ТЕМА 2. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА




 

Программная аннотация

2.1. Система национальных счетов: сущность и основные понятия.

2.2. Показатели продукта и дохода макроуровня и методы их исчисления.

2.3. Показатели динамики ВВП. Индексы цен.

 

2.1. Система национальных счетов: сущность и основные понятия

Национальное счетоводство в широком понимании представляет собой масштабную систему макроэкономического бухгалтерского учета и статистики, которая базируется на определенных методологических принципах и постулатах, предусматривает исчисление системы макроэкономических показателей и завершается построением обобщающих таблиц и системы национальных счетов.

В современном мире система национальных счетов (СНС) – специальный международный стандарт единых подходов к системе и методологии исчисления результатов деятельности национальной экономики. СНС разрабатывается Статистической комиссией ООН и используется практически во всех странах мира для анализа экономических процессов на макроуровне.

СНС возникла в начале прошлого века в наиболее развитых капиталистических странах (США, Англии, Франции, Голландии, Норвегии, Швеции) в ответ на потребность органов государственного управления в информации, необходимой для разработки экономической политики и регулирования рыночной экономики. Считается, что эра международных стандартов в области национальных счетов началась в 1947 г., после публикации доклада ООН, в котором были сформулированы важные принципы национального счетоводства. Первым международным стандартом в области национального счетоводства считается документ, принятый ООН в 1953 г. под названием "Система национальных счетов и вспомогательных таблиц". В 1993 г. Статкомиссия ООН одобрила новую СНС. На основе этого последнего стандарта Государственный комитет статистики Украины разрабатывает национальные счета и рассчитывает макроэкономические показатели.

Основные принципы, на которых строится СНС, сводятся к следующему.

Продуктивной считается любая деятельность, приносящая доход ее субъектам. Таким образом определяются границы экономического производства, т.е. виды экономической деятельности (отрасли и сферы), в которых создается стоимость, национальный продукт и национальный доход. Современная СНС включает в сферу экономического производства все виды деятельности по производству товаров и услуг, в том числе нематериальные услуги, которые являются результатом деятельности отраслей так называемой "непроизводственной сферы" (государственное управление, оборона, образование, здравоохранение, наука, культура, искусство, финансы, жилищно-коммунальное хозяйство).

Экономическое равновесие основывается на тождестве между произведенным продуктом и доходом, полученным от его реализации. Стоимость продукта, с одной стороны, является суммой стоимости факторов производства, потраченных на его изготовление, с другой – это сумма доходов, получаемых владельцами производственных факторов. Таким образом, по стоимости расходы равны доходам. Однако тождество и равновесие между расходами и доходами – лишь тенденция и возможно временное отклонение от равновесия, которое впоследствии восстанавливается рынком.

В основе национального счетоводства – процессы создания, распределения, перераспределения и использования продукта и дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования. Стадии воспроизводственного цикла (производство продуктов и услуг, связанные с этим процессом образование доходов, первичное и вторичное их распределение и использование) отражают непрерывный поток преобразований расходов в доходы, а доходов в расходы. Таким образом процесс функционирования экономики предстает как постоянный кругооборот доходов и расходов.

Важнейшими категориями СНС считаются: экономическая операция, экономическая территория, институциональная единица, сектор, счет. Определим некоторые из них.

Институциональная единица – это хозяйствующий субъект, который владеет и распоряжается активами, от своего имени принимает обязательства, вступает в экономические взаимоотношения (сделки) с другими институциональными единицами, составляет и ведет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. Существует два типа институциональных единиц: юридические лица – предприятия, корпорации, государственные учреждения, банки и страховые компании, общественные организации и др.; физические лица – домашние хозяйства, которые рассматриваются как самостоятельные институциональные единицы, так как являются центрами принятия экономических решений, определяющих их поведение. Институциональные единицы группируются в секторы экономики (институциональные секторы) по следующим критериям: выполняемые ими функции в экономическом процессе; способ финансирования расходов. По названным критериям в СНС образуется пять секторов: нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; органы общего государственного управления; домашние хозяйства; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Сектор нефинансовых корпораций образуют предприятия (частные, государственные, совместные, находящиеся под контролем иностранного капитала и др.), ассоциации предприятий и корпорации, занимающиеся производством товаров и нефинансовых услуг для продажи их на рынке по ценам, которые покрывают издержки производства и обеспечивают прибыль.

Сектор финансовых корпораций включает институциональные единицы, которые на коммерческой основе занимаются финансовым посредничеством (между теми, кто сберегает, и теми, кто инвестирует) или вспомогательной финансовой деятельностью. К ним относятся коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды и пр. Расходы финансируются за счет разницы между процентами, которые получены за предоставление ресурсов, и процентами, уплаченными за привлеченные ресурсы.

Сектор общего государственного управления включает главным образом бюджетные государственные учреждения, которые осуществляют политические и регуляторные функции, предоставляют нерыночные услуги для индивидуального или коллективного потребления и перераспределяют доходы и богатство. К этому сектору относятся органы государственного управления центрального и местного уровней, некоммерческие бюджетные организации, государственные целевые фонды. Расходы финансируются за счет налогов и частично за счет доходов от собственности и некоторых неналоговых поступлений.

Сектор домашних хозяйств объединяет физических лиц как потребителей, а в некоторых случаях, как физических лиц-предпринимателей. Расходы сектора финансируются за счет оплаты труда, доходов от собственности, пенсий, а также от реализации продукции некорпоративных предприятий (мелких ферм, небольших магазинов, ресторанов, мастерских и т.п.).

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых – предоставление нерыночных услуг членам этих организаций. Расходы этого сектора финансируются за счет добровольных взносов, доходов от собственности, пожертвований.

Все институциональные единицы (то есть юридические и физические лица), которые объединяются в указанные секторы, являются резидентами данной страны. Экономика страны представляет собой совокупность только тех институциональных единиц, которые являются резидентами данной страны. Резидентами данной страны считаются институциональные единицы, которые связаны с экономической территории данной страны экономическим интересом в течение длительного времени (не менее одного года). Если экономические интересы институциональной единицы сосредоточены на экономической территории других стран, то она является нерезидентом данной страны.

Для учета результатов взаимодействия резидентов с нерезидентами в СНС выделяется отдельный сектор – "остальной мир" (сектор "заграница").

Под экономической территорией понимают территорию, которая административно управляется правительством страны и в пределах которой могут свободно перемещаться люди, товары и денежные средства. К ней относится также национальное воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы в других странах (территории, на которых располагаются посольства, консульства, военные и научные базы и т.д.). В то же время часть собственной географической территории страны, используемой другими странами, не включается в состав ее экономической территории.

Экономическая операция – добровольное взаимодействие хозяйствующих субъектов, т.е. институциональных единиц (двух или более). По своей сути операцииэто либо обмен либо добровольная передача (без соответствующего эквивалента) экономических ценностей. Классификация операций в СНС позволяет разделить их на следующие группы: операции с товарами и услугами (производство и использование на различные цели товаров и услуг); распределительные операции (распределение и перераспределение доходов); операции с финансовыми инструментами (приобретение финансовых активов, принятие финансовых обязательств, в частности ссуды, прирост депозитов в банках и др.); "прочие потоки" или прочие операции (охватывают остальные экономические потоки, которые не учтены в предыдущих операциях).

Экономические операции, в результате которых одни институциональные единицы передают другим институциональным единицам безвозмездно товары, услуги, активы, в СНС называются трансфертами. Этим же термином обозначаются перераспределительные платежи, с помощью которых осуществляется перераспределение доходов. Трансферты могут быть текущими и капитальными, в денежной и натуральной формах (например, текущие налоги на доходы и имущество, страховые премии, штрафы, пенсии, пожертвования и др.).

Для регистрации экономических операций, осуществляемых институциональными единицами, используются счета. Счет в рамках СНС – это балансовая таблица, состоящая из двух разделов: ресурсы, или изменение в обязательствах; использование, или изменение в активах. В СНС существует четкая классификация счетов: для институциональных секторов экономики; для отраслей экономики; для отдельных экономических операций; для экономики в целом (консолидированные счета). Каждая из указанных групп имеет свою классификацию. Так, например, счета для институциональных секторов делятся на счета текущих операций и счета накопления. Текущие счета, в свою очередь, состоят из счетов производства, образования дохода, распределения первичных доходов, вторичного распределения доходов, использования располагаемого дохода, перераспределения доходов в натуре, использования скорректированного располагаемого дохода. Счета накопления включают: счет операций с капиталом, финансовый счет, счет прочих изменений в активах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: