ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РФ




ДИСЦИПЛИНА: «Безопасность жизнедеятельности»

 

 

ТЕМА № 4: ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РФ.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Кемерово

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Задачи, силы и средства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ.

2. Организация гражданской обороны РФ.

 

ЗАДАЧИ, СИЛЫИ СРЕДСТВА ЕДИНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РФ

 

Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), утвержденное постановлением Правительства РФ № 261 от 18.04.92 г., устанавливает, что эта система предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения – для ликвидации последствий; обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.

Основные задачи РСЧС:

- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

- осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивого функционирования предприятий, организаций и учреждений, а также подведомственных им объектов в ЧС;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

- сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

- подготовка населения к действиям при ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

- ликвидация ЧС;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведения гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет уровни: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делении этих территорий. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории.

Задачи, организационная структура, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и согласованными с региональными центрами МЧС России.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти (министерствами, госкомитетами, федеральными службами, агентствами и надзорами) для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и в подчиненных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС на федеральном и региональном уровнях определяются положениями, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России, а на территориальном, местном и объектовом уровнях согласовываются с вышестоящими министерствами, ведомствами, организациями РФ, предприятиями и учреждениями, на базе которых они создаются, а также с соответствующими органами управления ГОЧС и утверждаются главами администраций (председателями комиссий по ЧС) субъектов РФ.

Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации утверждается Правительством РФ.

Система и подсистемы РСЧС всех уровней функционирует в трех режимах:

- повседневной деятельности;

- повышенной готовности;

- чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельности – при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, и эпифитотий.

В режиме повседневной деятельности осуществляются наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются целевые программы и превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности населения, повышению устойчивости функционирования производства и сокращению материального ущерба от возможных ЧС. Проводятся мероприятия по поддержанию в высокой готовности органов управления, защитных сооружений, сил и средств к действиям в ЧС, по созданию и поддержанию финансовых резервов, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов.

Режим повышенной готовности – функционирование РСЧС при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.

В режиме повышенной готовности при необходимости формируются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки, для выработки предложений по ее нормализации, усиливается дежурная диспетчерская служба, наблюдение и контроль за окружающей средой, осуществляется прогнозирование возможности возникновения ЧС, их масштабов и последствий. Принимаются меры по защите населения, запасов материально-технических средств, по повышению устойчивости функционирования производства. Приводятся в повышенную готовность формирования ГО, предназначенные для ликвидации ЧС, уточняются планы их действий и, при необходимости, осуществляется выдвижение их в район предполагаемых действий.

Режим чрезвычайной ситуации – функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения.

В чрезвычайном режиме принимаются меры по защите населения. В район ЧС выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС; направляются силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших; усиливается постоянный контроль за состоянием окружающей среды в районе ЧС; приводятся в готовность защитные сооружения для приема укрываемых.

Решение о введении режимов функционирования подсистемы РСЧС принимает территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки, сложившейся на данной территории.

На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы комиссии по ЧС, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от ЧС, а также органы повседневного управления (пункты управления и дежурные службы), силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Каждый уровень РСЧС имеет:

- координирующие органы;

- постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);

- органы повседневного управления; силы и средства;

- системы — связи, оповещения, информационного обеспечения;

- резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующими органами РСЧС являются:

- на федеральном уровне Межведомственная комиссия по ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

- на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, региональные центры МЧС России;

- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

- на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации, производственного участка или объекта, объектовые комиссии по ЧС.

Положение о Межведомственной комиссии по ЧС, ее состав утверждается Правительством РФ.

Положения о комиссиях по ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также об объектовых комиссиях по ЧС, их составе утверждаются решениями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и согласовываются с вышестоящими органами управления.

На каждом уровне РСЧС работу комиссий по ЧС обеспечивают постоянно действующие органы управления ГОЧС, которыми являются:

- на федеральном уровне МЧС России;

- на региональном региональные центры;

- на территориальном органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;

- на местном органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;

- на объектовом отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

К органам повседневного управления РСЧС относятся:

- пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);

- оперативные дежурные службы органов управления ГОЧС на всех их уровнях;

- дежурно-диспетчерские службы (ДЦС) и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомственных организаций РФ) и объектов экономики;

- дежурные службы подразделений ассоциации спасательных формирований России, добровольных общественных объединений, привлекаемых к ликвидации ЧС, и другие силы и средства, определенные Правительством РФ.

Органы повседневного управления РСЧС размещаются на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, и поддерживаются в постоянной готовности.

На органы повседневного управления возлагается: постоянный контроль за обстановкой, обеспечение устойчивого управления подчиненными органами и силами РСЧС, организация непрерывного информационного обеспечения органов управления ГОЧС.

Непосредственное руководство действиями органов управления и сил РСЧС на всех их уровнях осуществляют начальники гражданской обороны, председатели соответствующих комиссий по ЧС через своих штатных заместителей, подчиненные им органы управления ГОЧС и органы управления функциональных подсистем (служб ГО).

В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, участвующих, в соответствии с возложенными на них обязанностями, в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС.

Состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня определяется Правительством РФ, а в территориальных подсистемах органами исполнительной власти субъектов РФ.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

- силы и средства наблюдения и контроля;

- силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля осуществляют наблюдение и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоянием окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об обстановке, осуществляют ее прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС.

Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС выполняют мероприятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В состав этих сил входят соединения и части Войск ГО РФ, различные военизированные и невоенизированные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения их работы в автономном режиме и находящиеся в постоянной готовности к экстренным действиям, они могут привлекаться к действиям по распоряжению МЧС России и других органов управления ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления и организациями РФ.

Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб, и подразделений могут создаваться также и нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Кроме сил РСЧС, к ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Министерства обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирования в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел при ликвидации ЧС применяются в соответствии с задачами, возложенными на них законами и другими правовыми актами РФ и ее субъектов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: