Систематизация учетно-аналитической информации(блоки)




 

В схеме учетно-аналитических работ следует выделить четыре блока систематизации информации:

  1. первый блок - учет налогоплательщиков;
  2. второй блок — учет данных камеральных и выездных проверок;
  3. третий блок — оперативный учет поступлений в бюджет и веде­ние лицевых счетов налогоплательщиков;
  4. четвертый блок — прием и обработка сведений о доходах физи­ческих лиц.

Рассмотрим содержание перечисленных блоков.

Первый блок — учет налогоплательщиков. На этом участке на­логовые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включают их в свою базу данных. В дальнейшем све­дения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изме­нениями, происходящими в их хозяйственной деятельности. Фак­тически учет плательщиков — это непрерывный процесс, кото­рый начинается с момента постановки на учет и продолжается до снятия с учета в связи с прекращением деятельности предприятия или смертью гражданина.

Учет плательщиков — это информационная основа всей нало­говой работы. От того, насколько качественно будут выполнены все процедуры на этом участке, зависит качество работы всей ин­спекции.

Второй блок — учет данных камеральных и выездных налоговых проверок. В ходе работы отделы инспекции, осуществляющие ка­меральную проверку налоговой отчетности юридических лиц, по­лучают от плательщика:

— налоговые декларации (расчеты по налогам);

— баланс и приложения к нему (бухгалтерскую отчетность);

— сведения об учетной политике предприятия;

— сведения о смене должностных лиц предприятия;

— актуальную информацию о счетах плательщика в банках;

— актуальную информацию о сфере деятельности плательщика;

— документы, подтверждающие право плательщика на использо­вание заявленных в налоговых декларациях льгот по налогам;

— пояснительные записки и объяснения должностных лиц пред­приятия по вопросам его хозяйственной деятельности.

Эти документы обязательно представляются в инспекцию с пе­риодичностью раз в месяц или раз в квартал в зависимости от кате­гории налогоплательщика, вида налога и суммы платежей. Некото­рые документы, например приказ об организации учетной политики или пояснительная записка к годовому отчету, представляются в ин­спекцию один раз в год.

Документы, получаемые и обрабатываемые в ходе камераль­ной проверки, содержат достаточно полную информацию о нало­гооблагаемой базе предприятия, ставках и льготах по уплачивае­мым им налогам, о взаимоотношениях с важнейшими партнера­ми по бизнесу, отрасли и сфере деятельности. Анализ показателей бухгалтерской отчетности позволяет делать выводы о различных аспектах финансового состояния предприятия — платежеспособ­ности, устойчивости, рентабельности и т. д.

В то же время к достоверности большинства показателей бух­галтерской и налоговой отчетности предприятий следует относиться с осторожностью. С одной стороны, плательщики, заполняя формы отчетности, часто допускают ошибки, ведущие к неправиль­ной уплате налогов. Эти ошибки носят арифметический либо методический характер. Одни ошибки выявляются при арифметичес­кой проверке и логическом сопоставлении показателей форм от­четности, другие могут быть определены и устранены только в ходе выездных налоговых проверок.

С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов и возможность преднамеренного искажения показателей налоговой отчетности с целью минимизации налоговых выплат.

В подавляющем большинстве случаев информация представ­ляется в инспекцию на бумажных носителях. Соответственно на­логовый инспектор должен не только провести камеральную про­верку, но и ввести данные в компьютер. Это весьма трудоемкий процесс, на него тратится 40—50 процентов рабочего времени со­трудников камеральных отделов.

В актах, составленных по результатам проведенных выездных налоговых проверок, указываются документально подтвержден­ные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, вы­воды и предложения по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

К акту прилагаются копии документов (при их наличии), под­тверждающих отраженные в акте факты нарушения законодатель­ства о налогах и сборах, протоколы допроса свидетелей, расчеты сумм пени, а также иные материалы, имеющие значение для при­нятия правильного и обоснованного решения по результатам рас­смотрения акта.

Информация по результатам проведенных проверок система­тизируется службами налоговых органов для отражения в системе внутренней отчетности.

Третий блок — оперативный учет поступлений в бюджет и ве­дение лицевых счетов.

В НК РФ вопросам учета поступлений отведено сравнительно немного места. Это объясняется тем, что учет поступлений являет­ся «внутренней» работой налоговой инспекции и сам по себе не затрагивает интересов налогоплательщиков. В НК РФ включены статьи, регламентирующие действия инспекции и плательщиков по порядку и срокам уплаты налогов и сборов (ст. 57, 58, гл. 9), начис­лению пени (ст. 75), зачетам и возвратам излишне уплаченных и взысканных в бюджет сумм (ст. 78 и 79) и т. д.

Главной задачей инспекторов, занятых на участке учета плате­жей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет (контроль за правиль­ностью исчисления налогов, как было отмечено выше, осуществ­ляется другими подразделениями инспекции). Основным инструментом такого контроля в настоящее время является лицевой счет плательщика.

Лицевые счета открываются на каждое предприятие, на каж­дый уплачиваемый им налог, на каждый уровень бюджета (если налог подлежит зачислению в разные бюджеты). Таким образом, на каждого плательщика в отделе учета и отчетности открывается от 10 до 25 лицевых счетов в зависимости от того, какие налоги он уплачивает. Общее количество лицевых счетов в одной инспек­ции зависит от количества зарегистрированных плательщиков.

Лицевой счет является предельно формализованным докумен­том, методика и источники информации для заполнения каждой позиции которого известны и четко оговорены в нормативных документах, поэтому он может быть легко представлен в виде про­граммы для обработки на ЭВМ. Наибольшую сложность с точки зрения информатизации работы отдела учета и отчетности пред­ставляет автоматизация информационных потоков в отдел и из отдела, необходимых для заполнения лицевых счетов и обобще­ния содержащейся в них информации.

Рассмотрим наиболее важные потоки информации, имеющие отношение к отделу учета и отчетности. Их можно разделить на внешние, т. е. приходящие, и внутренние, т. е. возникающие внутри налоговой инспекции. Приведем краткую характеристику таких потоков с точки зрения их важности, объема и возможностей ин­форматизации.

1. Поток информации из органов казначейства, где открыты счета для зачисления доходов в бюджет на контролируемой инс­пекцией территории. Из отделения казначейства (федерального или местного) в инспекцию ежедневно поступают выписки о дви­жении средств по каждому открытому счету с указанием каждой зачисленной и списанной суммы и прилагаемые к ним платежные документы, подтверждающие обоснованность каждой операции. К таким платежным документам относятся: платежные поруче­ния на уплату налогов, заполняемые предприятиями; инкассовые поручения на взыскание недоимок и пеней, выставленные самой налоговой инспекцией; мемориальные ордера банков, выписыва­емые в случаях частичного списания средств со счетов предприя­тий при недостаточности их для единовременной оплаты требуе­мой суммы; документы на возврат плательщикам или переброску излишне уплаченных сумм с одного бюджетного счета на другой для погашения недоимок. Ежедневно в налоговые инспекции на обработку может поступать до 10 000 таких документов.

Выписки о движении средств по счетам, как уже говорилось выше, содержат сводную информацию о движении средств по каж­дому счету в течение дня. В выписках содержится следующая ин­формация:

— дата;

— номер бюджетного счета;

— остаток по счету на начало операционного дня;

— суммы, поступившие на счет в течение дня с указанием рас­четного счета предприятия, с которого они были списаны, если плательщик находится в том же банке, либо — коррес­пондентского счета банка, из которого поступил платеж;

— суммы, списанные со счета в течение дня, — информация аналогична информации по поступившим суммам;

— общая сумма списаний и поступлений на счет в течение дня;

— остаток средств на счете на конец операционного дня.

2. Из отделов инспекции в отдел учета и отчетности поступают следующие документы:

— расчеты по налогам и платежам, принятые у плательщиков и проверенные камерально, — для начисления сумм причита­ющихся платежей в лицевых счетах;

— справки об авансовых платежа/по налогу на прибыль — для начисления авансовых платежей в лицевых счетах в течение квартала по установленным срокам;

— решения по актам выездных проверок, проведенных инспек­цией, — для начисления в лицевых счетах и контроля за по­ступлением доначисленных сумм;

— решения о применении финансовых санкций за нарушения налогового законодательства, сроков предоставления отчет­ности и т. п. — для начисления в лицевых счетах;

— письма плательщиков с просьбами о возврате и перебросках переплат, проработанные инспекторами других отделов, с указаниями отделу учета об их исполнении;

— документы разового характера.

Общее количество документов в этом потоке зависит от количе­ства плательщиков и календарного периода (наступил срок сдачи отчетности или нет). В зависимости от этих условий оно может ко­лебаться в пределах от 10—20 до 1000—1500 в день. Сложность со­стоит в том, что отработка одного документа требует проведения записей не в одном, а в нескольких лицевых счетах в связи с тем, что большинство налогов зачисляется как минимум в два бюджета. На обработку этих документов приходится в среднем 30—35% затрат рабочего времени в отделе учета и отчетности.

Следует отметить, что лицевой счет является важнейшим ин­струментом налогового контроля, поскольку в нем отражается состояние расчетов плательщика с бюджетом. Кроме того, лице­вой счет является информационной основой для работы по воз­вратам и зачетам излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, которую обязаны вести налоговые органы.

Четвертый блок — прием и обработка сведений о доходах фи­зических лиц.

Инспекции получают от работодателей, находящихся на подкон­трольной им территории, сведения о доходах граждан, полученных ими по основному и неосновному местам работы в прошлом году.

Форма, по которой представляются эти сведения, утверждена Министерством РФ по налогам и сборам и является единой для всей России. В ней отражаются:

— наименование и ИНН источника выплаты доходов;

— фамилия, имя, отчество гражданина — получателя доходов;

— данные паспорта, адрес регистрации и ИНН гражданина — получателя доходов;

— код вида дохода (по единому классификатору);

— сумма дохода в целом и с разбивкой по месяцам;

— сумма материальной помощи, подарков и некоторых других доходов, облагаемых в Особом порядке;

— сумма начисленного и удержанного подоходного налога за год.

Как можно понять из приведенного выше материала, инфор­мация поступает в разные отделы инспекции. Часть ее после пе­реработки попадает в общую базу данных и доступна всем пользо­вателям, имеющим соответствующие права доступа.

Однако в том виде, в каком информация представлена в уста­новленных формах оперативного учета и внутренней отчетности налоговой инспекции, она не отвечает требованиям реализации всех функций налогового администрирования.

Аналитическую информацию делят на три вида:

1) информация для составления внутренней отчетности о на­логоплательщиках, налоговых поступлениях;

2) информация для оценки эффективности деятельности нало­говых органов;

3) информация для оценки потенциала налоговой системы ре­гиона.

Сложно организованная система налогового администрирова­ния не позволяет осуществить все технические процедуры фор­мирования учетно-аналитической информации силами одной служ­бы инспекции или управления.

Реализация учетной функции в системе налогового админис­трирования может осуществляться несколькими службами. За­вершающие процедуры обработки и анализа отчетности для внутреннего пользования и на макроуровень (для управления на­логовым потенциалом региона) могут быть сосредоточены в спе­циальной учетно-аналитической службе. В региональной систе­ме налогового администрирования такая служба может иметь четыре участка.

Такое структурирование учетных и аналитических работ в системе администраций налоговых органов позволяет упростить решение задач систематизации учетно- аналитической информации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: