анализируют не развитие производительных сил и производственных отношений, а эволюцию общественной психологии.

 

СЛОВАРЬ

Теория – (от греч. – рассмотрение, исследование) – (1) в узком смысле – система знаний, взглядов, идей, раскрывающих основы каких-либо наук, явлений, искусств; (2) – в широком смысле – взгляды, идеи, суждения по каким-либо вопросу.

Метод – способ познания чего-либо.

Методика – совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо.

Методология – наука о методах.

Концепция – система взглядов на ч-л; основная мысль, ключевая идея ч-л.

Доктрина – система руководящих теоретических или политических принципов в какой-либо области.

Рациональный ( от лат. - разумный ) – организованный наиболее разумным способом, логически обоснованный.

Оптимальный – (от лат. оptimus - наилучший) – наилучший вариант из множества возможных.

Объективный – не зависящий от воли и желания других.

Диалектика – наука о развитии.

Прерогатива – исключительное право.

Парадигма – (1) – система основных принципов построения теории; (2) – стержневая идея, на основе которой конструируются другие идеи, правила и т.п.

Гипотеза - предположение.

Протекционизм – (от лат. защита, покровительство) – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Меркантильный – корыстный, мелочный.

Теология – богословие; совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

Силлогизм - умозаключение, в котором из 2-х данных суждений (посылок) получается третье (вывод). (все металлы – электропроводны, медь – металл, значит медь электропроводна).

Верификация – (от лат. verus – истинный и fasio – делаю; доказательство, подтверждение) – установление истинности, проверка опытным путем научных утверждений.

Эмпирический – (от греч. еimperia - опыт) – основанный на опыте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: