Тема 26. Диагностика компетентности дошкольников в области предматематики




План темы

І. Общие вопросы диагностики уровня математического развития дошкольников.

ІІ. Диагностика компетенции дошкольников в образовательной области «Элементарные математические представления».

ІІІ. Игровые диагностические задания.

ІV. Оценка и оформление результатов диагностики.

V. Примерный перечень знаний, умений, навыков, показателей познавательного развития ребенка разных возрастных периодов.

І. Общие вопросы диагностики уровня математического развития дошкольников

Цели и задачи диагностики развития детей дошкольного возраста: увидеть и проследить процесс развития каждого ребенка; заметить проблемы; как можно раньше наметить пути их устранения; провести профилактику возможных нежелательных явлений; профессионально грамотно организовать педагогический процесс, качество которого зависит от объективной оценки его результатов.

Возможность и необходимость проведения диагностики подтверждается основными принципами, на которых строится работа по учебной программе дошкольного образования. Реализация принципов гуманизации, природосообразности и индивидуализации предполагает уделять особое внимание к диагностическому и коррекционному аспекту педагогической деятельности, изучать индивидуальные особенности детей, учитывать их при руководстве деятельностью ребенка.

На современном этапе становления и развития системы образования в организации педагогической деятельности в дошкольных учреждениях существует ряд проблем.

Зачастую педагогические работники не осознают назначения, цели, сущности, модели использования педагогической диагностики.

Практическое затруднение вызывают ответы на вопросы: «Что нужно диагностировать?», «С какой целью?», «При помощи чего?», «Как и где фиксировать результаты?», «Как использовать полученные данные?» и другие.

Часто организация педагогической диагностики сводится к навешиванию на ребенка ярлыка в виде уровня развития «высокий», «средний», «низкий».

На практике встречается проведение диагностики специалистами, непосредственно не участвующими в образовательном процессе, администрацией с целью контроля и использования результатов в качестве оценки деятельности воспитателя. Педагогами дошкольных учреждений применяется инструментарий, который не является научно апробированным. При организации диагностики не в полной мере используется метод наблюдения, отдается предпочтение диагностическим заданиям, беседам, опросам детей.

Негативные последствия данных педагогических ошибок при проведении диагностики оказываются неисправимыми. Необходимо помнить, что ребенок – это не объект бесцеремонного изучения и исследования, потому что его психика находится в стадии стремительного развития и поэтому при изучении ребенка необходимо пользоваться определенными правилами, владеть сущностью педагогической диагностики.

Предлагаемый материал составлен на основе Письма Министерства образования Республики Беларусь № 10-5/3 от 27.05.2004 г. «О педагогической диагностике в системе образования Республики Беларусь», научных разработок по вопросам педагогической диагностики кандидата педагогических наук, доцента Ирины Владимировны Житко.

Дана педагогическая диагностика, разработанная на основе программы воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении «Пралеска». В диагностике представлены уровни компетентности детей и игровые диагностические задания. Данный практический материал защищен в науке и апробирован на практике. Использование представленных материалов позволит предупредить некомпетентную организацию педагогической диагностики, разъяснить ее отдельные позиции, выработать единые подходы к организации и проведению.

У практических работников дошкольных учреждений наиболее часто возникают следующие вопросы:

Вопрос: Что такое диагностика?

Ответ: Слово «диагностика» происходит от греч.diagnosis и определяется как распознавание, постановка диагноза.

Вопрос: Каково главное назначение педагогической диагностики?

Ответ: Главным назначением педагогической диагностики является получение материала для определения оптимальных условий для жизни и деятельности каждого ребенка на основе дифференциации.

Вопрос: Что включает в себя диагностическая процедура?

Ответ: Диагностическая процедура включает в себя:

■ постановку цели;

■ определение критериев и показателей;

■ отбор соответствующих методов изучения;

■ реализацию методов;

■ фиксацию результатов;

■ анализ собранной информации и соотнесение ее с научно описанным уровнем;

Вопрос: Какие методы целесообразно использовать при проведении педагогической диагностики?

Ответ: При проведении педагогической диагностики можно использовать:

■ наблюдение;

■ игру;

■ диагностические задания;

■ педагогические ситуации;

■ беседу, опрос;

■ анализ результатов детской деятельности.

Вопрос: Какие виды и типы педагогической диагностики используются в образовательном процессе? Как их использовать в практике работы?

Ответ: Начальный вид диагностики проводится, если воспитатель ранее не работал с группой детей или конкретным ребенком и ему необходимо проверить проявления показателей по всем уровням. При организации данного вида используется комплексный вид диагностики, инструментарием которого является диагностическая игра или диагностическое занятие.

Текущая диагностика проводится для корректировки определенной цели, определения задач на следующий период. Для данного вида диагностики используется тематический тип, инструментарием которого является диагностические игры по отдельным темам, беседы, диагностические задания, опрос.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года с целью постановки задач на следующий период. Она может выступать в виде комплексного типа диагностики.

Вопрос: В какой возрастной группе обязательно проводить комплексную диагностику? С чем это связано?

Ответ: Ученые Беларуси, которые придерживаются мировых тенденций в психологической науке, включают объект диагностики в переходные периоды: от младенческого к раннему дошкольному, от преддошкольного к дошкольному, от дошкольного к школьному. Следовательно, комплексная диагностика проводится в 3 года, 5 лет, 6 лет.

Вопрос: Что такое критерии и показатели, выделяемые в педагогической диагностике?

Ответ: Критерий – это признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки, суждение.[1] Например, в качестве критериев выделяются: самостоятельность в действиях, адекватность действия или речевого высказывания по педагогическому заданию или заданному вопросу, наличие знаний.

Показатель – данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-либо. В качестве показателей сформированности культурно-гигиенических навыков дошкольников можно выделить: уход за своим телом, культуру еды, бережное отношение к вещам и др.

Вопрос: Каким образом в педагогической диагностике идет сравнение по определенным критериям и показателям?

Ответ: В педагогической диагностике идет сравнение по личностному и нормативному критериям. По личностному критерию идет сравнение ребенка с самим собой. Каким он был вчера и каким он стал сегодня. По нормативному критерию проявляется сравнение с описанием стандарта или определенной нормой.

Вопрос: Кто непосредственно организует и проводит педагогическую диагностику компетентности дошкольников в различных областях знаний?

Ответ: Непосредственно организует и проводит педагогическую диагностику педагог, работающий с детьми, – воспитатель.

Вопрос: Что такое компетентность дошкольников в образовательных областях?

Ответ: В педагогической и психологической литературе компетентность дошкольников соотносят с направлением развития ребенка, названием раздела в образовательной программе или сочетанием того и другого. В термин компетентность включается уровень сформированность знаний, умений, навыков. Судить о компетентности можно по проявлениям (показателям) ребенка.

Вопрос: Как оформляются результаты диагностики?

Ответ: Результаты диагностики оформляются протоколами оценки уровня компетентности по различным разделам программы, их данные ежегодно заносятся в карту педагогической диагностики, которая является индивидуальной программой для каждого ребенка.

Примерные варианты использования диагностических процедур

В данной части практического материала представлены процедуры использования педагогической диагностики в зависимости от определенной цели. Результаты диагностики могут быть использованы в качестве основы для постановки образовательных задач для группы в целом или для каждого ребенка в отдельности, для внесения корректив в образовательные цели, определения эффективности проведенной работы.

Процедуры проведения диагностики не всегда понятны воспитателем, поэтому предложенный материал может использоваться заместителями заведующих по основной деятельности для методической работы с кадрами по вопросам организации и проведения педагогической диагностики.

Процедура 1.

Диагностика проводится в том случае, если педагог ранее не работал с детьми и проверить надо проявление показателей по всем направлениям образовательной работы.

1. Цель: определить компетентность дошкольников, согласно объему, определенному программой «Пралеска» в следующих областях знаний: развитие речи, математика, изобразительная деятельность, ознакомление с природой и обществом, игровая и трудовая деятельность с целью постановки задач в группе «Почемучки» (четвертый год жизни)

2. Вид диагностики: начальная.

3. Показатели математической компетентности ребенка

  №п/п Показатели Критерии Оценка уровней речевого развития
  Понимание вопроса «сколько»? ■ Ребенок самостоятельно и правильно выполняет задания (3 балла); ■ ребенок выполняет задание при поддержке взрослого (2 балла); ■ ребенок ошибается в определении действий даже при поддержке взрослого (1 балл) Высокий уровень – 3 - 2,5 балла; Средний уровень – 2,4 - 1,9 баллов; Низкий уровень –1,8 - 1балл; Для определения уровня необходимо суммировать баллы и разделить на количество вопросов
  Понимание смысла слов «три», «два», «один»    
  Умение устанавливать взаимное соответствие между элементами группы предметов    
  Наличие навыков показа величины    
  Наличие навыка сравнения по величине и построения сериационного ряда    
  Знание расположения частей своего тела    
  Понимание выражений, обозначающих некоторые пространственные положения на листе бумаги    
  Знание того, что бывает утром, днем, вечером, ночью    

 

В зависимости от цели определяются показатели компетентности ребенка по остальным образовательным областям. Методы реализации:

■ Игровые диагностические задания для детей 2-й младшей группы (четвертый год жизни) №1, №2,№3,№4,№5, (см. п. 4-й).

■ Театрализованная игра «Три медведя» для определения уровня математической компетентности.

4. Срок реализации: сентябрь

5. Анализ информации: заполнение протоколов, анализ количественных данных, соотнесение данных с научно описанными уровнями, определение перспективных задач, планирование работы.

Процедура 2. Диагностика проводится в том случае, если педагог постоянно проводит образовательную работу с детьми, наблюдение во время проведения занятий, совместной и самостоятельной деятельности. В этом случае воспитатель на основе имеющихся данных учета и анализа образовательной работы относит ребенка к тому или иному уровню развития. Если в оценке какого-либо показателя у воспитателя есть сомнения, то проводится уточняющая диагностика.

1. Цель: уточнить компетентность дошкольников группы «Почемучки» (пятый год жизни) в образовательной области «Математика» с целью корректировки планирования образовательной работы с детьми.

2. Вид диагностики: текущая.

Показатели компетентности ребенка для уточняющей диагностики.

ІІ. Диагностика компетенции дошкольников в образовательной области «Элементарные математические представления»

Разработчик – Житко И. В

2-я младшая группа (четвертый год жизни)

В соответствии с данными позициями нами выделяются три уровня компетенции детей 3 лет в образовательной области “Элементарные математические представления”: высокий, средний и низкий. Все три уровня являются проявлением нормального развития ребенка, показывают лишь его персональные достижения в выделенной образовательной области и позволяют построить педагогический процесс индивидуально ориентировано.

КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ

 
Высокий уровень Ребенок самостоятельно · отвечает на вопрос “сколько?” словами “много”, “один”; “ни одного”, не пользуясь счётом; · устанавливает без ошибок соответствие между элементами двух множеств (один к одному); · с помощью собственных рук показывает высоту предметов (поднимает и опускает руки), величину в целом (круговые движения рук); · практически сравнивая 3-5 предметов, “строит” сериационный ряд, не допускает ошибок; · узнает среди других, действует (строит, манипулирует, подбирает такие же) с кругом, ромбом, шаром, пирамидой… и т.д. Без ошибок выполняет задания типа “Принеси круг, дай мне ромб, шар, пирамиду… и т.д.” со следующими геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, призма, конус, пирамида, овоид; · по просьбе взрослого показывает на себе, взрослом, кукле части тела и детали отдельных частей тела; · правильно выполняет задания, связанные с называнием и размещением предметов (изображений) в середине листа, рядом с …, возле …, в уголке листа, вверху, внизу; · знает, что бывает с ним утром (он просыпается, встаёт, идёт в детский сад), днём (обедает, гуляет), ночью (спит), вечером (его забирают из детского сада, он идёт домой). Средний уровень Ребенок с помощью взрослого: · отвечает на вопрос “сколько?” словами “много”, “один”, “ни одного”; · не пользуясь счетом, устанавливает без ошибок соответствие между элементами двух множеств (один к одному); · с помощью собственных рук показывает высоту предметов (поднимает и опускает руки), величину в целом (круговые движения рук); · практически сравнивая 3-5 предметов, “строит” сериационный ряд, иногда допускает ошибки; · узнаёт среди других, действует (строит, манипулирует, подбирает такие же) с геометрическими фигурами. Иногда с ошибками выполняет задания типа “Принеси круг, дай мне ромб, шар, пирамиду и т.д.” со следующими геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, призма, конус, пирамида, овоид; · по просьбе взрослого показывает на себе, взрослом, кукле части тела и детали отдельных частей тела; · иногда допускает ошибки при выполнении заданий, связанных с называнием и размещением предметов (изображений) в середине листа, рядом с …, возле …, в уголке листа, вверху, внизу. · знает, что бывает с ним утром (он просыпается, встаёт, идёт в детский сад), днём (обедает, гуляет), ночью (спит), вечером (его забирают из детского сада, он идёт домой). Низкий уровень · отвечает на вопрос “сколько?” словами “много”, “один”; использует в речи слова “ни одного”, “один”; допускает ошибки; · устанавливает без ошибок соответствие между элементами двух множеств (один к одному); · с помощью собственных рук показывает высоту предметов (поднимает и опускает руки), величину в целом (круговые движения рук); · практически сравнивая 3-5 предметов, “строит” сериационный ряд, при этом допускает ошибки; · узнаёт среди других, действует (строит, манипулирует, подбирает такие же) с геометрическими фигурами; не выполняет задания типа “Принеси круг, дай мне ромб, шар, пирамиду и т.д.” со следующими геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, призма, конус, пирамида, овоид; · по просьбе взрослого показывает на себе, взрослом, кукле части тела и детали отдельных частей тела; · допускает ошибки при выполнении заданий, связанных с называнием и размещением предметов (изображений) в середине листа, рядом с …, возле …, в уголке листа, вверху, внизу; · знает, что бывает с ним утром (он просыпается, встаёт, идёт в детский сад), днём (обедает, гуляет), ночью (спит), вечером (его забирают из детского сада, он идёт домой).

Воспитатель наблюдает детскую деятельность и на этой основе относит ребенка к тому или иному уровню. Если в оценке какого-либо показателя у воспитателя есть сомнения, то именно по этому показателю проводится уточняющая диагностика. Диагностическим средством выступает игра или игровое задание.

 

 

  Показатель Название игры
1. Понимание вопроса “Сколько?”   “Испекла бабушка оладушки”, “Дай мне, я – тебе”
2. Умение устанавливать взаимное соответствие между элементами группы “Оденем кукол на прогулку”
3. Умение показывать величину “Каравай”
4. Навык сравнения по величине и построения сериационного ряда “Собери пирамидку (матрешку)”
5. Узнавание и действие с геометрическими фигурами “Найди и принеси”
6. Знание расположения частей своего тела “Покажи нос…”
7. Понимание выражений, обозначающих некоторые пространственные положения на листе бумаги “Прогулка Матрешки”
8. Знание собственных действий в разные части суток “Когда это бывает?”

 

Средняя группа (пятый год жизни)

В период от 4 до 5 лет у детей формируются основные действия (счет, сравнение, обследование, сериация), элементарные математические представления в области знаний о количестве, о величине, о пространстве, о времени и о геометрических фигурах.

КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ

Высокий уровень Ребенок самостоятельно: 1) находит “много” и “один” предметов в ближнем окружении (группе); 2) сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счета (наложением, приложением, графически); 3) считает количественным счетом в пределах 5-7-10 про себя без ошибок; 4) верно определяет порядковое место предмета в ряду, считая по порядку слева - направо и справа – налево; 5) узнает все цифры (в пределах изученных чисел); 6) называет и показывает параметры величины (длина, ширина, высота, толщина), величину в целом; 7) сравнивает предметы по двум параметрам и по величине в целом практически и на глаз. Правильно оформляет результат сравнения речью; 8) грамотно оформляет речью величинные отношения между элементами сериационного ряда, построенного по образцу или по правилу (по двум параметрам одновременно) из 3-5 предметов; 9) узнает все геометрические фигуры, правильно их называет, определяет форму предмета; 10) правильно называет все части тела, выделяет при этом правую и левую стороны; 11) правильно определяет предметы, расположенные сверху, снизу, впереди, сзади, справа и слева от себя; 12) правильно называет последовательность частей суток.  
Средний уровень Ребенок с помощью взрослого 1) находит “много” и “один” предметов в ближнем окружении (группе); 2) сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счета (наложением, приложением, графически); 3) считает количественным счетом в пределах 5-7-10 про себя с ошибками, исправляет их при счете вслух; 4) определяет место предмета в ряду, считая по порядку слева направо и справа налево; 5) узнает цифры (в пределах изученных чисел); 6) называет и показывает параметры величины (длина, ширина, высота, толщина), величину в целом; 7) сравнивает предметы по одному-двум параметрам и по величине в целом практически и на глаз. Имеют место ошибки в оформлении результата сравнения речью. Исправляет их с помощью взрослого; 8) есть ошибки в оформлении речью величинных отношений между элементами сериационного ряда, построенного по образцу или по правилу (по одному - двум параметрам одновременно) из 3-5 предметов. Исправляет ошибки с помощью взрослого; 9) узнает все геометрические фигуры, иногда ошибается в их назывании, иногда ошибается при определении формы предмета; 10) допускает ошибки в разделении правой и левой сторон тела; 11) определяет предметы, расположенные сверху, снизу, впереди, сзади, справа и слева от себя; 12) называет последовательность частей суток.  
Низкий уровень 1) находит “много” и “один” предметов только в специально выделенном участке ближнего окружения (группы); 2) сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счета наложением; 3) допускает ошибки при количественном счете в пределах 5-7-10 и про себя, и вслух; 4) допускает ошибки при определении порядкового места предмета в ряду, считая по порядку слева - направо и справа – налево; 5) узнает менее половины изученных цифр; 6) даже с помощью взрослого затрудняется в назывании и показе параметров величины (длина, ширина, высота, толщина); 7) сравнивает предметы по одному параметру и по величине в целом практически и на глаз. Имеют место ошибки в оформлении результата сравнения речью; 8) строит сериационный ряд из 3-5 предметов по образцу (по одному параметру). Допускает ошибки в речевом оформлении величинных отношений между элементами ряда; 9) узнает и правильно называет менее половины изученных геометрических фигуры, ошибается в определении формы предмета; 10) не различает правую и левую стороны тела; 11) определяет предметы, расположенные сверху, снизу, впереди, сзади. Ошибается в определении предметов, расположенных справа и слева от себя; 12) знает названия частей суток, но ошибается в назывании их последовательности.
     

Игровые диагностические задания

 

  Показатель Название игры
1. 1 Умение находить “много” и “один” предметов в ближнем окружении (группе) Кто точнее назовет
2. 2 Умение устанавливать взаимное соответствие между группами предметов практическим путем К нам гости пришли
3. 3 Умение считать количественным счетом Найди пару (пазлы)
4. Умение определять порядковое место предмета в ряду, считая порядковым счетом Что изменилось
5. Знание цифр Найди пару (пазлы)
6. Умение показывать и называть параметры величины, величину в целом Правильно скажи и покажи
7. Навык сравнения по величине и построения сериационного ряда; оформление результата сравнения речью Достань угощение
8. Оформление речью отношений между элементами сериационного ряда Достань угощение
9. Знание геометрических фигур, умение определять форму предмета Геометрическое лото
10. Знание расположения частей своего тела; выделение правой и левой стороны Топни-хлопни
11. Умение определять расположение предметов от себя Расскажи, где стоишь
12. 4 Знание последовательности частей суток Назови следующий

Старшая группа

В соответствии с Государственным стандартом “Дошкольное образование. Готовность к школе” выявляются уровни сформированности математических представлений детей шестого года жизни.

КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ

Высокий уровень

Самостоятельно:

1) классифицирует предметы (явления) по 4 признакам одновременно;

2) определяет среди групп из 2 и более предметов (явлений) равные, большие, меньшие;

3) считает без ошибок до 10 про себя;

4) определяет место предмета в ряду;

5) без ошибок называет цифры от 0 до 9;

6) знает, что обозначает цифра;

7) определяет связи и отношения между смежными числами натурального ряда;

8) измеряет с помощью условной мерки линейные протяженности, количество жидких и сыпучих тел;

9) безошибочно раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания. Правильно речью оформляет отношения между элементами ряда;

10) называет правильно круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр;

11) правильно определяет положение предметов относительно себя и других объектов;

12) без ошибок называет последовательность дней недели, месяцев в году, пор года;

13) объединяет квадрат, прямоугольник, трапецию, ромб единым названием “четырехугольник”, объясняет почему;

14) группирует цифры по сходству признаков, по различию признаков;

15) называет знаки: +, -, =, > <, использует их адекватно поставленной проблеме;

16) знает состав чисел до пяти из единиц;

17) знает состав чисел до 10 из двух меньших чисел. Достаточный уровень

Самостоятельно:

1) классифицирует предметы (явления) по 2–3 признакам одновременно;

2) определяет среди групп из 2 и более предметов (явлений) равные, большие, меньшие;

3) считает без ошибок до 10 про себя;

4) определяет место предмета в ряду;

5) без ошибок называет цифры от 0 до 9;

6) знает, что обозначает цифра;

7) определяет связи и отношения между смежными числами натурального ряда;

8) измеряет с помощью условной мерки линейные протяженности, количество жидких и сыпучих тел;

9) безошибочно раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания. Правильно оформляет речью отношения между элементами ряда;

10) называет правильно круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр;

11) правильно определяет положение предметов относительно себя и других объектов;

12) без ошибок называет последовательность дней недели, месяцев в году, пор года;

13) объединяет квадрат, прямоугольник, трапецию, ромб единым названием “четырехугольник”, объясняет почему.

Средний уровень

С помощью взрослого:

1) классифицирует предметы (явления) по 2 признакам одновременно;

2) определяет среди групп из 2 и более предметов (явлений) равные, большие, меньшие;

3) при счете про себя допускает ошибки (до 10), при счете вслух исправляет их;

4) может допускать ошибки при определении места предмета в ряду;

5) называет цифры от 0 до 9;

6) знает, что обозначает цифра;

7) определяет связи и отношения между смежными числами натурального ряда;

8) измеряет с помощью условной мерки линейные протяженности, количество жидких и сыпучих тел;

9) раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания. Оформляет речью отношения между элементами ряда;

10) называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр;

11) определяет положение предметов относительно себя и других объектов;

12) называет последовательность дней недели, месяцев в году, пор года;

13) объединяет квадрат, прямоугольник, трапецию, ромб единым названием “четырехугольник”, объясняет почему.

Низкий уровень

С помощью взрослого:

1) классифицирует предметы (явления) по выделенному признаку;

2) определяет среди групп из 2 и более предметов (явлений) равные, большие, меньшие;

3) при счете про себя допускает ошибки (до 10), при счете вслух тоже допускает ошибки;

4) допускает ошибки при определении места предмета в ряду;

5) узнает цифры от 0 до 9, путает названия;

6) знает, что обозначает цифра;

7) допускает ошибки при определении связей и отношений между смежными числами натурального ряда;

8) допускает ошибки в действиях при измерении с помощью условной мерки линейные протяженности, количество жидких и сыпучих тел;

9) раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания. Допускает ошибки при оформлении речью отношений между элементами ряда;

10) называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб;

11) допускает ошибки при определении положения предметов относительно себя и других объектов;

12) допускает ошибки в назывании последовательности дней недели, месяцев в году, пор года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: