Род и вид. Закон соотношения объёма и содержания понятия




Выше в текстах Аристотеля мы столкнулись с понятиями вида и рода. Определим точнее, что имеется в виду под видовыми и родовыми понятиями.

Видом является понятие наименьшей степени общности, под которое подпадают индивиды. Для того чтобы образовать видовое понятие требуется во-первых, увидеть сходство между многими индивидами и установить, в чём это сходство заключается, а также, во-вторых, оценить разнообразие иных предметов, чтобы правильно сформулировать видовые отличия. При этом, если сущность предмета ясна, то содержание видового понятия составляют только существенные признаки. Так, наблюдая за людьми, можно было бы сказать, что это болтливые двуногие существа без перьев, и что, поскольку нет большого числа похожих на них существ, то не потребуется и большого числа отличительных признаков. Сущность, заметим, здесь не раскрывается. Иначе обстоит дело, например, с пчёлами. Для выделения вида здесь потребуется гораздо больше отличительных признаков, поскольку на пчёл похожи многие насекомые.

Иными словами, при образовании вида мы заботимся как о выделении общего для представителей вида, так и для выделения отличий этого вида от других.

Видовые понятия подчинены более общим – родовым. Так, род «приматы» объединяет виды, среди которых есть и вид «человек», а ещё более общий род «млекопитающие» объединяет роды, среди котороых есть и «приматы»:

 

автор этих строк

 
 


млекопитающие приматы человек

 

Переход от индивида – «автора этих строк» к виду «человек» и далее – к родам, называется обобщением. Обратная операция – это ограничение или конкретизация. Пределом обобщения является понятие максимальной степени общности, которое принято называть «категорией». Пределом обратного движения – ограничения – является индивид.

Когда мы хотим выяснить, что есть род для понятия А, мы должны спросить “Что есть А?” или “Что есть каждый объект, являющийся А?” Правильный ответ даст нам род, хотя формально ответ на этот вопрос может привести нас ровно к объёму понятия А. На практике однако, этого не происходит. Вопрос «Что есть А?» обычно понимают как вопрос о ближайшем видовом или родовом понятии.

Например, “Что есть человек?” Отвечаем: “Человек есть болтливое животное”. Если так, то родовым для понятия человек является понятие болтливое животное. Точно так же родовыми (но более общими) для понятия человек будут понятия живое существо, двуногое без перьев и пр.

Любое понятие, которое является видом по отношению к понятию А или может выполняет роль его экземплификации – предъявлять подпадающий под него индивид, подходит для ответа на вопрос “каким бывает А?” Например, если спросить, “каким бывает человек?”, то в качестве ответа сгодится: “очень скучным”. Значит, понятие скучный человек есть вид для понятия человек или просто вид человека. В других случаях в результате ограничения понятия «человек» можно перейти к понятиям наша общая подруга Мария Ивановна, кандидат наук, одноногий пират.

Приведём несколько примеров, в которых для понятия будут указываться ближайший обобщающий и один из видов. Род записываем справа, вид – слева:

 

хоботныеслонАфриканский слон;

организованная группа больших животных – стадо слонов – стадо слонов, бегущее

на водопой;

слон – слон в посудной лавке – слон в антикварной посудной лавке;

свойство характера – толстокожесть – толстокожесть Петра Петровича.

 

Для последнего случая возможно и прямое понимание слова “толстокожесть”:

 

свойство кожи – толстокожесть – толстокожесть бегемота.

 

Объём и содержание понятия связаны друг с другом сообразно закону соотношения объёма и содержание понятия. Он гласит: более общие понятия имеют сравнительно меньшее содержание, и, наоборот, чем уже понятие, тем обширнее его содержание.

Убедиться в справедливости этого закона легко. Сравним понятия «человек» и «млекопитающее». Объём понятия «человек» включает в сея всех людей и, очевидно, является частью объёма понятия «млекопитающее», но, чтобы охарактеризовать содержание понятия «человек», потребуется большее число признаков, т. е. больше информации. Ведь человек – млекопитающее и, перечисляя признаки человека, мы обязательно укажем на это, а затем укажем и иные его признаки, которые отличают его от прочих млекопитающих. Иными словами, при обобщении мы ищем общие свойства различных предметов, оставляя в стороне то, что их друг от друга отличает и, тем самым, уменьшаем содержание. При конкретизации, напротив, мы стремимся выделить предмет среди других и достигаем этого путям увеличения информации о нём. Как уже говорилось выше, понятие о конкретном человеке – Джонни Деппе – нельзя образовать, поскольку оно окажется бесконечным по содержанию, а вот понятие «американский киноактёр» вполне компактно по содержанию. Самым малоинформативным будет понятие «предмет мысли», поскольку мы определили его выше как «то, о чём можно делать утверждения или отрицания». Ничего более мы здесь сказать не можем.

Закон соотношения объёма и содержания показывает, что конечному человеческому разуму неизбежно приходится иметь дело с общими понятиями. Они имеют сравнительно небольшое содержание, которым, поэтому, легко оперировать в уме, например, при формулировке общих законов, из которых знание о частном выводится как логическое следствие. Лейбниц же полагал, что ничем не ограниченному по своим возможностям божественному разуму общие законы как раз и не нужны: Бог всё и обо всём знает сразу во всех частностях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: