Философия Античности, Средневековья и эпохи Возрождения
1. Ранняя греческая философия. Античный атомизм.
2. Философские идеи Сократа и Платона.
3. Философия Аристотеля.
4. Особенности и этапы развития средневековой философии. Основные направления в схоластике.
5. Философия Фомы Аквинского.
6. Философия эпохи Возрождения: основные черты и направления.
Ранняя греческая философия. Античный атомизм.
Античная философия зародилась в конце VI - начале V в. до н.э. в Древней Греции и просуществовала до V в. н.э. Первоисточником греческой философии была мифология, где рассказывалось о происхождении мира и человека. Но философы пытались объяснить явления природы и общества на основе естественных причин, которые человек способен познать с помощью разума. Основой изучения было наблюдение.
Главный объект греческой философии – происхождение, структура мира и свойства природы. Для обозначения древнегреческой философии в наши дни используется термин натурфилософии – это наука, которая изучает философию природы. Основным принципом стало правило: мир должен быть понят исходя из него самого.
Первые философские школы в Древней Греции возникли в VI в. до н.э. Центром был г. Милет.
Основателем милетской школы считается Фалес – геометр, математик, астроном. Письменных трудов Фалес не оставил.
Фалес впервые поставил вопрос, определив основную задачу философии: «Что есть все?». Концепцию Фалеса можно выразить в трех составляющих:
- начало всего есть вода,
- земля плавает на воде, подобно куску дерева,
- все в мире одушевлено.
Вода у Фалеса - первоматерия со свойствами естественного материального мира.
Признавал богов, которые существуют не на Олимпе, а в природе. Даже магнит обладает душой, поэтому притягивает к себе железо.
Учение Фалеса было первым учением, где процессы объяснялись естественными причинами.
Учеником и последователем Фалеса был Анаксиманд р. Началом мира считал апейрон, который не знает старости, бессмертен и неуничтожим. Апейрон производит из самого себя все остальные явления природы. В результате вращения апейрона выделяются противоположные качества – влажное и сухое, холодное и теплое. Смешиваясь – возникают природные явления.
Еще один милетский философ – Анаксимен - первоначалом мира определял физический объект – воздух. Все вещи происходят из воздуха либо путем разряжения через нагревание, либо путем сгущения, т.е. охлаждения.
Представители милетской школы были стихийными материалистами.
Гераклит из Эфеса является первым диалектиком. Диалектика – учение, которое признает принцип всеобщей относительности и всеобщего развития на основе единства и борьбы противоположностей.
Гераклит считал, что
1. весь мир соткан из множества противоположностей, противоречий. Борьба противоположностей – источник и условие всякого развития, всякого движения,
2. Логосу (мировой закон) присущ принцип постоянной изменчивости, текучести вещей. Отсюда известное «все течет»,
3. всем вещам присущ принцип относительности.
В качестве основы мира Гераклит определил огонь – символ вечного движения. Огонь отождествляется с космосом.
Элейская школа.
В VI и V вв. до н. э. центры духовного развития Древней Греции перемещаются в Южную Италию. Город Элея известен по деятельности Парменида и его ученика Зенона.
Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир, по Пармениду, вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком.
Всякая мысль всегда есть мысль о существующем, небытия не существует. Мир един и в нем нет частей. Всякое множество только обман чувств. Ничто не возникает, не уничтожается, движение не существует.
Ученик Парменида Зенон выдвинул ряд доводов в защиту учения.
В знаменитых парадоксах, «апориях» («Стрела», «Ахилл и черепаха» и др.) Зенон пытается доказать, что предположение, будто движение мыслимо, неизбежно приводит к противоречиям.
Основные принципы атомистической философии Демокрита:
—В основе мира лежат атомы – далее неделимые частицы.
—Атомов бесконечное множество и они постоянно движутся
—Атомы движутся в пустоте - это их естественное состояние. Движение передается столкновением. В результате атомы соединяются, и возникает материя.
—Свойства атомов: полные и плотные, имеют форму, порядок и положение, величину и тяжесть.
—Атомы вечны и неизменны, неуничтожимы и несотворимы.
—Весь материальный мир состоит из атомов, которые соединяются и распадаются.
Философские идеи Сократа и Платона.
Сократ (470-399 гг. до н.э.) не оставил после себя письменных сочинений. Большую жизнь провел в устных дискуссиях и спорах. Впервые обращает внимание философов к изучению человека. Основными направлениями философии Сократа были:
- поиск общего в вещах;
- поиск общезначимых принципов поведения человека.
Диалог Сократа – это был путь достижения истины. Такой метод включал следующие шаги:
1. Ирония - такая постановка вопроса, при которой привычные знания разрушаются;
2. майевтика (искусство повивальной бабки.) - постановка вопроса для оказания помощи в рождении нового истинного знания;
3. определение понятий через обобщение.
Познанию человека придавал большее значение, чем познанию природы. Этика Сократа была рационалистической. Главной целью познания объявлялось познание истины, которая и есть благо. Человек, знающий истину, считал Сократ, не сможет поступать вопреки ей, т.е. поступает нравственно.
Платон (427-347 до н.э.) первым в истории философии сформулировал положение, что всякая вещь и вообще все, что существует на свете, имеет свою идею. Платон разработал учение об идеях как объективно существующих сущностях всех вещей. Его идеи первичны и управляют миром. Каждая идея вечна и неизменна. Число идей очень велико, но не бесконечно.
Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой. Мир идей первичен и является истинным и неизменным. Идеи не возникают и не уничтожаются. Они не зависят от пространства и времени.
Миру идей противостоит изменяющаяся материя, т.е. небытие. Материя ничего не порождает, она лишь воспринимает идущие от идей излучения (эманации).
Учение Платона об идеях тесно связано с учением о душе Душа состоит из трех частей: высшая часть – разум, вторая часть – воля и благородные желания, самая низшая – влечения и чувственность. В соответствии с тем, какие из частей души преобладает, человек ориентирован либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое.
Идеальное государство по Платону – это общество, состоящее из трех социальных групп. Такими группами являются:
правители – философы, в душах которых преобладает разум;
стратеги – воины, в душах которых доминируют воля и благородные желания;
производители – земледельцы и ремесленники, в душах которых преобладают влечения и чувственность. Из этого учения вытекает учение о формах государственного устройства.
Философия Аристотеля
Аристотель (384—322 до н. э.) создал самое самобытное философское учение Древней Греции.
Учение Аристотеля — объективный идеализм, но с материалистическими положениями.
Аристотель выделяет 4 причины сущего: форма, цель, действующая сила (причина движения) и материя.
Бытие есть сочетание формы и материи. Форма – сущность предмета, понятие о предмете. Она вечна: не возникает и не погибает. Каждая единичная вещь есть единство «материи» и «формы». Форма нематериальна. «Форма» - действительность того, возможностью чего является «материя». Действующая сила – это источник, начало изменения. Цель – то, ради чего происходит действие. Форма и материя неразрывны.
Учение Аристотеля о бытии опирается на его учение о 10 категориях.
В теории познания Аристотель признает независимую от субъекта объективную действительность. Ощущения человека — это отражения предметов внешнего мира. Аристотель утверждает, что в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущении.
Аристотель — первый древнегреческий философ, который систематизировал знания о логике, о психической деятельности, об этике.
Аристотель различает три хорошие и три плохие формы управления государством. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу в целом.