ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ




Министерство науки и образования Российской Федерации

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ленинградский государственный университет

Имени А.С. Пушкина

Факультет психологии

Кафедра теории и методики обучения и воспитания

Утверждаю

Проректор по научной работе

Мальцева Т.В.

___________________________

ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА, ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 05070865 -

Учитель начальных классов

Специализация: педагогика

И методика начального образования

Санкт-Петербург

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Педагогика и методика начального образования

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основания проведения практики:

Производственная практика для студентов ЛГУ имени А.С. Пушкина является одним из важнейших этапов учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию профессиональных умений и навыков специалистов-педагогов.

В процессе производственной практики студенты углубляют свои знания и совершенствуют профессиональные умения, осуществляя разностороннюю педагогическую деятельность.

Практика организуется и проводится в соответствии с учебным планом специальности «031200 – Педагогика и методика начального образования» на 4 курсе, продолжительность 4 недели.

 

Цели практики:

Производственная практика обеспечивает приобретение и закрепление практических навыков профессиональной деятельности в должности учителя начальных классов.

 

Задачи практики:

· закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;

· ознакомление студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в школе;

· формирование и совершенствование профессионально-педагогических умений студентов по осуществлению разнообразных форм образовательно-воспитательной работы;

· овладение студентами методами, приемами и средствами проведения уроков, занятий, а также навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

· обучение студентов творческому применению на практике знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик.

 

 

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Первым этапом производственной практики является установочная конференция, на которой студентам объявляется о целях и задачах практики, обязанностях студента-практиканта и составляется индивидуальный план практики на весь период.

В план включаются виды работ, предусмотренные программой производственной практики, определяются сроки их выполнения. План практики утверждается руководителем практики от кафедры, согласовывается с непосредственным руководителем практики от организации.

Задачи производственной практики:

· совершенствование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результатов;

· овладение студентами методами, приемами и средствами проведения уроков, занятий, а также навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

· обучение студентов творческому применению на практике знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик.

Студенты – практиканты обязаны:

· в соответствии с программой практики составить индивидуальный план работы, выполнить его в полном объеме и в установленные сроки;

· изучать нормативные документы, методические рекомендации и т.д., регламентирующие деятельность учителя начальных классов;

· проявлять организованность, инициативу;

· регулярно отчитываться перед непосредственным руководителем практики о проделанной работе;

· вести дневник практики;

· сдать дневник и отчет о прохождении практики на кафедру, в сроки, определенные индивидуальным планом.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Студентам – практикантам во время практики необходимо:

 

Ознакомиться со следующими видами деятельности:

 

· с организацией учебно-воспитательного процесса в классе, с работой учителей (изучают методический фонд класса, школы, технические средства и наглядные пособия, календарно-тематические планы, поурочные планы и конспекты уроков учителей)

· с организацией учебной деятельности детей;

· с методами и приемами формирования в реальном педагогическом процессе отношений «учитель – ученик»;

· с методами выявления уровня знаний и умений детей в области устной речи, чтения, письма, счета, рисования, их представлений о явлениях природы и общественной жизни и других известных им сведений, имеющихся навыков, характеризующих уровень их развития;

· с особенностью работы с родителями и с проведением родительских собраний.

 

 

Изучить:

· функциональные обязанности учителя начальных классов в школе;

· основные направления деятельности учителя начальных классов.

 

Принять участие:

· в изучении уровня знаний, умений, навыков и представлений у школьников;

· в подготовке учебных занятий (изготовлении наглядных пособий, раздаточного материала, подписывании тетрадей и прописей);

· в организационных мероприятиях (экскурсии по школе; приеме и проводах детей до дома, проведении перемен; организации питания; проведении физкультминуток и др.);

· в индивидуальной работе с родителями.

Овладеть умениями:

· работать с методической литературой, школьными учебниками и программами, творчески отбирать материал, наглядные пособия и ТСО к урокам и занятиям;

· выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения уроков и внеклассных занятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;

· планировать уроки и внеклассные занятия по предмету, разрабатывать конспекты уроков и внеклассных занятий;

· разрабатывать и изготовлять наглядные пособия, дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям;

· проводить диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся, сформированности у школьников знаний, умений и навыков по предмету или общеучебных умений и навыков;

· разрабатывать и проводить воспитательные мероприятия: классные часы, беседы, вечера, праздники, экскурсии, посещение театра и пр.

· проводить совместно с классным руководителем работу с родителями

· осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, а также анализировать пробные уроки и внеклассные занятия других практикантов.

В процессе практики у студентов должны быть сформированы умения наблюдать и анализировать деятельность учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Студенты получают определенный опыт общения с младшими школьниками и их родителями. В ходе практики студенты ведут дневник педагогической практики.

 

Подготовительный этап. На установочной конференции студенты знакомятся с задачами и содержанием производственной практики, получают задания по педагогике, психологии, методикам русского языка и математики, знакомятся с техникой их выполнения и обработки полученных результатов. Целесообразно, чтобы студенты побывали не только в одном классе, а смогли хотя бы два- три урока посмотреть в других классах и у других учителей, работающих по вариативным программам и методикам.

К проведению практики предъявляются следующие требования:

-норма классно-урочных и внеклассных занятий должна быть выполнена каждым практикантом полностью;

-практика каждого студента проводится в разных классах начальной школы, по разным предметам, желательно по разным вариантам школьного учебного плана и учебных программ разных типов;

-консультации и руководство со стороны школы и педагогического учебного заведения должны быть регулярными;

-подготовка к уроку, его проведение и анализ – три равнозначных этапа процесса профессиональной подготовки, поэтому требовательность к ним должна быть одинаковой.

В процессе подготовки студентов к проведению пробных уроков следует помнить о типичных трудностях, характерных для обучающей деятельности учителя:

· недостаточность сбалансированности обучающих задач с развивающим и воспитывающими, глобальных с конкретными;

· неумение видеть ребенка как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития;

· неумение работать с учебным материалом по новой программе, слепое копирование методических разработок, действие путем заучивания и ведущую к перегрузке памяти учащихся;

· преувеличение роли успеваемости в оценке личности учащегося.

 

Основной этап

На основном этапе производственной практики студентам необходимо:

1. Осуществлять всю систему образовательно-воспитательной деятельности учителя начальных классов:

· разрабатывать и проводить уроки по учебным предметам;

· ежедневно проверять тетради по русскому языку и математике;

· подготовить и провести по одной контрольной работе по русскому языку и математике, проанализировать их результат;

· участвовать в подготовке и проведении родительского собрания;

· проводить факультативные занятия по интересам учащихся и внеклассные занятия по предметам;

· выполнять все обязанности учителя как классного руководителя

(по согласованию с учителем).

2. Осуществлять научно-исследовательскую работу по курсовой работе. Обязательным является изучение состояния какой-либо воспитательной или образовательной проблемы. Возможна апробация средств решения выбранной проблемы (в соответствии с темой курсового исследования).

3. Собирать материал, необходимый для выполнения дополнительных заданий по учебным дисциплинам психолого-педагогического цикла.

 

В процессе подготовки к урокам студентам следует:

· Определить уровни развития у учащихся умений учиться и мотивов учебных действий;

· Сформулировать цели урока (обучающую, развивающую и воспитывающую), в том числе по формированию у учащихся умений учиться, самообразовательных умений;

· Осуществить поэтапный анализ содержания учебного материала урока, выделив понятия, правила, законы, теории и прикладные знания, а также основные (межпредметные) и специфичные для данного предмета умения; подобрать дополнительный учебный материал;

· Определить методы, средства и организационные формы обучения, методы воздействия классного коллектива и учителя на учащихся;

· Продумать характер фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной работы учащихся;

· Наметить методы контроля за деятельностью учащихся и обучения их самоконтролю и самоанализу в процессе работы.

 

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

 

Всю работу, проделанную студентом в соответствии с содержанием практики и индивидуальным планом, он отражает в «Дневнике практики». В дневнике содержится понедельный отчет о выполненной работе, заверенный руководителем.

 

По итогам практики студент сдаёт СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ:

 

1. Дневник практики с 2 фотографиями, на которых студент проводит урок или классный час.

2. Общую характеристику класса, на базе которого проводилась воспитательная работа и часть уроков.

3. Протокольные записи пяти просмотренных уроков и их анализ;

4. Конспекты разработанных уроков: по 2 урока математики, русского языка, чтения, природоведения. По 1 уроку других дисциплин. Уроки должны быть проведены не менее чем в двух параллелях. Конспект урока заканчивается анализом: было ли реализовано всё запланированное, всё ли удалось, каким был результат урока.

5. Анализ контрольных работ по русскому языку и математике.

6. Наглядные пособия, изготовленные во время практики (или их фото).

7. Конспект проведённого занятия кружка или факультатива с анализом его результатов.

8. Протокольную запись двух посещённых форм внеклассной или воспитательной работы с детьми и их анализ.

9. Методическую разработку одной из форм воспитательной или внеклассной работы, проведённой практикантом с анализом её эффективности.

10. Запись одной из форм работы с родителями с анализом.

11. Описание проведённой практикантом формы работы с родителями и оценка её эффективности.

12. Краткий анализ результатов диагностики учащихся;

13. Характеристика студента как практиканта с оценкой за практику, подписанная руководителем практики от организации.

 

Кафедра организует защиту отчётов по результатам практики на конференции по итогам практики.

 

На защите студенты должны доложить:

1) как они организовали свою работу во время прохождения практики;

2) насколько полно выполнили индивидуальные планы;

3) какие встретили трудности;

4) обосновать принятые решения и другие действия, которые осуществлены в период практики;

5) предложения по совершенствованию производственной практики.

 

Итоговая оценка выставляется на основании отчётных материалов, представленных студентом, характеристики, отзывов методических руководителей практики и защиты результатов практики на комиссии.

После проверки документации выставляется итоговая оценка, которая учитывает качество выполненной работы, степень самостоятельности студента и своевременность подготовки документации.

 

Студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв о работе и неудовлетворительную оценку, считаются неуспевающими и не переводятся на следующий курс.

Результаты защиты производственной практики отражаются в ведомости и зачетных книжках студентов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: