Глава 3. Примеры технологий развития творческого потенциала




 

Чтобы понять, как технологии внедряются в развитие творческого потенциала личности, приведем несколько примеров реально существующих проектов, направленных на развитие творческого потенциала

Один из проектов, работающих в нужном нам направлении, осуществляется с 2004 года в формате полевого образовательного лагеря для российских школьников и студентов. Это проект «Летняя школа». Летняя школа включает в себя множество тематических мастерских. Среди профилей: экология, IT, дизайн, философия, медицина, география, естественные науки для школьников, социальные науки для школьников, психология, документальное кино, научная, социальная, репортажная и фото-журналистика.

Проект проводится в течение 4-5 недель в июле-августе. Оно представляет собой палаточный лагерь и стационарные хорошо оснащённые помещения для учебной и проектной работы. Основная часть дня в Летней Школе посвящена лекциям, семинарам, полевой работе и работе над проектами.

Также проводятся круглые столы и экскурсии в научные институты, телемосты. Кроме лекций мастерских существуют лекции для всей школы без разделения на мастерские.

Помимо учебной программы существует и культурная программа: на Школе проводятся праздники, концерты, фотовыставки, кинопросмотры и открытые презентации работ мастерских.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу о том, что этот проект является технологией, так как включает в себя множество различных форм работы, объединенных общей концепцией и целью и имеет четкую последовательность правил. Проект направлен на прогнозирование конечного результата и путей его достижения. Конечным результатом в данном случае являются проекты, разрабатываемые участниками на протяжении всей смены.

Ещё одним примером может послужить Всероссийский форум «Таврида», объединяющий в себе интенсивную образовательную программу, форсайт-сессии, выступления почётных гостей, конвейер проектов, а так же спортивные и развлекательные мероприятия. В 2016 году на форуме представлены смены, способствующие творческому развитию. Это смены молодых композиторов, музыкантов, хореографов, архитекторов, дизайнеров, художников, скульпторов, искусствоведов, режиссеров, продюсеров, актеров, писателей, поэтов, критиков и молодых преподавателей истории. В этом проекте так же присутствуют признаки технологии, что и в примере с «Летней школой». Разнообразие форм и методов работы, общая концепция и прогнозирование конечного результата.

Анализируя известные нам проекты, мы пришли к выводу, что, к сожалению, на данный момент существует не так много проектов посвященных развитию именно творческого потенциала, а ещё меньше проектов, позволяющих участвовать в них подросткам. Возрастает необходимость создания таких технологий, которые позволят сделать акцент именно на подростковом возрасте, что является наиболее актуальным, чем для студентов или людей более старшего возраста.

 

Заключение

 

Подводя итоги, необходимо сказать, что в результате нашего исследования подтвердилось, что проблема развития творческого потенциала подростков является одной из самых актуальных в образовании, так как современные условия жизни требуют активного включения каждого ребенка в решение нестандартных проблем при помощи новых творческих приемов. К сожалению, современная школа еще сохраняет нетворческий подход к подаче и усвоению новых знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять желание и способность к творчеству, чего нельзя допускать.

Целью данной работы являлось исследование существующих технологий развития творческого потенциала подростков. Мы нашли примеры нескольких проектов в России, работающих в этом направлении и выяснили, что технологий, направленных именно на подростков недостаточно. Основной целевой аудиторией являются студенты, которые способны самостоятельно принимать решения о направлениях своего образования и необходимости самообразования в наши дни, в отличие от детей подросткового возраста, которые только начинают задумываться об этом.

Так же помимо этого мы выполнили все поставленные задачи. Изучили понятие творческого потенциала и родственных ему терминов, исследовали различия между технологией, методом и способом и проанализировали психологические особенности подростков.

Резюмируя, можно сказать, что сейчас требуется более активное включение школьников в создание и развитие собственных индивидуальных образовательных траекторий, способствующих анализу и продвижению творческого потенциала каждого. Такое включение станет возможным благодаря разработке новых проектов, позволяющих задействовать максимально большое количество подростков, заинтересованных в саморазвитии при помощи творчества.

Дальнейшее развития данного исследования предполагает разработку подобного проекта в Томской области, который позволит охватить подростков не только города, но и муниципальных образований.

 

Список литературы:

 

1. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 1996

2. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. – СПб., 2005. – 293 с.

3. Рындак В.Г., Мещерякова Л.В.. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). – М.: Педагогический вестник, 1998. – 116 с.

4. Янковская Е. А. Развитие творческой активности подростков средствами декоративно-прикладного искусства [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 197-199.

5. Яцкова О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 25-27.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: