Глава 2 Типология современного российского левого политического движения




 

2.1 Структура левых политических организаций

 

Структура различных левых политических партий и группировок в России во многом зависит от определённого ряда факторов:

1) Законодательный фактор.

2) Исторический фактор.

3) Численный фактор.

4) Идеологический фактор.

Законодательство Российской Федерации имеет общие требования к структуре политических партий, вне зависимости от их положения на политическом спектре. В законодательстве современной России содержится определённый ряд требований к структуре политических партий[14]:

1) Коллегиальность и выборность всех партийных органов, сверху до низу.

2) Территориальный принцип организации партийных структур.

3) Наличие контрольных и ревизионных органов.

4) Проведение партийных съездов и сроки полномочий высших партийных органов в определённый срок (4 года).

С точки зрения отечественного законодательства, российские политические партии вправе в границах, отведённых федеральными законами, самостоятельно определять определённые вопросы внутрипартийного характера. При этом, по мнению ряда исследователей, внутренее устройстиво любой политической партии есть её представление об устройстве государственной власти в целом[15].

С точки зрения политической истории, структура современных российских левых партий во многом связана с историческим наследием партийной системы Росийской империи и СССР. Связан исторический фактор, в основном, с различными коммунистическими и социалистическими партями.

Ряд российских коммунистических партий (КПРФ, РОТ ФРОНТ, ОКП) имеет внутрипартийную структуру, схожую с КПСС. Высший орган партий между съездами называется “Центральный комитет” (ЦК) и по своей структуре орган имеет те же принципы функционирования, что и ЦК КПСС[16]. Исполнительные органы Центрального комитета также имеют те же названия и функции, что исполнительные органы ЦК КПСС (Президиум или Политбюро ЦК и Секретариат ЦК).

Должность главы ряда российских коммунистических партий отличается различным уровнем полномочий, сохраняя при этом общее название должности (первый секретарь, генеральный секретарь или председатель ЦК).

Уставы большинства российских левых партий по традиции с КПСС, демонстрируют жёсткий уровень внутрипартийных отношений. Во многих росийских левых партиях (КПРФ, “Справедливая Россия”) запрещены фракции, закреплены правила непосредственного участия в одной из партийных организаций и сами по себе партии имеют уставную модель демократического централизма[17].

Численность партийного актива оказывает существенное влияние на структуру российских левых организаций в целом. В силу крайне низкой численности, многие российские левые группировки не имеют районных отделений в городах, концентрируясь исключительно на городских или областных комитетах (“Левый фронт”, РСД).

Существование “Координационного совета”, как высшего партийного органа, с прикреплением одного координатора на субъект Российской Федерации тоже связано с небольшой численностью многих левых политических структур (РСД).

В зависимости от идеологической состовляющей, структура определённой левой организации может существенно отличаться. В российском левом движении помимо коммунистических партий, с непреклонным запретом внутрипартийных фракций, существует ряд иных левых структур, где существования фракций разрешено. К примеру, в Российском социалистическом движении (РСД) существует ряд партийных фракций, предусмотренных уставом: “Рабочая платформа”, “Феминистская пелатформа” и тд[18]. Наличие фракций, обусловлено широким спектром идеологических постулатов, позволяющим сосуществование различных социалистических течений в рамках одной организации.

 

2.2. Региональные особенности российского левого движения

 

Различные российские левые партии и группировки по разному подходят к региональной специфике. Крупные левые структуры (КПРФ, “Справедливая Россия”) традиционно не имеют координационных советов на межрегиональном уровне. Связана подобная практика с установками на централизм, закреплённый в уставах данных партий, а также с их численностью, за счёт которой, координационные советы просто не требуются.

В плане активной деятельности различных региональных отделений крупных левых структур играют решаюшую роль три фактора:

1) Личностый фактор.

2) Административный фактор.

3) Фактор региона.

Роль личности в политической деятельности является неотемлемой чертой российской политики в целом. Зачастую от личностых характеристик того или иного регионального партийного руководителя зависит работа всего регионального отделения, как в отрицательную, так и в положительную сторону.

Административный ресурс во многом связан с личностным фактором. С возвращением губернаторских выборов, в ряде регионов главами субъектов стали кандидаты от крупных левых партий (КПРФ, “Справедливая Россия”). Во многом за счёт поддержки новы-избранных губернаторов местные региональные партийные отделения смогли усилить свои позиции в ряде региональных парламентов (город “Новосибирск”, Иркутская область).

Региональный фактор является объективным показателем политических возможностей того или иного региона. Позиции определённой левой политической организации в том или ином субъекте могут различаться за счёт преобладания населения или экономического развития региона.

Политическая деятельность менее крупных левых партий и группировок сосредоточена, как правило, в крупных городах.

Связана подобная практика с определённым рядов причин:

1) Небольшая численность всей организации в целом

2) Отсутствие ресурсной базы из-за малого количества взносов

3) Отсутствие какой-либо агитационной работы с населением

На примере региональной специфики города Санкт-Петербурга, можно проследить определённые позиции левых партий в региональном аспекте. В сравнении с большинством других субъектов Российской Федерации, Санкт-Петербург имеет гораздо большую численность населения (более 5 миллионов), что и отражается на позициях региональных партийных отделений.

Наиболее крупные левые силы (КПРФ, “Справедливая Россия”) имеют в Санкт-Петербурге городские отделения, обьединяющие районные отделения партий в городе[19]. В зависимости от кадровых характеристик того или иного районного отделения, определяется влияние всей партии в том или ином районе города. Проявлять себя местные районные отделения могут, главным образом, за счёт участия в выборах в муниципальные образования, проведения пикетов и митингов, а так же активного участия в общественной жизни района. В связи с ограниченным числом ресурсов, районные отделения, как правило, либо распологаются в приёмных депутатов различного уровня, либо самостоятельно арендуют небольшие помещения.

Менее крупные левые партии и группировки в силу своей небольшой численности и ограниченности ресурсов, не имеют районных отделений, ограничиваясь городскими. В зависимости от определённой структуры, определяется разная степень влияния в городе в целом.

Ряд левых группировок имеет связи с известными лицами различного уровня, что зачастую, влияет на их влияние в городе. К примеру, малочисленная Объекдинённая коммунистическая партия (ОКП) имеет тесный контакт с депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга Ириной Комоловой, что по факту, обеспечивает городской комитет ОКП дополнительными ресурсами и влиянием.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: