Словообразование (2 часа)




ВВЕДЕНИЕ

Лекционный курс «Введение в языкознание» предназначается для студентов первого года обучения гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета и рассчитан на один учебный семестр. Данный курс является первым в системе методологических лингвистических дисциплин и призван служить теоретико-методологической базой для усвоения предметов языковедческого цикла студентами специальностей 520300 – Филология. В лекциях обсуждаются общие положения теории языкознания, а на семинарских занятиях на языковых примерах формируются и закрепляются навыки лингвистического анализа.

Данная дисциплина в значительной мере предшествует также практическому освоению иностранного языка, создавая предпосылки для осознанного изучения понятий и категорий, связанных с особенностями структуры изучаемого языка. Для иллюстрации языковых явлений привлекается в основном материал изучаемых на факультете языков (славянской, германской, романской групп индоевропейской семьи).

Организационно-методический раздел

Предмет «Введение в языкознание»

Предмет курса «Введение в языкознание» – освещение общих представлений о структуре, закономерностях и функционировании языка. Особое внимание при этом уделяется раскрытию сущности языковых явлений и освоению лингвистической терминологии.

Цель и задачи курса

Общая цель курса – сформировать понятийно-терминологическую базу, необходимую для изучения частных лингвистических дисциплин.

Конкретные задачи курса:

- приобретение студентами базовых знаний по проблемам происхождения языка;

- осмысление внутренней структуры языка и его специфики как общественного явления, рассмотрение основных языковых функций;

- ознакомление с основополагающими лингвистическими теориями и концепциями;

- освещение представлений о многоуровневой структуре языка;

- формирование у студентов представлений об объекте и предмете изучения различных языковедческих разделов: фонетики и фонологии, лексики и фразеологии, словообразования и грамматики (морфологии и синтаксиса);

- знакомство с существующими принципами систематизации языков мира.

Требования к уровню освоения содержания курса

По изучении курса студент должен овладеть следующими умениями и навыками:

- уметь демонстрировать знание явлений, характеризующих систему языка и его функционирование, на примерах родного и изучаемого иностранного языков;

- освоить и уметь применять лингвистическую терминологию;

- владеть методикой лингвистического анализа и уметь ее использовать;

- знать особенности функционирования языка в различных сферах деятельности человека;

- представлять соотношение языков на лингвистической карте мира;

- уметь объяснить разнообразие языков земного шара их типологическими особенностями.

Курс начинается с изложения общих закономерностей возникновения, функционирования и развития языка, после чего изучаются отдельные стороны языковой системы.

Тематический план лекций

Курс «Введение в языкознание» рассчитан на 72 учебных часа: 36 лекционных и 36 семинарских.

Формы контроля

Текущий контроль:

- терминологические диктанты;

- две самостоятельные работы по генеалогической классификации языков (по индоевропейской языковой семье и итоговая);

- контрольная работа по фонетике и фонологии;

- коллоквиум по грамматике.

Отдельные темы программы студенты изучают самостоятельно, в частности готовят реферативные сообщения и конспекты работ известных лингвистов. По окончании раздела проводятся проверки в тестовой форме.

Итоговый контроль – экзамен.


 

Содержание дисциплины

«введение в языкознание»

Языкознание как наука (1 час)

Объект и предмет языкознания. Основные разделы языкознания (теоретическое и прикладное, общее и частное, описательное и историческое). Место языкознания в общей системе наук: связь языкознания с общественными (этнография, социология, теория коммуникации, культурная антропология, история, психология, семиотика) и естественными (физиология, физика, математика) науками. Сравнительно-историческое языкознание (компаративистика), типологическое языкознание, ареальная лингвистика. Дисциплины, возникшие на стыке языкознания и других наук: психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика, антропологическая лингвистика, математическая лингвистика и др. Разделы языкознания, отражающие разные стороны устройства языка: фонетика, лексикология, морфология, синтаксис.

Природа и сущность языка (1 час)

Язык как особое социальное явление. Язык как знаковая система в ряду других знаковых систем. Понятие языкового знака: план выражения и план содержания (означаемое и означающее).

Уровневая организация языка. Принципы выделения уровнеобразующих единиц: иерархические отношения, парадигматические и синтагматические отношения. Синхрония и диахрония.

Происхождение языка [1]

Наиболее распространенные гипотезы о происхождении языка. Логосическая теория. Звукоподражательная и междометная теории. Доктрина «Общественный договор» (Ж. Ж. Руссо). Теория трудовых выкриков (Л. Нуаре, К. Бюхер). Ономатопоэтическая теория (Г. Штейнталь, А. А. Потебня). Эволюционная теория (В. Гумбольд, А. Шлейхер, В. Вундт). Трудовая теория (Ф. Энгельс).

Письмо как особая знаковая система в ее отношении к языку [2]

Письмо как система коммуникации при помощи графических знаков. Предписьменности. Основные этапы истории развития письма: пиктография, идеография, иероглифические системы письма, фонография (слоговое письмо, консонантное письмо, вокализованно-звуковое письмо). Происхождение латиницы и кириллицы.

Графика. Основные принципы русской графики: слоговой, позиционный, фонематический. Буква; диграфы, полиграфы; диакритики. Многозначность букв. Алфавит. Возникновение и развитие основных алфавитов.

Орфография. Принципы орфографии: фонетический, фонематический, этимологический, традиционный, морфологический, символический.

Транскрипция. Задачи, виды и принципы транскрипции. Транслитерация.

Язык и мышление. Функции языка (2 часа)

Язык и мышление. Проблема соотношения между речевыми и мыслительными процессами. Вербальное и невербальное мышление.

Базовые и производные языковые функции. Коммуникативная функция как основная функция языка. Когнитивная (познавательная, отражательная, гносеологическая) функция языка. Аккумулятивная (накопительная) функция языка. Этническая (объединяющая, интегрирующая, группообразующая) функция языка. Функция формирования личности человека. Эмоционально-экспрессивная; метаязыковая; фатическая (контактообразующая); эстетическая и другие языковые функции.

Язык и речь. Речевая деятельность (2 часа)

Язык как система. Структура языка. Различение языка как системы (кода) и речи как его конкретной реализации. Система оппозиций язык – речь (идеальный – материальный характер; иерархичность – линейность; статичность – динамичность; стабильность – подвижность; инвариантность – вариативность; и т. д.). Язык и речь как два аспекта речевой деятельности. История вопроса (Ф. Соссюр, И. А Бодуэн де Куртенэ).

Уровни языка: фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический. Противопоставление единиц языка и единиц речи: фонема – фон, морфема – морф, лексема – лекса, грамматическая парадигма – словоформа, предложение – фраза (высказывание). Алло-эмическая система понятий для единиц всех уровней с различением инвариантов и вариантов в языке, их реализаций в речи: фон / аллофон / фонема, морф / алломорф / морфема и т. д.

Фонетика. Классификации звуков (2 часа)

Общая и частная фонетика. Фонетика артикуляторная, акустическая, функциональная (собственно лингвистическая фонетика, или фонология).

Речевой аппарат, его устройство. Артикуляция, фазы артикуляции. Артикуляционная база языка. Акустическое и артикуляционное различение гласных и согласных.

Принципы классификации согласных: по способу образования шума, по месту образования шума, по участию/неучастию голоса. Дополнительные параметры артикуляции согласных: палатализация, веляризация, аспирация (придыхательность).

Принципы классификации гласных: по ряду и подъему языка, по положению губ. Дополнительные параметры артикуляции гласных: назализация, напряжение и долгота. Дифтонги и их типы.

Звуковые системы языков народов Сибири[3].

Фонетические процессы. Фонетическое членение речи (4 часа)

Фонетические процессы. Комбинаторные изменения звуков. Виды комбинаторных изменений: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. Направление комбинаторных изменений: прогрессивные и регрессивные; контактные и дистантные. Позиционные изменения звуков. Редукция гласных и согласных. Количественная и качественная редукция.

Другие фонетические процессы: диэреза, эпентеза, протеза, метатеза (перестановка), гаплология.

Сингармонизм.

Фонетические и исторические чередования звуков.

Сегментные единицы членения речевого потока: фонетическая фраза, такт, фонетическое слово, слог. Клитики: проклитики и энклитики. Типы слогов: открытые, закрытые, полуоткрытые; прикрытые и неприкрытые.

Суперсегментные (просодические) единицы: ударение и интонация. Типы ударений: словесное, тактовое, фразовое. Типы словесного ударения: динамическое (силовое, экспираторное), квантитативное (количественное, долготное), музыкальное (политоническое). Типы динамического ударения: фиксированное (связанное) и нефиксированное (свободное), подвижное и неподвижное. Интонация и составляющие ее элементы. Интонационная конструкция.

Фонология

Звук как единица речи и фонема как единица языка. Отличие фонемы от других единиц языка. Функции фонемы: отождествления (перцептивная), дифференцирующая (сигнификативная), построения значимых единиц (морфем и слов). Дифференциальные (релевантные) и интегральные (нерелевантные) признаки фонем. Фонетические позиции: сильные и слабые. Нейтрализация фонем. Реализации фонем (аллофоны): вариации и варианты.

Теория оппозиций Н. С. Трубецкого. Оппозиции фонологические и нефонологические. Нейтрализация оппозиций.

Грамматика как наука и ее разделы (1 час)

Грамматика, разделы грамматики: морфемика, словообразование, морфология и синтаксис. Лексема и словоформа; лексическое и грамматическое значение, основные различия между ними.

Морфемика (1 час)

Морфемика. Понятие морфемы. Типы морфем по положению относительно корня (префиксы и постфиксы) и по функции (лексические и грамматические, деривационные и реляционные). Принципы морфемного анализа. Корень и аффиксы; понятие основы. Исторические изменения в составе слова: опрощение, усложнение, переразложение.

Словообразование (2 часа)

Словообразование. Основа слова. Типы основ по структуре: простые и сложные, непроизводные и производные. Типы основ по функции: производящие (мотивирующие) и производные (мотивированные). Словообразовательная модель (способ) как определенная схема построения слов. Продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели. Основные способы словообразования: лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический, морфологический.

Грамматические способы и грамматические категории (4 часа)

Основные способы выражения грамматических значений: аффиксация, внутренняя флексия, повтор (редупликация), ударение, супплетивизм, служебные слова, интонация, порядок слов. Аналитизм и синтетизм как две тенденции в выражении грамматических значений.

Агглютинация и фузия как две тенденции аффиксации.

Понятие грамматической категории. Формообразовательные и классификационные грамматические категории. Основные грамматические категории имени: род (класс), падеж, число, определенность/неопределенность. Основные грамматические категории глагола: наклонение, время, залог, аспект (вид), лицо, число. Системы грамматических категорий в разных языках.

Части речи: критерии их выделения (морфологический, семантический и синтаксический)[4].

Синтаксис (4 часа)

Основные единицы синтаксиса. Синтагмы и их типы. Отношения между членами синтагмы (предикативные и непредикативные). Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, изафет.

Предложение как основная единица синтаксиса. Предложение, его основные признаки. Понятие предикативности и средства ее выражения. Коммуникативность как средство передачи мысли. Модальность как функционально-семантическая категория, выражающая отношение высказывания к действительности.

Три аспекта изучения предложения: формальный, смысловой и коммуникативный.

Формальное устройство предложения: грамматическая структура, типы связей. Простое предложение и его типы. Сложное предложение, его типы.

Семантическое устройство предложения. Вербоцентрическая теория предложения (Л. Теньер, Т. П. Ломтев). Понятие валентности. Актанты и сирконстанты. Смысловая организация предложения. Понятие пропозиции. Понятие структурно-семантической модели предложения. Элементарное предложение и его модель.

Коммуникативный аспект предложения. Актуальное членение: тема и рема.

Классификации языков мира (4 часа)

Генеалогическая классификация языков на основании их родства. Сравнительно-исторический метод как основа изучения родства языков. Понятие языковой семьи, группы (ветви), подгруппы языков. Макросемья. Основные языковые семьи и макросемьи.

Типологическая (морфологическая) классификация, выявляющая типы грамматического строя языков. Языки фузионные, агглютинирующие, изолирующие, инкорпорирующие. Аналитический и синтетический строй языков. Синтаксический тип языка. Языки номинативного и эргативного строя.

Ареальная классификация, изучающая языковую карту мира. Лингвистическая география, лингвистический атлас.

Социолингвистические аспекты изучения языков (2 часа)

Понятие о коммуникативном статусе и ранге языков (официальный язык, государственный язык, язык межнациональною общения; мировой язык, койне, лингва франка и др.). Функциональная классификация языков.

Билингвизм как синхронный процесс попеременного использования языков. Языковая интерференция как следствие двуязычия.

Типы исторических языковых контактов: скрещивание языков (понятия субстрата, суперстрата и адстрата); смешение языков; смена языков. Пиджины и креольские языки. Понятие языкового и культурно-языкового союза.


Планы семинарских занятий

СеминарСКоЕ ЗАНЯТИе 1

Письменность. Происхождение и основные этапы развития

1.Что такое письмо? Как соотносятся письмо и другие способы закрепления и передачи информации?

2. Какие мнемонические системы передачи информации существовали в древности? (кипу, вампум и др.)

3. Расскажите об основных этапах истории развития письма.

Что такое пиктография? В чем ее достоинства и недостатки как системы общения? Используется ли пиктография в настоящее время? С какими целями?

Что такое идеография? В чем принципиальное отличие идеографии от пиктографии? Охарактеризуйте иероглифические системы письма.

Что такое фонография? Какие системы фонографического письма вам известны? (слоговое письмо, консонантное письмо, вокализованно-звуковое письмо).

Какое письмо является родоначальником всех видов алфавитного письма?

Расскажите о возникновении и становлении латиницы.

На основе какого письма созданы восточнославянские алфавиты?

Расскажите об истории возникновения и особенностях кириллического алфавита.

СеминарСКоЕ ЗАНЯТИе 2

Графика и орфография

1. Что такое буква? В чем различие между буквой и звуком?

2. Что такое алфавит?

Назовите наиболее распространенные алфавиты.

Какие алфавиты используются языками народов Евразии?

Какие языки пользуются алфавитом на основе кириллицы?

3. Что такое графика? Назовите основные принципы русской графики.

4. Что такое орфография?

Какой принцип в орфографии называется фонетическим? Назовите правила, основанные на этом принципе.

В чем заключается фонематический принцип? Для каких языков он является основным?

Охарактеризуйте морфологический принцип орфографии.

В чем заключается традиционно-исторический принцип? Назовите языки, пользующиеся в основном этим принципом.

Охарактеризуйте этимологический принцип орфографии и объясните, что сближает его с традиционно-историческим.

5.Что такое транскрипция? Какие виды транскрипции существуют?

С какими целями используется фонетическая транскрипция?

Для каких целей используется практическая транскрипция?

6. Что такое транслитерация? С какими целями она используется?

Термины

Грамматология, палеография, эпиграфика, пиктография, идеография, иероглиф, слоговое письмо, консонантное (консонантно-звуковое) письмо, силлабема, фонография, графика, орфография, буква, алфавит, диакритики, транскрипция, транслитерация.

Литература для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям 1‑2

Введенская Л. А., Червинский П. П. Теория и практика русской речи. Трудные темы. Спб, 2005 (Раздел «Письмо. Ступени его развития». С. 286–333).

Волков А. А. Язык и мышление: Мировая загадка. М., 2007.

Гельб И. Е. Опыт изучения письма (Основы грамматологии) / Введение в языковедение: Хрестоматия. М., 2001.

Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

Павленко Н. А. История письма. Минск, 1987.

Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. М., 1980.

Селезнева Л.Б. Современное русское письмо: Категории и единицы. М., 2004.

Тайны древних письмен. Проблемы дешифровки. М., 1976.

Фридрих И. История письма. М., 1979.

Щерба Л. В. Теория русского письма. Л., 1983.

Конспекты работ

Гельб И. И. Опыт изучения письма (Основы грамматологии) // Введение в языковедение: Хрестоматия. М., 2001. С. 250–268.

Черемисина М. И. Письмо – вторая семиотическая система / М. И. Черемисина. Язык и его отражения в науке о языке. Новосибирск, 1998. Гл. 5, §1, §1–2 (выборочно), с. 152–178; 2002, Гл. 6.

Темы сообщений

Специфика иероглифических письменных систем (египетская, китайская). Системы письменности, возникшие на их основе.

Дешифровка различных систем письменности: иероглифические (Франсуа Шампольон, Розеттский камень), письменность майя (Юрий Кнорозов) и др.

Происхождение латиницы.

Происхождение кириллицы.

Задания и упражнения

1. Сравните две приведенные ниже записи. Какой тип письма, идеографический или фонографический, является более экономичным и почему?

(a + b)² = a² +2ab = b²

А плюс бэ в квадрате равно а в квадрате, плюс удвоенное произведение а на бэ, плюс бэ в квадрате.

2. Как обнаруживается слоговой принцип русской графики в написании данных слов, и в каких случаях он не соблюдается?

Варка, дядя, вялить, цена, милый, шерсть, мыть, дать, шить, час, съешь.

3. Какие значения буквы С обнаруживаются в написании следующих слов:

роса, несет, сбор, сжатый, сшить, сделать.

4. Сколько букв и сколько звуков в приведенных в таблице словах? Объясните количественные несовпадения.

Русс. Яз. Англ. яз. Немецк. Яз. Франц. Яз. Итал. Яз. Лат. яз.
Обь fight Nacht deux funghi saepe
яр house Pferd oncle perche schola

 

5. Дайте определение диакритического знака. Для чего они используются? Какие вам известны языки, в которых используются буквы с диакритикой?

6. Приведите примеры несовпадения буквы и фонемы в изучаемом Вами иностранном языке? Дайте определение диграфу, полиграфу, лигатуре.

7. Приведите примеры письменных знаков пиктограмм и идеограмм, которые используются в современной жизни.

8. Объясните, какие принципы орфографии использованы в написании данных слов

Тяжелый, дешевый, холод, роспись, ночь, пчела, сжечь, весна, расход, компания, кампания, сегодня, Россия, цирк, шило, ожог, гриб.

Англ.: right, which, know, who.

Нем.: Vater, start, Schüler, Pflicht, Staat.

Франц.: histoire, charmant, bonjour, beaucoup.

Итал.: coscienza, sognare.

9. Почему с точки зрения русской графики возможны написания:

Пробка / пропка, когда / кагда.

10. Расшифруйте данную ниже русскую фразу:

Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг, зэлэмъгый гёсрыг.

11. Запишите свою фамилию, имя, отчество в трех разных системах транслитерации (см. учебник А. А. Реформатского «Введение в языковедение», М., 2001. С. 382–383).

СеминарСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

Сущность и природа языка.

Наиболее распространенные гипотезы происхождения языка

1. Какие существуют точки зрения на сущность языка?

Язык как общественное явление. В чем принципиальное отличие «языков» животных от языка людей?

Язык как знаковая система (сущность знака, известные знаковые системы).

2. В чем различие между вопросом о происхождении языка и вопросом об образовании отдельных языков?

3. Перечислите биологические предпосылки появления языка как феномена.

4. Каковы социальные предпосылки возникновения языка?

5. Наиболее распространенные гипотезы происхождения языка.

Изложите сущность логосической теории (библейская, ведическая, конфуцианская).

Изложите сущность теории звукоподражания. В чем ее несостоятельность?

Изложите сущность теории междометий. В чем ее несостоятельность?

Кто выдвинул теорию общественного договора? Каковы ее основные постулаты?

Изложите сущность теории трудовых выкриков. В чем ее несостоятельность?

В чем несостоятельность кинетической теории происхождения языка (языка жестов)?

Перечислите главные положения, вытекающие из теории Ф.Энгельса о происхождении языка.

Термины

Язык, знак, план выражения и план содержания (означающее и означаемое, форма и значение), система, структура, синхрония, диахрония.

Литература к семинарскому занятию [5]

Донских О. А. К истокам языка. Новосибирск, 1988.

Донских О. А. Происхождение языка как философская проблема. Новосибирск, 1984.

Крейдлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или азбука общения. М., 1997.

Леонтьев А. А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.

Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. М., 1980.

Плунгян В. А. Почему языки такие разные? М., 1997.

Трубецкой Н. С. Вавилонская башня и смешение языков // Вопросы языкознания. 1958. № 1.

Черемисина М. И. Язык как явление действительности и объект лингвистики. Новосибирск, 1998.

Якушкин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984.

СеминарСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

Фонетика: аспекты изучения звуков речи.

Классификация согласных звуков (2 часа)

1. Определите объект и предмет фонетики.

2. Перечислите и охарактеризуйте аспекты изучения звуков речи.

3. Каковы признаки, составляющие акустический аспект звуков речи?

Что такое высота звука? В чем она измеряется?

Что такое сила (интенсивность) звука?

Что такое громкость звука, каким образом она соотносится с высотой и силой?

Что такое тембр звука?

4. Опишите устройство речевого аппарата. Что такое активные и пассивные органы речи?

5. Дайте определение артикуляции и охарактеризуйте ее фазы.

6. Что такое артикуляционная база языка? Перечислите различия в артикуляционных базах русского и изучаемых вами языков. Какими особенностями характеризуются артикуляционные базы языков народов Сибири?

7. Перечислите артикуляционно-акустические различия гласных и согласных звуков.

8. Каковы принципы классификации согласных звуков?

Какие бывают согласные звуки по месту образования преграды?

Как делятся согласные звуки по характеру преграды?

Как можно разделить согласные звуки по способу образования звука?

Что такое аффриката?

Расскажите о видах дополнительной артикуляции согласных. Для звуков каких языков она характерна?

9. Сравните артикуляционные характеристики русских согласных с подобными характеристиками согласных других языков.

Термины

Фонетика, фонология, тон, шум, высота, сила, громкость, длительность, тембр, резонатор, артикуляция, экскурсия, выдержка, рекурсия, артикуляционная база, согласные, гласные, консонантизм, вокализм;

смычные (взрывные), щелевые (фрикативные), аффрикаты, смычно-проходные, носовые (назальные), боковые (латеральные), дрожащие (вибранты);

палатализация, назализация, веляризация, фарингализация.

Конспект работы

Соссюр Ф. де Курс общей лингвистики / Лингвистика XX века: система и структура языка: Хрестоматия. М., 2004. Ч. I. С. 7–25.

СеминарСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

Классификация гласных звуков.

Фонетические процессы в потоке речи (2 часа)

1. Охарактеризуйте принципы классификации гласных звуков.

Каким образом органы речевого аппарата участвуют в образовании гласных?

На каких основаниях проводится классификация гласных звуков по ряду?

На каких основаниях проводится классификация гласных звуков по подъему?

Охарактеризуйте другие классификационные признаки гласных.

2. Сравните артикуляционные характеристики русских гласных с подобными характеристиками гласных других языков. Какими особенностями характеризуются артикуляционные базы языков народов Сибири?

3. Что такое дифтонг? Охарактеризуйте разновидности дифтонгов, приведите примеры из разных языков.

4. Что такое фонетические процессы?

5. На чем основаны комбинаторные изменения звуков?

Что такое ассимиляция? Какие виды ассимиляции вам известны?

Что такое диссимиляция?

В чем сущность аккомодации? Какие виды аккомодации вам известны?

6. Чем вызываются позиционные изменения звуков? Перечислите и охарактеризуйте их виды.

7. Охарактеризуйте другие фонетические процессы: диэреза, эпентеза, протеза, метатеза, гаплология.

8. Что такое чередование звуков? Какое чередование называют фонетическим, какое историческим?

Термины

Гласные, ряд, подъем, лабиализация, дифтонг;

комбинаторные изменения, позиционные изменения, аккомодация (прогрессивная / регрессивная, контактная / дистантная), ассимиляция (вокалическая / консонантная, прогрессивная / регрессивная, контактная / дистантная, полная / частичная), диссимиляция, редукция, диэреза, эпентеза, протеза, метатеза, гаплология, сингармонизм, чередование.

 

СеминарСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

Фонология. Фонема. Фонетическое членение речи (2 часа)

1. Каковы функции звуков речи?

2. Что такое фонетическая позиция? В чем разница между фонологическими и нефонологическими звуковыми признаками и их оппозициями?

3. Охарактеризуйте понятия: звук речи (фон) – аллофон – фонема.

Как они соотносятся друг с другом?

Почему нельзя произнести фонему?

Каковы условия реализации аллофона в речи?

4. Что такое нейтрализация фонем? Опишите условия возникновения нейтрализации.

5. Что такое система фонем? Почему фонемы любого языка существуют только как члены системы?

6. Дайте определение гиперфонемы, приведите примеры.

7. На какие фонетические единицы распадается поток речи?

Что такое фонетическая фраза?

Что такое речевой такт? Чем он характеризуется?

Дайте понятие фонетического слова. Что такое клитика? Какие виды клитик вам известны?

Что такое слог? Перечислите и охарактеризуйте существующие типы слогов.

8. Что такое интонация? Перечислите и охарактеризуйте элементы, из которых она состоит.

9. Что такое словесное ударение? Чем оно отличается от фразового?

Какие виды словесного ударения вам известны?

Каковы отличия русского ударения от ударения в изучаемых вами языках?

10. Что является минимальной единицей фонетического членения речи?

Термины

фон, аллофон, фонема, вариация, вариант, позиция, различительные и нейтральные признаки фонем, перцептивная и сигнификативная функции фонемы, оппозиция, фонологическая оппозиция, нефонологическая оппозиция, нейтрализация оппозиции;

фраза, такт, фонетическое слово, слог, интонация, словесное ударение, фразовое ударение.

Литература к семинарским занятиям 46

Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. М., 1977.

Матусевич М. И. Введение в общую фонетику. М., 1959.

Панов М. В. Русская фонетика. М., 1967.

Селютина И. Я. Звуковые системы языков народов Сибири. Новосибирск, 2008.

Черемисина М. И. Языки коренных народов Сибири. Новосибирск, 1992.

Конспекты работ

Трубецкой Н. С. Основы фонологии / Введение в языковедение: Хрестоматия. М., 2001. С. 92–147.

Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. Гл. XII. Фонема / Введение в языковедение: Хрестоматия. М., 2001. С. 148–158. Или: Лингвистика XX века: система и структура языка: Хрестоматия. М., 2004. Ч. I. С. 422–434.

Задания и упражнения

1. Запишите транскрипцию приведенных ниже слов. Сколько разных звуков и разных букв в этих словах?

Русск.: мята, сшитый, дед, лыжи, нянька, окно, урюк, беседа, коньки, молоко, верёвка.

Англ.: cock, quick, never, colour, midnight.

Нем.: gehen, Tee, wichtig, ihr.

Франц.: gagner, mieux, blanc, ciel, fille.

Итал.: bicicletta, ciccia, barca.

2. Какие получатся слова, если звуки, из которых состоят приведенные ниже слова, произнести в обратном порядке?

Ель, лён, куль, толь, лёд, ноль, лоб, ток.

3. Определите согласные звуки, образованные с помощью следующей артикуляции:

а) губы сомкнуты, голосовые связки не дрожат, небная занавеска прижата к стенке зева;

б) кончик языка смыкается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, небная занавеска прижата к стенке зева, боковые края языка опущены;

в) нижняя губа сближается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята.

4. Определите слова русского языка, в состав которых последовательно входят следующие звуки:

А. а) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий;

б) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твердый;

в) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.

Б. а) согласный переднеязычно-небный, смычно-щелевой (аффриката), глухой, мягкий;

б) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

в) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий;

г) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий.

В. а) согласный губно-губной, взрывной, глухой, твердый;

б) гласный заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;

в) согласный среднеязычный, фрикативный, звонкий, мягкий;

г) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

д) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, твердый;

е) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, твердый.

Г. а) согласный переднеязычно-небный, фрикативный, глухой, твердый, долгий;

б) гласный среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

в) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий.

5. Решите звуковые пропорции.

Русские звуки Англ. звуки Немецк. Звуки Франц. Зв.
Д: т = б:? =?: х b: m =?: n = g:? t: d: n = k:?:? s: j = n:?
п: т = б:? =?: ш = м:? T: d: n = p:?:? b: p = j:? i: y = ε:?
б: м =?: н = г:? d: ð = t:?    

6. Каким фонетическим процессом можно объяснить искаженное произношение словосочетания «под панпары» вместо «под фанфары»?

8. Как с помощью букв русского алфавита записать по-другому слово расчёт, чтобы запись читалась так же? Подтвердите примерами реального написания русских слов.

9. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы следующих пар слов.

Русск: дал – бал; зал – жал; год – кот; быль – пыль; ток – сок; моль – боль; ум – им; шар – пар; рок – бок; щель – мель; ус – ас; лом – ром; честь – жесть.

Англ.: then – ten; wheel – veal; right – night.

Нем.: kein – dein; Hauch – Bauch; Tisch – Fisch – Wisch.

Франц.: chair – mere; chose – cause; toi – moi – soie.

10. В следующих словосочетаниях найдите ассимиляцию (полную или частичную, прогрессивную или регрессивную), укажите признаки ассимиляции:

дочь больна, весь дом, нос зайца, рог коровы, отец Горио, воз песка, лепет девочки, каприз природы, голос жалости.

11. Определите и охарактеризуйте комбинаторные изменения в следующих словах:

ложка, футляр (сравн. Нем. Futteral), фиялка (просторечн.), изжога, колидор (просторечн.), верблюд (из вельблюд), бантик, радиво (просторечн.), бонба (простречн.), канцелярия (сравн. лат. cancellaria), лестница, ланпа (просторечн.), знаменосец, вотчина (ср. отец), сделать, страм (просторечн.), асвальт (просторечн.), шашнадцать (просторечн.), летчик, ошибка, сыворотка (из сыроватъка), сжалиться, дикобраз, ндрав (просторечн.), пончик, солнце, нем. Zimmer (из Zimber), ватрушка (из творушка), восемь (из осьмь), песня, небезызвестный, счастливый, ножик, перепел (из пелепел), лакать (из алкать), Фрол (сравн. Лат flor ‘цветок’), Греция (сравн. Лат Graecia), упавший, Ванькя (диалектн.), сбор, хто (просторечн.), минералогия, секлетарь (просторечн.).

12. В карачаево-балкарском языке части речи имеют два числа: единственное и множественное. Форма ед. ч. Совпадает с основной формой и не требует никаких отличительных формантов. Форма мн. Ч. Образуется присоединением аффикса множественности, представленного в двух формах –ЛА, с гласной заднего ряда [а] и –ЛЕ, с гласной переднего ряда [э]. Объясните использование закона сингармонизма в данных словах.

Кёз – кёз-ле, къол – къол-ла, къыз – къыз-ла, бармакъ – бармакъ-ла, иш – иш-ле.

13. Определите, в каких словах, заимствованных из тюркских языков, нарушен закон сингармонизма.

Арбуз, сарай, сераль, аршин, собака, чулан, чердак, шатер, черпак, аул.

14. На начальном этапе изучения русского языка узбеки сталкиваются с некоторыми артикуляционными трудностями:

дуружба (вместо дружба), веремя (время), туворческий, салаб (слаб), совобода (свобода), отпуска (отпуск), жизин или жиз (жизнь), измея или земия (змея), вуга (вьюга), геде (где).

Какие фонетические особенности строения узбекского слова можно предположить на основании этих примеров?

15. Проанализируйте фонетические особенности сербскохорватских слов:

Прст ‘палец’, крв ‘кровь’, срце ‘сердце’, врх ‘верх’, смрт ‘смерть’, трг ‘рынок’, мрква ‘морковь’.

Какую особую роль выполняет в их фонетической структуре звук [р]? Что дает ему основания для такой роли?

16. Разделите следующий текст на речевые такты, отметьте проклитики и энклитики.

Ее строгие, аскетичные формы, лишенные даже намека на архитектуру, выглядели, тем не менее, окончательным творением подлинного мастера, постигшего на склоне лет природу вещей, – такою же простотой было наполнено здесь все: и угловатые гранитные валуны на берегу, и зубчатая кромка гор, и перистые облака, разбросанные небрежными мазками, и незамысловатые песни чаек, и монотонный шум прибоя

(А. Каменецкий. Спасатель).

17. Приведите два возможных варианта произношения следующих сочетаний. Как изменится при этом тип неударного слова?

За реку, на поле, на зиму, под гору, из виду, на ногу, без вести.

18. Разделите на слоги фрагмент текста.

Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей. Так по солнцепеку и бегут, уходя вдаль, ручей и тропинка, а за ручьем, на северном склоне, среди хвойных деревьев лежит нетронутый снег

(М. Пришвин. Лесная капель).

Выпишите словоформы, в которых представлены следующие типы слогов, и отметьте разные типы слогов в них:

а) прикрытые открытые слоги;

б) неприкрытые открытые слоги;

в) прикрытые закрытые слоги;

г) неприкрытые закрытые слоги;

д) полуоткрытые слоги.

19. Затранскрибируйте строфу любого стихотворения, выпишите слова с комбинаторными изменениями, охарактеризуйте последние. Выпишите словоформы с вариантами фонем ‹а›, ‹о›, ‹э›, ‹в›, ‹з›, ‹с›,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: