Методические рекомендации.




Программа дополнительного образования по художественному творчеству на 2012-2014 учебный год

 

 

Курск 2012

Пояснительная записка.

Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка, и, в дальнейшем, подготовке к школе.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.

У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты. Творца от человека нетворческого отделяет "пропасть". Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Декоративно-прикладное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.

Программа основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности; в основе программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством, наряду с традиционными видами декоративно-прикладного искусства (дымковскими, хохломскими, филимоновскими) предлагается ознакомление детей с вологодскими кружевами, изразцами, чудесными писнками и павлово-посадскими платками, что способствует расширению круга знаний детей о народных промыслах России. Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, программа придерживается основных принципов и условий стимулирования детского творчества.

Принцип интегральности. Он заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства. Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Психологические условия. Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Интеллектуальные условия создаются путём создания творческих задач.

Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов, эффекта неожиданности. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество.

Актуальность программы заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями. Программа предусматривает занятия с использованием различных нетрадиционных художественных техник. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.

Основная цель программы - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами декоративно-прикладного искусства. Создание условий для снижения тревожности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детей с психоэмоциональными расстройствами. расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству. Развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой; раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания.

Задачи:

Узнавать и различать знакомые народные игрушки (дымковские, филимоновские, богородские игрушки и др.), их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), выделять их характерные признаки. Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (филимоновской, дымковской и др.);

Овладение основами работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов; формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

Обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста;

Воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к ярмаркам, выставкам;

Конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера.

ПРИНЦИПЫПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

Научность.

Доступность.

Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Рекомендуемая модель познания носит ступенчатый характер, где на каждой ступени происходит закрепление прошлого опыта и формирование новообразований.

Реализация программного материала рассчитана на три года:

1-й год обучения – дети 4-5 лет;

2-й год обучения – дети 5-6 лет;

3-й год обучения – дети 6-7 лет.

Система занятий предусматривает проведение двух занятий в неделю со всей группой.

Длительность занятий:

1-й год обучения – 20 минут;

2-й год обучения – 25 минут;

3-й год обучения – 30 минут.

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует овладению навыками учебной деятельности.

Программа предусматривает проведение педагогического анализа знаний, умений и навыков детей 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае)

Ожидаемые результаты.

1-й год обучения:

Уметь:

· Скатывать прямыми движениями; круговыми движениями;

· Соединять в виде кольца;

· защипывать края формы;

· лепить из нескольких частей;

· вдавливать для получения полой формы;

· использование стеки.

· Различать элементы росписей игрушек;

· Нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора.

2-й год обучения:

Уметь:

· лепка с натуры;

· лепка по представлению;

· лепка из целого куска;

· сглаживание поверхности формы;

· устойчивость изделия;

· выразительность образа;

· динамика движения;

· лепка из нескольких частей;

· роспись;

· налепы;

· углубленный рельеф;

· использование стеки.

· выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы;

· самостоятельно украшать городецким узором изделия;

· получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.

3-й год обучения:

Уметь:

· лепка с натуры;

· лепка по представлению;

· динамика движения;

· выразительность образа;

· лепка скульптуры из 2-3 предметов;

· разные способы лепки;

· защипывание, соединение краев теста;

· оттягивание; сглаживание; вдавливание; прижимание; примазывание;

· рельеф;

· роспись;

· использование стеки;

· расписывать силуэты игрушек узором;

· рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета;

 

 

Учебно-тематический план

  Группа МБДОУ Виды изобразительной деятельности Кол-во часов
Лепка Художественный труд Рисование Неделя Год
  Группа детей 4-5 лет          
  Группа детей 5-6 лет          
  Группа детей 6-7 лет          

 

 

Содержание дополнительной образовательной программы.

Программа представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач эстетического развития детей средствами разных видов изобразительной деятельности, держит целостную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех ступеней дошкольного образования.

Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание авторской программы, — методологическая установка, отстаивающая
самоценность изобразительного искусства как процесса и результата
художественного творчества, в процессе которого ребенок познает
окружающий мир и себя в нем.

Цель программы: сформировать у детей эстетическое отношение к
окружающему миру как универсальному способу гармонизации и
личностного самоосуществления в процессе создания эстетической
картины мира.

Цель раскрывает основную идею педагогики: введение дошкольников в мир общечеловеческой культуры через ее проблемы, которые каждый ребенок самостоятельно «открывает» в процессе культуроосвоения на основе мышления, эмпатии и продуктивного воображения.

Идея программы состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях — восприятие, исполнительство, творчеств - организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.

Цель занятий изобразительным искусством — воспитывать у де­тей эстетическую культуру в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру.

Задачи:

— раскрывать природу изобразительного искусства как резуль­тата творческой деятельности человека;

— формировать эстетическое отношение к изобразительному ис­кусству как отражению жизни во всем ее многообразии, окру­жающей действительности в целом и самому себе как части мироздания;

— развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллек­туальный процесс «эстетического переживания пережитого»;

— знакомить с деятельностью художника и народного мастера в

трех ипостасях: восприятие — исполнительство — творчество.

Содержание программы выстраивается на общедидактических и специфических принципах. В ряду последних наиболее значимыми являются принципы:

· эстетизации предметно-развивающей среды и детского быта в целом;

· культурного обогащения (амплификации) содержания изобрази­-
тельной деятельности, в соответствии с особенностями познаватель­ного развития детей разных возрастов;

· взаимосвязи художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской творческой активности (игра, театр, конструирование);

· интеграции различных видов искусства (изобразительного и де­коративно-прикладного) и детской художественной деятельности;

· эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспи­тание человека чувствующего, думающего, созидающего, рефлекти­рующего);

· обогащения сенсорно-чувственного опыта;

· организации тематического пространства (информационного поля) — основы для развития образных представлений и ассоци­ативного мышления;

· взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание индивидуальных художествен­ных образов;

· естественной радости в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непо­средственности эстетических реакций, эмоциональной открытости.

Программа рассчитана на три года обучения. В каждой возрастной группе предусматривается определенное количество занятий. Программа предусматривает проведение педагогического анализа знаний, умений и навыков детей 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае) Основная цель программы - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами декоративно-прикладного искусства.

Дети 4-5 лет.

Педагогу необходимо:

— поддерживать интерес детей к народному и декоративно-при­кладному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушки, семеновская и полхов-майданская матрешки);

— знакомить с произведениями разных видов и жанров изобра­зительного искусства (живопись, графика на примере книж­ной иллюстрации);

— развивать интерес к изобразительной деятельности, поддер­живать интерес к содержанию новых слов (художник, выстав­ка, картина, скульптура и др.);

— расширять тематику детских работ в согласовании с содержа­нием раздела «Познавательное развитие»;

— поддерживать желание изображать знакомые бытовые (посу­да, одежда, транспорт) и природные (растения, животные) объек­ты, а также явления природы (снегопад, дождь, ветер, радуга) и яркие события общественной жизни (праздники);

— учить самостоятельно, находить сюжеты в окружающей жиз­ни, художественной литературе; помогать выбирать тематику для коллективной работы;

— создавать условия для развития детского художественного экс­периментирования (эстетизация образовательного простран­ства, выбор материалов и способов изображения);

— учить передавать характерные особенности изображаемых объектов по принципу бинарной оппозиции (дом городской и деревенский, животные дикие и домашние, клоун грустный и веселый, осень ранняя и поздняя);

— учить создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображае­мых объектов, их структуру и цвет;

— помогать воспринимать и более точно передавать форму объек­тов через обрисовывающий жест;

— учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие — для прорисовывания деталей; ритмичные — при создании орнаментов);

— варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм;

— заинтересовывать созданием объемных скульптур и простых композиций из глины, пластилина, соленого теста, снега;

— показать взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой;

— поощрять стремление к созданию оригинальных выразитель­ных образов (свободно и самостоятельно выбирать изобрази­тельную технику в соответствии с замыслом);

— учить пользоваться ножницами (правильно держать, переда­вать, резать);

— составлять коллажи и аранжировки из бытового (бумага, ткань, пластик) и природного (осенние листья простой формы) ма­териала;

— развивать способность передавать одну и ту же форму или образ в различных техниках (например, изображать солнце, цветок, птичку и другие образы графическими, живописными и пластическими средствами);

— сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись, пластика) и конструирования на одном и том же занятии, когда одни детали вырезают и наклеивают, другие вылепливают, третьи прорисовывают, четвертые конст­руируют из бумаги.

ДЕТИ 5-6 ЛЕТ

Педагогу необходимо:

— обращать внимание детей на образную выразительность раз­ных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, посуда, одежда, игрушки, книги и др.);

— формировать представление о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву; гончарное дело; ткачество; ковроделие и т.п.), знания о том, какими материалами и инструментами пользуются художники и народные мастера;

— поощрять воплощать в художественной форме свои представ­ления, переживания, чувства, мысли;

— поддерживать личностное творческое начало;

— создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразитель­ными техниками;

— обогащать содержание изобразительной деятельности в соот­ветствии с задачами познавательного и социального развития детей;

— инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а ; также бытовых, природных и общественных явлениях (вос­кресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов);

— учить грамотно отбирать предметное содержание для художе­ственного творчества (например, лес, водоем, пустыню «насе­лять» соответствующими обитателями);

— поддерживать интерес к передаче характерных признаков объек­тов и явлений на основе представлений, полученных из наблю­дений или в результате рассматривания репродукций, фотогра­фий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях;

— отражать в своих работах обобщенные представления о цик­личности изменений в природе (пейзажи в разное время года);

— совершенствовать изобразительные умения во всех видах изоб­разительной деятельности;

— продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей;

— учить передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке), изменяя статичное положение тела или его частей;

— помогать при создании сюжета передавать несложные смыс­ловые взаимосвязи между объектами, пространственные взаи­моотношения между ними (используя для ориентира линию горизонта);

— поддерживать стремление самостоятельно применять и сочетать знакомые техники, осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения (предлагать для деко­ративного оформления изделия, выполненные на занятиях по конструированию); для иллюстрирования — сборники сказок и рассказов из личного опыта, составленные детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с детской литературой.

ДЕТИ 6-7 ЛЕТ

Педагогу необходимо:

— продолжать знакомить детей с произведениями разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства с це­лью обогащения зрительных впечатлений и формирования эс­тетического отношения к окружающему миру;

— поддерживать стремление замечать в окружающем мире эстети­ческие объекты и явления (развитие эстетического восприятия);

— расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности;

— активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также бытовых, общественных и природных явлениях (се­мья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, приключения, дальние страны);

— поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовые сюжеты «Где мы были летом», «Наше путешествие»);

— помочь научиться различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, использовать это в собственной художественной деятельности;

— инициировать самостоятельный выбор детьми художествен­ных образов, сюжетов, вариантов композиции, а также художе­ственных материалов, инструментов, технических способов и приемов реализации замысла;

— учить самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;

— помогать передавать впечатление об окружающем мире, отра­жая свое отношение;

— воплощать доступными изобразительно-выразительными сред­ствами настроение и характер создаваемого образа (человек грустный или веселый; сказочный персонаж добрый или злой);

— совершенствовать специфические умения во всех видах изоб­разительной деятельности;

— продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира по своему замыслу, точно передавая строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки;

— создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания;

— способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы; соотнесению замыслов и действий детей;

— поощрять стремление к интегрированию разных видов дея­тельности, а также различных материалов и способов создания изображения;

— в дидактических играх с художественным содержанием учить составлять разные варианты композиции и подбирать гармо­ничные цветосочетания;

— учить различать цветовые контрасты и нюансы, размещать цвета по степени интенсивности (до 5—7 оттенков);

— создавать условия для самостоятельной художественной дея­тельности детей вне занятий;

— организовывать вместе с детьми выставки детских работ (при­думывать названия, готовить рамочки, развешивать, рассматри­вать, проводить экскурсии, готовить буклеты и каталоги).

Методические рекомендации.

Основной формой подачи материала по художественной деятельности является фронтальное занятие. Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы,

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная). С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

В средней группе детского сада необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими. В старшей и подготовительной группах необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом..

В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостово, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Вся работа проводится в трех направлениях:

1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

2. Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.

3. Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

 

Формы организации работы с детьми

 

1. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Занятия по декоративному рисованию.

3. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.

4. Выставки. На них могут быть представлены:

один подлинный предмет (например, дымковский конь);

предметы одного вида (дымковские игрушки);

предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);

сравнение двух-трех видов.

Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течение года.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Методы, используемые в работе по программе:

· наглядный;

· словесный;

· метод практических заданий;

· проблемно-поисковый.

 

Работа с родителями.

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством. При этом используются как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, и нетрадиционные: привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений мастер классы, просмотр родителями открытых занятий, "заочные путешествия" и "заочные экскурсии" в музеи народных мастеров, конкурсы поделок народного декоративно-прикладного искусства.

Консультации для родителей:

«Приобщаем ребенка к изобразительному искусству»

Широко раскрытые,

большие глаза,

удивительные глаза.

Глаза ребенка.

Глаза гения.

Подлинная красота

доступна только

таким глазам.

Э. Межелайтис

 

Известный врач и педагог Е.А.Аркин писал: «основным и неисчерпаемым источником эстетических впечатлений является природа во всех ее чудесных превращениях и произведениях человеческого искусства».

Но дать ребенку возможность на прогулке, во время экскурсий за город или пребывание в деревне, на даче видеть природу во всей ее красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения к новой жизни.

Пусть ребенок еще не в состоянии испытать на себе во всей полноте обаяние открывающейся перед ним природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся цветные оттенки неба, освещенного последними лучами заката, пусть его иногда привлекают всякие мелочи – всюду разлитая жизнь, но весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем свой след, который, если не сейчас, то в будущем, послужит материалом для глубоких чистых переживаний. Учите детей любить и видеть красоту природы.

 

ОБ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

Известный художник-график В.А.Фаворский писал: «Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоеванных ребенком».

В рисунках дети отражают впечатления о мире, свои интересы и возможности.

Дома необходимо создать ребенку условия для изобразительной деятельности: выделить место для рисования, лепки, подобрать необходимый материал (гуашь, акварель, фломастеры, цветные восковые мелки, карандаши и др.). важно понять, какой материал ребенок любит, чаще выбирает, но, может быть, он не знает выразительности других материалов. Покажите ему некоторые приемы. Например, размазывание акварели, создание новых оттенков, цветов.

Дома дети чаще рисуют то, что хотят. И содержание рисунка показывает, что нравится малышу, что у него лучше всего получается. Попросите ребенка рассказать о том, что он нарисовал, помогите выделить некоторые средства художественной выразительности. («Как ты нарисовал злого волка, добрую собаку?», «Почему выбрал этот цвет?» и пр.)вопросы заставляют малыша задуматься, перейти к сознательному отбору характерных признаков персонажа.

Предложите нарисовать то, что он увидел на прогулке, в парке, после посещения зоопарка, после чтения любимой книги, передать в рисунке сюжет знакомой песни.

Желательно придумывать цели рисования: пригласительный билет, рисунок на память, портрет мамы, бабушки, картину для украшения своей комнаты.

Работы большого формата малыш может выполнять в течение определенного срока, постепенно дополняя свою картину. Например, ребенок рисует улицу, на которой живет: сначала много домов, потом транспорт, деревья, людей, живущих в домах, идущих по улице и т.д. Содержание может расширяться, дополняться, пока у малыша есть интерес. Сделайте рамку и украсьте рисунком стену в своем доме, поищите место для картины вместе с маленьким художником.

Для составления узоров можно использовать одежду плоскостной куклы, которую дети будут одевать, а потом играть с ней. Узоры дети рисуют, но могут и напечатать (листья-отпечатки). Для этого надо вырезать формы из картошки, ластика и других предметов, которые оставляют след. Получатся узоры для обоев, ткани, каймы, рисунка.

Собирайте детские работы, периодически рассматривайте их, устраивайте выставки на любимую тему. Ребенок совсем по-новому увидит свои рисунки.

Знакомя своих детей с изобразительным искусством, рассматривайте вместе с ними детские книги или репродукции картин.

 

Примерные вопросы для беседы:

Что изображено? Какое настроение персонажа? (грустный, веселый, задумчивый).

Какие чувства вызывает у тебя этот образ? (радости, грусти).

Как украшен костюм героя сказки?

Как природа помогает понять настроение героя произведения?

Какая скульптура есть у нас дома?

Какие народные игрушки есть у нас? Что они изображают, чем украшены?

Какое произведение искусства тебе больше всего нравится?

Рассматривайте с детьми произведения искусства в соответствии с теми задачами, которые решаются в данный момент на занятиях в детском саду.

Интересно собирать коллекцию открыток, книг, значков и пр., располагать вместе с ребенком предметы, картинки в определенном порядке.

Посещайте музеи, выставочные залы, рассматривайте те же произведения, жанры, с которыми знакомят ребят в дошкольном учреждении в этот период.

К посещению выставок ребенка следует подготовить заранее: рассмотреть альбомы, репродукции по тем темам, которым посвящены экскурсии. Работа по картине с ребенком носит следующий характер: Назвать фамилию художника. Предоставить возможность ребенку самостоятельно рассмотреть картину; выяснить, понятен сюжет или нет. Подготовить к восприятию тех событий, которые изобразил художник. Недостаточно понять и оценить только сюжетную сторону художественной работы. Произведения искусства не просто изображают, они еще и что-то выражают. Взрослый подводит ребенка к пониманию того, что изобразительное искусство говорит нам о способности и потребности человека передавать в художественной форме свое восприятие мира, свое понимание его.

 

«Кто в куклу не играл?»

При слове “кукла” в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Кукла известна с глубокой древности, на нее не влияет время. Оставаясь вечно юной, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, кукла - неизменный его спутник.

Особое место занимает кукла в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь об­разом человека, кукла позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений. В игре с ней он познает окру­жающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются на­выки общения.

Кукла не рождается сама, её создает человек. Мастер, создавая куклу, передаёт своему творению часть души. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

Ру­котворная, или народная кукла на протяжении многих лет была важным педагогическим инструментом. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребен­ка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Кроме того куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях, сопровождали человека с рождения до смерти. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Кукла была не только мудрым учителем в жизни, не только другом и спутником, но и оберегом. Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы - помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Раньше в семье был обычай - когда женщина узнавала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку без ножниц и иголки. Сделает куколку, уложит в люльку и обе они уже ждут, когда появится дитя. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку-оберег.
Существовало поверье, что при изго



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: