Тема 10. Особенности восприятия геометрических фигур и формы предметов детьми раннего и дошкольного возраста




План темы

І. Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей.

ІІ. Этапы ознакомления детей с геометрическими фигурами.

 

І. Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей.

Выделение и познание ребенком формы предмета, как свойства, происходит в деятельности с предметами под контролем зрения и правильного отражения в речи названия формы.

До 3-х лет дети сопоставляют признак формы с конкретными предметами, т. е. каждую из фигур они воспринимают абсолютно. Дети различают геометрические фигуры только по образцу и только контрастные по форме. Контраст заключается в том, есть углы (препятствия) или нет. У детей очень низкий уровень обследования форм, так как глаз ребенка охватывает только лишь внутреннюю область фигуры, ограничиваясь беглым зрительным восприятием. Поэтому ребенок не может точно определить контур, форму фигуры. При зрительном обследовании схватываются лишь отдельные свойства фигуры, а фигура в целом не опознается. До 3-х лет неизвестные фигуры воспринимаются как знакомые предметы. Например, цилиндр-стаканчик.

В 3-5 лет под влиянием обучения дети способны выделить некоторые характерные свойства геометрических фигур в сравнении с другими фигурами (катится – не катится, есть препятствия или нет, устойчивая фигура или неустойчивая). Ребенок уже не отождествляет геометрические фигуры с предметами, а лишь сравнивает (цилиндр как стаканчик).

Дети еще не могут обобщить фигуры по форме, т.к. мешают признаки: цвет, размер, расположение в пространстве. Сложно различать близкие по форме плоские и объемные фигуры (круг-шар). Не могут сказать, что яблоко имеет форму шара.

В 5-6 лет дети способны воспринять геометрическую фигуру как эталон (мяч – шар, тарелка – круг), т.е. абстрагировать признак формы от других признаков предметов (цвета, величины, расположения в пространстве, пропорций частей). Способны различать близкие по форме плоские и объемные фигуры. Могут устанавливать связь между свойствами фигуры и ее названием. Дети способны провести обобщение по форме.

 

ІІ. Этапы ознакомления детей с геометрическими фигурами

1-й этап (до трех лет). Название геометрических фигур вводится в пассивный словарь детей. Организуется выполнение характерных действий с предметами разной формы. Чаще всего дети раннего возраста используют для названия формы название часто встречающегося предмета (квадрат – печенье, круг – солнышко и др.). На первом этапе это допустимо. Воспитатель может повторять за ребенком это название, но обязательно должен произносить правильное название.

В 3 года название геометрических фигур постепенно переводится в активный словарь детей. Для этого детям задаются вопросы: «Что это? Как называется?» Предлагаются упражнения по нахождению фигуры по образцу, а потом и по названию.

2-й этап (3-6 лет). Детей учат осознавать свойства геометрических фигур на основе сравнения фигур между собой. Названия фигур вводятся в активный словарь. Сначала между собой сравниваются сильно контрастные фигуры одинаковой объемности и, наконец, малоконтрастные разной объемности (например, круг и шар).

Для детей 3-х-4-х лет показывают и сравнивают:

- круг и квадрат (катится – не катится, нет препятствий – есть препятствия);

- треугольник и круг;

- квадрат и треугольник (различаются по количеству углов);

- шар и куб (катится – не катится, нет препятствий – есть препятствия; можно построить башенку – нельзя построить башенку).

В 4-5 лет показывают и сравнивают:

- прямоугольник и квадрат (не все стороны равны – все стороны равны);

- овал и круг (не все оси равны – все оси равны);

- цилиндр с шаром и кубом (в одном положении цилиндр обладает свойствами шара; в другом положении – куба);

- конус и цилиндр (у конуса внизу и вверху разная толщина, у цилиндра - одинаковая, из конусов нельзя построить башенку; цилиндр линейно катится, а конус – по кругу).

В 5-6 лет показывают и сравнивают:

- ромб и квадрат (у квадрата все углы равны, у ромба не все углы равны);

-трапеция и прямоугольник (равенство углов, противоположных сторон; параллельность противоположных сторон);

- пирамида и конус (разные боковые поверхности, основания);

- овалоид и шар (овалоид катится в одном направлении, а шар – в разные стороны; у шара одинаковая толщина снизу вверх и слева направо, а у овалоида – разная толщина);

- призма четырехугольная и куб (у куба – равные ребра, у призмы – не равные);

- призмы треугольная и четырехугольная (разная форма оснований; из треугольной призмы не всегда можно построить башенку);

-овалоид и цилиндр (овалоид неустойчив в любом положении);

- сравнение плоских и объемных фигур. Круг сравниваем с шаром, квадрат – с кубом, овал – с овалоидом, прямоугольник – с призмой, прямоугольник – с цилиндром, треугольник – с конусом, треугольник – с пирамидой, с треугольной призмой.

3-ий этап (5-6 лет). Задачи формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей.

1). Учить детей обобщению фигур по форме.

Детям дается несколько моделей одной и той же фигуры, которые отличаются по различным признакам (цвет, размер, пропорции частей, расположение в пространстве). Обследуются все модели, указывается, что общего (указываются характерные признаки). Дети называют фигуры одним словом. Даются упражнения на группировку фигур (по разным основаниям).

2). Учить определять форму окружающих предметов.

Детям предлагаются самые разные предметы. Ставится вопрос: «Что общего у этих предметов?» Дети абстрагируются от остальных свойств и воспринимают форму как свойство предмета.

Упражнения:

- определить форму показанного предмета;

- ведущий называет форму, а дети должны найти (назвать) предмет такой же формы.

Игры: «Геометрическое лото», «Помоги Оле» (предлагаются карты, поделенные на клетки, в центре изображена фигура, дети отбирают карточки нужной формы и заполняют окошки); «Геометрическое домино», «Кто правильно назовет», «Кто быстрее найдет», (воспитатель называет форму, дети ищут предметы такой формы). Важно правильно отражать в речи форму предметов. Варианты названий:

1. Для названия формы предмета используется название геометрической фигуры (шкаф имеет форму четырехугольной призмы; поверхность стола имеет форму прямоугольника).

2. Используется прилагательное, образованное от названия геометрической фигуры (прямоугольная). Обязательно следует указывать объемная или плоская форма (поверхность стола – прямоугольная плоская; шкаф – прямоугольный объемный).

Литература

1. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников. В 2ч. – Брест: Изд-во БрГУ, 1ч. - 2006. -46с; 2ч. - 2007. -68с.

2. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: