Министерство науки и образования Российской Федерации
Комитет общего и профессионального образования
Ленинградской области
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Ленинградский государственный университет
Имени А.С. Пушкина
Факультет психологии
Кафедра теории и методики обучения и воспитания
Утверждаю
Проректор по научной работе
Мальцева Т.В.
___________________________
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА, ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 05070865 -
Учитель начальных классов
Специализация: педагогика
И методика начального образования
Санкт-Петербург
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Педагогика и методика начального образования
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основания проведения практики:
Производственная практика для студентов ЛГУ имени А.С. Пушкина является одним из важнейших этапов учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию профессиональных умений и навыков специалистов-педагогов.
В процессе производственной практики студенты углубляют свои знания и совершенствуют профессиональные умения, осуществляя разностороннюю педагогическую деятельность.
Практика организуется и проводится в соответствии с учебным планом специальности «031200 – Педагогика и методика начального образования» на 4 курсе, продолжительность 4 недели.
Цели практики:
Производственная практика обеспечивает приобретение и закрепление практических навыков профессиональной деятельности в должности учителя начальных классов.
Задачи практики:
· закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
· ознакомление студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в школе;
· формирование и совершенствование профессионально-педагогических умений студентов по осуществлению разнообразных форм образовательно-воспитательной работы;
· овладение студентами методами, приемами и средствами проведения уроков, занятий, а также навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
· обучение студентов творческому применению на практике знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик.
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Первым этапом производственной практики является установочная конференция, на которой студентам объявляется о целях и задачах практики, обязанностях студента-практиканта и составляется индивидуальный план практики на весь период.
В план включаются виды работ, предусмотренные программой производственной практики, определяются сроки их выполнения. План практики утверждается руководителем практики от кафедры, согласовывается с непосредственным руководителем практики от организации.
Задачи производственной практики:
· совершенствование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результатов;
· овладение студентами методами, приемами и средствами проведения уроков, занятий, а также навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
· обучение студентов творческому применению на практике знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик.
Студенты – практиканты обязаны:
· в соответствии с программой практики составить индивидуальный план работы, выполнить его в полном объеме и в установленные сроки;
· изучать нормативные документы, методические рекомендации и т.д., регламентирующие деятельность учителя начальных классов;
· проявлять организованность, инициативу;
· регулярно отчитываться перед непосредственным руководителем практики о проделанной работе;
· вести дневник практики;
· сдать дневник и отчет о прохождении практики на кафедру, в сроки, определенные индивидуальным планом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Студентам – практикантам во время практики необходимо:
Ознакомиться со следующими видами деятельности:
· с организацией учебно-воспитательного процесса в классе, с работой учителей (изучают методический фонд класса, школы, технические средства и наглядные пособия, календарно-тематические планы, поурочные планы и конспекты уроков учителей)
· с организацией учебной деятельности детей;
· с методами и приемами формирования в реальном педагогическом процессе отношений «учитель – ученик»;
· с методами выявления уровня знаний и умений детей в области устной речи, чтения, письма, счета, рисования, их представлений о явлениях природы и общественной жизни и других известных им сведений, имеющихся навыков, характеризующих уровень их развития;
· с особенностью работы с родителями и с проведением родительских собраний.
Изучить:
· функциональные обязанности учителя начальных классов в школе;
· основные направления деятельности учителя начальных классов.
Принять участие:
· в изучении уровня знаний, умений, навыков и представлений у школьников;
· в подготовке учебных занятий (изготовлении наглядных пособий, раздаточного материала, подписывании тетрадей и прописей);
· в организационных мероприятиях (экскурсии по школе; приеме и проводах детей до дома, проведении перемен; организации питания; проведении физкультминуток и др.);
· в индивидуальной работе с родителями.
Овладеть умениями:
· работать с методической литературой, школьными учебниками и программами, творчески отбирать материал, наглядные пособия и ТСО к урокам и занятиям;
· выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения уроков и внеклассных занятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;
· планировать уроки и внеклассные занятия по предмету, разрабатывать конспекты уроков и внеклассных занятий;
· разрабатывать и изготовлять наглядные пособия, дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям;
· проводить диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся, сформированности у школьников знаний, умений и навыков по предмету или общеучебных умений и навыков;
· разрабатывать и проводить воспитательные мероприятия: классные часы, беседы, вечера, праздники, экскурсии, посещение театра и пр.
· проводить совместно с классным руководителем работу с родителями
· осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, а также анализировать пробные уроки и внеклассные занятия других практикантов.
В процессе практики у студентов должны быть сформированы умения наблюдать и анализировать деятельность учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Студенты получают определенный опыт общения с младшими школьниками и их родителями. В ходе практики студенты ведут дневник педагогической практики.
Подготовительный этап. На установочной конференции студенты знакомятся с задачами и содержанием производственной практики, получают задания по педагогике, психологии, методикам русского языка и математики, знакомятся с техникой их выполнения и обработки полученных результатов. Целесообразно, чтобы студенты побывали не только в одном классе, а смогли хотя бы два- три урока посмотреть в других классах и у других учителей, работающих по вариативным программам и методикам.
К проведению практики предъявляются следующие требования:
-норма классно-урочных и внеклассных занятий должна быть выполнена каждым практикантом полностью;
-практика каждого студента проводится в разных классах начальной школы, по разным предметам, желательно по разным вариантам школьного учебного плана и учебных программ разных типов;
-консультации и руководство со стороны школы и педагогического учебного заведения должны быть регулярными;
-подготовка к уроку, его проведение и анализ – три равнозначных этапа процесса профессиональной подготовки, поэтому требовательность к ним должна быть одинаковой.
В процессе подготовки студентов к проведению пробных уроков следует помнить о типичных трудностях, характерных для обучающей деятельности учителя:
· недостаточность сбалансированности обучающих задач с развивающим и воспитывающими, глобальных с конкретными;
· неумение видеть ребенка как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития;
· неумение работать с учебным материалом по новой программе, слепое копирование методических разработок, действие путем заучивания и ведущую к перегрузке памяти учащихся;
· преувеличение роли успеваемости в оценке личности учащегося.
Основной этап
На основном этапе производственной практики студентам необходимо:
1. Осуществлять всю систему образовательно-воспитательной деятельности учителя начальных классов:
· разрабатывать и проводить уроки по учебным предметам;
· ежедневно проверять тетради по русскому языку и математике;
· подготовить и провести по одной контрольной работе по русскому языку и математике, проанализировать их результат;
· участвовать в подготовке и проведении родительского собрания;
· проводить факультативные занятия по интересам учащихся и внеклассные занятия по предметам;
· выполнять все обязанности учителя как классного руководителя
(по согласованию с учителем).
2. Осуществлять научно-исследовательскую работу по курсовой работе. Обязательным является изучение состояния какой-либо воспитательной или образовательной проблемы. Возможна апробация средств решения выбранной проблемы (в соответствии с темой курсового исследования).
3. Собирать материал, необходимый для выполнения дополнительных заданий по учебным дисциплинам психолого-педагогического цикла.
В процессе подготовки к урокам студентам следует:
· Определить уровни развития у учащихся умений учиться и мотивов учебных действий;
· Сформулировать цели урока (обучающую, развивающую и воспитывающую), в том числе по формированию у учащихся умений учиться, самообразовательных умений;
· Осуществить поэтапный анализ содержания учебного материала урока, выделив понятия, правила, законы, теории и прикладные знания, а также основные (межпредметные) и специфичные для данного предмета умения; подобрать дополнительный учебный материал;
· Определить методы, средства и организационные формы обучения, методы воздействия классного коллектива и учителя на учащихся;
· Продумать характер фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной работы учащихся;
· Наметить методы контроля за деятельностью учащихся и обучения их самоконтролю и самоанализу в процессе работы.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ
Всю работу, проделанную студентом в соответствии с содержанием практики и индивидуальным планом, он отражает в «Дневнике практики». В дневнике содержится понедельный отчет о выполненной работе, заверенный руководителем.
По итогам практики студент сдаёт СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ:
1. Дневник практики с 2 фотографиями, на которых студент проводит урок или классный час.
2. Общую характеристику класса, на базе которого проводилась воспитательная работа и часть уроков.
3. Протокольные записи пяти просмотренных уроков и их анализ;
4. Конспекты разработанных уроков: по 2 урока математики, русского языка, чтения, природоведения. По 1 уроку других дисциплин. Уроки должны быть проведены не менее чем в двух параллелях. Конспект урока заканчивается анализом: было ли реализовано всё запланированное, всё ли удалось, каким был результат урока.
5. Анализ контрольных работ по русскому языку и математике.
6. Наглядные пособия, изготовленные во время практики (или их фото).
7. Конспект проведённого занятия кружка или факультатива с анализом его результатов.
8. Протокольную запись двух посещённых форм внеклассной или воспитательной работы с детьми и их анализ.
9. Методическую разработку одной из форм воспитательной или внеклассной работы, проведённой практикантом с анализом её эффективности.
10. Запись одной из форм работы с родителями с анализом.
11. Описание проведённой практикантом формы работы с родителями и оценка её эффективности.
12. Краткий анализ результатов диагностики учащихся;
13. Характеристика студента как практиканта с оценкой за практику, подписанная руководителем практики от организации.
Кафедра организует защиту отчётов по результатам практики на конференции по итогам практики.
На защите студенты должны доложить:
1) как они организовали свою работу во время прохождения практики;
2) насколько полно выполнили индивидуальные планы;
3) какие встретили трудности;
4) обосновать принятые решения и другие действия, которые осуществлены в период практики;
5) предложения по совершенствованию производственной практики.
Итоговая оценка выставляется на основании отчётных материалов, представленных студентом, характеристики, отзывов методических руководителей практики и защиты результатов практики на комиссии.
После проверки документации выставляется итоговая оценка, которая учитывает качество выполненной работы, степень самостоятельности студента и своевременность подготовки документации.
Студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв о работе и неудовлетворительную оценку, считаются неуспевающими и не переводятся на следующий курс.
Результаты защиты производственной практики отражаются в ведомости и зачетных книжках студентов.