Глава 1 История формирования и функционирования левого политического движения постсоветской России




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

НА ТЕМУ: Особенности функционирования левого движения в политической системе современной России

По направлению подготовки «политология» (бакалавриат,)

Студента (бакалавра) __4____ курса

Группы 3-1

Ребров Сергей Александрович

Ф. И. О.

_______________________________

подпись

«____»______________2016 г.

 

Наличие неправомерных заимствований (%) ____________________

 

 

Допустить к защите: Научный

заведующий кафедрой_____________ руководитель: ______________

уч. степень, уч. звание уч. степень, уч. звание

_______________________________ ________________________

Ф. И. О. Ф. И. О.

_______________________________ _________________________

подпись подпись

 

 

Санкт-Петербург

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ----------------------------------------------------------------------------------- 3

Глава 1 формирование и функционирование левого политического движения в постсоветской россии-----7

1.1 Теоретико-методологический аспект исследования современного левого движения---------------------------------------------------------------------------7

1.2 Особенности становления левого движения в постсоветской России----------------------------------------------------------------------------------------------------12

Глава 2 Типология современного российского левого политического движения-------------------------------------------------18

2.1. Структура левых политических организаций------------------------------18

2.2. Региональные особенности российского левого движения-------------21

Глава 3 ОСОБЕННОСТИ программных принципов левых политических организаций Современной России------24

3.1. Левоцентристские программы-------------------------------------------------24

3.2. Леворадикальные программы-------------------------------------------------35

Заключение--------------------------------------------------------------------------45

Список литературы-------------------------------------------------------------48

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Отечественные левые политические организации в силу своей специфики, не очень популярная тема в отечественной исследовательской литературе, и изучение особенностей российского левого движения было бы весьма полезно в научном плане. В историческом контексте политический опыт левых партий в истории российского государства чрезвычайно богатый и интерес к изучению современных партий левого спектра в России, с учётом их разнообразности, весьма велик. Ведь с принятием закона о партиях 2012 года изменилось и само российское партийное пространство, дав возможность, появления многих новых левых политических структур.

Степень разработанности темы. Вместе с вышеуказанным следует, что рассматриваемая проблематика с научной точки зрения интересна и перспективна. В отечественной политической науке тематика российского левого движения раскрывается в следующих работах и статьях: Кагарлицкий Б.Ю. “Политология революции”, Шевченко В. “Левое измерение современного российского общества”, Емкова Е. Ю. “Идейно-теоретические и социально-экономические основания и структурирования левого движения в современной России” и тд.

Политическая система современной России сформировалась в результате коренного перелома всей общественно-политической жизни бывшего СССР на протяжении периода конца восьмидесятых, начала девяностых годов. В качестве теоретического образца, были взяты политические системы развитых западных стран, в частности США и Франции. Изменения коснулись и партийной системы. Крах политической монополии КПСС, открыл дорогу множеству иных политических сил ещё в период последних лет Советского Союза. При формировании политической системы новой независимой Российской Федерации произошло классическое разделение на политические силы, желающие кардинальных изменений, то есть левые, и на силы, желающие всеми способами сохранить устоявшуюся систему, то есть правые.

Наибольшему распространению подверглись различные политические течения правого спектра. Простое объяснение этого в том, что понятия, которыми оперировали различные левые силы, населением традиционно отожествлялись с КПСС и на фоне кризиса доверия к правящей партии, идеи левого толка оказались дискредитированы в принципе.

В условиях нескольких десятилетий цензуры и идеологического контроля, политический дискурс в советском обществе развивался исключительно в рамках марксистского учения. Даже самые минимальные отклонения от марксизма-ленинизма воспринимались как “оппортунизм” и немедленно сворачивались и запрещались. В результате, в рядах диссидентского движения сформировалось левое крыло в составе различных идеологических течений левого спектра. То есть в момент политического противостояния с политическими оппонентами на исходе существования Советского союза, левые силы не смогли выступить единым фронтом.

Гипотезой исследования является вывод о том, что подобное жёсткое разделение отечественных левых на крупных игроков, так или иначе связанных с властью, и на небольшие маргинальные структуры и партии, в целом, сохранилось и по сей день.

В данной работе подробно рассмотрены различные идеологические оттенки современных российских левых, их сходства, различия, а так же их роль в политической жизни государства. Произведён анализ их политических программ и выявлены причины отсутствия единства в отечественном левом движении.

Объектом исследования являются политические процессы в современной России и влияние политических партий и общественно-политических движений на изменения политической системы общества.

Предметом исследования является современное российское левое движение, программы и законодательные инициативы политических партий, движений и группировок.

Целью данного исследования является структурирование современного российского левого движения, которое с одной стороны происходит объективно и независимо от сознания исследования, а с другой стороны требует адекватного и точного научного анализа.

Задачами данной работы являются:

1) Изучение особенностей формирования левого движения в постсоветской России.

2) Рассмотрение и изучение функционирования современного российского левого движения.

3) Анализ структур левых политических партий и группировок в современной России.

4) Выделение и подробное изучение региональных особенностей левого движения в России.

5) Формулирование и рассмотрение базовых постулатов программ левоцентристских партий и группировок.

6) Формулирование и рассмотрение базовых постулатов программ леворадикальных партий и группировок.

Источниками настоящего исследования выступили работы различного формата (статьи, законодательные акты, партийные программы и монографии).

Теоретической и методологической основой исследования в первую очередь, выступают методы и подходы, используемые классиками в соответствующих областях знаний, и обнаруживаемые в различных авторских работах.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, объединяющие шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1 История формирования и функционирования левого политического движения постсоветской России

1.1 Теоретико-методологический аспект исследования современного левого движения

Под термином “левое движение” имеется в виду совокупность политических организаций различного типа: политические партии и общественно-политические движения, относящихся к левому политическому спектру (с точки зрения различных подходов). Их политическая деятельность, происходящая либо совместно, либо в противовес друг другу.

В качестве ведущих коренных различий между политическими партиями и общественно-политическими движениями выделяются следующие:

1) В отличие от политических партий, у общественно-политических движений более широкая социальная база

2) Общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение прекращает свое существование)

3) Центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) — инициативные группы

4) Общественно-политические движения не так долговременны, как политические партии

5) В отличие от партий, общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть при помощи различных методов. То есть повернуть власть в свою сторону.

В современной политической науке общие критерии дифференциации различных политических течений на “левых” и “правых” довольно различны в зависимости от определённого теоретического подхода. Причина данной неопределённости заключается в смешении идеологического и структурно-функционального подходов.

Идеологический подход закрепляет за каждой частью политического спектра определённый набор идеологем, на столкновении которых и просходит политические столкновения “левых” и “правых”. Согласно данному подходу, критерием различия может служить известный революционный лозунг “Свобода, Равенство и Братство!”[1].

Левые концентрируются на таких понятии как “равенство”, даже если во имя его придётся ограничить свободу. На основе идеологического подхода к левым относят социал-демократические, социалистические и коммунистические партии, ставящие перед собой цели стремления к равенству влоть даже до достижения бесклассового общества. Правые же делают упор на “иерархии”, полагая, что социально-экономическое неравенство есть само по себе естественное-природное явление.

Коллосальное влияние на содержание понятий “левые” и “правые” оказал немецкий экономист и философ Карл Маркс. Основываясь на критике капиталистического способа производства, диалектическом материализме и теории классовой борьбы, Маркс разработал собственное учение, получившее название “марксизм”[2]. Суть марксистской теории заключалась в материалистическом понимании истории на основе развития средств производства и борьбы противоборствующих классов (раб-рабовладелец, крепостной-феодал, пролетарий-капиталист). Марксизм и его разновидности стал идеологической основой большинства левых партий своего времени, и даже сейчас состовляет базис программных документов многих политических партий левого спектра (в основном леворадикальных).

В дальнейшем на содержание понятия “левые” повлияло появление движения “новые левые”. В противовес “старым левым”, делающим упор на поддержке рабочего движения, новые выступали против обезличивания массовой культуры, милитаризма и тд.

В современном мире с точки зрения идеологического подхода, левые политические силы можно условно разделить левоцентристские партии и леворадикальные. Левоцентристы ставят перед собой главную задачу в защите социальных гарантий в рамках рыночной экономики. Леворадикалы же стремятся к кардинальных социалистическим преобразованиям.

С точки зрения структурно-функционального подхода, идеологические темы выведены “за рамки”, а в качестве критерия различия для типологизации взят принцип отношения к существующему общественно-политическому и экономическому строю. К “правым” в данном контексте относятся те политические силы, которые выступают за сохранение существующего строя, к “левым”- те, кто настаивают на его изменениях. Данный подход имеет историческую природу, берущую своё начало со времён Великой Французской революции, когда депутаты Французского Учредительного собрания разделились по политическим позициям. Собрание разделилось на правую сторону и левую сторону, сидящих по правую и левую руку от председателя: правая сторона-консервативная, левая сторона- деструктивная, центр-двухпалатный роялизм[3].

В начале двадцатого века подобный подход признавался учёными, и определялся как методологический подход к пониманию партийно-политического спектра и стратегических задач любой политической борьбы[4].

Такого рода позиция основных политических координат предпологает, что идеологическое начало не является самодостаточным, и его местоположение в политическом спектре может измениться в зависимости от того, как она настоена та или иная идеология, - революционно или защитно.

Идеолого-политические споры не раз велись на тему, в какой форме должна проходить политическая борьба, той или иной политической силы. Радикальные элементы считали,что “единство революционных масс” обязано быть признанно в качестве основы политической борьбы. Политическая партия же должна быть авангардом масс и приложить все усилия к поддержки их борьбы. Охранительные элементы, наоборот, полагали, что важнейшим условием политической борьбы является её легальность.

Со стороны структурно-функционального подхода, центром всего политического спектра является государственная власть, осуществляемая в обществе на каждый исторический момент. Позиционирование определённых политических партий и идеологий по отношению к существующей власти предпологает под собой три ключевых момента.

1) Определённая политическая партия может осуществлять или же поддерживать власть, и тогда данную политическую силу следует именовать “центристской”.

2) Партия может не соглашаться с властью, но при этом осуществлять деятельность в рамках закона. В этом случаи, она относится к “радикальным” структурам.

3) Политические силы, чьи действия выходят за рамки правового пространства, оказываются в рядах “экстремистских” сил.

Если мы проведём наложение одной системы координат (“правые” и “левые”) на другую систему координат (“центристы”, “радикалы”,”’экстремисты”), то такого рода система позволит структурно-функциональный подход с историческими реалиями.

В научном мире существуют и иные взгляды и теории на содержание понятий “левые” и “правые”. Некоторые исследователи вообще считают, что деление политических сил на “левых” и “правых” является устаревшим.

Однако, при рассморении различных преемуществ того или иного подхода, можно проследить определённую взаимосвязь.

 

1.2 Особенности становления левого движения в постсоветской России

 

Специфика отечественных политических процессов времён распада СССР связана с крушением советской политической системы. В условиях кризиса доверия КПСС, новоформирующимся партиям левого толка, не только социал-демократическим, но и коммунистическим, повсеместно провозглашались принципы парламентаризма. Участие в борьбе за места в парламенте обозначалось не ведением дисскуссии или какими-либо иными обсуждениями среди теоретиков и идеологов, а как нечто само собой разумеющееся[5].

Одной из главных особенностей становления левых политических партий в постсоветской России, является то, что на протяжении периода девяностых годов, в стране так и не появилось влиятельной и конкурентноспособной социал-демократической партии. Рассматривая большинство бывших Восточно-Европейских социалистических государств, коммунистические и социалистические партии, после распада мировой социалистической системы, трансформировались в социал-демократические. Вместо использования тезисов о “классовой борьбе”, эти партии стали отстаивать демократические свободы и социальные гарантии в условиях капиталистической системы хозяйствования. В связи с подобными изменениями, многие из бывших правящих коммунистических партий даже стали членами Социалистического интернационала. И как показали результаты первых свободных выборов в Восточной Европе, новые социал-демократы смогли прийти к власти в большинстве стран.

В России же в 1993 году была создана Коммунистическая партия Росийской Федерации (КПРФ), которая позиционировала себя как прямая наследница КПСС и КП РСФСР[6]. В отличии от многих других ведущих коммунистических партий мира, которые после распада мировой социалистической системы стали социал-демократическими, КПРФ продолжила политическую деятельность, согласно программе, в рамках марксизма-леннинизма.

В условиях электоральной конкуренции за места в парламенте, КПРФ принимала участие во всех избирательный компаниях в Государственную Думу. В результате партия имела своих депутатов в парламенте в течении всех созывов. Уровень электоральной поддержки КПРФ в разное время состовлял от 11 до 22%. Политическим триумфом партии явились выборы 1995 года, когда Коммунистическая партия набрала 22% голосов и имела самую большую депутатскую фракцию Государственной Думы второго созыва.[7]

Условия идеологического становления левых в постсоветской России существенно различались с тем же становлением левых в начале двадцатого века в дореволюционной России. Включение Российской Федерации в систему мировых рыночных отношений оказало существенное влияние и на концепции политических идей левого спектра. Если в Российской империи главной задачей левых партий было кардинально поменять или даже сломать политическую систему российского государства того времени, то в постсоветской России в рядах большинства левых партий и группировок господствовала консервативная тенденция к реставрации старой советской системы.

Ещё в последние годы существования Советского Союза в рядах КПСС, сформировалась так называемая “русская платформа”, чьи взгляды строились на синтезе коммунистических и националистических возрений[8]. Подобная тенденция и определила вектор развития большинства левых сил, не только на территории России, но и на всём постсоветском пространстве. Вместо использования марксистского классового подхода, бывшие коммунистические силы переключились на национально-патриотическую риторику. С точки зрения политической теории сочетание марксизма и национализма невозможно, потому как одним из основных постулатов теории Маркса является классовая борьба. Национализм же подразумевает единение всех слоёв нации ради некой общей цели. Тем не менее такое сочетание появилось и ещё в девяностые годы оно получило название “красно-коричневые”.

Популярность “красно-коричневого” политического дискурса в российской левой среде была вызвана определёнными причинами:

1) Массовое падение уровня жизни в ходе радикально-буржуазных реформ.

2) Множество межэтничестких и межнациональных конфликтов как на территории России, так и на постсоветском пространстве.

3) Ностальгия по Советскому Союзу в связи с резким обострением экономической ситуации.

4) Ослабление позиции государства на международной арене.

Самой известной партией, открыто относящей себя к красно-коричневым, была основанная в 1993 году, Национал-большевистская партия (НБП). Основателем данной политической структуры выступил бывший советский диссидент-эмигрант Эдуард Лимонов. Главным идеологом партии стал А.Г. Дугин, который впоследствии разошёлся во взглядах с Лимоновым.

Согласно программе 1994 года, НБП выступала за социальную справедливость в экономике, жёсткую имперскую внешнеполитическую доктрину и гражданские права и свободы. По мнению ряда исследователей, ранняя идеология НБП была скорее откровенно фашистской, чем красно-коричневой[9]. Идеологию национал-большевиков можно описать как трактовку русской революции с позиций консервативной геополитики, консервативного цивилизационного подхода.

Учитывая, что формирование левого движения в постсоветской России происходило в условиях открытой оппозиции к неолиберальному курсу правящей власти, требования росcийских левых во многом совпадали с требованиями национал-патриотической оппозиции политике Б.Н. Ельцина. Недовольство левых сил касалось массовой приватизации, ухудшения условий труда, а так же коллосального различия дохов богатых и бедных. Национал-патриоты же делали упор на массовую убыль населения, а так же на ослабление позиции государства на международной арене.

Общей целью, как левых, так и национал-патриотов стало “возрождение величия Отечества”. То есть яркая антиреформаторская риторика стала обиходом и левых, и национал-патриотических сил, как и оперирование традиционилистским подходом

Различные левые политические концепции того времени, складывались в условиях традиционного идеологического наследия марксизма и влияния внешнего идеологического фактора. В результате социалистические концепции подверглись пересмотру с одной стороны с ознакомления с трудами неортодокласльных марксистских теоретиков, а с другой в контексте особенной политической культуры. В начале двадцатого века марксизм находился в жёсткой конфронтации не только с либерализмом и его направлениями, но и пребывал в оппозиции к консерватизму и национализму. В постсоветской России при формировании партийных программ, из марксистской теории выделялись наиболее приемлимые для политической обстановки положения. Чаще всего игнорировалось материалистическое отношение теории Маркса к религии.

Таким образом, формирование левого движения в постсоветской России оказалось более ориентировано на национальную консолидацию, чем на марксистский классовый подход. Перед российскими левыми силами стояла практическая и теоритическая задача синтеза исторического опыта марксизма в России и национально-освободительной борьбы с “вестернизацией”. То есть один из базовых постулатов марксизма в виде классовой борьбы, был заменён в программах определённых левых партий, в том числе КПРФ, на “обьединение народно-патриотических сил”.

Согласно позиции, председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова особенности национальной идеи России состоят в исключительной духовности, государственичестве и православном мироощущении.[10]

Большинство российских левых партий и группировок девяностых годов оказались далеки от насильственных методов достижения власти, от идеи социалистической революции, выступая с методов легальной политической борьбы при помощи участия в выборах, проведения мирных демонстраций и пикетов. Подобных возрений придерживалась не только КПРФ, но и другие левые партии и движения.

В 1991 году была создана Социалистическая партия трудящихся (СПТ), которая в отличие от иных левых структур не привязывала свою идеологию к марксизму, позиционируя себя как партия лево-социал-демократической ориентации[11]. Данная партия не продемонстрировала широкой политической деятельности, в рамках избирательных кампаний девяностых годов. Некоторые представители высшего руководства СПТ избирались депутатами Государственной Думы, но баллотировались они лишь от различных избирательных блоков. С конца девяностых партия фактически прекратила свою деятельность, хотя официально распущена так и не была.

Другим примером является первая коммунистическая партия, созданная после распада СССР, Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ). Истоки партия брала из Большевистской платформы КПСС, члены которой, находились в оппозиции к политике генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва. В отличие от многих иных левых структур ВКПБ, придерживаясь ортодоксальных марксистских взглядов, никогда и не пыталась участвовать в выборах. Согласно партийной программе, главной целью партии является социалистическая революция[12], однако до реализации этого лозунга дело так и не дошло. Несмотря на отсутствие активной политической деятельности, ВКПБ существует и поныне, сохраняя численность в двадцать тысяч членов[13].

Как мы видим, в постсоветской России не сложилась конкуренция левых партий в избирательном процессе. С самого своего основания, партия КПРФ стала крупнейшей партией левого спектра в Российской Федерации. Иные левые силы существовали в российском политическом пространстве, но никакую реальную конкуренцию они ей составить не cмогли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: