Основные формы половой жизни человека




Копулятивный цикл, в основе которого лежит норма­тивная модель гетеросексуального коитуса, не со­ставляет единственно возможной формы половой жизни челове­ка. Подобно тому, как из элементарных строительных блоков (кирпичи, панели, перекрытия, балки и т. п.) можно построить и здание консерватории, и дворец бракосочетаний, и жилой дом, и свинарник, основные проявления сексуальности (либидо, эрекции, эякуляции, оргазм) могут складываться в самые раз­нообразные формы, что иллюстрируется исследованиями Киши с сотр. [415, 416], Асаяма Синити [537] и др. Так, Кжвзи с сотр. выделяет следующие шесть основных форм полового удовлетворения (зехиа! ои1Мз): гетеросексуальный коитус, гомосексуальный коитус, поллюция, мастурбация, петтинг, «по­ловые контакты с животными других видов».

Классификация Кинзи вызывает серьезные возражения, прежде всего в связи с отнесением всех выделенных им форм к норме. По-видимому, абсолютно нормативной моделью можно считать только гетеросексуальный коитус; поллюции должны быть отнесены к викарным проявлениям, мастурбация и пет­тинг — к суррогатным, а гомосексуальная практика и половые контакты с животными — к сексуальной патологии. Другим принципиальным недостатком классификации Кинзи является то, что она ограничивается только гениальными проявле­ниями, игнорируя психологические аспекты полового общения. Поскольку же у человека в понятие полноценной половой жизни наряду с генитальным взаимодействием в качестве обязатель­ного компонента входит и общение духовное, различные формы половой жизни человека можно классифицировать следующим образом.

А. Экстрагенитальные формы половой жизни.

1. Платоническая любовь.

2. Танцы.

3. Гейпгизм.

Б. Генитальные формы половой жизни.

I. Суррогатные и викарные (заместительные) формы половой активности:

1. Поллюции.

2. Мастурбация.

3. Петтинг.

П. Суррогатные формы коитуса:

1. Вестибулярный коитус.

2. Сойиз т1га 1етога.

3. Нарвасадата (соНдгз тЪга таттае), подмышечный ко-
итус и др.

4. СоНиз рег апшп:

а) гетеросексуальный

б) гомосексуальный.

III. Нормативный гетеросексуальный коитус.

IV. Орогенитальные (лабиогениталъные) контакты (кейра,
феллация, куннилингус).

V. Сексуальные действия с животными.

Формирование гармоничной половой жизни — процесс слож­ный, длительный, неравномерный и противоречивый, на пути к завершению которого могут, например, сочетаться платони­ческая влюбленность и мастурбация.

На первый взгляд отнесение платонической влюбленности к кругу проявлений половой жизни может вызвать недоумение. Однако и платоническая влюбленность порождает стойкую эмо­циональную фиксацию на объекте любви и пусть не, слишком бурное, но длительное кипение страстей. (Классическим приме­ром подобного рода активности может служить любовь Петрар­ки к Лауре.

Платоническая влюбленность и танцы чаще всего играют роль переходных форм, обеспечивающих знакомство, выбор и первые этапы предварительной адаптации к сексуальному партнеру, однако для определенного круга лиц платоническая влюблен­ность составляет единственную форму половой активности лич­ности в течение значительного периода, а то и всей жизни, а танец — единственную форму сексуально окрашенного телесно­го общения.

Этапность формирования полового сознания, с акцентуацией на любой из четырех стадий, сочетаясь с особенностями темпе-ра1мента и других компонентов структуры личности, обусловли­вает естественное многообразие типов психологического отно­шения мужчины к женщине. Однако в этом многообразии мож­но выделить несколько линий, между крайними полюсами которых разворачиваются вариационные ряды, характеризующже наиболее значимые проявления. Одной из таких линий является чрезмерная идеализация ((«образ Мадонны» — Майэп-пепЫЫ) и «низкий взгляд» («образ вульгарной женщины» — ЕИшепЬШ), когда мужчину возбуждают только доходящая до вульгарности подчеркнутость внешних форм и развязность поведения женщины. Уравновешенная сексуальность, которой чужды обе эти крайности, обеспечивает гармоничное сочетание возвышенного, опоэтизированного любовного чувства с силь­нейшим телесным влечением к одной единственной женщине. Крайности же психологического отношения служат одним из • источников неудовлетворенности и адюльтера. При Этом психо­логическая односторонность первого типа провоцировала такие ситуации, когда мужчина от своей интеллектуально и эстетиче­ски одаренной жены уходит к любовнице типа В1гпе (букваль­но — девка, публичная женщина). При психологической не-, удовлетворенности другого типа мужчина, женатый на женщине типа В1гпе, ищет на стороне женщину — носительницу нежно­го очарования, эстетизма, грации и изящества. Удовлетворению этой потребности в духовной стороне общения с женщиной в древней Греции служил институт г е т е р, а в Японии — ин­ститут гейш.

Поллюции (поздний лат. ро11и1ю — марание, пач­канье) — непроизвольные эякуляции (условно противопостав­ляемые «произвольным» при коитусе, мастурбации и петтинге), происходящие большей частью во сне. П о ч н ы е поллюции обычно сопровождаются сновидениями эротического содержа­ния, которые, однако, при глубоком сне могут не сохраняться в памяти [406]. Поллюции служат одним из объективных про­явлений полового созревания, вне пубертатного периода они приобретают значение викарного механизма, обеспечивающего периодическую эвакуацию эякулята. Наличие этого «предохра­нительного клапана сексуальности» облегчает тягостные про­явления сексуальной абстиненции (фиксация психики на сек­суальной сфере, спонтанные эрекции и т. п.). По выражению Иноевса (1850), ночная поллюция «производит некоторую бод­рость и веселое расположение духа: мысли после нее делаются чище и яснее, а тело как бы облегчается от какой-то тяжести». Мастурбация (от лат. шапиз — рука и зЪирго—оскверняю), онанизм (от искаженного библейского мифа об Онане), или рукоблудие — преднамеренное вызывание оргазма путем искус­ственного раздражения эрогенных зон, чаще собственных гени­талий, хотя практикуется и взаимная мастурбация (например, между гомосексуалами). Феноменология, генез и семиологическое значение мастурбации будут подробно освеще­ны ниже.

Очень близок феномену взаимной мастурбации петтинг (англ. ре1 — баловать, ласкать, а также раздражать). В рус­ском языке 'слово петтинг употребляется только как сексологи-ческий термин и обозначает преднамеренное получе­ние оргазма искусственным возбуждением эрогенных зон в ус'ловиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий [50]. Различают две разновидности петтинга—поверхностный и глубокий,, понимая под поверхностным петтингом непосредственное раз­дражение эрогенных зон, в повседневной жизни обычно обна­женных, другие же эрогенные зоны (в том числе гениталъные)' раздражаются только через одежду. Наиболее частый случай поверхностного петтинга — сознательное форсирование поце­луев и тесных объятий до получения эякуляции и оргазма. '. Вторая разновидность —: глубокий петтинг, предполагает пря­мое {мануальное раздражение эрогенных зон, обычно прикры­тых одеждой. Таким образом, взаимная мастурбация представ­ляет феномен, который может быть расценен как частный случай глубокого петтинга.

Вестибулярный коитус обычно применяется в одном из трех случаев: 1) как средство предотвратить нарушение дев­ственной плевы и наступление беременности; 2) когда ослаб­ленная эрекция не позволяет осуществить интроитус (в подобных случаях производится ритмичное сдавление члена между членом и лобком мужчины до наступления эякуля­ции и оргазма); 3) когда оргазм у женщины наступает только при интенсивном воздействии на клитор и малые губы, а вагинальные фрикции не дают ей полного удовлетворения, безраз­личны или даже неприятны.

обычно применяется для достижения це­лей, идентичных первому случаю использования вестибулярно­го коитуса. Нарвасадата предписывалась для пер­вого совокупления, если этому предшествовала разлука в не­сколько дней и если любящие хотели взбежать зачатия (подра­зумевалось, что при этом извергается порция эякулята, содер­жащая зрелое семя, последующие же семянизвержения ввиду недостаточной зрелости их содержимого могли производиться и во влагалище).

Кейра является родовым понятием, обозначающим орогени­тальные (лабиогениталъные) контакты вне зависимости от раз­деления ролей между мужчиной и женщиной. Кум бит мака (лат. сипшНпдиз, сппш1тс1из 8. сиппШпсйо) — вызывание-полового возбуждения воздействием на вульварную область(главным образом клитор) губами и языком. Как деликатно поясняют древнеиндийские источники, этот прием самостоя­тельно употребляется, если мужчина вышел из игры раньше женщины и оказался настолько утомленным, что возможность удовлетворения женщины посредством полового члена исклю­чена. Антипод куннилинкции — феллация (лат. ГеИаИо я. 1ггита1ш) — вызывание полового возбуждения воздействием ртом и языком на половой член. Этот прием чаще всего приме­няется в тех случаях, когда мужчина оказывается настолько утомленным с самого начала, что не может рассчитывать получить удовлетворение иначе.

Межвидовые сексуальные контакты, хотя и ограничиваются анатомической видовой специфичностью гениталий, все же на­блюдаются в животном мире даже среди далеко отстоящих видов, таких, как страус и самка антилопы;[414], кобель и курица [357], и т. п. Один из наиболее аксквизитных межвидо­вых сексуальных контактов наблюдал Гэмилтон [372], когда в клетку, где содержалась пара макак, была подброшена змея 4 футов длины и самец, яванский макак Джоко, осторожно приблизившись к ошеломленной змее, предпринял энергичные попытки произвести копуляцию. Формы половой жизни опреде­ляются как привходящими обстоятельствами (недаром Кинзи подчеркивает, что половые действия с животными распростра­нены именно в штатах с развитым скотоводством), так и преж­де всего индивидуальными особенностями структуры личности; выделяя некоторые наиболее типичные корреляции, можно ска­зать, что поллюции — удел робких и боязливых, онанизм — застенчивых, а петтинг •— сверхосторожныхПонятие нормы в сексологии

Необходимость выяснения понятий о «нормах» половой жиз­ни и об отражении этих понятий в представлениях людей, в частности людей, считающих себя сексологически больными, определяется тем, что часть пациентов приводят на сексологи­ческий прием именно превратные представления о нормах по­ловой жизни при отсутствии у них каких бы то ни было рас­стройств половой сферы [52].

При этом, однако, именно в сексологии четкое определение
понятия нормы сталкивается со специфическими, трудностями,
определяемыми тесным переплетением биологических, личност­
ных и социальных факторов, чрезвычайной вариативностью
>;||]| индивидуальных отклонений, а также тем, что (в противоположность другим медицинским дисциплинам, в которых разра­ботке диагностических и лечебных Приемов предшествовало формирование четких представлений о норме) первые сексо­патологи оказывали своим пациентам лечебную помощь, еще не разобравшись, что следует считать нормой половых проявлений. В результате до последнего времени не были определены даже самые элементарные количественные характеристики: каковы «нормальные» границы длительности полового акта, где начи­нается е]аси!аИо ргаесох и где — е]аси1айо 1агДа; каковы «нор­мальные» пределы размеров полового члена и имеют ли они вообще семиологическое значение? Отдельные же публикации, появляющиеся в искаженном виде [59], не могли обеспечить сексопатологу правильной ориентации.

В хирургии никому не придет в голову накладывать гипс на абсолютно здоровую конечность. Сексологические же архивы хранят документы, свидетельствующие, с одной стороны, о дли­тельном и упорном «лечении» при продолжительности копулятивных фрикций в 5—10 мин и, с другой — случайно выявляемые факты, когда наступление эякуляции после 3—5 фрикций, наблюдаемое систематически на протяжении многих лет семейной жизни, не только не вызы­вает никаких беспокойств ни у одного из супругов, но, наобо­рот, порождает глубокую тревогу, когда проведение по совсем другому поводу хлорэтиловой блокады пояснично-крестцового отдела удлиняет половой акт до 40—50 фрикций, или 1'/г—2 мин. Казалось бы, — очень простая истина: прежде чем

лечить сексуальные расстройства, необходимо разобраться, где, собственно, в сфере сексуальных проявлений проходит водораз­дел между нормой и патологией.

Подчеркивая специфические трудности параметрирования половой жизни человека, И. С. Кон выделяет три основных ^аспекта в определении нормы сексологических проявлений: «Сексуальная жизнь человека — чрезвычайно сложная и тонкая область. Вероятно, ни в одной яругой области мы не гово­рим так часто о «норме», „отклонениях", „излишествах" и т. п., так здесь. Но что, собственно, значат эти понятия? Во-первых, понятие нормы употребляется в моральном смысле, обозначая такое поведение, которое считается правильным в свете суще­ствующей системы нравственности. Во-вторых, мы говорим о норме в статистическом смысле: как в среднем ведут себя люди в данном обществе, когда в среднем начинается половая жизнь, с какой интенсивностью она развивается и т. п. В-третьих, мы говорим о норме в физиологическом смысле, имея в виду опти­мальный режим для данного организма. Очевидно, что все эти три значения не совпадают друг с яругам» [128].

В первом томе Кинзи определяется вариативный.размах крайних проявлений сексуальности, ' исчисляемый в 45000! Приводим это место дословно: «...у некоторых мужчин не было эякуляций в течение длительных периодов, измеряе­мых годами, так, у одного по всем данным здорового мужчины эякуляция происходила один раз в 30 лет. У других происходи­ло в среднем 10, 20 или больше эякуляций в неделю на протя­жении длительных периодов времени; так, один мужчина (ученый и в то же время высококвалифицированный юрист-прак­тик) имел в среднем более 30 эякуляций в неделю на протяже­нии 30 лет... Математический расчет показывает, что разница между одной эякуляцией в 30 лет и средней частотой эякуля­ций порядка 30 в неделю на протяжении 30 лет составляет 45000 раз. Таков порядок размаха вариативности, и он может проявиться у двух индивидуумов, которые живут в одном горо­де и являются соседями. Близкие друзья, не располагающие, -однако, их сексологическими характеристиками, могут рассмат­ривать их как людей очень сходных» [415].

В том же исследовании была вскрыта и.на огромном факти­ческом материале продемонстрирована статистически достовер­ная связь между принадлежностью к определенным социальным группам и моральными установками в отношении различных -форм сексуального поведения. Так, представители экономиче­ски менее обеспеченных и менее образованных слоев населения, резко осуждая мастурбацию, положительно относились к до­брачным половым связям и частой смене сексуальных партне­ров. Представители же экономически более обеспеченных и располагающих более высоким образовательным цензом слоев ^населения, половая практика которых характеризовалась болеепоздним началом половых связей (обычно после или накануне вступления в брак) и стойкостью установившихся отношений, в то же время проявляли терпимость в отношении мастурбации, в том числе ранней, и в собственной сексуальной практике при­меняли ее в течение многих лет.

Все три названных И. С. Коном подхода к определению нор­мы взаимно связаны и определяют друг друга. Так, физиологи­ческая норма влияет на средние статистические показатели ря­да половых феноменов, в частности, ограничивая максимальный предел некоторых функциональных проявлений. Ограниченная в определенной мере физиологическими рамками, практика, становясь традиционной, в свою очередь находит отражение в морально-этических канонах, таких, как Коран (например, суры 4 и 65) или Талмуд, рекомендующий «ученым одно сно­шение в неделю, ремесленникам и рабочим 2 сношения в неде­лю, погонщикам ослов 1 сношение в неделю, а людям здоровым, сильным и молодым, не имеющим никаких обременительных занятий, ежедневное сношение» [по 279]. Поскольку же физио­логическая норма большинства половых проявлений представ­ляет более или менее широкую полосу, моральные установ­ки, определяемые взаимодействием ряда исторических условий жизни национальных или религиозных сообществ, в свою оче­редь оказывая побуждающее или сдерживающее влияние, сме­щают статистические показатели отдельных сексуальных про­явлений к их верхнему или нижнему физиологическому пределу. Например, морально-этический кодекс Корана поощрял много­женство, поскольку в ту эпоху, когда он создавался Мухамме­дом^ самым надежным обеспечением торжества идей ислама могла быть численность войск, и поэтому священная книга мусульман предписывала (чтобы рождалось как можно больше будущих воинов) каждому мужчине иметь столько жён, сколь­ко он в состоянии прокормить, не гнушаясь и полонянками.

Поскольку, однако, в курсе клинической сексопатологии, предназначенном для врачей, наибольшее значение приобрета­ет физиологическая сторона нормативности сексуальных прояв­лений, в дальнейшем будут представлены общебиологический, возрастной и конституциональный аспекты рассматриваемой проблемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: