Цель, задачи, инструменты и механизм бюджетно-налоговой политики. Мультипликативные эффекты фискальной политики




Бюджетно-налоговая или фискальная (от лат. "fiscus" – казна) политика государства – одно из направлений стабилизационной макроэкономической политики. Фискальную политику проводит правительство под контролем парламента (в Украине – Верховной Рады). В широком понимании фискальная политика включает меры по изменению государственных закупок, налогов, трансфертов частному сектору, платежей по обслуживанию государственного долга, направленных на изменение объемов ВВП с целью достижения равновесия экономики, полной занятости, сбалансированного неинфляционного роста. В более узком смысле фискальная политика рассматривается как регулирование уровня экономической активности путем изменения государственных закупок и налогообложения, то есть как составляющая стабилизационной политики. Таким образом, бюджетно-налоговая или фискальная политика – система мероприятий государства по изменению государственных закупок и налогообложения, направленная на обеспечение равновесия в условиях полной занятости и неинфляционного роста ВВП. Инструментами (рычагами) фискальной политики считаются государственные закупки, трансферты и налоги.

Для понимания механизма фискальной политики необходимо уточнить некоторые моменты. Как уже отмечалось, в зависимости от уровня абстракции в макроэкономической теории моделируются частная закрытая, смешанная закрытая и открытая смешанная экономики. В этой теме (а также в последующих темах) анализируется смешанная закрытая модель национальной экономики, где кроме домохозяйств и предпринимательского сектора, появляется еще один субъект национальной экономики – государство, правительство. Учет деятельности государства в качестве макроэкономического субъекта требует выделения доходов и расходов этого субъекта. В макроэкономической модели смешанной экономики с субъектами экономической системы правительство связано через налоги, трансферты, государственные закупки и займы.

Налоги являются основным источником доходов государства (государственного бюджета) и взимаются с субъектов частной экономики: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий и т.п. Сумму налоговых платежей в государственный бюджет можно назвать "валовыми налогами". Наряду с этим правительство имеет дело с обратными платежами частному сектору экономики, которые принимают форму трансфертных платежей. К ним относятся пенсии, стипендии, выплаты безработным, субсидии, дотации, субвенции и т.д. Валовые налоги за вычетом трансфертных платежей можно считать "чистыми налогами".

Доходы государственного сектора, как субъекта закрытой смешанной экономики, образуются за счет чистых налогов, поскольку только они характеризуют истинную величину средств, поступающих в распоряжение правительства от частного сектора экономики. Иными словами, чистые налоги – это располагаемый доход правительства:

 

T = AT – TR, (9.1)

 

где Т – чистые налоги; АТ – валовые налоги; TR – трансфертные платежи.

Государственные закупки можно считать составляющей государственных расходов (госрасходы в модели экономического кругооборота выступают в форме государственных закупок). Структура расходов государства обусловлена его функциями в современной экономике. В самом общем виде структуру государственных расходов можно представить следующим образом: расходы в государственном секторе (в том числе заработная плата работникам госсектора); платежи за товары и услуги для текущего потребления; государственные инвестиции – капитальные затраты (на строительство производственных объектов, сооружений, дорог и т.д); трансферты частному сектору (помощь безработным, малообеспеченным, инвалидам и т.д); обслуживание государственного долга. Первые три позиции определяют государственные закупки, в составе которых можно выделить: государственные закупки потребительских товаров и услуг; государственные инвестиции. Государственные закупки охватывают платежи правительства за товары и услуги, произведенные в стране (или за рубежом – в модели смешанной открытой экономики) и закупленные правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета для гарантированного обеспечения выпуска необходимых для страны продуктов и собственного потребления, а также для обеспечения потребления населения и создания резервов. В числе товаров, которые закупает правительство, могут быть военная техника, здания, офисная мебель, канцелярские товары, компьютеры и т.д. Из числа услуг основными являются услуги органов государственного управления, армии, милиции, образования, здравоохранения и т.п.

Практика показывает, что правительство не всегда в состоянии сбалансировать свои расходы за счет доходов (налогов), поступающих от частного сектора экономики. Вследствие этого возникает дефицит средств (бюджетный дефицит), который может финансироваться за счет займов. Эти займы осуществляются преимущественно за счет продажи государственных облигаций (облигаций внутреннего государственного займа – ОВГЗ). Ссуды могут предоставляться правительству частным сектором экономики – непосредственно домохозяйствами или финансовыми посредниками – через механизм финансовых рынков. В особых случаях правительство может заимствовать денежные средства у центрального банка за счет денежной эмиссии.

Включение государства в экономическую систему не нарушает равновесия в экономике, но влияет на условия его формирования, что соответствующим образом учитывается в функции потребления, в моделях "затраты-выпуск" и "утечки-инъекции" и др.

Например, в рамках модели "затраты-выпуск" совокупные расходы дополняются государственными закупками (G) и модель экономического равновесия (уравнение совокупных расходов) принимает следующий вид:

 

Y = C + I + G (9.2)

 

В условиях смешанной закрытой экономики трансформируется функция потребления, о чем уже говорилось в теме № 6 (формулы 6.3 и 6.5). С учетом государства появляются, с одной стороны, налоги, с другой – трансфертные платежи частному сектору. Налоги уменьшают располагаемый доход домохозяйств, а трансферты увеличивают его. Налоги, как правило, превышают трансферты. Поскольку разница между ними определяется через чистые налоги (Т), то это означает, что в итоге располагаемый доход домохозяйств уменьшается на величину чистых налогов. Отсюда функция потребления приобретает следующий вид:

 

С = СА + c'×(Y – T) (9.3)

 

Функцию потребления можно представить и другим способом. Для этого чистые налоги (включая валовые налоги и трансферты) следует выразить как функцию от дохода, т.е. ВВП, который на макроуровне принимается за налоговую базу. Почти все налоги и подавляющее большинство трансфертов зависят от дохода. Налоги (валовые) находятся в прямой зависимости от дохода. Поэтому чем больше доход (ВВП), тем больше налоговые платежи экономических субъектов (поступления в бюджет). И наоборот. Что касается трансфертов, то они находятся в обратной зависимости от дохода: чем больше ВВП, тем выше доходы домохозяйств и тем меньше они нуждаются в помощи в форме социальных трансфертов. Зависимость налогов и трансфертов от дохода выразим зависимостью чистых налогов от дохода, то есть ВВП. С ростом дохода чистые налоги увеличиваются, так как растут валовые налоги и уменьшаются трансферты; с уменьшением дохода чистые налоги сокращаются, так как уменьшаются валовые налоги и увеличиваются трансферты. Следовательно, чистые налоги находятся в прямой зависимости от дохода. На этом основании функцию чистых налогов можно представить следующим образом:

 

Т = t' × Y (9.4)

 

В уравнении (9.4) t' – предельная налоговая ставка. Она показывает: на сколько единиц растут чистые налоги (или увеличиваются налоги и уменьшаются трансферты) в случае роста дохода на единицу. Другими словами, предельная налоговая ставка отражает отношение между изменением чистых налогов и изменением дохода: t' = ΔТ/ΔY. Например, с увеличением ВВП на 100 млрд. грн. чистые налоги увеличиваются на 20 млрд. грн. Величина предельной налоговой ставки: t' = 20:100 = 0,2.

Кроме налогов и трансфертов, которые являются функцией дохода, существуют также налоги и трансферты, которые не зависят от дохода, но влияют на располагаемый доход и потребление. Они учитываются отдельно как факторы, влияющие на автономное потребление (СА), но не в полной мере, а согласно предельной склонности к потреблению.

Если в формуле 9.3 чистые налоги определить по формуле 9.4, а часть налогов и трансфертов, которые не зависят от дохода, учесть как факторы, влияющие на автономное потребление, то получим функцию потребления в таком виде:

 

C = СА + c' (1- t') Y (9.5)

 

В условиях отсутствия государства (в частной закрытой экономике) в рамках модели "утечки-инъекции" экономическое равновесие определялось на основании тождества между частными сбережениями и частными инвестициями: S = I. С учетом государственного регулирования, утечки из экономического кругооборота дополняются чистыми налогами, а инъекции – государственными закупками. Поэтому в общем виде модель экономического равновесия для закрытой смешанной экономики можно представить как тождество между суммой утечек (сбережения и налоги) и суммой инъекций (инвестиции и госзакупки):

 

S + T = I + G (9.6)

 

Механизм фискальной политики основывается на мультипликативных эффектах изменения госзакупок и чистых налогов.

Мультипликатор государственных закупок (на основе общей формулы 7.6 мультипликатора расходов) определяется следующим образом:

 

µG = , (9.7)

 

где µG – мультипликатор государственных закупок, ΔY – изменение объемов национального производства (равновесного ВВП, совокупных расходов и совокупных доходов в национальной экономике), вызванное изменением автономных государственных закупок на величину ΔG.

Мультипликатор государственных закупок работает в двух направлениях: если госзакупки растут, то расходы, доходы и ВВП многократно увеличиваются, если госзакупки уменьшаются, то перечисленные величины многократно сокращаются.

Для ответа на вопрос "почему изменение государственных закупок вызывает мультипликативное изменение дохода?" вспомним, что любой рост автономных расходов увеличивает доход на величину, превышающую прирост автономных расходов за счет возникновения индуцированных расходов. В смешанной закрытой экономике в уравнении равновесного ВВП автономными расходами являются государственные закупки, а индуцированными – потребление. При этом индуцированное потребление, как выяснилось выше, определяется по формуле: С = с' (1 - t') Y. Следовательно, изменение равновесного ВВП, которое вызвано изменением государственных закупок, можно определить с помощью уравнения:

 

ΔY = ΔG + с'(1 - t') ΔY (9.8)

 

Решив 9.8 относительно ΔY, получим:

 

ΔY = × ΔG (9.9)

 

В уравнении 9.9 коэффициент является мультипликатором расходов в смешанной закрытой экономике (мультипликатором государственных закупок):

µG = (9.10)

 

Если в знаменателе формулы (9.10) раскрыть скобки, то получим:

1 - c' + c' × t'.

Поскольку 1 - c' = s', то формулу мультипликатора расходов можно записать иначе:

µG = (9.11)

 

Формула (9.11) показывает, что мультипликатор расходов в смешанной закрытой экономике является величиной, обратно зависящей от суммы утечек экономического кругооборота, которая включает сбережения и налоги. Это означает, что мультипликатор расходов в смешанной закрытой экономике ниже (его значение меньше), чем в частной закрытой экономике: Изменение автономных расходов в смешанной закрытой экономике вызывает меньшее изменение дохода, чем изменение автономных расходов в частной закрытой экономике.

Мультипликативный эффект изменения чистых налогов рассчитывается по формуле:

 

µT = - , (9.12)

 

где µT – мультипликатор чистых налогов, ΔY – изменение объемов национального производства (равновесного ВВП, совокупных расходов и совокупных доходов в национальной экономике), вызванное изменением чистых налогов на величину ΔТ.

Мультипликативный эффект изменения налогов работает в двух направлениях: если налоги растут, то расходы, доходы и ВВП многократно уменьшаются, если налоги уменьшаются, то перечисленные величины многократно растут (символ «– » в формуле 9.12 указывает на обратную зависимость ΔY от ΔТ).

Формула мультипликатора чистых налогов, где отражается его зависимость от предельной склонности к потреблению, сбережению и предельной ставки налогообложения, выглядит так:

 

µT = (9.13)

 

Мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов (государственных закупок) пропорционально предельной склонности к потреблению. Поскольку – это мультипликатор расходов, то мультипликатор налогов можно представить следующим уравнением:

 

µT = с' × µG (9.14)

 

Используя мультипликаторы расходов и налогов, влияние отдельных инструментов фискальной политики на ВВП можно определить по следующим формулам: ΔY = ΔG ×µG; ΔY = ΔТR × с' × µG; ΔY = -ΔТ × µT. В приведенных формулах знаки („+” и „-”) свидетельствуют о том, что государственные закупки и трансферты влияют на ВВП непосредственно, а налоги (валовые или чистые) - опосредовано. Поскольку µG>с'×µG, то это означает, что, например, рост государственных закупок на единицу вызывает больший прирост дохода, чем уменьшение чистых налогов на единицу. Поэтому для достижения целевого прироста дохода государственные закупки нужно увеличить на меньшую величину, чем та, на которую следует уменьшить чистые налоги.

В случае одновременного применения фискальных инструментов изменение дохода (ВВП) определяется по формуле:

 

ΔY = (ΔG - ΔТ × с') × µG (9.15)

 

В макроэкономике отдельно выделяется мультипликативный эффект фискальной политики, который возникает когда государственные закупки и чистые налоги изменяются одновременно в одном направлении и на одинаковую величину (изменения государственных закупок и изменения чистых налогов тождественны):

 

ΔG = ΔТ (9.16)

 

Сбалансированность государственных закупок и чистых налогов в определенной степени свидетельствует о сбалансированности государственного бюджета: госзакупки являются определенным отражением расходов бюджета, а налоги – его доходов. Безусловно, в этом случае речь не идет об абсолютном устранении несбалансированности бюджета, а лишь о сбалансированности изменений в доходной и расходной его частях. Особенность сбалансированного варианта фискальной политики заключается в том, что он порождает мультипликатор сбалансированного бюджета, который равен или меньше единицы. Чтобы в этом убедиться, сначала запишем уравнение, которое отражает изменение равновесного ВВП, вызванное применением как государственных закупок, так и чистых налогов (на базе уравнения 9.8):

 

ΔY = ΔG + с' (ΔY - ΔТ) (9.17)

 

Раскрыв скобки уравнения 9.17 и решив его относительно ΔY, учитывая, что ΔG = ΔТ, получим: ΔY = ΔG. Поскольку государственные закупки и чистые налоги изменяются в одном направлении и на одинаковую величину, т.е. ΔG = ΔТ, то на эту же величину изменяются расходы и доходы бюджета (ΔВ – расходы и доходы). На такую же величину изменяется и ВВП (ΔY). Это означает, что изменение государственных закупок и чистых налогов на одинаковую величину предопределяет изменение ВВП (ΔY) на такую же величину. В дополнение к росту ВВП, уравновешивается и балансируется бюджет. Поэтому в итоге имеем такое тождество:

 

ΔG = ΔТ = ΔВ = ΔY (9.18)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: