Разновидности фискальной политики: анализ влияния на совокупный спрос и совокупное предложениев рамках модели AD-AS




В зависимости от целевой направленности фискальной политики различают: стимулирующую (экспансионистскую) и сдерживающую (рестрикционную). По уровню управляемости фискальными инструментами различают дискреционную (осознанную) и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) применяется для оживления экономической конъюнктуры, то есть стимулирования совокупного спроса и / или совокупного предложения. С этой целью правительство может: увеличивать государственные закупки и трансфертные платежи, уменьшать налоги, или сочетать рост госзакупок и трансфертов с сокращением налогов (учитывая, что мультипликативный эффект роста государственных закупок больше мультипликативного эффекта сокращения налогов). Такая политика, прежде всего, стимулирует (увеличивает) совокупный спрос и приводит: в краткосрочном периоде, в условиях неполной занятости – к росту объемов национального производства и занятости ресурсов, т.е. позволяет преодолеть циклический спад экономики; в долгосрочном периоде, в условиях полной занятости – к инфляции. Иллюстрация результатов (графическая интерпретация) стимулирующей фискальной политики в рамках модели AD-AS представлена на рис.9.1.

       
   
 
 


Р AD4

AS

AD3

P4 D

 
 


AD1 AD2

 

 

P3 C

 
 


P1(2)

A B

 


Q1 Q2 Q3(4) Q

 

Рис. 9.1. Влияние стимулирующей фискальной политики на совокупный спрос в краткосрочном периоде, в условиях неполной занятости (AD1 - AD2) и в долгосрочном периоде, в условиях полной занятости (AD3 – AD4).

 

Стимулирующая фискальная политика, в частности политика сокращения налогов, влияет и на совокупное предложение, а следовательно и на соотношение "уровень цен - реальное производство". Такое влияние проявляется следующим образом: сокращение налогов увеличивает доходы после уплаты налогов, а следовательно растут сбережения домохозяйств, которые могут использоваться на инвестирование; сокращение налогов для предпринимателей увеличивает прибыльность инвестиций и их возможные объемы, таким образом в перспективе вырастут производственные возможности и мощности; сокращение индивидуальных налогов (подоходных) увеличивает заработную плату, а следовательно усиливаются стимулы к труду, растет предложение рабочей силы; сокращение ставок налогообложения является хорошим стимулом развития предпринимательства и т.д. Перечисленные причинно-следственные связи, возникающие в экономике под влиянием снижения налогов, вызывают увеличение совокупного предложения: рамках модели AD-AS снижение налогов переместит кривую совокупного предложения вправо (рис. 9.2), что отражает снижение уровня инфляции и рост реального ВВП.

 
 


Р

AS1

AD2

AD1 AS2

P2 В

 

P3 С

А

P1

 

       
   
 
 

 


Q1 Q2 Q3 Q

 

Рис. 9.2. Последствия воздействия стимулирующей фискальной политики на спрос и предложение (перемещение из точки А в точку С).

Таким образом, в долгосрочной перспективе политика снижения уровня налогообложения может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в условиях инфляционного роста, когда наблюдается "перегрев" экономики. С этой целью правительство может: уменьшать государственные закупки и трансфертные платежи, увеличивать налоги, или сочетать сокращение госзакупок и трансфертов с увеличением налогов. Такая политика также влияет на совокупный спрос и совокупное предложение. Она целесообразна в условиях инфляции, которая возникает вследствие избыточного совокупного спроса в условиях полной занятости (вертикальный отрезок кривой совокупного предложения модели AD-AS).Инфляция спроса может снижаться "ценой" роста безработицы и сокращения объемов национального производства (промежуточный отрезок кривой совокупного предложения модели AD-AS, перемещение из точки А в точку В на рис. 9.3).

 
 


Р

AS2

AD1

AD2 AS1

 

 

P1 А

С

P3 В

P2

       
   
 
 

 


Q3 Q2 Q1 Q

 

Рис. 9.3. Последствия влияния сдерживающей фискальной политики на спрос и предложение (перемещение из точки А в точку С).

Долговременное (длительное) повышение налогов может привести к развертыванию механизма стагфляции (когда спад деловой активности (стагнация) будет сопровождаться инфляцией) (рис. 9.3, перемещение из точки В в точку С).

В макроэкономике рассматривается в основном кейнсианский вариант фискальной политики, согласно которому объектом ее воздействия является совокупный спрос: воздействуя фискальными инструментами на совокупный спрос, правительство (в зависимости от фазы экономического цикла) стимулирует или сдерживает экономику.

Вариант фискальной политики, когда объектом воздействия является совокупное предложение и в основе которого лежит необходимость уменьшения уровня налогообложения, отстаивают сторонники теории экономики предложения. Они утверждают, что государство, снижая налоги, получает возможность увеличивать не только совокупный спрос, но и совокупное предложение, в результате чего обеспечивается больший рост объемов производства и меньший уровень инфляции. Однако большинство экономистов критически оценивает эффективность политики низкого налогообложения.

К главным замечаниям относительно фискальной политики, которая опирается на рекомендации сторонников теории экономики предложения, ее оппоненты относят следующие. Снижение налогов может стимулировать экономику и вызвать рост ВВП лишь в отдельных случаях. Уменьшение налогов гораздо ощутимее влияет на рост совокупного спроса, чем на увеличение совокупного предложения. Влияние снижения налоговых ставок на совокупное предложение разворачивается в течение времени, продолжительность которого трудно предсказать, тогда как немедленным следствием снижения налоговых ставок является сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет. Поэтому следствием политики низкого налогообложения является возникновение бюджетного дефицита. Это создает предпосылки для увеличения государственного долга и расходов на его обслуживание или осуществления чрезмерной денежно-кредитной эмиссии, которая ускоряет инфляцию.

Для опровержения замечаний оппонентов по сокращению налоговых поступлений в государственный бюджет сторонники теории экономики предложения выдвинули гипотезу, согласно которой более низкие налоговые ставки могут быть совместимы с предыдущими и даже с возросшими налоговыми поступлениями. По их мнению, такой эффект достигается в результате того, что снижение уровня налогообложения способно вызвать рост налоговой базы в экономике, сокращение масштабов уклонения от уплаты налогов, уменьшение объемов трансфертных платежей. Эту гипотезу выдвинул американский экономист Артур Лафер. Ее графическая модель под названием "кривая Лафера", рассматривалась в теме № 8.

Дискреционная фискальная политика – это политика, в пределах которой изменение государственных расходов, трансфертов и налогов осуществляется на основе специальных решений правительства и парламента. Недискреционная фискальная политика касается только налогов и трансфертов, которые являются функцией от дохода. Поэтому недискреционной является такая фискальная политика, которая, устанавливая определенную зависимость налогов и трансфертов от дохода, обеспечивает им возможность изменяться в автоматическом режиме в случае изменения дохода (ВВП).

В основе недискреционной фискальной политики лежит способность фискальных инструментов, входящих в состав чистых налогов, изменяться в автоматическом режиме, т.е. без прямого участия государства. Это обусловлено тем, что сумма налоговых платежей и трансфертов, которые зависят от дохода, зависят от изменений ВВП даже при неизменных налоговых ставках и трансфертных платежах. Лишь небольшая часть налогов не изменяется автоматически (с изменением дохода и ВВП), а только дискреционно: налоги на недвижимость, землю, транспортные средства и т. д. К налогом, которые автоматически зависят от дохода, относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и т.п.. С ростом ВВП все эти налоги обеспечивают увеличение налоговых поступлений в бюджет. И наоборот, если объем ВВП уменьшается, то налоговые поступления в бюджет уменьшаются. К трансфертам, изменение которых происходит не автоматически, а регулируется государством, можно отнести пенсии, стипендии, некоторые виды пособий и т.д. Определенные трансфертные платежи, которые по своей сущности являются отрицательными налогами, меняются в зависимости от динамики ВВП. Но по сравнению с налогами они изменяются в противоположном направлении относительно направления изменения ВВП: выплаты по безработице, социальные субсидии малообеспеченным, субсидии сельскохозяйственным предприятиям и т.д. сокращаются в условиях роста производства и доходов и увеличиваются в условиях их падения.

Таким образом, подавляющее большинство налогов и трансфертов меняются автоматически в случае изменения дохода (ВВП). Следует учитывать, что автоматическое изменение налогов зависит не только от того, на сколько изменяется ВВП, но и от чувствительности налогов к его изменениям. Последнее обусловлено действующей системой налогообложения. Если применяется прогрессивная система налогообложения, то уровень налоговых ставок возрастает по определенной шкале в зависимости от уровня дохода. Поэтому с ростом ВВП налоги увеличиваются быстрее, чем доход. При пропорциональной системе налогообложения уровень налоговых ставок является одинаковым для всех уровней дохода. Поэтому налоги изменяются прямо пропорционально изменению дохода.

Таким образом, изменение налогов и трансфертов, которое вызывается изменением ВВП, является их автоматическим изменением, т.е. "автоматическим изменением чистых налогов". Автоматическое изменение чистых налогов выступает важным фактором экономической стабилизации. Способность чистых налогов выполнять стабилизационную функцию обусловливается тем, что они представляют собой утечки из потока доходы-расходы, изменение которых вызывает изменение совокупных расходов и ВВП. При этом утечки в форме чистых налогов увеличиваются в период роста производства и уменьшаются в период спада. В первом случае автоматическая смена чистых налогов тормозит рост совокупных расходов и ВВП, во втором – тормозит их сокращение. Это сглаживает циклические колебания и стабилизирует экономику. За способность выполнять в автоматическом режиме стабилизационную функцию в экономике чистые налоги называют "автоматическими стабилизаторами". Осуществление автоматическими стабилизаторами своей функции в экономике без специальных государственных решений не означает, что государство в этом процессе выполняет лишь роль стороннего наблюдателя. Она влияет на действие автоматических стабилизаторов опосредованно. Роль государства заключается в том, что оно вводит (встраивает) в экономику определенную систему налогов и трансфертных платежей. Внесением изменений в эту систему государство влияет на эффективность автоматических стабилизаторов. Итак, недискреционная (автоматическая) фискальная политика, изменяя налоги и трансферты, влияет на эффективность выполнения ими стабилизационной функции в экономике в автоматическом режиме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: