Показатели нормы оригинальности мышления для разных возрастных групп




МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА

Цель – выработка у студентов навыков опреде­ления типа темперамента.

Навыки и умения: понимая природу темперамента, научившись определять его типы, можно решать следующие практические задачи:

1) путем воспитания и самовоспитания избавиться от некоторых внешних проявлений своего темперамента;

2) в процессе межличностного общения предвидеть особенности реакции людей с разным типом темперамента и учесть их в своих ответ­ных действиях;

3) выработать наиболее подходящий индивидуальный стиль деятель­ности, базирующийся на использовании положительных сторон своего темперамента.

Задание №1. Тест Стреляу

Методика выполнения.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые характе­ризуют интенсивность и скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

"Темперамент" в переводе с латинского – смесь, соразмерность. Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психи­ческого склада различных людей, свести их к малому числу. Одно из древнейших описаний типов темперамента принадлежит Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает:

1) если кровь, то темперамент будет сангвинический (энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный);

2) если желчь, то человек будет холериком (желчный, раздражитель­ный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный, с быстрой сменой настроения);

3) если слизь, то темперамент будет флегматичным (спо­койный, медлительный, уравновешенный, со слабым переключением внимания, плохо приспосабливающийся к новым условиям);

4) если чер­ная желчь, то человек будет меланхоликом (болезненно застенчивый, впечатлительный, склонный к грусти, робости, замкнутости, утомляемый, чувствительный к невзгодам).

В настоящее время психология выделяет типы темпераментов на основе взаимодействия двух основных нервных процессов — возбуждение и тормо­жение, которые отражают деятельность головного мозга. Эти процессы у всех людей отличаются по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы И.П. Павлов выделил четыре основных типа темперамента:

а) сангвиник ("живой"): сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, легко переживающий не­удачи;

б) флегматик ("спокойный"): сильный, уравнове­шенный, инертный тип нервной системы, медлительный, невозмутимый, с устойчивы­ми стремлениями и более или менее постоянным настроением;

в) холерик ("без­удержный"): сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной сис­темы, быстрый, порывистый;

г) меланхолик ("слабый"): слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы, ранимый, переживающий, но вяло реагиру­ющий на окружающее.

Инструкция: "Вам будут предложены вопросы об особен­ностях вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов плохих или хороших. Мы заинтересованы в правдивых ответах. На воп­росы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыду­щим ответам. Отвечайте "да", "нет", "не знаю". Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте"!

Список вопросов теста:

1. Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливающим товарищеские контакты?

2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующего распоряжения?

3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для вос­становления сил после продолжительной работы?

4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли Вы во время дискуссий от недело­вых, эмоциональных аргументов?

6. Легко ли Вы возвращаетесь к ранее выполняемой работе после длительного перерыва (отпуска, каникул)?

7. Будучи увлеченным работой, забываете ли Вы об усталос­ти?

8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную ра­боту, терпеливо ожидать ее окончания?

9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время суток?

10. Умеете ли хранить тайну, если Вас об этом попросят?

11. Легко ли Вам возвращаться к работе, которой Вы не за­нимались несколько недель или месяцев?

12. Можете ли Вы терпеливо объяснять кому-либо что-то не­понятное?

13. Нравится ли Вам работа, требующая умственного напря­жения?

14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонли­вость?

15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?

16. Можете ли вы, если нужно, воздержаться от проявления своего превосходства?

17. Ведете ли Вы себя так же, как обычно, в присутствии незнакомых людей?

18. Трудно ли Вам сдержать злость и раздражение?

19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?

20. Умеете ли Вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?

21. Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных работ?

22. Влияет ли обычное окружение, в котором Вы находитесь, на Ваше настроение?

23. Способны ли Вы переносить неудачи?

24. В присутствии того, от кого Вы зависите, говорите ли Вы так же свободно, как обычно?

25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные измене­ния в распорядке дня?

26. Есть ли у Вас на все готовый ответ?

27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важ­ное для себя решение?

28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, ка­никул?

29. Обладаете ли Вы быстрой реакцией?

30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру к походке или манере людей более медлительных?

31. Ложась спать, засыпаете ли Вы быстро?

32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах?

33. Легко ли Вам испортить настроение?

34. Легко ли Вы отрываетесь от выполняемой работы?

35. Воздерживаетесь ли Вы от разговоров, если они мешают другим?

36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?

37. При совместном выполнении какой-либо работы легко ли Вы срабатываетесь с партнером?

38. Всегда ли Вы задумываетесь перед выполнением какого-либо важного дела?

39. Если Вы читаете какой-либо тест, то удается ли Вам сле­дить от начала до конца за ходом рассуждений автора?

40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками?

41. Воздерживаетесь ли Вы от убеждения кого-либо о том, что он не прав, если такое поведение целесообразно?

42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?

43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учи­тывая мнение других?

44. Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы?

45. Можете ли Вы работать и ночью, после того, как работа­ли весь день?

46. Быстро ли Вы читаете беллетристическую литературу?

47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если воз­никают препятствия?

48. Сохраняете ли Вы самообладание в ситуациях, которые того требуют?

49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?

50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной, им­пульсивной реакции?

51. Можете ли Вы работать в шумной обстановке?

52. Можете ли Вы воздержаться, когда необходимо, от того, чтобы не сказать правду в глаза?

53. Успешно ли Вы сдерживаете волнение перед экзаменом, накануне встречи с начальником?

54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?

55. Нравятся ли Вам частые перемены и разнообразия?

56. Восстанавливаете ли полностью свои силы после ночно­го отдыха, если накануне днем у Вас была тяжелая работа?

57. Избегаете ли Вы занятий, выполнение которых требует разнообразных действий в течение короткого времени?

58. Как правило, Вы самостоятельно справляетесь с возник­шими трудностями?

59. Ожидаете ли Вы окончания речи кого-либо, прежде чем начнете говорить сами?

60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти уто­пающего?

61. Способны ли Вы к напряженной работе, учебе?

62. Можете ли Вы удержаться от неуместных замечаний?

63. Придаете ли Вы значение постоянному месту во время работы, приема пищи, на лекциях?

64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к другому?

65. Взвешиваете ли Вы все "за" и "против" перед тем, как принять важное решение?

66. Легко ли Вы преодолеваете встречающиеся вам препят­ствия?

67. Воздерживаетесь ли Вы от рассматривания чужих вещей, бумаг?

68. Испытываете ли Вы скуку, когда занимаетесь стереотип­ной деятельностью, которая всегда выполняется одинаково?

69. Удается ли Вам соблюдать запреты, обязательства в об­щественных местах?

70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступле­ния или ответа на вопросы от лишних движений, жестикуляции?

71. Нравится ли Вам оживленное движение вокруг?

72. Нравится ли Вам занятие (работа), требующая большого усилия (больших усилий)?

73. В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи?

74. Любите ли Вы задания, требующие быстрых движений?

75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситу­ациях?

76. Если надо, подниметесь ли Вы с постели сразу после пробуждения?

77. Можете ли Вы после окончания порученной Вам работы терпеливо ждать, пока закончат свою работу другие?

78. Действуете ли Вы так же четко и после того, как наблю­дали (стали свидетелем) какого-то неприятного события?

79. Быстро ли Вы просматриваете газеты?

80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?

81. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова и тд.?

82. В состоянии ли Вы работать длительное время без пере­рыва?

83. Может ли работа изменить Ваше настроение?

84. Спокойно ли Вы продолжаете работу, которую необходи­мо окончить, если Ваши товарищи развлекаются и ждут Вас?

85. Отвечаете ли Вы быстро на неожиданные вопросы?

86. Быстро ли Вы говорите обычно?

87. Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей?

88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием разум­ных аргументов?

89. Терпеливы ли Вы?

90. Можете ли приспособиться к ритму работы человека, более медлительного, чем Вы?

91. Можете ли Вы планировать свои занятия, чтобы выпол­нять в одно и то же время несколько взаимосвязанных дел?

92. Может ли веселая компания изменить Ваше угнетенное состояние?

93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно?

94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являе­тесь свидетелем несчастного случая на улице?

95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнооб­разных манипуляций?

96. Сохраняете ли Вы спокойствие, если кто-либо из близ­ких страдает?

97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных условиях?

98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой незнакомой компании?

99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если это требует­ся (например, при начале киносеанса, концерта, лекции)?

100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы дру­гих людей?

101. Нравится ли Вам часто менять вид занятий?

102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если слу­чается что-нибудь "из ряда вон выходящее"?

103. Воздерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящих ситу­ациях?

104. Начинаете ли Вы работать сразу же интенсивно?

105. Решаетесь ли Вы выступить против общепринятого мнения, если Вам кажется, что Вы правы?

106. Удается ли Вам преодолеть состояние временной деп­рессии (подавленности)?

107. Нормально ли Вы засыпаете после сильного умствен­ного утомления?

108. В состоянии ли Вы спокойно, долго ждать, например, в очереди?

109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?

110. Можете ли Вы спокойно аргументировать высказыва­ния во время бурного разговора?

111. Можете ли Вы мгновенно реагировать на необычную ситуацию?

112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом не просят?

113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?

114. Умеете ли Вы интенсивно работать?

115. Охотно ли Вы меняете места развлечений, отдыха?

116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?

117. Спешите ли Вы оказать помощь в неожиданном случае?

118. Присутствуя на спортивных соревнованиях и т.п., воз­держиваетесь ли Вы от неожиданных выкриков и жестов?

119. Нравятся ли Вам занятия, требующие по своему харак­теру ведения беседы со многими людьми?

120. Владеете ли Вы мимикой?

121. Нравятся ли Вам занятия, которые требуют энергичных движений?

122. Считаете ли Вы себя смелым человеком?

123. Прерывается ли у Вас голос (вам трудно говорить) в необычной ситуации?

124. Можете ли Вы преодолеть обескураженность, нежела­ние работать в момент неудачи?

125. В состоянии ли Вы длительное время стоять, сидеть спо­койно, если Вас об этом просят?

126. В состоянии ли Вы подавить веселье, если это может кого-либо задеть?

127. Легко ли Вы переходите от печали к радости?

128. Легко ли Вы выходите из равновесия?

129. Соблюдаете ли Вы без особых затруднений обязатель­ные в вашей среде правила поведения?

130. Нравится ли Вам выступать публично?

131. Приступаете ли Вы обычно к работе быстро, без дли­тельного подготовительного периода?

132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя своей жизнью?

133. Энергичны ли Ваши движения?

134. Охотно ли Вы исполняете ответственную работу?

Обработка результатов теста:

Оценка каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности, производится путем сум­мирования баллов, полученных за ответы на вопросы. Если ответ испытуемого совпадает с кодом, то он оценивается в 2 балла, если не совпадает, то испытуемый получает нулевую оценку. Ответ "не знаю" оценивается в 1 балл.

"Ключ"

1. Сила процессов возбуждения

"Да" – 3,4, 7, 13, 15, 17, 19,21, 23, 24, 32, 39,45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134.

"Нет" – 47, 51,107, 123.

2. Сипа процессов торможения

"Да" – 2, 5, 8, 10,12,16,27, 30, 35, 37, 38, 42, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99,103,108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

"Нет" – 18, 34, 36, 67, 128.

3. Подвижность нервных процессов

"Да" – 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28,29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131.

"Нет" – 25, 57, 63, 116.

Сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рас­сматривается как высокая степень его выраженности.

 

Задание №2. Тест Г. Айзенка

Методика выполнения.

Если бы кто-либо удосужился провести сравнение по исполь­зованию психологических методик, можно было бы не сомневать­ся, что первое место в ней (по частоте использования) уверено занял бы тест-опросник, созданный английским психологом Г. Айзенком. Данный автор, проанализировав материалы обсле­дования 700 человек, пришел к выводу, что всю сово­купность описывающих человека черт можно представить посред­ством двух главных факторов: экстраверсии-интроверсии и не­йротизма. Первый из этих факторов биполярен и представляет ха­рактеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутрен­ний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что эк­стравертам свойственны общительность, импульсивность, гиб­кость поведения, большая инициативность (и малая настойчи­вость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присуща необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склон­ность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации.

Второй фактор – нейротизм – описывает некоторое свой­ство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоцио­нальной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и воз­можных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполя­рен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптивностью, а на другом – чрезвычайно нервоз­ный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагается между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих двух биполярных характеристик позволя­ет получать неожиданный и довольно любопытный результат – достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех ти­пов темперамента (рис.1).

Рис. 1.Схематическое сопоставление типов темперамента в двухфакторной модели Г. Айзенка

 

Дело в том, что вывод о том, что экстраверты только лишь подвижны и возбудимы, интроверты заторможены и инертны, склонны к нейротизму, нестабильны и дезадаптивны, а их анти­поды, наоборот, весьма эмоционально устойчивы и высокоприс­пособляемы – выглядит излишне упрощенным и недостаточно прогностичным. Необходимо еще и обязательно учитывать и ситуационные характеристики, и тогда окажется, что в ситуациях со слабыми стимулами более адекватным будет поведение чело­века с меньшей эмоциональной стабильностью и интровертированностью, поскольку именно он проявляет столь необходимую здесь психологическую чувствительность. Стабильный экстраверт в подобных ситуациях может проявлять раздражение, переходя­щее в агрессию, ибо он не ощущает слабых, но значимых воздей­ствий и не понимает причин своего несоответствия обстоятель­ствам. Однако экстраверт, несомненно, более адаптивен в "силь­ных средах" (напряженных условиях), в которых интроверт легко впадает в депрессию, вызванную нервным истощением и запре­дельным торможением.

Инструкция: "Вам будут предложены вопросы об особен­ностях вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов плохих или хороших. Мы заинтересованы в правдивых ответах. На воп­росы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыду­щим ответам. Отвечайте "да", "нет". Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте"!

Список вопросов теста:

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, что­бы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, кото­рые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?

3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли Вам трудно отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам не выгодно?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растра­чиваете ли много времени на обдумывание?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчас­тны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с чело­веком противоположного пола, который Вам симпатичен?

12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

13. Часто ли Вы действуете под влиянием момента?

14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следова­ло бы чего-нибудь делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас легко задеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств не­большим числом близких людей?

21. Много ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?

23. Часто ли Вас тревожит чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вво­лю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напря­жены до предела?

27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28. После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли лезут в голову?

32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее спросить и про­ще узнать об этом у друзей?

33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где по­стоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что Вы раздражительны?

39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты дей­ствий?

40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о раз­ных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никог­да не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым че­ловеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

49. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?

50. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

51. Трудно ли получить настоящее удовольствие от мероп­риятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Обработка результатов теста:

Искренность: ответы "да" на вопросы 6, 24, 36;

ответы "нет" на вопросы 12, 18, 30, 42,48, 54.

Экстраверсия: ответы "да" на вопросы 1,3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

ответы "нет" на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм: ответы "да" на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45,47, 50, 52, 55, 57.

Предлагаем расширенную интерпретацию теста Г. Айзенка, которую следует осуществлять с помощью следующих двух таб­лиц. За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисля­ется 1 балл.

Таблица 1

Интерпретация показателей по шкале "Искренность"

Численный показатель Интерпретация
0-3 Откровенный
4-6 Ситуативный
7-9 Лживый

 

Таблица 2

Интерпретация показателей по шкалам "Экстравертированность" и "Нейротизм"

Численный показатель 0 -11 13-22
Интерпретация для шкалы "Экстравертированность" Интроверт   Экстраверт  
Интерпретация для шкалы "Нейротизм" Эмоционально устойчив Эмоционально неустойчив

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

Холерик-экстраверт: нестабильная личность. Обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работо­способность и настроение не стабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям.

Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен. Задумчив, мирный, сдержанный, надеж­ный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик-интроверт: нестабильная личность, тревожен, песси­мистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуален, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склон­ность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности.

Задание № 3. Определение формулы темперамента (по А. Белову)

Инструкция:

1. Ознакомьтесь с «паспортом» четырех типов темперамента.

2. Отметьте знаком «+» те качества в «паспорте», которые для вас обычны, повседневны.

3. Обработайте результаты в соответствии с «ключом».

4. Сделайте письменные выводы.

«Паспорт» темпераментов

Холерик:

Если вы: 1) неусидчивы, суетливы; 2) невыдержанны, вспыльчивы; 3) нетерпеливы; 4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми; 5) ре­шительны и инициативны; 6) упрямы; 7} находчивы в споре; 8) работаете рывками; 9) склонны к риску; 10) незлопамятны; 11) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью; 12) неуравновешенны и склонны к горячности; 13) агрессивный забияка; 14) нетерпимы к недостат­кам; 15) обладаете выразительной мимикой; 16) способны быстро действо­вать и решать; 17) неустанно стремитесь к новому; 18) обладаете резкими порывистыми движениями; 19) настойчивы в достижении поставленной цели; 20) склонны к резким сменам настроения.

Сангвиник:

Если вы: 1) веселы и жизнерадостны; 2) энергичны и деловиты; 3) часто не доводите начатое дело до конца; 4) склонны переоценивать себя; 5) способны быстро схватывать новое; 6) неустойчивы в интересах и склонностях; 7) легко переживаете неудачи и неприятности; 8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам; 9) с увлечением бере­тесь за любое новое дело; 10) быстро остываете, если дело перестает вас интересовать; 11) быстро включаетесь в новую работу и быстро пе­реключаетесь с одной работы на другую; 12) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы; 13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми; 14) выносливы и работоспособны; 15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой; 16) сохраняете самообладание в не­ожиданной сложной обстановке; 17) обладаете всегда бодрым настроением; 18) быстро засыпаете и пробуждаетесь; 19) часто не собраны, проявляете поспешность в решениях; 20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

Флегматик:

Если вы: 1) спокойны и хладнокровны; 2) последовательны и обстоя­тельны в делах; 3) осторожны и рассудительны; 4) умеете ждать; 5) мол­чаливы и не любите попусту болтать; 6) обладаете спокойной, равномер­ной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики; 7) сдержаны и терпеливы; 8) доводите начатое дело до конца; 9) не растрачиваете попусту сил; 10) придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе; 11) легко сдерживаете порывы; 12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию; 13) незлобивы, прояв­ляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес; 14) постоянны в своих отношениях и интересах; 15) медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое; 16) равны в отноше­ниях со всеми; 17) любите аккуратность и порядок во всем; 18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке; 19) обладаете выдержкой; 20) несколько медлительны.

Меланхолик:

Если вы: 1) стеснительны и застенчивы; 2) теряетесь в новой обста­новке; 3) затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми; 4) не верите в свои силы; 5) легко переносите одиночество; 6) чувствуете подав­ленность и растерянность при неудачах; 7) склонны уходить в себя; 8) быстро утомляетесь; 9) обладаете тихой речью; 10) невольно приспосаб­ливаетесь к характеру собеседника; 11) впечатлительны до слезливости; 12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию; 13) предъяв­ляете высокие требования к себе и окружающим; 14) склонны к подозри­тельности, мнительности; 15) болезненно чувствительны и легко рани­мы; 16) чрезмерно обидчивы; 17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями; 18) малоактивны и робки; 19) уступчивы, покорны; 20) стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих.

Обработка результатов теста:

Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамен­та того или иного типа составляет 16 - 20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчиты­вается 11 - 15, значит качество данного темперамента присущи вам в зна­чительной степени. Если положительных ответов 6 - 10, то качество дан­ного типа присущи вам совсем в небольшой степени.

А теперь определите формулу темперамента:

(1)

где Фт – формула темперамента,

X – холерический темперамент,

С – сангвинический темперамент,

Ф – флегматический темперамент,

М – меланхолический темперамент,

А – общее число плюсов по всем типам,

Ах – число плюсов в «паспорте» холерика,

АФ – число плюсов в «паспорте» флегматика,

ас – число плюсов в «паспорте» сангвиника,

ам – число плюсов в «паспорте» меланхолик.

В конечном виде формула темперамента приобретет такой, например, вид:

Фт = 35%Х+30%С+14%Ф+21%М.

Это значит, что данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14% флегматический, на 21% меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит данный тип темперамента является у вас доминирующим, если 30 - 39% – то качества данного типа выражены средне, если 10-19% – то качества данного типа выражены в малой степени.

ЗАНЯТИЕ №2. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ХАРАКТЕРА

Цель — выработка у студентов навыков определения акцентуации характера.

Навыки и умения: знание характера человека позволяет прогнозировать его поведение, заранее корректировать и контролировать способы обращения к другим людям, действия и поступки. Особое внимание необходимо уделить акцентуациям (крайним проявлениям) характера, поскольку их наличие сопровождается конфликтами, неправильным взаимопониманием, трудной организацией работы с психологической точки зрения.

Задание №4. Тест-опросник К. Леонгарда

Методика выполнения.

Характер – индивидуальное качество устойчивых психи­ческих особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами лич­ности человека, в частности, с темпераментом, который опреде­ляет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеоб­разный отпечаток на те или иные его проявления.

Этот тест предназначен для выявления акцентуаций харак­тера, т.е. определенного направления характера. Опросник вклю­чает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определен­ным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует лич­ность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показы­вает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показыва­ет склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седь­мая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемо­го, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая — силу и выражен­ность эмоционального реагирования.

Описание акцентуаций:

1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.

2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригиднос­ти, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.

3. Застревающий тип. Основная черта этого типа — чрез­мерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверх­ценных идей.

4. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуж­дениями.

5. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о посто­янном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой дея­тельности, высокой активностью, предприимчивостью.

6. Дистимический тип. Этот тип является противополож­ным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной затормо­женностью.

7. Тревожно-боязливый тип. Основная черта—склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.

8. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.

9. Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отча­яние от печальных.

10. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмо­ций в духовной жизни человека.

Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касаю­щиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, ря­дом с его номером поставьте знак "+" (да), если нет – знак "–" (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправиль­ных ответов нет".

Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для пси­хологической консультации, так и с целью профотбора и профо­риентации.

Ответьте на вопросы тестов. Произведите оценку результатов по каждому из предложенных тестов. Составьте характеристику Вашего характера, основываясь на акцентуированных чертах характера.

 

Список вопросов теста:

1. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.?

4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правиль­но, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве Вы были так же смелы, как и Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-то?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидел?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших ра­ботников?

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте)?

17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних факторов?

19. Любят ли Вас Ваши знакомые?

20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокой­ства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У Вас часто несколько подавленное настроение?

22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, или Вы сразу же стараетесь поправить их?

27. Вы в детс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: